Тема 3 «Типологии и классификации религии» также как и предыдущая является базовой для понимания и анализа религий. Умение выявлять и использовать классификационные признаки различных феноменов, в том числе и религиозных, можно определить как один из методов научного познания. Студенту необходимо уяснить субъективность любой из возможных типологий. «Примерить» какой-либо придуманный тип к конкретной религии невозможно, т.к. любая религия представляет сложный комплекс религиозных и социальных проявлений, далеко выходящих за рамки предлагаемого типа. Приведём 4 наиболее удобные типологии из множества возможных. Кроме того, говоря о типологии религий, можно выделять определенные исторические стадии (типы) их развития, определять способ формирования вероучения (естественные / природные религии и религии откровения) либо делить религии по численности их последователей (см. ниже).
Типологии религий
(все приведенные ниже и иные возможные типологии религий условны)
Типология религий ПО ОБЪЕКТУ ВЕРЫ
Тип вероучения
| Объект поклонения
| Примеры
|
| фетишизм
| вещь и её сверхъестественные качества
| почитание талисманов, амулетов, оберегов
|
| аниматизм
(вера во все наполняющую «силу»)
| магическая сила (ма н а)
| австранийская магия
|
| полидемонизм
(от греч. «много» и «дух»)
| духи
| шаманизм, индийские, африканские, др. религии
|
| политеизм (многобожие)
| боги, божества
|
|
| а
| зооморфный
| звероподобные боги
| индуизм
|
| б
| антропозооморфный
| человеко-звероподобные боги
| религии древнего Египта
|
| в
| антропоморфный
| человекоподобные боги
| олимпийские боги древней Греции
|
| генотеизм (от греч. «один, единственный» + «бог»)
| поклонение (родовому) богу и непризнание всех прочих
| ранний иудаизм
|
| супремотеизм (от греч. «сверх, над» + «бог»)
| почитание одного бога как главного среди прочих
| почитание Зевса в пантеоне классической Греции
|
| монотеизм (единобожие)
| бог (один единственный Бог)
|
|
| а
| деизм
| бог (бог – творец, не принимающий участия в управлении миром)
| религиозно-философские учения 17-18 вв.: Т.Джефферсона, Б.Франклина, Вольтера, Лейбница
|
| Б
| теизм
| бог (бог-творец, управляющий миром)
| иудаизм, христианство, ислам
|
Стр. 24.
| пантеизм («всебожие»)
| бог (всё есть бог, бог есть всё)
|
|
| А
| бог проникает сквозь материальный мир, растворяясь в нем
| безличный бог
| брахманизм, индуизм, даосизм, религиозно-философские учения С. Франка, Я. Бёме, Б. Спинозы, Г. Гёте
|
| Б
| мир пребывает в боге, но бог в нем не растворяется (панентеизм)
| безличный бог
| религиозно-философское учение Краузе
|
| дуализм (от «дуо» – два)
| две противоборствующие силы:
|
|
| А
| дуотеизм (двоебожие)
| бог идеальный и его противник бог материального мира
| гностицизм
|
| Б
| «политеистический» дуализм
| добрые боги и злые боги
| зороастризм
|
| религии безличного Мирового Закона
| карма, дхарма, рок
| буддизм, индуизм, дхармические религии
|
| атеизм (отрицание бога)
| объект поклонения отсутствует / человек
| атеисты (например, «Российское гуманистическое общество»)
|
| агностицизм
| отрицание познаваемости мира, в т.ч. и Бога
|
|
2. Типология религий ПО РАСПРОСТРАНЁННОСТИ
1. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Признаки мировых религий: – распространённость по всему миру;
– отсутствие этнической или государственной привязки;
– включённость в культуру разных стран.
2. Этнонациональные (народностно-государственные) и локальные религии:
2.1) племенные (религия племени Йоруба, религия славян и др.)
2.2) раннегосударственные (религии древнего Египта, древней Греции, древнего Рима и др.)
2.3) локальные (зороастризм, религии эллинизма и др.)
2.4) этнические / народностные (индуизм, джайнизм, иудаизм и др.)
2.5) национальные / государственные (конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.)
+3. Ранние формы религии (фетишизм, анимизм, шаманизм, магия, тотемизм и др.)
+4. Новые религиозные движения.
Стр. 25.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ типология религий современной Европы
I. Язычество (политеизм).