Глобальная перегрузка.
В C++ кроме двух известных вам разновидностей перегрузки (перегрузка в классе и дружественная перегрузка), существует еще одно понятие - глобальная перегрузка, осуществляемая во внешней области видимости. Допустим, переменные a и b объявлены как объекты класса C. В классе C определен оператор C::operator+(C), поэтому
Однако, также возможна глобальная перегрузка оператора +:
Такой вариант перегрузки тоже применим к выражению a+b, где a и b передаются соответственно в первом и втором параметрах функции. Из этих двух форм предпочтительной считается перегрузка в классе. Т. к. вторая форма требует открытого обращения к членам класса, а это отрицательно отражается на строгой эстетике инкапсуляции. Вторая форма может быть более удобной для адаптации классов, которые находятся в библиотеках, где исходный текст невозможно изменить и перекомпилировать.То есть добавить в класс перегрузку в качестве метода класса нереально. Смешивать эти две формы в программе не рекомендуется. Если для некоторого оператора определены обе формы с одинаковыми типами формальных параметров, то использование оператора может создать двусмысленность, которая, скорее всего, окажется фатальной. Тем не менее, глобальная перегрузка операторов обеспечивает симметрию, которая также обладает эстетической ценностью. Рассмотрим пример:
Без глобальной перегрузки задача int + Point не решается. Поскольку мы не можем получить доступ к "родному” целому типу (то есть к типу int) и переопределить его операции, обеспечить симметрию простым определением операторов класса не удастся. Потребуется решение с глобальными функциями. Примечание:Здесь мы могли бы применить дружественную перегрузку, и таким образом избавиться от "функций доступа к private-членам". Однако, если бы тело класса Point было бы для нас закрыто, то вписать в него функцию-друга было бы нереально. Перегрузка ввода/вывода данных. Для того, что бы закрепить новую полученную информацию о перегрузке рассмотрим возможность перегрузить операторы << и >>. Для начала немного информации - Выполнение любой программы С++ начинаются с набором предопределенных открытых потоков, объявленных как объекты классов в файле-библиотеке iostream. Среди них есть два часто используемых нами объекта - это cin и cout. cin - объект класса istream (Потоковый класс общего назначения для ввода, являющийся базовым классом для других потоков ввода) cout - объект класса ostream (Потоковый класс общего назначения для вывода, являющийся базовым классом для других потоков вывода) Вывод в поток выполняется с помощью операции, которая является перегруженной операцией сдвига влево <<. Левым ее операндом является объект потока вывода. Правым операндом может являться любая переменная, для которой определен вывод в поток. Например, оператор cout << "Hello!\n"; приводит к выводу в предопределенный поток cout строки "Hello!". Для ввода информации из потока используется операция извлечения, которой является перегруженная операция сдвига вправо >>. Левым операндом операции >> является объект класса istream. Чтобы избежать неожиданностей, ввод-вывод для абстрактных типов данных должен следовать тем же соглашениям, которые используются операциями ввода и вывода для встроенных типов, а именно: 1. Возвращаемым значением для операций ввода и вывода должна являться ссылка на поток, чтобы несколько операций могли быть выполнены в одном выражении. 2. Первым параметром функции должен быть поток, из которого будут извлекаться данные, вторым параметром - ссылка или указатель на объект определенного пользователем типа. 3. Чтобы разрешить доступ к закрытым данным класса, операции ввода и вывода должны быть объявлены как дружественные функции класса. 4. В операцию вывода необходимо передавать константную ссылку на объект класса, поскольку данная операция не должна модифицировать выводимые объекты. Итак, рассмотрим пример подобной перегрузки:
Примечание:Кстати!!! В одном из примеров мы использовали константный метод - метод, который не имеет право изменять поля класса. Однако, если какое-то поле объявлено со спецификатором mutable, его значение МОЖНО менять в методе типа const.
|