Описание руны. [461] – Наш. В глаголице она изображается как
[461] – Наш. В глаголице она изображается как . Руна «н» в протоглаголице пишется как (сравни: северовенедская руна Н и руна Старшего Футарка n), что при скоростном письме дает . В греческом кодексе эта буква зовется «ηαζ» («noster» – «наш» – по латыни); в германских языках – «naud, nead, not (совр. нем.)» – «нужда», что перешло к восточным славянам в виде слова «нуже» (с тем же значением), а, так как представляет собой лигатуру Ш-Ш, то «нуже» вполне могло превратиться в «нашЄ» («наши»). Древнеанглийские рунические поэмы гласят: Нужда заставляет сердца черстветь, … Тесной повязкой стянет потребность грудь. но обернуться способна она и подмогой, если вовремя взор к ней свой обратишь. В старонорвежском тексте сказано, что: Выбора не оставляет нужда; Подобным образом и в древнеисландском стихе говорится: Нужда – несчастье дому, Северовенедская руна Н (кстати, совпадает с одним из вариантов изображения западнославянской руны!) означала неизбежность, судьбу; Вия, Навь, Кривду и звалась «Нужда». У западных славян руна изображалась следующим образом: . Но «Нуже» – это не просто нужда в чём-либо, нехватка чего-либо как таковая, «Нуже» – это отсутствие, которое побуждает человека к действию. Не знаю, может быть, это просто игра слов, но почему-то слышится мне побудительное «Ну же!»…
Древнеанглийская руническая поэма:
Воля породила мир, и мощь её отлита в Nyd. Это — голодная воля создавать и владеть, жажда властвовать и разделять… Это не «нужда» в современном значении слова (нищета), но – необходимость, неизбежность судьбы, назначенной Норной согласно первичным законам [463]. Про Ныя мы читаем у Яна Длугоша[464]: «Кн.I. … Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест». Плутон же, с которым отождествляли Ныя – одно из имён («хейти») Аида, которое восходит к понятию богатства[466]: «…имя же Плутона пошло от богатства – «Πλοατοι», так как богатство приходит из-под земли…»[467], «… вся земная природа и жизнь были посвящены отцу Диту [468], он же зовется у нас «Богатый», как у греков Плутон, потому что и возвращается всё в землю, и происходит всё из земли» [469].
Кстати, очень интересно отношение к зрению Загробоного Судьи. Вий и его «подымите мне веки», своим взглядом могущий проникнуть даже сквозь обережный круг Хомы (чего не может сделать никакая нечисть); кельтский Балор с кольцом, продетым в веко, взгляд которого убивал любого из Туата де Данаан (племя Богини Дану); валлийский Ысбаддаден, который говорит: «Эй, поднимите мне веки!»[474].
Итак, с одной стороны, данная руна означает нужду как побудитель к действию, неизбежное влияние судьбы; с другой стороны – грозного судью пекельного мира, от взора которого не может укрыться никто. Гвидо фон Лист написал в пояснении к руне Not: «Используй свою судьбу, а не борись с ней» [475]. С одной стороны, славяне судьбы не признавали («судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу» [476]), с другой стороны – у них есть богиня Мокошь, имеющая большое значение для славян (Владимир Святославич поставил капь[477] Мокоши рядом с капями Дажьбога и Перуна), – пряха нити жизни человеческой. То есть, эта руна воплощает в себе неизбежность кармы (особенно в связи со следующим:) как определённых событий в жизни, отражающих действия человека в предыдущем воплощении – вот она, необратимость посмертного судейства… Хочу отметить, что и у германцев, и у западных славян название буквы совпадает; учитывая особенность лигатуры , предлагаю называть эту букву – «Нужда».
|