Студопедия — КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 20 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 20 страница






ПОСТАЛЫ - мягкая обувь из сыромятной кожи, особый фасон чевяков; русские — поршни.

ПОСТАВ - посудный шкаф.

ПОСТАВАЛ - производитель войлока и валенок, вальщик шерсти.

ПОСУДА - запрещенный рыболовный снаряд; веревка ок. 50 мтр. длиною, снаб­женная поплавками и вися­щими, на ней большими стальными крючками, укрепляется поперек течения реки; проходящая мимо крупная рыба цепляется за крючья, но часто срывается с них и после пропадает от ран без пользы.

ПОСЫЛЫЦИК - посланец по какому либо обществен­ному делу.

ПОТАНИН Григорий Ни­колаевич (сиб.) - род. 22 сентября 1835 г. ст. Ямышевской на Иртыше; путешест­венник, этнограф и сибир­ский общественный деятель. Его отец, разорившись от судебных процессов, передал своего сына на содержание богатому брату; о воспитании маленького П-на заботилась также семья генерала Эллизена; в 1846 г. отец определил его в Войсковое казачье училище, через два года переименованное в Сибирский кадетский корпус. П. провел в нем шесть лет, воспитавших в нем своеобразный казачий патриотизм и особое пристрастие к интересам Сибири. В 1852 г., семнадцати лет, с производством в хорунжие, он был выпущен в 8-й каз. полк, стоявший в Семипалатинске; участвовал в степных походах и боевых встречах с немирными Киргизами, ездил дипломатическим курьером в китайскую Кульджу, но поссорившись с командиром полка, неказаком Мессарошем, должен был перевестись в Заильский край. Здесь в полку на Бийской линии особенно привлекали патриархальные отношения между начальниками и солидными, хозяйственными подчинен­ными, отсутствие строгой армейской субординации; не раз рядовой обращался и своему командиру на «ты», а офицер говорил старшему себя станичнику или родственнику «вы». Эти особен­ности были близки духовному складу П-на и потому, при новом переводе на служ­бу в Омск, он через полгода покидал Алтай с большим сожалением. А кроме того ему не улыбались перспекти­вы службы в большом горо­де на скудное жалование казачьего офицера. Казаки по сравнению с Русскими полу­чали очень небольшое содер­жание: хорунжий имел 72 рубля в год без всяких добавлений, а подпоручик армейский - 250 рублей основ­ного жалованья и к ним еще квартирные, фуражные и т.п. П. был назначен в Контроль­ное отделение Войскового Правления. В Омске ему впервые пришлось встретить­ся с представителями науки и он стал мечтать о поступлении в высшую школу. Но на пути к этому препятст­вием стояла обязательная двадцатипятилетняя казачья служба, без права увольнения в запас. П. придумал себе какую-то болезнь и таким образом получил отставку. С трудом он добрался до Петербурга и поступил там в университет. В лишениях и бедности три года он слушал лекции на естественном отделении физико-математического факультета, причем, как и большинство студентов интересовался политикой, принимал участие в демонстративных выступлениях, был арестован и некоторое время содержался в Петропавловской крепости.

Благодаря студенческим волнениям, в 1862 г.занятия в университете прекратились на неопределенное время. П. вернулся в Омск, увозя из столицы либеральные настроения своего вре­мени, желание обособить Сибирь от русских порядков, намерение жить в Си­бири и работать для Сибири. В 1863 г., он совершил свою первую экспедицию в Южный Алтай, сопровождая астронома Струве. На следующий год летом, снова со Струве, он посетил Тарбагатай и пограничье Монголии. Зимою же, обработав коллекцию собранных растений и закончив описание путешествий, переехал в Томень, где получил место преподавателя истории в гимназиях и секретаря губернского Статистического комитета. Здесь он вскоре был арестован и обвинен в деятельности, имевшей целью отделение Сибири от империи. На следствии П. не отрицал своей вины и утверждал, что в кружке сепаратистов глав­ным деятелем был, именно, он. Суд приговорил его к пяти годам каторжных работ с лишением всех прав состояния. Каторгу он дол­жен был отбывать в Свеаборге, далеко от родной Сиири. В 1871 г., после ше­стилетнего пребывания по тюрьмам и на каторге, П. был освобожден и сослан на поселение в г. Никольск, Во­логодской губ. В ссылке он пробыл новых три года, кое как перебиваясь случайными заработками. В 1874 г., по ходатайству Русского импе­раторского Географического общества, был амнистирован с правом проживания во всех городах, кроме столиц.

Незадолго перед этим П. женился на Александре Викторовне Лаврской и те­перь выехал в Нижний Нов­город, к ее родственникам. Вскоре пришло полное по­милование и восстановление в правах. От этого времени восстановились прежние связи с Географическим обществом и многие годы ушли на изучение Внутренней Азии, ее природы и быта населения. В гг. 1876-77 он вел экспедицию по Монго­лии; в 1879-80 гг. он вторично прошел Монголию и Урянхайский край; в 1884-86 гг. провел экспедицию через Пекин, восточные окраины Тибета и Централь­ную Монголию. Потом шесть лет проживал в Иркутске, приводил в порядок отчеты о своих путешествиях, а од­новременно выполнял обя­занности правителя дел Вос­точно-Сибирского отдела Географического общества и сотрудничал в газете «Вос­точное Обозрение». В 1892 г. он снова двинулся в Китай и на окраины Тибета. Это путешествие стало ро­ковым для его жены и неизменной спутницы во всех экспедициях; она умерла в дороге. Через шесть лет по­сле этого, уже будучи весь­ма пожилым человеком, П. снова двинулся в далекую дорогу по мало исследованной области Б. Хинган Он закончил путь у Чжилийского залива, в трехстах клм. от Пекина и возвратился на р. Аргунь по другой параллельной дороге.

Последние 20 лет жиз­ни П. проживал в Красноярске и Томске и больше всего занимался изучением и обработкой, собранных им, произведений восточного на­родного творчества. В ре­зультате появились его очерки: «Восточные мотивы в средневековом эпосе», «Вос­точные параллели некоторым русским сказкам», «Русская девица Дарига в киргизской сказке», «Греческий эпос и ордынский фольклор», «Ставр Годинович и Гэсзр»; из исторических работ - «Ма­териалы по истории Сибири». Как общественный де­ятель П. занимал в Сибири почетное место. В 1905 г. он принимал участие в выра­ботке Положения о земских учреждениях в Сибири, но всегда считался одним из убежденных сторонников сибирского «областничества» и, действительно, посвятил этому вопросу некоторые свои статьи: «Областнические тенденции Сибири», «Сибирская проблема в Государственной Думе» и др. При его содействии в Сибири учрежден ряд различ­ных научных обществ, основано несколько музеев, библиотек и т. п. С 1913 г. в «Сибирской Жизни» печатались его воспоминания, представляющие большой общественной исторический интерес. Русское Географическое общество издало его многотомные труды: «Очер­ки Северо-Западной Монго­лии» (1883) и «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия» (1893).

Умер П. 30-го июня 1920 г. и погребен на клад­бище женского монастыря в г. Томске. Его рукописи и переписка хранятся в библиотеке Томского университета. Отдав всю жизнь исследованиям неведомых зе­мель на пользу политическим и экономическим интересам России, будучи человеком безупречной честности и бескорыстья, П. при царях ос­тавался в глазах властей по­литически неблагонадежным и был лишен возможности занимать посты достойные его знаний и энергии даже в научных учреждениях и организациях. Таким же неблагонадежным для новой власти ушел он из жизни при Советах, по той причине, что в прессе выступал противником коммунистиче­ской идеологии и в 1919 г. подписал антисоветское воззвание. Но все же по мнению советского биографа, как один из трех пионеров изучения Внутренней Азии, «в отношении этнографии Потанин сделал больше, чем Пржевальский и Певцов взятые вместе». «Потанин имел необходимые для путешественника по Внутренней Азии личные качества; закаленное трудами и лишениями здоровье, чрезвычайную непри­хотливость и выносливость, знакомство с местными языками, уменье обращаться с туземцами, хорошие позна­ния в области географии и естественных наук, отличное знакомство с литературой по географии Сибири и Внутренней Азии и, конечно, любовь к делу и полную самоотверженную преданность науке» (В. А. Обручев. Григорий Николаевич Потанин. М. -Л., 1947).

Решительный и смелый Казак П. никогда не путе­шествовал под охраной военного конвоя и тем легче он и его жена проникали в семейные и общественные интересы туземцев; он дал наиболее подробные сведения о быте, нравах, языках и верованиях народов Монголии, Сев. Китая и Тибета, так же как тюркских, фин­ских и монгольских племен Сибири и Приуралья. Он же оставил «по отзыву ботаников, наиболее полные и тща­тельно собранные гербарии».

Данные о личности, жизни и трудах П-на достаточно обширны, для того чтобы составить ясное представление об этом удиви­тельном Казаке и чтобы по его светлому образу понять характер других Сибирских Казаков, посвятивших себя неутомимому стремлению вперед, со страстным любо­пытством в познавании но­вых «землиц». Григорий Николаевич П., углубленный научным знанием, тип Казака-землепроходца, «открыва­теля новых земель» не с це­лью из присоединения к вла­дениям московского царя, не в помощь «колонизационным устремлениям русско­го народа», а для приобщения своих открытий к широ­кому кругу мировой науки.

ПОТАНИНА Александра Викторовна - род. 25 января 1843 г. в Нижнем Новгоро­де; жена предыдущего, пу­тешественница, писательница, художница. Отцом ее был священник, преподаватель Духовной семинарии Виктор Николаевич Лаврский. Она получила только домашнее образование, одно время состояла воспитательницей женского Епархиального учи­лища. Приехав к брату в г. Никольск, встретила там его приятеля, ссыльного Г. Н. Потанина. Через год, в 1874 г., она вышла за него замуж и стала его верной и дея­тельной помощницей; жила одними интересами с мужем, участвовала в путешествиях по горам и пустыням Азии, делала зарисовки предметов бытового обихода туземцев, записывала наблюдения, по­могала собирать и приводить в порядок коллекции расте­ний, а в годы отдыха опи­сывала жизнь азиатских на­родов в талантливых очер­ках и рассказах. В экспеди­ции на пути к Сычуани по­чувствовала себя больной, но все же не пожелала остаться для лечения в Пекине и расстаться с мужем. Разболелась в дороге и умерла, возвра­щаясь к Шанхаю, около го­рода Чунцынфу 19 сентября 1893 г. Тело ее перевезли в Кяхту и похоронили в Троицко-Севске. В 1895 г. изда­на книга ее дорожных очер­ков; «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету, и Китаю»

ПОТАНИНЫ - древний род Сибирских Казаков. Около 1755 г. одна семья из этого рода переселилась на новооснованную «линию», проходившую вдоль горько-соле­ных озер и потому получив­шую прозвание Горькой; она тянулась от Омска до Звериноголовской станицы. Два брата П. обосновались в редуте Островном вблизи ста­ницы Пресновской. Из них Илья Андреевич, дослужив­шийся до чина сотника, по­пав на нетронутые алтайские просторы, скотоводством «и торговлей с Киргизами приобрел большое богатство. Его сын Николай Ильич в 1816 г. окончил Войсковое учи­лище в Омске, служил офи­цером казачьей артиллерии и не раз выполнял особые поручения командующего войсками Зап. Сибири. В «Военном Журнале» 1830 г. помещено исполненное им описание пути от Омска до Коканда, вместе с топогра­фической маршрутной съем­кой его же работы. Одно время он был начальником Барнаульского округа, но в результате столковения с на­чальством попал под суд, разжалован в рядовые и на­столько обеднел, что был не в состоянии дать достойное воспитание своему сыну Гри­горию, будущему знамени­тому путешественнику, ко­торый по этой причине рос в чужих домах.

ПОТЕКЛИНКА - впадаю­щий в реку поток вешней воды.

ПОТЁМКИН Григорий Александрович (1739-1791) - русский генерал-фельдмаршал, фаворит Екатерины II. Сын захудалого смоленского дворянина, П. пользовался благосклонностью императ­рицы, оказался способным политиком и администрато­ром, а потому сделал блестящую карьеру. После разгро­ма Запорожской Сичи он был назначен наместником Новороссии возникшей на казачьих и татарских землях, способствовал присоедине­нию к России Крыма-Таври­ды и положил начало русскому Черноморскому флоту. В награду за заслуги получил титул светлейшего князя Таврического. От 1784 г.— президент Военной Коллегии. Как генерал-губернатор Новороссийский, Азовский и Астраханский, а вместе с тем начальник всех иррегу­лярных войск, П. стал вер­шителем казачьих судеб. Он жестоко расправился с Яицкими и Волгскими Казаками, примкнувшими к восстанию Пугачева, разрушил Запо­рожскую Сич и уничтожил ее Низовую республику; зем­ли ее присоединил к Ново­российскому краю, а части Днепровских Казаков, под именем Черноморских, раз­решил занять Приазовье. На Дону он видел опо­ру русской власти в классе старшин. Поэтому настоял, чтобы за казачьими старши­ми начальниками были признаны дворянские права, на­равне с русскими штаб-офи­церами, а наиболее предан­ные из них, чтобы награж­дались поместьями во вновь приобретенной Новороссии. Благодаря этому будущий Донской атаман М. И. Пла­тов получил от него в Херсонской губ. 9 тыс. деся­тин, а его брат - 3 тыс. де­сятин.

П. считал, что крамоль­ный дух сепаратизма исчез­нет на Дону, если ограничить там власть атаманов, сделав их только военными начальниками. В других делах управления он решил поставить их под контроль коллегиального Гражданского правительства. Оно и учреждено указом императрицы от 15 февраля 1775 г. Тогда же установлены новые границы, существовавшей от 1708 г., Азовской губернии, которая теперь охватила ка­зачьи владения с трех сторон и отрезала от них некоторые северные станицы. При этом были проверены границы ка­зачьих владений на Дону и выполнена их карта. Екатерина II утвердила ее «навечно», как земли, «коих вла­дением Казаки Донские издревле пользовались».

Все перемены, как и напряженную царскую службу, Казакам приходилось переносить без прекословии. Поэтому П. не считал целе­сообразным уничтожать Войско Донское по примеру Сичевой республики; наоборот, признавал «совершенную пользу, происходящую от чинимой оным Войском, как заграничную, так и внутреннюю службу». Надо было только, свершив реформу управления, «нынешнее по­ложение его сохранить нав­сегда».

Казаки знали, что но­вовведения П-на лишают их большинства прежних прав, и поэтому, как величайшую милость, приняли приказ но­вого императора Павла I, не требовать на Дону выполне­ния «злоупотреблений и сде­ланных перемен князем По­темкиным».

У Запорожцев, кото­рые при П-не потеряли свою республику, он заслужил прозвище - «Грицько Нечёса».

ПОТНИК - войлочная под­стилка под седло; у Казаков П. состоял из трех-четырех листов плотного войлока и был покрыт кожей.

ПОТРОЩИТЬ - помять.

ПОТЫЛИЦА - затылок, загривок.

ПОЧЕТНЫЙ (некр.) - поч­тительный: «У меня сын почетный, завсегда слушается».

ПОЧУНЕТЬ - прийти в себя, опомниться, очнуться.

ПОЯРКОВО - станица на Амуре; основана в 1958 г.; при соввласти обращена в село Дальневосточного края; населения ок. 3 тыс. душ.

ПРАВДАТЬ - прокормить, содержать; напр. «правдать общественного бугая».

ПРАВО СЛОВО - верно, верное слово, честное слово.

ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиоз­ной, национальной или го­сударственной. Церковные П. делятся по своей значи­мости и по роду богослуже­ния на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св. Пасхи, день Вос­кресения Христова; б) дванадесятые П. — числом двенадцать в году: Рождество Христово, Сретение, Креще­ние или Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Воздвижение честного и животворящего креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пр. Богородицы; в) П. в честь особо чтимых святых: Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла; г) воскресные, седьмые дни недели. Средними считаются П. в честь прославленных икон Богородицы, в честь ангелов и некоторых святых; малыми в церковном смысле признаются П. престольные, храмовые, гражданские, национальные, полковые, ор­денские и т. п. У Казаков день Покрова Пресвятой Богородицы (1-е октября) почитается наравне с великими П-ками; в эмиграции установился обычай торжественно отмечать день возрождения казачьей независимости, одновременно с днем каза­чьей печати 10 декабря каж­дого года.

ПРАПОРЩИК - младший офицерский чин в русской армии; от 1884 г. в строевых частях был упразднен и ос­тавлен только, как «П. за­паса»; во время Первой Ми­ровой войны восстановлен снова; в казачьих краях упразднен в 1918 г., с объявлением независимости.

ПРАХ (некр.) - пыль.

ПРЕДАНИЕ - изустный рассказ о каком либо событии, хранящийся в народе из поколения в поколение; одна­жды записанное, П. может служить существенным вкладом в отечественную историю.

ПРЕДБУДУЩИЙ - следующий, будущий: «предбуду­щее воскресенье».

ПРЕДВЕЩЕВАТЬ - пред­сказывать.

ПРЕДЛЕЖАТЬ - надле­жать.

ПРЕДМЕР (дон.) - пример, образец.

ПРЕДТЕЧА - предшествен­ник; по казачьи - Предотеча относилось к Иоанну Крылатому-Крестителю, который своим появлением предварял пришествие Иисуса Христа. Иоанн Крылатый особенно почитался у Казаков, как провозвестник торжества Христианской веры, как знамение основного христианского Таинства - Крещения. Его имени было посвящено много казачьих храмов, а среди них азовский, заложен­ный не позднее 637 г.

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ - догмат Православной веры, согласно которому во время литургий хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную кровь Христову; процесс П-ния называется Таинством Евхаристии.

ПРЕТВОРИТЬСЯ (некр.) - превратиться.

ПРИАЗОВЬЕ - области прилегающие к Азовскому морю, преимущественно с востока и юга; земли больше всего связанные с исто­рией наших предков. Древ­ним народам П. было известно, как Меотида (см.), населенная различными племе­нами, а в том числе скифо-славянами Северами и Торетами, вошедшими после в состав казачьей народности. В конце ст. эры П. принад­лежало Царству Боспорскому, а по Р. Хр.- Асам, потом Казарам, снова Асам-Аланам и, наконец, Томаторкани. В X в. П. называли Землей Касак (персидская география Гудуд ал Алэм). В то время оно составляло основную часть казачьей Томаторканской державы. Впоследствии отсюда вышли Казаки Азовские и Гребенские (Казаровцы), а также Пятигорские Черкасы славянской речи.

П. принадлежало Тата­рам Золотой орды от 1237 г. В 1475 г. берегами Азов­ского моря завладели Турки. После своего возвращения на Дон (ок. 1549 г.) Казаки почти два века вели борьбу с ними за П. и выход в мо­ре. В конце семнадцатого века в этой борьбе стала участвовать Россия, овладевшая Азовом (1696 г.). Но фактическими хозяевами берегов еще долгое время оставались Донские и Запорожские Казаки. Многие акты, свидетельствующие об этом, при­водит проф. А. П. Пронштейн в своей книге «Земля Донская в XVIII веке»; Войсковое правительство Дона распоряжалось землями и рыболовными угодьями от р. Кальмиус и на части юго-восточного побережья до Ейского лимана, а за Кальмиусом хозяевами были За­порожцы и Татары, т. к. Сичевой Низ до 1739 г. фор­мально состоял в границах Крымского ханства.

В 1746 г. русская ме­жевая комиссия, присланная по просьбе Донцов, постановила: «Быть между ними Запорожскими и Донскими Казаками помянутой речке Кальмиусу границей, а от вершины оной, прямою чертою даже до прежней 1714 г. Российской с Портою Отоманской границы учинить приличную межу и поста­вить грани». Такое положе­ние оставалось до 1775 г., когда Сичевая республика пала, а ее земли присоединены к Новороссийскому краю. Донская граница оста­лась на старом месте.

По договору в Кучук Кайнарджи (1774 г.) Россия получила во владение все П. От этого времени войсковые земельные фонды Донцов охватили северо-восточную часть Азовского моря до ре­ки Ея. Казаки не получили в свое полное распоряжение только небольшие «округи», выделенные для крепости св. Димитрия Ростовского и для Таганрогского градоначальства, подчиненные Екатеринославскому наместнику. С разрешения Войскового правительства, повсюду в П. стали возникать хутора казачьих старшин и состоятельных Казаков, привлекавших для обработки земли «приписных малороссиян»; там же основана ст. Нова, николаевская, а для ст. Елизаветовской назначен юрт в 100 тыс. десятин на север от р. Ея. Рядом с ним выделе­ны земли под «офицерские участки». В 1792 г. вся юж­ная часть П. от Ей до Кубани, вместе с Таманью, пе­редана в вечное владение Черноморскому Войску - Запорожцам, выселенным с Днепра. Таганрогское градо­начальство и небольшой Ро­стовский уезд указом от 19 мая 1887 г. изъяты из веде­ния Екатеринославского гу­бернатора и присоединены к владениям Донского Войска. (А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII веке Ростов н/Д 1961, стр. 26, 155, 159, 165, 180, 200).

ПРИБЕГ - прибежал, при­скакал на лошади.

ПРИБОР НА СЛУЖБУ - в Московском государстве пополнение войск путем приема «охочих» добровольцев из вольных людей и Каза­ков. Казачьи городовые пол­ки комплектовались по П-ру.

ПРИВАДА - приманка; в частности приманка для ры­бы, которую Казаки ловят на удочки «за хлеб или за червяка».

ПРИВИЛЕГИЯ - в Римской империи так назывался за­кон, касавшийся интересов частного лица вне общих законодательных установле­ний. По примеру Рима в В. княжестве Литовском и в Речи Посполитой «привилеем» назывался декрет в. князя и короля, предоставляв­ший особые социальные или имущественные права отдель­ной этнической группе, классу, общине или частно­му лицу. Напр., Запорож­ские Казаки, уйдя от Татар из Крыма, получили от Польско-литовского короля Сигизмунда I в 1506 г. право беспрепятственно расселить­ся вдоль рек Суды, Псиола и Врсклы, при чем король, по словам историка Ригельмана, «одарил их вольностими и разными преимущест­вами и на то привилегиею своею им подтвердил». П. это закон для каждого от­дельного случая.

В русском законода­тельстве понятие П. тракто­валось, как право собствен­ности изобретателя на сделанное им изобретение, но в бытовой речи оно имело значение какого то преиму­щественного состояния. Напр., остатки казачьих исторических прав на землю и особый общественный строй в глазах Русских представ­лялись как «казачьи приви­легии».

ПРИКАЗНЫЙ - звание младшего начальника из ря­довых бойцов, помощник урядника по поддержанию дисциплины и порядка во взводе, командир отделения; у Русских в старину так назывались низшие чиновники официальных учреждений -риказов.

ПРИКИДЫВАТЬСЯ - притворяться, выставлять себя в ложном виде.

ПРИКЛАД - в древне-сла­вянской речи понималось, как «пример»; то же значе­ние сохраняется у Некрасовцев и Черноморцев-Кубанцев с ударением на первом сло­ге; с ударением на последнем слоге, в настоящее время - деревянная часть ружья, которая прикладывается к плечу; у портных и сапожников - дополнение к основному материалу: подкладка, пуговки и т. п.

ПРИМУЧИВАТЬ (некр.) - принуждать грубой силой.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ - пересе­ления покоренного народа или его части, по воле поко­рителей, на новое место. П. п. отличаются от всякого рода стихийных миграций, когда свободные народы уходят от завоевателей, с надеждой, при благоприятных обстоятельствах, снова возвратить­ся на родную землю.

Таким образом, отход Северов, Аланов-Танаитов и Готов на Дунай и дальше к западу, под давлением Гун-нов ок. 375 г., был миграцией. Но около того же вре­мени Удзы-Торки были изгнаны из Сев, Кавказа в Прикаспий и за Волгу и это было П. П. потому что оно совершилось пно воле завое­вателей Болгаров, пожелав­ших занять их тучные черноземы, и за это уступивших им пастбища похуже.

П. П-нием следует так­же считать увод в 737 г., по воле арабского полководца Мервана, к границам Грузии 20 тыс. семейств Сакалибов с Донца и Среднего Дона. Оно окончилось массовой попыткой этих переселенцев возвратиться на Дон и ги­белью их большинства. В конце XIV в., после татар­ских насилий, Донцам снова пришлось покинуть берега среднего Дона. Теперь они действовали, хоть и под дав­лением извне, но отчасти и по собственной воле; поэто­му их передвижение к гра­ницам Сев. Вост. Руси следует считать скорее миграцией, чем П. П-нием. Воз­вращение на Дон - тоже миграция.

Вообще, истории изве­стны многие переселения на­ших предков с родной зем­ли, но не всегда удается точ­но установить характер этих переселений. Зато, во время пребывания под властью Рос­сии и СССР, казачья груп­повые перемены местожи­тельства не могут считаться ничем иным, как П. П. Рус­ские власти считали Казаков военно-служилым народом и требовали от их семей точного выполнения приказов начальства. Поэтому им не­однократно приходилось ос­тавлять привычную среду своих станиц и, подчиняясь воле русских правителей, перебираться в неведомые края. При царях целью П. П-ний Казаков была оборона и усвоение для колони­зации пограничных прост­ранств на юге, а при соввласти их семьи переселяли в сиецпоселки НКВД для ко­лонизации и промышленного освоения негостеприимного севера. В обоих случаях, почти без надежды когда либо возвратиться на землю отцов.

П. П. начались вскоре после того, как Дон и Днепр попали в границы Русской империи. В 1724 г. 1.000 се­мей Донских Казаков выве­ли в Дагестан на реки Сулак и Аграхань. Они там в боль­шинстве погибли. В 1732 г. таким же образом 1057 се­мей переселены с Дона на Волгу. В 1776 г. часть этих семей попала на Азовско-Моздокскую Линию, а в сле­дующем году, так же при­нудительно, под Ставрополь прибыл вместе с семьями Хоперский полк. В 1826 г. он, побунтовавшись, должен был перейти ближе к горам и верховьям Кубани. Путем таких П. П-ний основаны: Оренбургское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское и Черномор­ское каз. Войска. Пополнялись казачьими семьями и Кавказские Линии, иногда с протестами, возмущениями, бунтами и всегда с горькой безнадежностью.

Весьма значительное сопротивление, вплоть до подготовки вооруженного восстания, в гг. 1792-94 вызвал приказ отрядить с Дона на Кубань три тысячи семейств. В эти годы волнения шли по всем донским станицам, но особенно упорными из них оказалось пять: Есауловская, Нижне и Верхне Чирские, Кобылянская и Пятиизбянская, под предво­дительством есаула Рубцова. Против них было выслано несколько регулярных полков (8.500 штыков и сабель), два донских карательных полка с ген. Мартыновым и три полка Чугуевских Каза­ков с ген. М. И. Платовым; в общей сложности 11 тыс. человек. Сопротивление 2-3 тысяч готовых к восстанию было сломлено, более шести тыс. Казаков, после истязания на станичных майданах, было сослано в Сибирь, но все же наряд на П. П. был сокращен до 1000 семей.

Жертвы П. П-ний при безжалостной соввласти измеряются сотнями тысяч казачьих душ.

ПРИНЧ (дон.) - рис; у Кабардинцев - прунж, у Тюрок - биринч, у Осетин и Ар­мян — бринч.

ПРИПИСНЫЕ КАЗАКИ - иногородние по народному постановлению принятые в замкнутую казачью среду. Если на казачьи земли приходили Казаки, из семей за­державшихся на Руси, в Литве или на Украине и они имели доказательства своего казачьего происхождения, то наши предки принимали их сразу и считали их при­родными, а не приписными. В XVI и XVII веках такого рода пришлые люди непре­рывно собирались на Дону, Тереке, Урале, Днепровском Низу и благодаря этому образовались довольно круп­ные политические общества, своеобразные чисто-казачьи речные республики. По общему постановлению иногда в них принимались и пришлые люди иного рода. Но русская история отмечает, что от средины XVII ст. об­ращение иногородних в П.-К. почти прекратилось. Едва ли их число было значительным и раньше. Вероятнее всего, что к этому времени сократился массовый прилив, пребывавших раньше на чужбине, природных Казаков, которых привыкли прирав­нивать к беглым крестьянам. Теперь землепашцы, работ­ный люд, старообрядцы приходили к Казакам еще в больших количествах, чем раньше, но акты с большей очевидностью стали указы­вать, что в П. К. попали лишь некоторые из них, в то время как другие остава­лись на положении своего рода иностранцев с ограни­ченными правами.

В результате неудачно­го восстания Булавина, рус­ские карательные войска основательно выкорчевали всех пришлых людей, прихватив вместе с ними в многих старожитных Казаков, В 1709 г. Дон был завоевав и присоединен к России. Долгие годы появление в станицах новых людей контролировалось Военной Коллегией при помощи «сыскных начальств». Но все же прекратить приток людей со стороны не удавалось. Станичные и хуторские скотоводы- земледельцы нуждались в рабочих, а сами Казаки постоянно пребывали на службе в полках. Поэтому войсковые власти часто разрешали, особенно «малороссиянам», оставаться на Дону. По переписи 1783 г. их и собралось там 26579 душ. Когда военные нужды потребовали увеличения слу­жилого состава донских полков, русское правительство порекомендовало пополнять их иногородними. Атаманы делали это очень неохотно. 15 сентября 1745 г. Даниил Ефремов доносил императ­рице Елизавете Петровне, что истощенные постоянными службами, станичники разбегаются из полков, а особенно «из приписных к ним разных людей в Каза­ки». Его сын Степан Ефре­мов особенно следил за ка­зачьей племенной чистотой. Распоряжением по Войску от 17 апреля 1755 г. атаман предписывал «чтобы Казаки, как сами, так дети их, на беглых и на протчих великороссийских женках и девках не женились, также бы и своих казачьих дочерей за великороссийских людей и сказочных замуж не отдавали и к такому замужеству овдовевших казачьих жен не допускали». «В дальнейшем на протяжении второй половины XVIII в. Войско еще несколько раз подтверждало это распоряжение, угрожая не только «жестоким» наказанием нарушителям, но и «неизбежным станичным ата­манам штрафом». Священ­никам также было строго приказано, чтобы «соглашающих иттить в замужество за малороссиян и великороссиян казачьих жен и доче­рей не венчали» (А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVII веке, Ростов н/Д 1961, стр. 205).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия