Незабываемое
Осмысление моей встречи с Владимиром Высоцким пришло позже, а тогда это было и долго оставалось для меня прежде всего большим эмоциональным событием. Мыслимо ли: несколько часов непосредственного общения с самим Высоцким! Часы эти стали предметом моей гордости и зависти – моих друзей. Тогда, в тёплую, по-летнему короткую ночь, я и не думал, что всё, происходившее со мной, станет не только штрихом моей личной биографии, но и страничкой в истории моего города. А начало этой истории до банального простое…
…В Горловку приехал Высоцкий! Не знаю, кто и как смог пригласить, а главное – организовать концерты Высоцкого (до сих пор не ведаю, кому сказать спасибо), но выступления состоялись. И сразу стали событием.
Помню, в один день было несколько концертов. И все они прошли при переполненных залах. И так – все дни гастролей, вне зависимости от времени и погоды…
«Вы что, работу прогуливаете?», — шутливо спрашивал Высоцкий на дневных концертах. Прогуливали. Конечно, прогуливали! Кто-то, может быть, и отпрашивался, кто-то менялся рабочими сменами. Я же просто прогулял занятия в институте. Сознательно, с какой-то мальчишеской радостью, — повод-то какой! Тот самый Высоцкий – в Горловке! В городе, который уже видел «Хозяина тайги», который уже знал о «Сказе о том, как царь Пётр арапа женил», в городе, который уже знал и любил Высоцкого!
Концерты… Нет, это были не просто концерты. Скорее это были встречи, это были откровенные беседы, разговор одного человека с людьми, оккупировавшими зал. Не покидало ощущение, что Высоцкий, общаясь со всеми, обращается только к тебе. И эта простота общения, эта доверительность подкупала. Мне нравилось, что Высоцкий не заигрывал с залом, определённо нравилась его манера общения, нравилось то, как он обращался со своей гитарой, как любовно говорил о мастере, сделавшем ему эту гитару. Мне нравилось, с какой любовью рассказывал он о своём театре, как нахваливал его, как неожиданно пригласил всех зрителей приехать в Москву и самим убедиться, какие гениальные спектакли ставит Юрий Петрович Любимов, какие прекрасные актёры играют с ним в «самом лучшем театре»! Говорил он и о своём Гамлете, и о том, как неуважительно отнеслась к его победе, к заграничному успеху на гастролях и фестивалях наша пресса.
…Я не сводил с него глаз. Мне вдруг страшно захотелось хоть в чём-то быть похожим на него. Меня поражала его мужская основательность, его незлобивые шутки, его очень простой костюм, вернее, отсутствие его – свитер, куртка, строгие чёрные брюки…
И ещё мне запомнилось, что на каждом концерте, найдя в зале уже знакомые лица, Высоцкий говорил: «А для вас я покажу вот эту песню. Здесь я её ещё не пел!» И звучала песня. Зал проживал каждую из них. Проживал и бурно реагировал. Хохотал, слушая про Ваню и Зину, замолкал, внимательно вслушиваясь в текст песен о войне… А какими были глаза шахтёров, когда он запел о чёрном золоте!..
Театр «Юность», а в то время я был его участником, пригласил Владимира Семёновича к себе на блиц-встречу в помещение малой сцены. И эта встреча состоялась. Говорили много, больше – о театре и кино. Мы спрашивали о том, как он поступил в театральное училище, как и у кого он учился. Ему же было интересно узнать как можно больше о нашем театре, он был приятно удивлён, найдя схожесть в биографиях нашего театра и Театра драмы и комедии на Таганке: один год основания. А потом мы пели песни к спектаклю «Свой остров», написанные нашим замечательным актёром Юрием Добровым. Этот же спектакль шёл тогда и в московском «Современнике». К нему песни написал уже Владимир Высоцкий, и вот теперь мы слушали одну из них в исполнении самого автора. Здесь же мы сфотографировались с Высоцким. На память.