Студопедия — КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 12 страница






НАЗЁМ — навоз, перегной­ное удобрение поля.

НАЗИМОВ Андрей (забайк.) — жил в начале XIX в, и прославился пешим, палом­ничеством из пограничного с Китаем г. Кяхты в Воло­коламскую область. Когда он двинулся в путь ему бы­ло 50 лет отроду. Долгое пу­тешествие он совершил в одиночестве. Побывав в мо­настыре и посетив в Петер­бурге царский дворец, Н. вернулся пешком в Кяхту через Киев в Воронеж.

НАЗНАМЕНОВАТЬ (некр.) — назначить; назнаменовать начальнова — выбрать начальника.

НАЗОЛА - надоедливый.

НАИГРЫШИ - в казачьей песне упражнение голоса за­певалы короткой музыкаль­ной фразой, состоящейиз затейливых переливов.

НАЙДЕНОВ Петр Георгиевич (куб.) — рожд. ок. 1898 г., ст. Архангельсной; участник борьбы за Казачью Идею в частях геи. Бабиева; в 1920 г. через Грузию ушел в эмиграцию; от 1925 р. про­живал ви США и состоял членом Общеказачьей станицы в Нью- Йорке; был женат на Донской Казачке Анне Яковлевне; после Второй Ми­ровой войны помог многим Казакам переехать в Америку. Умер 22 февраля 1960 г.

НАКАЗНЫЕ АТАМА­НЫ — заместителя Войско­вых атаманов. В независи­мых Войсках Н. а. избира­лись Кругами, а в России назначались царской вла­стью. Когда наследник-цеса­ревич стал считаться атама­ном всех каз. Войск, Н. а. назначались в качестве его заместителей для каждого Войска из генералов-неказаков.

НАКВАСКА - при выпечке хлеба, дрождевой. росчин для теста.

НАКОЧЕТИЛСЯ - оделся франтом, нарядился, припомадился.

НАЛЕЗТЬ (некр.) - найти; «налез деньги на дороге».

НАЛИВАЙКО Северин - мещанин города Сатанова на р. Збруч; вначале служил артиллеристом в надворном войске кн. Острожского, а в 1598 г., во время неблагоприятной для повстанцев боевой обстановки, выдан своим от­рядом польскому гетману Жолкевскому и казнен в Варшаве.

НА ЛИПЦА - способ ловли раков; на шнур привязывается убитая лягушка и с грузилом опускается в воду; когда а нее впивается рак, его подтягивают кверху и под водой хватают за спинку.

НАЛОВКА - уменье, сно­ровка

НАКУТИТЬ - насмеяться, насплетничать.

НАЛЫГАТЬ - привязать быка или корову веревкой за рога; в образной народной речи означает: привлечь к ответственности, захватить, посадить под арест.

НАЛЮБКА - на выбор.

НАМЁТ — казачье название галопа, бег коня, при котором он идет скачками, вы-. брасывая попеременно передние ноги, а потом задние; Н. бывает широкий и короткий или «волчий», иногда с правой передней ноги, иногда и с левой, в зависимости от того, какая раньше выносит­ся лошадью.

НАМИТОК Айтек Алиевич - рожд. ок. 1885 г., Ку­банский Черкес, сторонник близкого сотрудничества с Казаками; юрист. Был чле­ном Кубанской Краевой Рады созыва 29 сентября - 11 октября 1917 г. от Кубан­ских Горцев. Той же Радой был избран членом первой Кубанской Законодательной Рады - от горской фракции.

В начале ноября 1917 г. вошел в состав Объединен­ного правительства Юго-Восточного Союза - от Горцев Северного Кавказа (вместе с Пшемяхо Коцевым).

При формировании первого Кубанского Краевого правительства Л. Л. Быча, с одобрения Законодательной Рады, снова приглашен в со­став этого правительства за­ведующим делами юстиции. Участвовал в первом и в втором Кубанских походах 1918 года.

Был членом Кубанской Краевой Рады от Горцев в ноябре-декабре 1918 г.

После избрания Войсковым атаманом А. П. Филимонова во второй раз, в декабре 1918 г. правительство Быча, в том числе и А. Намиток. ушло в отставку. Тог­да же Н. был избран Радой в состав Парижской делега­ции (от Горцев). В 1919 г., наряду с Кулабуховым, Бычем и Савицким, был ген. Деникиным предан военно-полевому суду, но оставаясь в эмиграции, избежал доли Кулабухова. После 1920 г., оставаясь заграницей, отошел от казачьих дел и посвятил себя работам по истории гор­ских народов Кавказа. Умер 26 июля 1965 г. в г. Стамбу­ле (Турция). (И. Билый).

НАОПАШ - расстегнутый, в распашку.

НАПИВО (некр.) - сладкий хмельной напиток.

НА ПИКЕТЕ - ежемесяч­ный журнал; издавался на правах рукописи от имени Общеказачьей станицы в ла­гере Шляйсгайм (Бавария) при редакционной коллегий: С. В. Болдырев. А. В. Голубинцев, А. И. Скрылов и В. Н. Лещенко; начал выхо­дить 1-го октября 1947 г и просуществовал 2 года.

НАПРЕД СЕГО (некр.) - прежде, раньше этого.

НАПРИКЛАД - к примеру, например.

НАПРОВЕСНЕ - весною.

НАПУТЛЯТЬ - наделать ошибок, напутать.

НАРДЕК - арбузный сок, переваренный до густоты меда.

НАРОКОМ. - специально, по плану, нарочито.

НАРОЧНЫЕ СТАРШИ­НЫ - назначались постоян­но от 1743 г.; сначала им были поручены розыск и высылка с Дона всех «бег­лых» людей, но постепенно их обязанности расширились и на дела казачьи; в восьми­десятых годах XVIII ст. при них были созданы особые учреждения «сыскные начальства», ведавшие всеми во­енными, административными, судебными и финансовыми делами, порученного имокруга (см. Сыскные начальства).

НАРУГА - насмешка, оби­да, надругательство.

НАРЯД - на языке старинных актов, артиллерия.

НАСЕКА - род булавы, знак достоинства низших казачьих начальников и ста­ничных атаманов; длинная деревянная трость, обвитая резьбой в виде веток и окра­шенная под орех, а на ней серебряная головка, неболь­шое шаровидное навершие.

НА СЛОМ ПОЙТИ - бро­ситься в решительную ата­ку, на пролом.

НАСЛУС — снег пропитан­ный водой.

НАСПРОТИ - наперекор, напротив.

НАСТЫРНЫЙ - назойли­вый, надоедливый.

НАСУВОРОВАТЫЙ - суровый вид.

НАУМЕНКО Вячеслав Григорьевич (куб.) - род. 25 февраля (ст. ст.) 1883 г., ст. Пет ровской; генерал. Кубанский атаман. Окончил Воронеж­ский кадетский корпус и из портупей-юнкеров Никола­евского кавалерийского учи­лища в чине хорунжего вы­пущен на службу в 1-й Пол­тавский каз. полк. К 1914 г. прослушал курс Военной Академии и причислен к Ген. штабу. На фронте Первой Мировой войны нес службу в казачьих и русских шта­бах, награжден Золотым оружием. В 1918 г. участвовал в первом и втором Кубанских походах, а во время борьбы с большевиками ко­мандовал Корниловским Кубанским кон. полком, бригадой, дивизией и конной группой, которую принял по­сле смерти ген. Бабиева. За время фронтовой службы дважды ранен. Эвакуированный из Крыма казачьими частями на остров Лемнос, избран там на вакантный пост Кубанского атамана, которым оставался 38 лет в эмиграции. Будучи по взглядам сторонником Деникина; и его лозунга «Россия Вели­кая, Единая, Неделимая», в годы Второй Мировой войны одно время сотрудничал с казакийцами, но потом считал необходимым подчи­нение казачьих частей ген. Власову в составе Русской Освободительной армии. Избежав выдачи Сталину и оставшись в Германии, ген. Н. получил возможность выехать в США, где сложил свои атаманские полномочия и занялся исследованиемистории Кубанского Войска. Особое внимание также уделил выдаче Казаков Сталину и опубликовал на эту тему три тома документов иматериалов под названием «Великое предательство».

НАХИЛИТЬСЯ - нагнуться.

НАХИЧЕВАНЬ НА ДОНУ - благоустроенный город по соседству с Ростовом; в 1920 г. около 35 тыс. жите­лей, преимущественно Ар­мян. Основан в 1778 г., когда 20 тыс. Армян, выселен­ных из Крыма, получили от Екатерины II разрешение по­селиться в низовьях Дона. На сев. окраине города Балабановская роща, на опушке которой Яков Антонов застрелил плененного Донского Златоуста М. II. Богаевского. В настоящее время г. Н. слился с соседним Ро­стовом и обращен в его ин­дустриальный пригород с большим заводом «Сельмаш».

НАЧАС - на короткое время.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕ­ЖДА КАЗАКОВ - как и у других народов, создалась из примитивных форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов. Но к нашему време­ни одежда казачьего кроя сохранилась только в сундуках-ухоронах, вытесненная из жизни женщин общеев­ропейскими модами, а у мужчин - обязательной военной формой, которую Каза­ки должны были приобре­тать на свои средства и до­нашивали дома после окон­чания службы.

По описаниям и старинным зарисовкам главны­ми частями мужской Н. о. Казаков служили: 1) широ­кие шаровары на учкуре; 2) бешмет до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними пола­ми, правая поверх левой, с мягким воротником и с за­стежками на крючках посре­дине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными ру­кавами; 3) суконный верх­ний кафтан, по названию «чекмень» - на Дону, «керея» - у Запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком ша­левом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Ру­кава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела та­кие же широкие, но корот­кие рукава, выше локтя, т. е. подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у Торков-Узов; 4) на голове Казаки и их предки всегда носили ци­линдрические меховые шап­ки различной высоты, в ста­рое время с клиновидным тумаком.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного ти­па, длинные чекмени, с наз­ванием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Пер­сии (XV в. Путешествие в Тану и Персию). Для XVIII в. одеж­ду Донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье но­сят совсем татарское, парче-вое, штофноеили суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком». По его рисункам, кроме сапог, Казаки носили и легкую обувь - чирики.

О Донских Казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, выши­той спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими ка­меньями и жемчугом с на­крытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых Казаков, носят с чер­кесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золо­том и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовыже носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицахжены но­сят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пря­жей». Верхнее платье Каза­чек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полу­кафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цвет­ная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, се­ребряным, а иные и с доро­гими каменьями и медными по ремню бляшками, разны­ми узорами сделанными, а на переди с замошною пряж­кой». Девушки «платье носят все такое ж, как и жен­щины, притом все без изъя­тия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки. или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы — черные». Головные уборы Казачек, по зарисовкам Ригельмана. напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это ме­ховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.

Советник Константинопольского посольства Я. И.Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских жен­щин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ват­ные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз ши­рокими углами. Наряд до­полняли красные сапоги и пояса с серебряным набором.

Кавказские Казаки всегда несили тот же костюм, что и горские племена, т. е. бешмет, черкеску - особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы - ичеги и чувяки, а на бритую голову -папаха. Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием ман­жет на широких рукавах. нашитыми на груди патрон­ташами и другими мелкими частностями, но в основе крой ее подобен крою чек­меня и, безусловно в какой то мере связан со скифски­ми образцами. Казачье жен­ское платье на Тереке сохра­няется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветной капот, шитая золотом шапочка под шелковым платком и т. п.

НАЦИЯ - совокупность племен, связанных сознани­ем своего единства в проис­хождении, историческим прошлым, в быте, нравах, обычаях; при наличии всех этих данных в расчет могут быть приняты также политическая история, язык и религия, хотя решающего значения эти свойства не имеют; напр., население не­которых колоний приобрело язык своих завоевателей, но не изменилось в смысле на­циональном; можно говорить по английски и не быть Англичанином, как Ирландцы или Индусы; можно го­ворить по французски, а не быть Французом, как Бельгийцы и Швейцарцы; можно пользоваться германским жаргоном, а не быть Нем­цем, как Европейские Евреи. С другой стороны, можно быть католиком и не быть Итальянцем, можно быть православным и не быть Рус­ским и т. п. Северо-американские негры говорят по английски и некоторые из них принадлежат к англи­канской церкви, но никто из них от этого Англичанином не стал.

НАЧАЯТСЯ (некр.) - на­деяться.

НАША ФРАНЦУЖЕНКА - Елена Адольфовна Аврамова, урожд. Бодар; во время Первой Мировой войны сестра милосердия русского передового перевязоч­ного пункта. После револю­ции прибыла с госпиталем в Новочеркасск и при остав­лении его Донскими парти­занами, ушла с ними 12 фев­раля 1918 г. в Степной по­ход на собственной санитарной повозке хорошо снабженной медикаментами.

В Степном походе, не состоя ни в каком отряде, она всегда появлялась с по­мощью там, где эта помощь требовалась. Поэтому боль­шинство партизан знали «сестру Лелю» и называли ее «наша Француженка».

Возвратившись вз по­хода, она вышла замуж за партизана-степняка войск. старшину П. М Аврамова и по мужу стала Казачкой ст. Старогригорьевской. Работая в тыловых учреждениях с ним вместе прошла тяжелый путь борьбы с большевиками и эвакуации. Заграницей пе­реехала с мужем во Францию, страну, где родилась. Умерла там в Ментоне 31 декабря 1958 г. (А. Падалкин. Родимый Край № 29.).

НАШЛА ДИТЁ (некр.) - родила ребенка; в том же значении употребляется у Нёкрасовцев «принесла»: принесла сына - родила сына.

НА ЮРУ - на возвышен­ном месте заливной низины в речной пойме; в станицах Старочеркасской и Елизаветовской курени ставились на юру, не считаясь с располо­жением улиц.

НЕ БОИСЬ - будь смелым; урядник в полку поу­чал молодого служивого; «главное не боись».

НЕВАЖНЕЦКИЙ - пло­хой.

НЕВЛАДАНЫЙ (некр). - не бывший в употреблении, новый.

НЕВЯНКА - растение бес­смертник.

НЕГОДНОВ Амос Карпо­вич (терск.) - род. в 1875 г., ст. Ищерской, генерал-майор. Прошел курс наук в Аракчеевском Нкжегородском кадетском корпусе и поступил в Оренбургское каз. училище. В 1904: г. выпущен хорунжим на службу в 1-й Волгский каз. полк. На фронт Первой Мировой войны выступил командиром сотни того же полка, участвовал в боях; на кар­патском перевале Ужок ра­нен, а за ночную конную атаку под местечком Савин, где остановил продвижение германской пехоты, награж­ден орденом св. Георгия 1-й ст.

В 1916 г. переведен на службу во 2-й Волгский каз. полк, которым в 1917 г. командовал и после революции привел с фронта на Терек в полном порядке.

Во время борьбы с большевиками Н. командовал терскими полками, про­изведен в чин генерал-майо­ра и назначен командиром бригады; с нею отбивался на Свято-Крестовском направлении, но в конце концов принужден был отступить со своими частями в Грузию. Из Грузии попал в Крым, а оттуда с войсками Врангеля в эмиграцию; работал в Париже шофером такси. После Второй Мировой войны переехал в Аргентину, где и умер на 81 году жизни.

НЕДВИГА Григорий Сте­панович (куб.) - рожд. 1877 г., ст. Привольной; ст. урядник; участвовал в Русско-японской войне, В Первой Мировой войне и в борьбе за Казачью Идею (1918-20); умер эмигрантом в г. Щабце (Югославия) 3 февраля 1940г.

НЕДЕЛЯ ПОРАБОЩЕН­НЫХ НАРОДОВ - учреж­дена Конгрессом С.Ш.А.на основании закона номер 86-90, принятого Законодатель­ными Палатами 6-8 июля 1959 г. со следующим содержанием:

«Так как величие Сое­диненных Штатов может быть в значительной мере отнесено ких способности демократическим путем осуществлять гармоническое национальное единство своего народа, различного по расо­вому, религиозному или эт­ническому происхождению,

«и так как это гармо­ническое объединение раз­ных элементов нашего свободного общества позволило народу Соединенных Шта­тов почувствовать и проя­вить искренние симпатия к национальным стремлениям всех народов, а наравне с тем привело к признанию взаимных связей между народами и нациями всего мира,

«и так как порабощение коммунистическим империа­лизмом чересчур большой части населения мира обра­щает в насмешку идею мир­ного сожительства народов и наносит ущерб естествен­ным связям между народом Соединенных Штатов и дру­гими народами,

«и так как, начиная с 1918 года, империалистическая и агрессивная политика русского коммунизма приве­ла к образованию обширной империи, которая представ­ляет серьезную угрозу, безопасности Соединенных Штатов и всех других народов мира,

«и так как империалистическая политика комму­нистической России — путем прямой или косвенной агрессии — привела к потере национальной независимости и порабощению: Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эс­тонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болга­рии, Континентального Китая, Армении, Азербайджа­на, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Ти­бета, Казакии, Туркестана, Северного Вьетнама и дру­гих,

«и так как эти порабо­щенные народы, считая Сое­диненные Штаты оплотом человеческой свободы, ищут их содействия и водительства в борьбе за освобожде­ние, за восстановлениеихнезависимости и права пользоваться своей христианской, еврейской, магометанской, буддийской или иной рели­гиозной свободой, такжекак и свободой личности,

«и так как для нацио­нальной безопасности Сое­диненных Штатов жизненно необходимо, чтобы стремле­ние к свободе и независимо­сти у этих народов поддер­живалось постоянно и неиз­менно,

«и так как жажда сво­боды и независимости по­давляющего большинства этих порабощенных народов создает мощную преграду в войне и подает однуиз ос­новательных надежд на осу­ществление справедливого и длительного мира,

«и так как нам подобает официально и надлежа­щим образом показать этим народам, исторически неопровержимо, что народ Соединенных Штатов сочувст­вует их стремлению вновь обрести свободу и независимость,

«то отныне да будет постановлено Сенатом и Палатой Представителей Сое­диненных Штатов Америки, в Конгрессе собранных, что президент Соединенных. Штатов уполномочивается и просится издать всенародный Указ, объявляющие третью неделю месяца июля 1959 г. «Неделею Порабощенных Народов», с призывом к на­селению Соединенных Шта­тов отметить ее подобающими церемониями и высту­плениями.

«Президент также уполномочивается и просится издавать подобные указы каждый год до тех пор, пока свобода и независимость не станет достоянием всех порабощенных ныне народов мира».

НЕДОНОСКОВ Владимир Васильевич (урал.) - коренной иногородний, рожд. 1877 г.; адвокат, редактор газеты «Уралец», член Русской Государственной Думы первого созыва; подписал Выборгское воззвание.

НЕДОРУБОВ Георгий Васильевич (дон.) - ст. Березовской, член Донского Круга; в 1929 г. арестован ОГПУ и сослан без права переписки неизвестно куда; вся его семья выслана в свецпоселок «Островки» Арх. губ.

НЕДОТКА - снаряд для рыбной ловля, короткий бредень.

НЕЖАКОВ Михаил - посланец с Дона в Польшу перед началом русской Смуты. Казаки поручили ему проверить слухи о чудесном спасении царевича Димитрия и его пребывании при польском короле. В Польше Н. увидел, как предполагаемого царевича король и вельможи принимали с большим почетом и возвратился домой в совершенной уверенности, что это истинный сын Грозного. Об этом он и сообщил на Дону (см. СМУТА)

НЕЖЕЛАННЫЙ - недоброжелательный, зловредный.

НЕЖЕРЕБЬ - кобылица не имевшая жеребенка.

НЕКРАСОВ Игнат (дон.) - усердный сподвижник ата­мана Булавина в его борьбе с Петром I за независимость Дона. Н. был с ним от пер­вых дней восстания, а после командовал крупными сое­динениями восставших Донцов. Был он со своим ата­маном и под Старым городом. Именно он распоряжался казнью, старшин — сторонников Москвы, захвачен­ных в Черкасске.

После этого он должен был со своим отрядом охра­нять Дои со стороны Волги. 26 мая 1708 г- он осадил г. Саратов, но Калмыки, скопившись у него в тылу принудили его отойти на юг. 17 июняон занял Царицын, оставил там свой гарнизон и пошел на Дон в Голубинский городок. По дороге уз­нал о гибели Булавина, а потому принял на себя ру­ководство восстанием; собирая в районе Паншина ста­ничные отряды, руководил боевыми операциями, но по­сле нескольких поражения должен был уйти за турецкую границу. 8 сентябре 1708 г. с ним вместе пришли на Кубань около 8 тыс. душ.

Поселившись здесь, Н. не прерывал связи с залитым кровью Доном, совершал набеги на русские окраины, посылал к Казакам своих лазутчиков с призывомне смиряться, восставать или уходить к нему на Кубань. Казаки, собравшиеся около него, стали именоваться Некрасовцами и это имя со­хранили до наших дней.

Н. оставалсяих бес­сменным выборным атаманом до самой смерти, т. е. до осени 1737 г. Он пользо­вался большим авторитетом и составил для своей общи­ны правовой кодекс -«Заветы Игната». Писанный свод Некрасовцы утеряли, но еще и теперь пользуются «Заве­тами» по памяти. Для них это непререкаемые законы, нарушение которых счита­лось преступлением. И несомненно вних нашло от­ражение общеказачье обыч­ное право, соблюдавшееся и у других Казаков до време­ни окончательного вытесне­ния его русскими законами.

Касаясь всех сторон жизни, «Заветы» предписы­вали наказания за многие правонарушения. В наше время этнографы, записали с устных пересказов свыше 170 статей этого оригинального свода законов.

Абсолютной властью в обществе Некрасовцев «За­веты» наделяли Народное Собрание - Круг, которому принадлежало также право квалификации преступлений и проступков и суда над правонарушителями. Круги же избирали ежегодно атаманов,со властью исполни­телей общественной воли и с правом требовать беспрекословного послушания. Контролировал действия ата­манов Круг, который мог не только сменять их до срока, но и призывать к ответу за неблаговидные поступки.

«Заветы» запрещали Казакам родниться с Турками, среди которых они жи­ли; каждый Казак должен был работать в знать какое либо ремесло, но никто из Некрасовцев не мог пользоваться трудом соплеменника для личного обогащения; третья часть заработка обя­зательно сдавалась в войско­вую казну, которая расходо­валась на Церковь, школы, оружие, помощь немощным, престарелым, вдовам, сиро­там.

Совершеннолетие граждан наступало с достижени­ем восемнадцатилетнего воз­раста, после чего каждый мужчина приобретал полноту общественных прав и дол­жен был участвовать в со­браниях Круга и в военных предприятиях. Командные должности разрешалось за­нимать только после 30 лет, а на посты Войсковых и По­ходных атаманов можно было выбирать лишь лиц достигших пятидесятилетнего возраста.

В поселениях запрещалось производство и прода­жа хмельных напитков, запрещалосьяих употребле­ние; за непочтительное от­ношение к старшим полагалась порка; оскорбление ро­дителей и непослушание ими наказывалось батогами. Главой семьи считался муж и отец, который не должен был обижать жену; по ее жалобе Круг мог наказать мужа и даже постановить развод; разврат и насилие над женщиной наказывалось немилосердной поркой, азаизмену мужу виновницу погребали в земле по шею или сажали «в куль да в воду»; такое же наказание устанавливалось для убийц; изменники подлежали смертной казни, а за некоторые меньшие вины перед обществом Круг мог изгнать провинившегося и тогда, как польский «банита», он считался вне закона и каждый мог его убить безнаказанно.

В духовной жизни «Заветы» требовали неизменно придерживаться старой веры, никонианское и греческое духовенство у себя к службе не допускать, старообрядческих священников, не выполняющих волю Круга, считать еретиками и изгонять, за богохульство убивать, блажных и безумных, не наказывать; помощь рав­ным оказывать в тайне, чтобы о ней никто не знал. Помогать явно мог только Круг. Нищим разрешалось подавать открыто, но обязательно тот же хлеб, что и сам ешь.

Если Круг, наказав провинившегося, снимал с него своим постановлением позорящее его пятно и считал дело ликвидированным, тог­да больше никто не смел стыдить его отбытым нака­занием.

НЕКРАСОВЦЫ - Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; этоже прозвище сохранилось - заих потомками до наших дней.

На турецкую террито­рию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники Булавинского восстанияи ихсемьи. Вначале они обосно­вались на Средней Кубани при Лабе или на Таманском полуострове, где построили три городка: Блудиливский, Голубинский и Чирявский. Отсюда они нападали на русские окраины, но и сами нераз терпели от вторжения русских войск. Продвижение Русских в Приазовье заста­вило Н-цев подумать о бо­лее спокойном месте для по­селения. С разрешения турецкого султана в 1740-41 гг. большинство из них пересе­лилось в Добруджу, а ос­тальные задержавшись сна­чала на левом берегу Куба­ни, через сорок лет после­довали за первыми к устьям Дуная. Здесь они сообща основали селения:. Большие Дунавцы, Сары Кей, Славу Черкасскую, Журиловку, Некрасовку и др. В 1775г., по­сле разгрома Русскими Низовой.Сичевой республики, там же появились Днепров­ские Казаки. Те и другие старались занять лучшие ры­боловные угодья и на этой почве между ними неоднократно доходило до воору­женных схваток: Поэтому Н. через 10-15 лет начали новое переселение к берегам Эгейского моря в Энос или на озеро Майнос в Азиатской Турции, в 25 км. от портового города Бандерма на Эгейской море.

К началу XIX в. Н. со­брались в двух отдельных группах Майносской и Дунайской. Русский этнограф Ф. В. Тумилевич пишетб них:

«Майносская ветвь Не­красовцев жила вдали от русских границ, в чуждом окружении, изолированно, замкнуто. Это создало усло­вия для сохранения общест­венно-демократического устройства общины, какой она была на Дону, Кубани, и культуры своих предков.

«Селение Некрасовцев на Майносе состояло из пяти станиц, называлось Бив-Эвле («селение из тысячи домов»), другое название — «Игнат-казаки». Неоднократно Майнос посещала чума. Кроме того Некрасовцы умирали от тропической лихорадки, так как жили на заболоченном месте. Численность их уменьшалась с каждым десятиле­тием. Когдаих посетил анг­лийский путешественник Мак-Фарлен (18 ноября 1847 г.) то на Майносе насчиты­валось, по его сообщению, 300 домов.

«Население Майноса несколько раз пополнялось за счет переселенцев с Эноса, а потом - с Дуная. Страх перед чумой и холерой на­столько был велик у майносцев, что они запретили Туркам, Грекам, а также различным путешественникам по­сещать, осматриватьих се­ление. У воротстены (селе­ние было обнесено стеной) всегда дежурили вооружен­ные Казаки.

«Демократическое устройство некрасовской общи­ны Майноса, самоуправление, экономика, семья, быт, гра­мотность - все это обращало на себя внимание как ино­странных, таи и русских пу­тешественников, побывавших у них, Мак-Фарлан пишет, что у Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокоеихобразование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ хо­рошо известны в Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота».

«На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с «атаманком». Ловили рыбу в Мраморном, Черном. Эгей­ском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности «атаманка» лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был сле­дить за нравственным пове­дением членов артели, заихбытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников де­лил доход поровну. При возвращении на Майнос каж­дый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.

«Недели за две до окон­чания рыбного лова ватага посылала своего посла с ве­стьюна Майнос, который сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С Майноса приходили подводы для пе­ревозки снастей, лодок, Казаков. На подступах к Майносу рыбаков встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Иг­ната. стрельбой из ружей и пушечным салютом.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия