Описание руны. Быть может, внешний враг, недруг, которого вы так стараетесь перехитрить или одолеть, не более чем отражение вас самих.[401]
Быть может, … внешний враг, недруг, которого вы так стараетесь перехитрить или одолеть, не более чем отражение вас самих. [401]
– Мыслете. В глаголице буква выглядит так: (в хорватской) или так: или (в болгарской), причём последний вид буквы – подражание руне «mann», которая выглядела как или , откуда и могла пойти . В болгарском абецедаре эта буква называется «muslite» и объясняется как «cogitare», то есть, «мыслить». В греческом кодексе она обозначается как «μη». Др.-англ. слово «mann» – «муж» (общегерм. *mannaz, позднесканд. Mapr, брит. Man, др.-исл. madhr, перс. Madr, гот. Manna(z)[402] – «человек») могло превратиться в «мыслете» таким путем: mann (человек) – myslivec (мыслящий, т.е. человек) – myslite (мыслeте).
В темном царстве кружатся тучи, и вороньи кружатся стаи. Чернобог-Кощей там лютует, колдунов и ведьм собирает всех служителей Чернобога. [404] Зодиакальный знак e означает «Скорпион», и напоминает нортумбрийскую руну /y («Ýr»[405]) – тис, имеющую значение таинства смерти[406]. Германская руна «Ýr, Eur» K является противоположенной по отношению к руне «Mann». Так как одно из её значений – Eigenholzbogen («тисовый лук»)[407], то она символизирует луну, но луну именно убывающую или растущую – движущуюся, в отличие от полной Луны Mannaz. Также, эта руна означает «арка, поклон, изгиб» – некое прогибание…
Шестнадцатым я дух шевельну девы достойной, коль дева мила, овладею душой, покорю её помыслы. (Речи Высокого, 161)
ни девы речам, ни жены разговорам — на колесе их слеплено сердце, коварство в груди их. (Речи Высокого, 84)
Эта руна – руна непостоянства, коварства… Ещё лучше становится видно это сходство, если вспомнить Скипера-Зверя из «Песен птицы Гамаюн»: То не пыль в поле распыляется, не туманы с моря поднимаются, то с восточной земли, со высоких гор выбегало стадо звериное, что звериное стадо – змеиное. Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь, лютый Скипер-зверь – пасть, что в пекло дверь. Как на Скипере шерстка медная, а рога и копыта – булатные. Голова его – велика как гора, руки-ноги – столбы в три обхвата. Он рогами цеплялся за тучи и по своду небесному шаркал. Как бежал Скипер-зверь – Мать Земля колебалась, в море синем вода замутилась, и круты берега зашатались. [408] Но, с другой стороны, в рунной магии ÝR используют как защитный знак!
А также:
Древнеисландский стих:
Ýr – это натянутый лук Потомок Игви-Ингуза-Дажьбога! Не поэтому ли современные рунологи связывают эту руну с благородством, честью, радостью – из-за связи Yr-Лука с Богом плодородия и света?
С одной стороны – непостоянство и коварство; с другой – благородство и честь… Чтобы не вносить путаницу, я раскр о ю эту тему в конце описания руны.
Вообще-то, Скипер-зверь далеко не самая однозначная личность, можно сказать, что он предстаёт как некая тёмная ипостась Индры; точнее, как ипостась Индры, свалившегося во Тьму. Очень показательно также и то, что Скипер-зверь не уничтожал людей, не уничтожал Землю (хотя и захватил её), не собирался врываться в Сваргу или свергать Сварога. Скипер-зверь шел навстречу своей судьбе – к бою с Перуном.
Также, обращу внимание на Аида-Плутона, который является планетой созвездия Скорпион. Царство его охраняет пёс Кербер – иногда змее головый, а иногда – в ошейнике из змей. Вообще, царство мёртвых представлялось грекам олицетворяющим силы природы (дикую, слепую стихию), гораздо более древние, чем Боги-олимпийцы.
С другой стороны, есть и ещё один зодиакальный знак: c («Дева»), означающий Макошь, второе дитя Рода после Сварога[409]. Род создал затем Макошь-матушку – Мать-Богиню судьбы неминучую [410]. Такова Макошь, которая посылает к людям Долю и Недолю, Сречу и Несречу[411].
Руне «Мыслете» посвящена Пятница[416]. Сравни: нем. Frei-tag, англ. Fri-day – букв. «день Фрейи[417]»; у римлян она была посвящена Богине Венере (dies Veneris), сравн. фр. Vandredi (Венера). У славян Макошь связывалась с пятницей[418], и даже выступала под именем святой «Параскевы[или Прасковьи]-Пятницы или Святой Пятницы», покровительствуя шитью. В языческие времена на Руси пятница была нерабочим днем: «…сказывают, что им являются св. Пятница и св. Анастасия, и заповедуют в среду и пятницу ручного дела не делати и женам не прясти…» [419]. Ещё в XIXв н.х.л. крестьянки не смели в этот день шить или прясть, чтобы не прогневить Параскеву Пятницу.
Название «Мыслете» означает не только сам процесс размышления, но и то, что отличает человека от зверя[421] – разум человека. Маназ – руна человека, но не человека в физическом смысле только, а человека как структуры божественного сознания. Руна личности [422]. Также следует вспомнить и о хеттской богине Man – «покровительниуе родов, предопределяющей судьбу человека»[423].
Исландская руническая поэма гласит: Человек – это радость для человека,
В этом отношении очень интересна будет германская руна l «laf, logr», означающая «изначальный закон»[424]. число я открою асов и алъвов, прозванье богов поведаю людям, — то может лишь мудрый. (Речи Высокого, 159)
Но есть и второй, потаенный и глубинный смысл этой буквы: именно разум может превратить зверя в человека. Так что суть буквы «Мыслете» в том, что не все то, что кажется добрым – на самом деле доброе, и наоборот. Любое имение и начинание может быть как во благо, так и во зло. Если обобщить (а также иметь ввиду чуть ли не прямо противоположенные значения руны Yr), то получится следующее: руна раскрывает двойственность сути человека (непостоянство-благородство, коварство-честь, животное-человек, ведомый-ведущий и т.д.) и то, что посредине сто и т мысль. Разум. Напоминает коловращение Яви и Нави вокруг Прави (сражаются тут Чернобог с Белобогом и Сваргу поддерживают, чтоб не был повержен тот бог Свентовит [425]): тёмное и светлое начала борются в человеке друг с другом, и удерживаются разумом, но в то же время, эта борьба и обуславливает жизнь человека как такового. То есть, для человека (я подчеркнул специально!) не существует ни Пекла, ни Ирия[426] (и уж, тем более, ни Ада, ни Рая). Он живёт здесь и сейчас, пока в нём борется Навь и Явь. Когда человек умирает, он уже перестаёт быть человеком: прекратилась борьба, и душа его отправляется либо в Навь, либо в Сваргу, в Ирий. Но только тогда это уже будет не человек (man, mann, mannaz, madhr)…
|