Студопедия — ГРАФ ДРАКУЛА И ВЛАД ЦЕПЕШ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГРАФ ДРАКУЛА И ВЛАД ЦЕПЕШ






 

В 1897 году ирландский писатель Абрахам (Брэм) Стокер (1847-1912) опубликовал роман «Граф Дракула», действие которого разворачивается где-то в румынских Карпатах. Скажем сразу, что Стокер был активным членом оккультной организации «Золотая Заря», занимавшейся чёрной магией; ложи, которая оставила по себе зловещую память, поскольку была связана с силами, породившими партию Гитлера… В центре романа — старик-вампир, хозяин затерянного в глуши карпатского замка. Его преступления велики, а конец ужасен. «Я увидел графа на земле, в гробу; древесная труха взвилась над телом, когда гроб бросили на дно повозки. Граф был смертельно бледен, лицо его напоминало восковую маску. В его красных глазах было то ужасное мстительное выражение, которое я уже так хорошо знал. Полные ненависти, они торжествующе сверкнули, когда последний луч заходящего солнца скользнул по его лицу. Но в ту же секунду в руке Джонатана блеснул большой нож, и я вскрикнул, увидев, как он перерезал горло графа. В следующий миг кол Морриса пронзил его сердце. И тут произошло чудо: не успели мы перевести дух, как прямо у нас на глазах тело рассыпалось в прах и исчезло»...

В 1923 году Гамильтон Дин написал по мотивам этого романа пьесу для театра, а в последующие годы западная киноиндустрия создала более полутора сотен фильмов о карпатском кровососе. По мере проникновения американской поп-культуры во все страны, миф о Дракуле распространился повсеместно. Граф-вампир стал одним из популярнейших персонажей у западного обывателя.

Мало того: были предприняты попытки найти жилище графа, выдуманное Стокером! В конце концов, былой резиденцией Дракулы был объявлен замок Бран, стоящий недалеко от румынского города Брашова (в начале 1950-х годов — город Сталин), бывшая летняя резиденция румынских королей. В американских туристских проспектах старинное здание было наречено «родовым гнездом графа-кровопийцы». Об этом и сейчас говорится во многих путеводителях; а на площадке перед замком (вход в который, кстати, стоит довольно дорого, порядка десяти евро) можно запросто купить различную атрибутику с изображением Дракулы. Следует заметить, что на Западе многие знают о Румынии исключительно в связи с Дракулой и его «замашками кровопийцы»…

Но самое интересное, что Дракула… не придуман ирландским писателем! У мрачного героя есть исторический прототип, носивший такое имя… вернее, прозвище. Бродячим мертвецом реальный Дракула, конечно, не был. Но, тем не менее, слава его носит жуткий оттенок…

В средние века на территории современной Румынии существовали три княжества – Валахия (юг Румынии с центром в Бухаресте, который стал столицей всей страны только в XVII веке), Молдова (часть современной Республики Молдова и восток нынешней Румынии) и Трансильвания. Все они образовались в XIV веке и сразу были вынуждены вести борьбу за национальную независимость с могущественными соседями – королевствами Польши и Венгрии, а также с Османской империей, могущество которой нарастало. Борьба, продолжавшаяся до ХІХ столетия, увенчалась успехом – румынские земли (за исключением Трансильвании, с 1867 по 1918 годы входившей в Австрийскую империю) никогда не были полностью завоёваны иноземными захватчиками; они сохраняли государственность, хотя и были вынуждены в XV веке признать вассальную зависимость от турецкого султана.

Дракулой звался в народе господарь Валахии Влад IV (1431-1476). Другое его прозвание — Цепеш. Оба этих «псевдонима» нуждаются в объяснении.

Прозвище Дракýла, с ударением на втором слоге (по-румынски — Drăculea, с вариантами Dracuglia, Draculye, Dragulya, Drakulya), обычно трактуют, как уменьшительное от «драку» — «чёрт». Действительно, в румынском языке чёрт — dracu. Однако при более тщательном изучении выясняется, что прозвание господаря никоим образом не связано с нечистой силой. Влад «Дракула» проявил редкое мужество, участвуя в антиосманском походе, за что император Священной римской империи германской нации Сигизмунд Люксембургский наградил его орденом Дракона. Этот орден Влад носил с гордостью… Очевидно, в восприятии людей смешались понятие «дракон» (от латинского draco), общее для всей Европы, и уже отмеченное нами румынское dracu — «чёрт». Изменилось и значение прозвища. В балканском фольклоре змей, дракон (на румынском языке «balaur») – зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона. Итак, Влад «Дракончик» воспринимался прежде всего, как воин-храбрец. Затем мифотворцы, да и историки сосредоточили внимание на других его свойствах, «бесовских»… Почему? Скоро станет ясно.

Господарь Влад родился в старинном румынском городе Сигишоаре приблизительно в 1431 году (эту дату называют чаще всего). Исторический центр Сигишоары, где возвышается старинная башня с часами, сберёгся очень хорошо: он — под охраной ЮНЕСКО. Стоит и дом, где пришёл на свет будущий Дракула... Каждым летом здесь происходят красочные фестивали средневекового искусства.

В детстве Влад проживал при дворе своего отца-господаря, тоже Влада, в Тырговиште (столица Валахии до Бухареста); затем, вместе со своим братом Раду Красивым, шесть лет был заложником при дворе турецкого султана. (Если верить источникам, Раду и вправду был очень строен и красив; в румынской исторической литературе упоминается, что султан Мехмед ІІ, покоритель Константинополя, «влюбившись» в княжича, принуждал его к интимной связи, но получил отпор и даже удар кинжала от гордого юноши.)

Вступив на престол в 1456 году (подчеркнём — на престол Валахии, а вовсе не Трансильвании, где поселил своего графа Стокер), Влад поставил перед собой цель — подготовить страну к решительной схватке с турками. Для этого он принял меры к упрочению своей власти и подавлению распрей между боярскими группировками, а также наведению элементарного порядка в стране, где господствовали разбой и грабежи. Именно из-за своей авторитарной внутренней политики и крайней суровости по отношению ко всем, кто нарушал закон, Влад и заслужил прозвище Цепеш — от румынского слова ţeapă; [ цяпэ ], «кол»), поскольку главной пыткой и основным способом казни при нём было сажание на кол.

Оценивая жестокость Влада, не надо забывать, что Средневековье действительно было жестоким, «тёмным»; повсюду, и Западе, и на Востоке были приняты массовые казни; в католических странах горели костры инквизиции. Современник Влада Цепеша, французский король Людовик ХІ, завершивший создание французского централизованного государства, «прославился» тем, что содержал своих явных и мнимых противников в клетках, где нельзя было выпрямиться в полный рост. Те же турки-османы «прославились» массовым истреблением венгров с помощью кольев...

Крутые меры были приняты Владом прежде всего по отношению к боярам, главное столкновение с которыми произошло зимой 1458 года. Пригласив явных противников (среди которых были убийцы его отца и старшего брата) и мнимых врагов из числа боярской среды на банкет, Влад спросил, скольких господарей им приходилось знать. Услыхав в ответ, что самый младший из бояр знал семерых, господарь в гневе сказал: «Ваши позорные распри — ваша главная вина!» Влад обязал бояр самолично соорудить в Карпатах замок из речных камней – Поенарь. (Может быть, о нём слышал или читал Стокер?) Вельможи работали день и ночь, их одежда износилась в клочья, многие погибли, — но прервать строительство никто не осмеливался.

В княжестве были введены необычайно суровые наказания для воров, лгунов, прелюбодеев. После этих мер, по свидетельству очевидцев, можно было спокойно оставлять товар на ночь, и никто не отваживался его украсть.

Стремясь стабилизировать экономическое положение, Цепеш проводил политику покровительства местной торговле. Одновременно он жестоко расправлялся с купцами, которые отказывались платить таможенные пошлины. Кроме того, купцы-«саксы» (так называли выходцев из германских земель) оказывали финансовую поддержку двум соперникам князя, домогавшимся престола Валахии. За это «саксы» навлекли на себя гнев Влада и карательную экспедицию.

В 1462 году они сочинили три письма, из которых следовало, что Цепеш осведомлён о заговоре против венгерского короля. Основываясь на этих лживых документах, король Матей Корвин захватывает валашского князя и заключает его в темницу сначала в Трансильвании, а затем в Венгрии, где Влад и находился вплоть до 1474 года.

Так вот — именно купцы-«саксы» и венгерский королевский двор распространили ту легенду о Владе Цепеше, в которой он предстаёт настоящим олицетворением дьявола. С той поры сохранился рисунок, на котором господарь изображён за обеденным столом в окружении казнённых на кольях и кусков разрубленных тел… Эта страшная сказка стала источником для средневековых немецких («саксонских») и древнерусских повестей, где этот образ человека-сатаны в значительной степени затмил собой реальную фигуру знаменитого господаря.

Особо следует остановиться на древнерусском «Сказании о Дракуле», обнаруженном в Кирилло-Белозёрском монастыре. Автором его был, вероятнее всего, дьяк великого русского князя Ивана ІІІ, современника Влада Цепеша, Фёдор Курицын. Он возглавлял в 1482-1484 годах русское посольство к венгерскому королю Матею Корвину и господарю Молдовы Штефану Великому. Особенностью «Сказания о Дракуле» является то, что читателю как бы самому предоставлено право сделать вывод из прочитанного. Лишь один поступок Дракулы автор называет коварным и величает за него Влада тёзкой дьявола. Во всех остальных случаях, не давая никакой оценки неимоверной жестокости героя, автор бесстрастно описывает каждый эпизод, отмечая справедливость в деяниях валашского господаря.

«И так ненавидел Дракула зло в своей земле, что, если кто совершит какое-либо преступление, украдёт, или ограбит, или обманет, или обидит, не избегнуть тому смерти. Будь он знатным вельможей, или священником, или монахом, или простым человеком, пусть бы он владел несметными богатствами, всё равно не мог откупиться он от смерти, так грозен был Дракула.

Был в земле его источник и колодец, и сходились к тому колодцу и источнику со всех сторон дороги, и множество людей приходило пить воду из того колодца и родника, ибо была она холодна и приятна на вкус. Дракула же возле того колодца, хотя был он в безлюдном месте, поставил большую золотую чару дивной красоты, чтобы всякий, кто захочет пить, пил из той чары и ставил её на место, и сколько времени прошло – никто не посмел украсть ту чару…

Однажды прибыл из Венгерской земли купец в город Дракулы. И, как принято было у Дракулы, оставил воз свой на городской улице перед домом, а товар свой – на возу, а сам лёг спать в доме. И кто-то украл с воза 160 золотых дукатов. Купец, придя к Дракуле, поведал ему о пропаже золота. Дракула же отвечал: «Иди, этой же ночью найдёшь своё золото». И приказал по всему городу искать вора, пригрозив: «если не найдёте преступника, весь город погублю». И велел той же ночью положить на воз своё золото и добавить один лишний дукат. Купец же наутро, встав, обнаружил золото, и пересчитал его и раз, и другой, и увидел, что один дукат лишний, и, придя к Дракуле, сказал: «Государь, нашёл золото, но вот один дукат не мой – лишний». В это время привели и вора с похищенным золотом. И сказал Дракула купцу: «Иди с миром! Если бы не сказал мне о лишнем дукате, то посадил бы и тебя на кол вместе с этим вором.»

Возвращаясь к историческому Владу Цепешу, надо отдать ему должное: он избрал подходящий политический момент для выступления против турок. В 1459 году папа римский Пий ІІ (учёный-историк Энеа Сильвио Пикколомини) призывает к новому крестовому походу, направленному против Османского султаната. Последние обломки Византии – княжество Морея в Греции и Трапезундская империя в Малой Азии – отчаянно сопротивляются туркам. На Востоке против османов выступил туркменский хан племенного союза Ак-Коюнлу Узун Хасан. В Европе же по соглашению с венгерским королём Матеем Корвином, тогда ещё своим союзником, разворачивает боевые операции Влад Цепеш.

Отказавшись платить дань (харачь) Порте, зимой 1461/1462 годов, в то время, когда Мехмед ІІ Завоеватель совершал поход против Узун Хасана, валашский господарь захватывает турецкую крепость Джурджу на Дунае (сейчас там находится впечатляющих размеров Мост Дружбы, построенный в 1954 году и соединяющий румынский город Джурджу с болгарским Руссе). Затем Влад разорил и османские крепости вдоль правого берега Дуная: Дырстор, Туртукайя, Рущук. Как и любая другая, эта военная кампания сопровождалась истреблением вооружённых турок (их было убито почти 25 тысяч) и, увы, мирного населения. Охваченные страхом жители Стамбула в спешке начали покидать город, ища спасения в Малой Азии. Действия господаря вызвали яростный гнев Мехмеда ІІ.

В апреле 1462 года султан во главе огромного войска (вероятно, до 100 тысяч человек, хотя источники называют и цифры в 150-250 тысяч) начинает большой поход на Валахию. Цепеш созывает народное ополчение, собрав примерно 30 тысяч человек.

Война проходила в три этапа. Сначала валашский господарь попытался удержать турков на Дунае, нанеся им ощутимые удары под крепостью Брэила (недалеко от Галаца, где ныне сходятся границы Румынии, Молдовы и Украины). Однако остановить наступление противника ему не удалось. Второй этап ознаменован продвижением войск султана к городу Тырговиште. Отступая, Влад применил извечную тактику «выжженной земли» (подобно скифам в 513 году до н.э., защищавшимся от превосходящих сил персидского царя Дария), опустошая край на пути следования завоевателей, постоянно изматывая их. Во время одного из подобных нападений господарь, переодев небольшой отряд в османские одежды и отдавая команды на турецком языке, атакует ночью неприятельский лагерь в надежде захватить самого султана. Владыка Турции едва спас тогда свою жизнь… Эта военная операция принесла Владу славу в Европе.

На третьем этапе войны, достигнув цитадели Тырговиште, которую он нашёл опустошённой, Мехмед ІІ, ввиду истощения сил, был вынужден начать отступление. Турки в панике к морю отходили через Добруджу, преследуемые войском господаря. Так, благодаря храбрости и воинскому таланту «Дракончика», Валахия (в отличие от Болгарии и Венгрии) спаслась от горькой участи превращения в турецкий «пашалык».

Но когда опасность миновала, бояре, поддерживавшие Влада в суровых испытаниях, отступились от него, недовольные жестоким самовластьем его правления. Знать сплотилась вокруг брата Цепеша, Раду Красивого, которого при помощи турецкого отряда возвели на престол; он стал послушным орудием Порты, согласившись на уплату султану дани в размере 12 тысяч золотых дукатов. Цепеш бежал в Трансильванию, к венгерскому королю, которому папа римский выделил денежные средства для борьбы с турками. Но, как удачно указывается в одном из современных интернет-сайтов, «венгерский король решил пока в потасовку не впутываться, тихо зажав «грант», выделенный папой на крестовый поход». Именно тогда Матей Корвин, воспользовавшись лживыми письмами, полученными от купцов-«саксов», бросил Цепеша в темницу. Для оправдания этого поступка король отправил письма папе. А вместе с немецкими фальшивками Матей послал в Рим несколько сочинений о Владе — «кровопийце» и «вампире». Их также состряпали, на латинском языке, купцы-«саксы» из Брашова. С этих-то злобных выдумок и начинается «карьера» мифа о Дракуле…

13 лет провёл Влад Цепеш в заточении. Как повествует «Сказание о Дракуле», «сидя в темнице, не оставил он своих жестоких привычек: ловил мышей или птиц покупал на базаре и мучил их» — но, возможно, это тоже дань популярному мифу. Лишь в 1476 году, и всего на один месяц, Влад вернулся на трон. Его освободили молдавский господарь Штефан Великий (Штефан чел Маре, величавый памятник которому находится в центре Кишинёва) и… сам венгерский король. Оба нуждались в сильном князе-полководце, способном вести антитурецкую борьбу. Однако вследствие боярского заговора, поддержанного турками, Влад Цепеш был убит при невыясненных обстоятельствах во время боя (декабрь 1476 или январь 1477 годов).

Влад Цепеш-Дракула остался в национальной истории Румынии стойким борцом за независимость, но в то же время – жестоким и самовластным правителем, подобно своим современникам – Людовику ХІ Французскому, Ивану ІІІ Московскому (не говоря уже о более позднем Иване Грозном), самому султану Мехмеду Завоевателю. С ним схож итальянский правитель Чезаре Борджиа, ставший европейским эталоном коварства и жестокости. Ради завоевания независимости Влад IV предельно усилил и централизовал княжескую власть, не остановился перед суровыми репрессиями. Брэм Стокер выбрал сумеречную сторону и довёл её до абсурда*…

С именем Влада Цепеша ныне связывают замок Бран в тридцати километрах от Брашова, построенный в 1212 году рыцарями Тевтонского ордена. В этом хмуром здании, расположенном на высокой горе, Цепеш, скорее всего, никогда и не бывал; предполагают лишь, что он мог заехать туда во время своего первого правления, так как замок находится на границе Валахии и Трансильвании.

После Первой мировой войны Бран находился во владении румынских королей; позднее любил бывать в нём Николае Чаушеску. Автору этих строк трижды – в 1993, 2000 и 2004 годах – пришлось побывать в Бране. Особенно запомнилась последняя экскурсионная поездка, совершённая им вместе с подругой из Италии Анитой Бернаккией, выпускницей факультета русско-английской филологии Высшей школы иностранных языков города Триеста. Мы долго бродили по Брану, а также по древнему центру Сигишоары и поражались (украинец и итальянка!) антиисторическому подходу к теме современных европейских и американских туристов, а также угождавших им местных экскурсоводов. Вместо того, чтобы рассказывать о патриотизме Влада Цепеша, о героических страницах славной румынской истории, — они судачили о проекте развлекательного центра «Дракулаленд» с музеем пыток и инквизиции! (Увы, нечто похожее, на потребу самым «дремучим» из приезжих, существует в Крыму, в Судакской крепости.) Как подчёркивала Анита, влюбленная в историю, — трагические страницы прошлого надо знать, но при этом стараться находить в минувшем образцы высокого духа, подлинного гуманизма. Ведь недаром римляне звали настоящую историю, без домыслов и фальсификаций, optima magistra vitae — «лучшей наставницей жизни»…

 

* Интересно, что трансильванский граф-вампир у Стокера вспоминает среди своих предков и Дракулу, который «переправился через Дунай и разбил турок на их земле». Поскольку здесь же говорится о «недостойном родном брате» храброго полководца, продавшем свой народ в турецкое рабство,т. е. о предателе Раду Красивом, — ясно, что вампира нельзя отождествляет вампира с историческим Цепешем; граф Дракула — лишь отдалённый потомок господаря Влада. Однако в другом месте романа его герой, Ван Хелзинк, говорит: «По-видимому, наш вампир был тем самым воеводой Дракулой…» Словом, читатель может либо выбрать одно из двух мнений о зловещем графе, либо обвинить Стокера в забывчивости и непоследовательности. (Прим. ред.)







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 454. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия