КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 14 страница
26 июля 1920 г. Юнкерский полк снова переименован в Атаманское военное училище, хотя до 2-го августа оставался на фронтежестоких боев под Каховкой и нес потери раненными и убитыми. В награду за эти бои училище получило георгиевские петлицы. В последние дни обороны Крыма юнкера охраняли г. Севастополь, поддерживали в нем порядок и последним вступили на борт корабля «Лазарев», который отвалил от берега в 14 часов 41 минуты 1-го ноября 1920 г. вслед за катером Донского атамана и барона Врангеля, который пошел к крейсеру «Генерал Корнилов». Военное училище эвакуировано на остров Лемнос в 29 августа 1921 г. перевезено в Болгарию, где расквартировано в г. Ямболь. В эмиграции Донской атаман произвел в офицеры три выпуска юнкеров: 9-го марта 1921 г. (орлиный), 12 июля 1922 г. (голубой) и 12 июля 1925 г. (железный), общим числом около 200 хорунжих. От этого времени Атаманское военное училище, в своей Н. К. У., фактически перестало существовать, а его кадры, переехав в Париж, создали там Объединение Атаманского военного училища. Начальники Н. К. У.: полковник Миллер от 1869 г., полковник Третьяков от 1875 г., ген. шт. полковник Шуваев Дмитрий Савельевич (1885-89), ген. шт, полковник Тюлин Михаил Степанович (1889-1905), ген. штаба полковник Каледин Алексей Максимович от 25 июня 1905 г. по 25 августа 1906 г., ген. шт. полковник Гуславский Петр Лукич от 12 октября 1906 г. по 26 мая 1910 г., ген. шт. полковник Попов Петр Харитонович от 10 июня 1910 г. по 50 января 1918 г. с производством в чин генерал майора в 1915 г. После него генерал Семенченков Е. Ковалев НОНЯ - сегодня. НОМИКОСОВ Николай Васильевич (дон.) - рожд. 1886 г., ст. Новочеркасской; гвардейский полковник. Окончил Московский лицей и Николаевское кавалерийское училище; после производства в чин хорунжего вышел на службу в Лейб-гв. Казачий полк, в рядах которого провел Первую Мировую войну и борьбу за Дон в гг. 1918-20. От 1920 г. проживал эмигрантом в Югославии, а в 1951 г.из Мюнхена переехал в США. Умер в г. Найак (шт. Нью-Йорк) 12 сентября 1952 г. НОС Гурий Пименович (куб.) - рожд. 1894 г., ст. Петровской на Тамани; после Первой Мировой войны и Борьбы за Казачью Идею в 1820 г. эмигрировал в Югославию; умер 3 декабря 1958 г. в г. Никшиче. НУЖА (некр.) - бедность, нужда. НУЖНЫЕ ЛЮДИ (некр) — нуждающиеся, бедняки. НУКЕР - обычно переводится с монгольского, как «свободный воин, обязавшийся служить своему вождю», но точное значение слова «нокюр» - «друг, дружинник»; у тюркских народов слово Н. имеет то же значение - «военный слуга». Венгерский ученый переводит его как «товарищ» и это дает основание предполагать в социальном термине Запорожцев «войсковой товарищ» остатки ордынских традиций, т. е. считать, что Казаки-нукеры крымских ханов, уйдя от них и обосновавшись в Сичи, только славянизировали прежнее название, определяющее их положение в военном обществе. НЬЙОРКСКАЯ ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ СТАНИЦА - старейшая в Америке казачья организация. Основана 25 ноября 1925 г. с первым ее атаманом генералом С. В. Денисовым. Позднее на этом посту долго оставался П. И. Медведев. От 1948 г. станица носит название «Калединская». Большинство членов организации считало основной целью ее возникновения, кроме бытового общения, объединение Казаков, признающих Донские Основные законы и соблюдающих достоинство и честь казачьего имени. Многие хотели бы и тут продолжать, начатую дома, борьбу с коммунизмом доступными для этого средствами. Поэтому по мере сил они противодействовали внедрению в местную православную среду живоцерковников, склонных к большевизму, и старались не допускатьих влияния на церковные дела. Одновременно станица основала в Нью-Йорке храм Христа Спасителя и поместила в его «Скорбной сени» икону Одигитрии, посвятив ее памяти архипастыря Донской земли. архиепископа Гермогена. Кроме этого стараниями станицы организовано Общество помощи военным инвалидам в Америке, она участвовала также в основании Общества помощи детям русской эмиграции, провела в жизнь образование в Нью-Йорке Отдела казны вел. князя Николая Николаевича (назначенной на поддержку борьбы с большевиками) и опротестовала в печати изъятие из местной Публичной библиотеки романа П. Н. Краснова «От двуглавого орла к красному знамени», чем способствовала его возвращению на полки библиотеки. По ходатайству станицы дирижер С. Жаров получил постоянную визу на въезд в США Хора Донских Казаков. Сразу после Второй Мировой войны, правление станицы оформило возвращение в Америку Донского атамана генерала П. X. Попова, способствовало учреждению Фонда помощи Донским Казакам в Европе и самостоятельно оказывало материальную помощь некоторым. Казакам в европейских лагерях. Станица помогла переехать в Америку сотне казачьих семейств и первая в Америке в 1950 г. организовала День траура по жертвам Лиенца. В поощрение такой деятельности, губернатор штата Нью-Йорк и некоторые влиятельные чиновникиизВашингтона прислали станице благожелательные письма, приветствуя Казаков, как людей, знающих цену большевизму и продолжающих бороться с мировым коммунистическим обманом. НЭНЯ - от одыгейского «нане» - мать. Слово принесено Казаками с Кавказа и усвоено Украинцами: нэнька Украина, нэнька Кубань - матушка Украина, матушка Кубань. НЯНЯ (терск., некр.) - старшая сестра.
О ОББРЕХАТЬ - обругать. ОБДОНЬЕ - прибережная полоса земель вдоль Дона. ОБЛИЧЬЕ - лицо в высоком слоге, как физиономия. ОБЛЫЙ (некр.) - круглый. ОБМИШУЛИТЬСЯ - ошибиться, оскандалиться. ОБРАДА - радость, нечто приносящее радость, отрада. ОБРАТАТЬ - накинуть на голову коня оброть-недоуздок, приучить дикого коня к привязи. ОБРОТЬ — недоуздок, род узды без удил с одним поводом при содержании коня на привязи. ОБТЁРХАННЫЙ - потертый, поношенный. ОБЩЕКАЗАЧИЙ ЖУРНАЛ - литературно-исторический орган Правления Общеказачьей станицы в штате Нью Джерси, Фармингдейл (США). Первый номер его вышел в октябре 1946 г., причем стоимость издания целиком покрыл из своих средств Влас Данилович М а с л о в (ст. Грушевской). Некоторые последующие номера изданы также при помощи жертвенных вкладов нечиновных Казаков-патриотов. Напр., в 1947 г. № 1 г оплатил Демьян Георгиевич Матвеев (ст. Грушевской), № 3 - Николай Евдокимович Корольков (ст. Константиновской). а № 5 - Константин Маркианович Алексеев (ст. Распопинской). Через три-четыре года станица передала свой журнал в распоряжение Общеказачьего Центра в США. После этого ответственным редактором стал С. Г. Елатонцев, изыскавший средства на его издание. О. Ж. существовал до февраля 1954 г. и ликвидировался в связи с болезнью и смертью его редактора. ОБЩЕКАЗАЧИЙ ЦЕНТР В США - Казачья организация, по своему существу бытовая, объединившая в 1947 г. десятки эмигрантских станиц, хуторов и групп, преимущественно американских. Все они вошли в О. на основах автономности. Первоначальное правление Центра состоялоиздвадцати делегатов, которые выделяли из своей среды Исполнительное Бюро с несколькими отделами: 1) отдел прессы - Общеказачий журнал с ответственным редактором С. Г. Елатонцевым; 2) отдел помощи Казакам в Европе и в Америке с адресным столом и общежитиями для прибывающих в двух домах Центра, приобретенныхим около Лейквуда (шт. Нью Джерси); 3) отдел организации фермерского поселка «Новая Кубань»; 4) отдел семинаров и дискуссий; 5) отдел библиотеки и архива, где было собрано много ценных книг, актов и других исторических документов, а особенно материалов для эпохи Казачьей борьбы в гг. 1917-20; 6) отдел кооперации, страхования и кладбищ; 7) отдел связи с американскими организациями, с общественными деятелями, благодаря помощи которых долголетний председатель Центра С. Г. Елатонцев приобрел материальную поддержку для организации и для ее журнала, а также развил дело помощи Казакам в переселение их в США. В 1952 г. О. Ц.имелдва больших собственных дома в шт. Нью Джерси и располагал оборотным капиталом в 10 тыс. долларов (Общеказачий журнал № 17). В 1953 г., вследствие болезни С. Г.. Елатонцева, председателем Центра был избран П. Д. Гульдиев, который однако вскоре передал этот пост полковнику В.В. Черешневу. В следующем году прекратилось издание Общеказачьего журнала, О. Ц. формально продолжал существовать, но ограничился весьма незначительной деятельностью. От 1965 г. состоит в близком контакте с новообразовавшимся Казачьим Национальным Представительством за Рубежем. ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ДОНА, КУБАНИ И ТЕРЕКА - образован 14 января 1921 г. после отхода в эмиграцию, по соглашению атаманов Донского, Кубанского и Терского в Константинополе. Декларация оего учреждении явилась слабым отголоском мощного стремления казачьих представительных учреждений, Кругов и Рад, к безусловному объединению всех Казаков в границах федеративного Казачьего государства. Однако составители декларации внесли отчетливо фальшивые тона уже в ее первый пункт: «Впредь до образования Российской общегосударственной власти, Дон, Кубань и Терек, сохраняя неприкосновенными свои конституции, по вопросам внешних сношений, военным, финансово-экономическим и общеполитическим, действуют объединенно». Но в упомянутых здесь конституциях Круги и Рада провозгласили образование казачьих республик и Объединенного Казачьего государства без всяких оговорок «впредь до». Декларация атаманов вносила эту поправку произвольно, не указав также, о какой Российской общегосударственной власти идет речь. Второй пункт гласил: «Все вопросы, указанные в пункте первом, разрешаются в О.С.Д.К.Т., в состав которого входят выборные Войсковые атаманы и председатели правительств». Пункт третий: «Все сношения, исходящие от О.С.Д.К.Т., производятся одним из атаманов по уполномочию Совета». Пункт четвертый: «Развитие настоящего соглашения производится путем дополнительных частных соглашений». Так же странно выглядит пятый и последний пункт: «Настоящее соглашение имеет быть внесено на Утверждение Больших Войсковых Кругов и Краевой Рады.но вступает в силу по его подписании». Если соглашение требовало утверждения парламентами, оно не должно трактоваться иначе как законопроект и не может вступать в силу сразу по подписании его учредителями. Декларация была подписана Донским атаманом генерал-лейтенантом А. П. Богаевским, председателем Донского правительства генералом-майором Апостоловым, Кубанским атаманом генерал-майором В. Г. Науменко, председателем Кубанского правительства Д. Скобцовым, Терским атаманом генерал-лейтенантом Г. А. Вдовенко и председателем Терского правительства Е. Букановским. В условиях эмиграции, после законченной вооруженной борьбы с коммунистами, образование О.С.Д. К.Т. не имело бы практического значения даже в том случае, если бы были соблюдены все формальные требования. С нарушением же элементарного правопорядка он остался частным предприятием лиц, его основавших. ОБЫДЕНКИ - в один день, с утра до вечера. ОБЫКНОСТЬ - привычка, обыкновение, обычай. ОБЫКНУТЬ - притерпеться, привыкнуть. ОГАРНОВАТЬ - успешно закончить дело. ОГЛУМ - болезнь лошади, нарушение нормальных функций мозга; заболевшая лошадь перестает есть, не слушается повода, а безсознательно движется по прямой линии, натыкаясь на заборы и стены, бьется о них головой и грудью. Казаки называют оглумом также человека. поступающего необдуманно, идущего напролом не разбирая пути и средств. ОГНЕВИЦА - лихорадка, горячка. ОГРЕБАТЬСЯ - грести одним веслом. ОДЕЖДА КАЗАЧЬЯ - к нашему времени во многом изменилась по сравнению с национальными фасонами древности, которые почти целиком вышли из употребления. У женщин они уступили место общеевропейским модам, а у мужчин заменились военной формой. У наших женщин эти перемены стали намечаться уже в первой половине прошлого столетия. Придворный врач Д. К. Тарасов посетивший Новочеркасск вместе с императором Александром Первым, записал в своих воспоминаниях: «Его величество, заметив, что много донских дам были не в национальном донском наряде, а в платьях и костюмах немецких и французских, приказал барону Дибичу купить дорогих шелковых и парчовых материй для подарка донским дамам, с тем, чтобы они непременно носили свое национальное платье, т. е. кобелекии казацкие головные уборы» (Русская Старина 1872 г., т. 6, стр. 106). О том же пишет другой русский сановник этого же времени генерал Михайловский-Данилевский: «Женщины пожилые почти все были одеты в национальном платье, состоящем из капота с длинными рукавами, который застегивают у самого подбородка», «Напротив того молодые перестали носить национальное платье» (Русская Старина 1877 г., т. 7-9). Так, в некоторых случаях, воля государей, действительно, реставрировала казачью старину, но в отношения к Казакам-воинам ее роль оказалась иной: в результате правительственных постановлений наш мужской национальный костюм был вытеснен из жизни военной формой, придуманной в министерстве. Казаков сделали «картузниками», заставив сменить привычные папахи на фуражки общеармейского фасона, вместо бешметов введены русские рубахи-гимнастерки, а чекмени заменены серыми шинелями. На шароварах появились лампасы, украшение не характерное для казачьей национальной одежды. Таким образом, к нашему времени мужская О. К. слагаласьиз остатков национальных фасонов и военной формы, которуюКазаки должны были приобретать на свои средства и донашивали дома и которая не может считаться одеждой национальной (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАКОВ). ОДИНАДЦАТЫЙ ДОНСКОЙ КАЗ. ПОЛК - действительной службы сформирован на кадрах № 26 полка; имел Георгиевское знамя за Чолнок 1854 г., знаки отличия на головные уборы за войну 1877-78, белевые петлицы. Почетный шеф - генерал от кавалерии граф Денисов. ОДНОДВОРЦЫ - особый класс военных земледельцев, живших на окраинах Московии и обязанных нести охрану пограничья. Правительство давало О-цам небольшой земельный участок и одну семью (двор) крепостных крестьян для его обработки. Право владеть крепосными О. сохраняли до 1840 г. В актах ХVI-ХVII ст. встречаются и Казаки-однодворцы с московских окраин. Впоследствии многие из них перечислены в одноизКазачьих Войск или переселены на Кавказскую Линию. ОДНОСУМ - однолеток и сослуживец по полку; понятие О. сохраняется с того времени, когда каждый десяток в казачьей служилой сотне вел свое отдельное хозяйство и возил провиант на вьючной лошади в сумах. ОЖЕРЁЛОК - воротник рубахи. ОЗЕМЕЙНЫЕ - особое правовое состояние Казаков неспособных к военной службе, на Дону в XVIII в.; к О. причислялись и те «новопришлые» Казаки, которые не подлежали обратной высылке в Россию. Оставаясь на Дону легально, О. составляли в казачьих городках особую группу землевладельцев. Они не зачислялись в казачьи службы и не могли участвовать в дележе царского жалованья, но зато получали право пользования станичной юртовой землей, были производителями продуктов питания. Однако, для экстренных случаев, когда всем надо было выступать для обороны от нападения, О. тоже должны были обладать исправным оружием. В обычное же время, вместо военной службы, они выполняли станичную и общевойсковую, натурально-трудовую повинность. Кроме того, от 1765 г. О- выплачивали в казну Войска подушную подать. Иногда среди них попадались и неказаки: так по актам Ростовского архива, в 1767 г. вольный человек Борис Егоров просил Войсковое правление, чтобыему позволили «с протчими иностранцами приписатца в Среднюю станицу в оземейные». Станичное общество разрешало О-ным пользоваться трудом приписных к станице крестьян и жениться на казачьих вдовах и девушках, даже в тех случаях, если они не были природными Казаками. Таким смешанным семьям всегда отдавалось предпочтение перед другими иногородними и молодежь, родившаяся и выросшая в них легко приобретала все казачьи права. С другой стороны, казачьи дети с физическими недостаткамиили по другой причине неспособные к строю, перечислялись в О. На Дону число О-ных постоянно увеличивалось за счет пришлых Днепровских Казаков. По приказу Военной Коллегии в конце XVIII века, ими иногда пополнялись донские полки и тогда они автоматически приобретали на Дону все гражданские права на казачьем положении. Не попавшие в эти наборы, расселились по слободам и составили часть коренных иногородних. (По данным кн. А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке). ОЗЕРИНЫ (дон.) - ст. Березовской; 1) Алексей Лаврентьевич, в 1930 г., как раскулаченный, выслан на север России в спецпоселок «Островки» Архан. губ. со всей семьей; 2) Борис Николаевич, в марте 1922 г. взят чекистами по пути в хут. Лавягин у «Кургана с яблонькой» и расстрелян около берега р. Медведицы. Его палачи: Алексей Мартынов, Александр Куликов (сын Маши-чесалки) и Егор Дроник. ОЗНОБИШИН Е. - член Российской Императорской Академии Наук. Узнав Казаков' и их историю основательнее, был Неудовлетворен русской версией о происхождении их от беглых московских холопов. В одной из статей, на страницах газеты «Донские Ведомости» 1876-77., академик О. писал: «Басня, переданная Броневским о беглых москвичах, основавших Донское Казачество, не имеет основания и не выдерживает никакой критики». Почти обиженный за наших предков, он тогда же выдвинул новую версию о том, что в создания казачьего общества на Дону крупную роль сыграли беглецы из Новгорода, явившиеся туда после разгрома их города Иваном Третьим и Иваном Грозным. Однако, серьезно обосновать свое предположение О. был не в состоянии за отсутствием на то исторических данных (см. слова БРОНЕВСКИЙ и НОВГОРОДЦЫ). ОКАВАЛОК - кусок, ломоть. ОКАТ (некр.) - склон, косогор. ОКРУГА - до 1920г. административные районы в казачьих землях (см. ОТДЕЛЫ). ОКРАЙНИЦА - полоса открытой воды вдоль берега замерзшей река. ОКУЛИЧ Иосиф Константинович (енис.) - рожд. 1871 г.; ученый агроном, чиновник Министерства Земледелия. Отбыл несколько командировок заграницу и старался перенести европейский опыт на Сибирскую почву; содействовал возникновению и расширению кооперативных организаций. После революции 1917 г. состоял главноуполномоченным Сибирского Союза маслодельных артелей, а в 1919 г. выехал в США дипломатическим представителем адмирала Колчака. Оставшись в эмиграции, опубликовал ряд статей по экономическим и социальным вопросам, возникшим в России с революцией и выражал уверенность, что после падения соввласти «централизованной монархической или республиканской России уже не будет. Окраины захотят жить возможно самостоятельно. Поэтому надо допустить, что Россия в целом создаст широко развитой федеративный строй; в противном случае она понесет большие территориальные потери». Так писал он в 1946 г. (Общеказачий журнал, январь 1947 г.). О. умер В Канаде 21 января 1919 г. ОЛЕНЬ - парнокопытное животное, название которого на языках персидском — «сака», осетинском — «саг» и на чеченском — «сай» заметно связано с отмеченными историей прозвищами Скифов — «Сака» и «Сайи» (см. ЕЛЕНЬ). ОМАХОМ - с размаху. ОНИЩЕНКО Василий Афанасьевич (куб.) - рожд. 1895 г., ст. Кардоникской; участник борьбы за Казачью Идею в гг. 1918-20 и Второй Мировой войны на стороне противников СССР; умер эмигрантом 28 августа 1957 г. в г. Инсбрук (Австрия). ОНИЩЕНКО Ефим Андреевич (куб.) - рожд. 1894 г., ст. Пашковской; участник борьбы за Казачью Идею, вахмистр; ушел в эмиграцию и в 1957 г. умер во Франции. ОПРИЦ Илья Николаевич - род. ок. 1888 г., генерал и последний командир Лейб-гв. Казачьего полка. Происходил из чиновной семьи иностранного происхождения; в первый офицерский чин был произведен в 1906 г. из камер-пажей Пажеского корпуса; пожелал служить в казачьей гвардии и в ее рядах провел всю жизнь. Находясь в эмиграции, ген. О. проживал в Париже, состоял председателем Объединения Лейб-Казаков и умер там же 25 августа 1964 г. ОРГУЗИУС или ОРГУКСИУС - на древне-генуэзском диалекте итальянского языка так назывались судьи и судебные чиновники (А. А. Васильев, Готы в Крыму. Прим. на стр., 204 англ. перевода); В Уставе для черноморских колоний Генуи (1449 г.) так называются и казачьи атаманы. Это слово, может быть, взято от Половцев. ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ — Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в «Летописном повествовании о Малой России»: «Когда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г. взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустошили, и был град оной со всеми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались под властию Татар». В подтверждение этих слов Ригельман указывает и «Примечание к Татарской Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары именуют, Кипчакской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен,ныне жеименуемых Доном и Днепром». Эти Казаки, которых Ригельман, копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени «державства Российского» составляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее государя Мстислава Храброго (1036 г.), Ярослав киевский «покорил под свою власть Косаков,. которык прежде больше всех опасался» Ригельман). Однако эти связи с Киевом оказались некрепкими. При первом появления Монголов в 1223 т. степные племена Касаков или Казаков оказались на их стороне испособствовали поражению объединенных русско-половецких сил. Русские летописи укоряют по этому поводу казачье племя Бродников и их вождя Плоскыню. После 1240 г., когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду жизни Казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. Ставши от первой встречи с Монголо-татарами их союзниками. Казаки имели возможность беспрепятственно проживать на прежних местах оседлым военным народом. Ханы современем поручили им надзор за отдельными участками северной и западной границ. Земледельцы же изихсреды должны были доставлять Татарам плоды своих трудов. В Ипатьевской летописи сохранилась часть записи о казачьем племени Болоховцев (под № 1241 г.). Даниил Галицкий «на не болшую вражду держа, яко от Татар болшую надеждуимеаху», а к тому же еще, завоеватели не тронулиих городков и поручили Болоховцам «даим орютъ пшеницу и проса». Эти новые «татарские люди» издавна были христианами, а первые ханы не притесняли инаковерующих. В 1261 г. киевский митрополит Киприан, по предложению хана Беркая, основал в городе Сарае епископию для ордынских христиан. Одно время ее центр находился в Переяславе и тогда епископы носили титул Саранских и Переяславских, но потом его. пришлось перенести назад в Сарай и епископы стали называться Саранскими и Подонскими. Богослужения в храмах совершались на церковно-славянском языке, а деловая переписка с митрополитами на языке русском. Оседлое казачье население выставляло очередные ополчения, которые располагались на границах или принимали участие в походах на запад, ноиз его же среды выходили своевольные и подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. Может быть, поэтому в Литве и в Польше о Казаках сложилось представление, как о племени мало зависавшей от ханов и составлявшем как бы отдельную орду. Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими. Исключение составляли только те, что скрылись в горах между Кабардинцами (зто будущие Гребенцы и Горские Казаки), но иногда и они привлекались на службу отдельным ханам. Старинный русский историк Болтин пишет: «В 1282 г. Баскак татарский Курского княжения» призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населилимиСлободы под именем Казаков». Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев «к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая частьих была породою Черкасы» (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с. Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась «Землей Касак», а источники более поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте. В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: «тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков». Без сомнения, речь здесь идет о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы «послали в город в Черкасы». В то время, когда баскак призвал Казаковиз Пятигорья, правителем западных областей царства Золотой Орды или Дешт и Кыпчак был темник Нагай. Казаки в его войсках играли заметную роль и, по мнению казачьего историка Е. П. Савельева (История Дона), своими подвигами способствовали росту его военной славы. Современник Нагая, Грек Пахимер (История императоров Михаила и Андроника) рассказывает, что темник сумел основательно отатарить местное население днепровско-донецких степей. Там все стали носить татарскую одежду, переняли татарские обычаи, язык и все вместе стали так сильны, что легко разбили войска хана, пытавшегося принудить их к послушанию. После Нагая, при крымских ханах Гиреях, О. К. выступают, как Казани Перекопские и Белгородские. Из них же набирались отряды охраны черноморских колоний Генуи. В уставе колоний предусмотреныих права и обязанности. В известную эпоху такими же ордынскими можно считать и Донских Казаков. О них можно многое узнатьиз посланий московских митрополитов к приходам Червленного Яра на Среднем Дону (от начала XIV в. до 1560 г.). Об участии этих Казаков в Куликовской битве говорит извлечение из какой то старинной летописи, сохранявшееся в записях Вкладной книги часовни на Лубянке в Москве: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чину живущий, зовомии Козаци», выступил по стороне Московского князя Дмитрия Донского, «с радостию стретающа его со святыми иконами и со кресты, поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и приносяща ему дары от своих сокровищ, иже имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Запись во Вкладной книге Донского монастырях говорит и об участии их в самой битве: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к великому князю Димитрию Ивановичу Донские Казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Димитрия Иоановича в междуречьи Дону и Непрявды, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя.Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Димитрию Иоановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение агарян вручиша». Пишет об этом и Краткая Московская летопись, которая, по словам Ригельмана, «напоминает нам, что перед сражением Московского вел. князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, поднесена ему Донскими Казаками икона Донская». А в родословной Татарской истории он же находит: «Когда татарская сила начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне начали явно противиться Татарам, также напали на них всеми своими силами». Причиной этих выступлений послужили междоусобия наступившие в царстве Дешт и Кыпчак, борьба всех против всех и вытекающие из этого постоянные насилия со стороны враждующих между собою татарских улусов. Когда начались столкновения между разными претендентами на главенство в империи, ханы особенно стали привлекать к себе на службу многие казачьи роды. Они формировалиизних свои дружины и ценили Казаков не меньше, чем своих знатных родственников, огланов, князей и мурз. В XV в. О. К. составляли многочисленный социально-племенной слой в друживших между собою Крымской и Нагайской ордах. В то время как Донские Казаки вынуждены были оставить ок. 1395 г. берега своей реки, Перекопские, Белгородские, Нагайские и Азовские Казаки оставались с Татарами до прихода на северные берега Черного моря завоевателей Турок. Тогда О. К. оставили ханов, признавших власть турецкого султана, перекочевали к границам В. Княжества Литовского, а частично и к ушедшим раньше на московские «украйны» Донцам. Это произошло в конце пятнадцатого столетия, а через полвека все они начали дружное возвращение на те днепровские и подонские юрты, которыми владели при Татарах и которые испокон веков считали своим «Присудом». Судя по Запорожцам и всем жителям Дона, Терека и Урала, О. К., за небольшим исключением, живя среди Татар, сохранили свои Прежние внешние и духовные черты. В массе своей они пришли назад на Старое Поле христианами с древнеславянской речью, на которой все же несколько отложилось влияние татарских диалектов.
|