Студопедия — Ая подгруппа (оранжевые)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ая подгруппа (оранжевые)






 

Новгородская летопись (извлечения)

 

[1237 г.] Пришли от восточной стороны зимой на Рязанскую землю безбожные Татары с царем Батыем. И… послали послов своих… к князьям Рязанским, прося у них десятины во всем: в князьях и в людях, и в конях… Князья же Рязанские Юрий Игоревич и брат его Олег Игоревич, и Муромские, и Пронские, не пуская к городам, встали против… И сказали князья: «Коли нас не будет всех, то все ваше будет». …И начали воевать землю Рязанскую. Послали же князья Рязанские к князю Юрию Владимирскому, прося же сил в помощь... Князь же Юрий сам не пошел, не услышал князей Рязанских мольбы, но захотел сам особо брань сотворить… Тогда иноплеменники обступили город Рязань в 16 день декабря… Князья же Рязанские затворились в городе с людьми. Татары же взяли город Рязань в 21 день того же месяца и сожгли весь город. …А иные [Татары] брали жен и детей, и чернцов, и черниц, и иерея, одних рассекали мечами, других стрелами стреляли и в огонь бросали. Иные… женам добрым и девицам… поругание много чинили. …Многие же святые церкви огню предали, а монастыри и села сожгли, и имения немало… взяли. И потом пошли на Коломну…

 

Той же зимой пошел Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, и князь Роман Игоревич со своими воинами из Владимира против Татар… И обступили их Татары у Коломны, и бились крепко… И тут убили князя Романа… а иных много мужей убили… А Татары пошли к Москве и взяли Москву… А людей убили от старцев до младенцев и много имения взяли, и отошли.

 

Той же зимой выехал князь Юрий из Владимира… и ехал на Волгу… И начал князь Юрий Всеволодович полки собирать против Татар… Татары… пошли на великого князя Юрия… Одни же пошли к Ростову, а иные к Ярославлю, а иные на Волгу и на Городец. И пленили все по Волге и до Галича-Владимирского. А иные пошли к Переяславлю и тот город взяли, оттуда всю ту сторону и города пленили многие: Юрьев, Дмитров, Волок, Тверь… А на всей Ростовской и Суздальской земле взяли городов 14, кроме слобод и погостов в один месяц февраль… И так внезапно приступили Татары на Сить против князя Юрия. Князь же Юрий… пошел к ним… И была битва зла и велика. И побежали перед иноплеменниками. И тут убит был великий князь Юрий Всеволодович на реке на Сити, воинов его много убили…

Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку (извлечения)

 

В год 6751 (1243). Великий князь Ярослав1 поехал в татары к Батыю2, а сына своего Константина послал к Канови3. Батый же почтил Ярослава великою честью и мужей его, и отпустил его, и сказал ему: «Ярослав, будь ты старейшим всем князьям в Русской земле». Ярослав же возвратился в свою землю с великою честью.

 

В год 6752 (1244). Князья Владимир Константинович, Борис Василькович, Василий Всеволодович и с своими мужами поехали в татары к Батыю про свою отчину. Батый же, почтив их честью достойною и отпустив их, разрешил им каждому владеть своей отчиной, и приехали [они] с честью на свою землю.

 

В год 6753 (1245). Князь Константин Ярославич приехал из татар от Канович к отцу своему с честью. В тот же год великий князь Ярослав, и с своими братьями, и с сыновьями поехал в татары к Батыю.

 

В год 6754 (1246). [Князь] Святослав, князь Иван с сыновьями своими приехали из татар в свою отчину. В тот же год князь Михаил Черниговский со внуком своим Борисом поехал в татары... послал Батый к князю Михаилу, веля ему поклониться огню и идолам их4. Князь Михаил же не повиновался велению их, но укорил его и глухия его кумиры, и так без милости от нечистых заколот был и конец жизни принял5… Батый же князя Бориса отпустил к Сартаку, сыну своему. Сартак же, почтив князя Бориса, отпустил его восвояси. Той же осенью князь Ярослав Всеволодович умер у иноплеменников, идя от Канович1...

 

В год 6755 (1247). Александр2, услышав о смерти своего отца, приехал из Новгорода во Владимир и оплакал отца своего… В тот же год князь Святослав Всеволодович сел во Владимире на столе отца своего, а младших родственников своих посадил по городам так, как Ярослав наказал. В тот же год. Поехал князь Андрей Ярославич в татары к Батыю, и князь Александр поехал вслед за братом к Батыю. Батый же, почтив их честью, послал их к Кановичам...

 

В год 6757 (1249). Поехал князь Глеб Василькович в татары к Сартаку. Сартак же, почтив его, отпустил его в свою отчину. Той же зимой... [Сартак] приказал князю Александру Киев и всю Русскую землю, а Андрею дал великое княжение во Владимире3.

 

В год 6758 (1250). Поехал князь Борис к Сартаку. Сартак же, почтив, отпустил его в свою отчину. Той же осенью. поехал Святослав Всеволодович с сыном в татары. Той же осенью. приехал митрополит Кирилл на Суздальскую землю.

 

В год 6760 (1252). Пошел новгородский князь Александр Ярославич в татары, и отпустили его с честью великою, дав ему старшинство во всем роду его4. В тот же год князь Андрей Ярославич надумал со своими боярами покинуть Русскую землю, нежели служить царям, и попытался бежать в неведомую землю с княгиней своей и с боярами своими, и погнались татары вслед за ним, и догнали его у города Переяславля… Татары же, рассыпавшись по земле... и много зла сотворивши, отошли. В тот же год. Отпустили татары князя Олега Рязанского в свою землю. …Пришел великий князь Александр из татар во Владимир и был встречен с крестами у Золотых ворот митрополитом и всеми игуменами, и горожанами, и посадили его на столе отца его Ярослава…

 

В год 6764 (1256). Поехали князья в Городец и в Новгород. Князь же Борис поехал в татары, а князь Александр послал дары. Борис же, побывав у Улавчия, дары отдав, прибыл в свою отчину с честью…

 

В год 6765 (1257). Поехали в татары князья Александр, Андрей, Борис, почтивши Улавчея, приехали в свою отчину. В ту же зиму приехал Глеб Василькович из Кану земли от цесаря и женился в Орде. В ту же зиму приехали численники, пересчитали всех людей земель Суздальской, и Рязанской, и Муромской, и назначили десятников и сотников, и тысячников, и темников, и ушли в Орду. Не пересчитывали только игуменов, чернецов, попов, клирошан…

 

В год 6766 (1258). …пошли в татары князья Александр, Андрей, Борис, Ярослав Тверской, почтили Улавчея, всех его воевод, и были отпущены в свою отчину… Той же зимой приехали численники во Владимир, и пошли численники и князья Александр, Андрей, Борис к Новгороду Великому, пересчитали [население] и поехали опять во Владимир...

 

В год 6770 (1262). Избавил Бог от лютого томления бусурманского людей Ростовской земли, вложил ярость в сердца христианам, не терпящим насилия поганых, собравшим вече и выгнавшим [бусурман] из городов из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля, ибо выкупают те окаянные бусурмане дани и от того великую беду людям творят, порабощая за долги и разлучая многие христианские семьи... В тот же год убили Изосиму преступника, [он] был образом монах, на деле слуга Сатаны… и был бусурманином, прельстившимся лжепророком Магометом1...

 

В год 6771 (1263). Умер великий [князь] Александр, сын Ярослава2…

Патриаршая или Никоновская летопись (извлечения)

 

В год 6766 (1257–1258). …Пошли в Орду великий князь Александр Ярославич Владимирский и великий князь Андрей Ярославич Суздальский, и князь Борис Василькович Ростовский, и великий князь Ярослав Ярославич Тверской и чествовали Улавчея и всех князей и воевод ордынских, и отпущены были с многою честью на Русь, и возвратились той же осенью каждый в свою отчину... В тот же год приехали численники из Татар во Владимир, и поехали численники ордынские и великий князь Александр Ярославич Владимирский, и Андрей Ярославич Суздальский, и князь Борис Василькович Ростовский считать Новгородскую землю. Услышали же новгородцы об этом, и возмутились зело. Пришли же в Новгород численники татарские с великим князем Александром Ярославичем и с прочими князьями русскими, и князь Василий Александрович Новгородский побежал от отца своего из Новгорода в Псков, а Татары стали просить дани, и не согласились на то новгородцы. И дали новгородцы многие дары царю и послам его, и отпустили их с миром, а Михалка посадника убили, также и другого посадника Михалка убили, а Онаний посадник умер. И дали посадничество Михалку Федоровичу, а тысяцкое дали Жидяте Доможировичу; а князь Александр Ярославич выгнал своего сына Василия из Пскова и послал его в Низ1, а дружину его казнил: кому нос и уши отрезал, другим же очи вынул и руки отсек – тем, кто ему [Василию] советовал сделать подобное. И так злодеи погибли страшной смертью, и так численников татарских успокоил и умиротворил...

 

В год 6767 (1258–1259). Михаил Пинячин пришел в Новгород, говоря так: «Если откажетесь от переписи для царя ордынского, то уже скоро прийдет рать Татарская на Низовскую землю, и всем горе будет»; и устрашились новгородцы, и согласились на перепись, и послали послов своих в Орду к царю со многими дарами, прося его о том, чтобы не гневался на них, да исчислил землю их всю, как сам хочет. В тот же год пришли от царя из Орды численники во Владимир, и взяли с собой великого князя Александра Ярославича Владимирского, и князя Андрея Ярославича Суздальского, и князя Бориса Васильковича Ростовского, и пошли в Новгород, и переписали всю землю Новгородскую и Псковскую, не считали только архимандритов, игуменов, и попов, и диаконов, и иноков, и клирошан, и всего священнического причта… И возвратились татары, узнав число, и ушли в Орду, были мир и тишина великая в Новгороде; а князя Александра Ярославича новгородцы у себя успокоили, и много чествовали его. Он же посадил у них сына своего Дмитрия, а сам пошел во Владимир...

 

В год 6770 (1261–1262). …Князья же русские, согласившись между собой, изгнали Татар из городов своих; ибо было от них насилие, ибо откупали богатые у Татар дани и обогащались сами, и многие люди бедные за долги порабощались. И так князья Русские изгнали Татар, а иных убили, иные ими [князьями] были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа. Тогда же убили в Ярославле и Изосиму отступника, который отрекся от христианской веры и иночества, и был бусурманин злой очень… и много зла творил христианам, его же убили православные христиане и бросили псам на съедение...

 

В год 6771 (1262–1263). …Великий князь Александр Ярославич в четвертый раз пошел в Орду к царю Берке, и зимовал там; и разболелся очень, и отпущен был на Русь, и дошел до Городца месяца Ноября в четырнадцатый день, той же ночью и умер...

 

В год 6772 (1263–1264). Сел после брата своего великого князя Александра Ярославича на великом княжении во Владимире брат его великий князь Ярослав Ярославич Тверской, и был великий князь Владимирский и Новгородский.

 

В год 6774 (1265–1266). …Умер царь ордынский Берке и было послабление Руси от насилия татарского…

 

В год 6777 (1268–1269). …Князь великий Ярослав Ярославич, внук Всеволода послал во Владимир собирать воинство, хотя идти на Немцев, и собралась большая сила, и великий баскак Владимирский Иаргаман и зять его Айдар со многими Татарами пришли, и, узнавши о том, Немцы устрашились, и, вострепетавши, прислали с великим челобитьем и с многими дарами послов своих… и всех одарили, и великого баскака, и всех князей Татарских, и Татаp; ибо очень боялись они имени татарского…

 

В год 6778 (1269–1270). …Оклеветан был в Орде царю великий князь Рязанский Роман Олегович... будто хулит его, великого царя, и надругивается над верой его. Он же напустил на него Татар… и отрезали язык [великому князю Роману Олеговичу], и заткнули рот его убрусом, и начали резать его по суставам и разбрасывать… и когда остался один труп, они же содрали кожу от головы его и на копье воткнули…

 

В год 6781 (1272–1273). Великий князь Василий Ярославич... с великим баскаком Владимирским Иаргаманом… и с князем Айдаром, и с многими татарами царевыми воевали Новгородские волости, и возвратились со многим полоном во Владимир…

 

В год 6783 (1274–1275). Великий князь Владимирский Василий Ярославич, внук Всеволода, пошел в Орду к царю… В тот же год ходили Татары и князья Русские на Литву и, повоевавши, возвратились с многим полоном.

 

В тот же год было на Руси и в Новгороде второе число из Орды от царя, и переписали всех, кроме священников, и иноков, и всего церковного причта…

 

В год 6786 (1277–1278). …и захотел царь Менгу Темир идти на войну, и повелел всем князьям1... и с боярами своими, и со слугами снаряжаться с ним; и вскоре пошел сам царь Менгу Темир с князьями Русскими, и помог Господь Бог князьям Русским, и взяли славный град Ясский Дадаков, зимой месяца Февраля в восьмой день... и полон, и богатства много взяли… Царь Менгу Темир почтил князей Русских и, похвалив вельми и одарив всех, отпустил их на Русь в свои их отчины с многою честью и с дарами... В тот же год умер великий князь Глеб Василькович Ростовский, внук Константина... С момента нашествия Татар, от юности своей служил Татарам, и много обиженных христиан от них избавил, и плачущих утешил… В тот же год приходили Татары на Рязань и много зла сотворили, и ушли восвояси.

 

В год 6789 (1280–1281). …Князь Андрей Александрович, внук Ярослава, правнук Всеволода, меньший брат великого князя Дмитрия Александровича Владимирского, пошел в Орду к царю, ища великого княжения под братом своим старейшим1… и многие дары дал царю и великим князьям ордынским, и всех наполнил богатством, и уговорил, и улестил всех, и выпросил себе княжение великое Владимирское у царя в обход брата своего старейшего, великого князя Дмитрия Александровича. И пришла к нему весть из Руси, что великий князь Дмитрий Александрович собирает рать и укрепляет город, не хочет цареву слову покориться и отступиться от великого княжения по цареву слову, и сказал об этом царю. Царь же повелел идти с ним воеводам своим Кавгадыю и Алчедаю с силою Татарскою. Князь же Андрей Александрович пришел от царя из Орды к Мурому с Татарами… и послал за… всеми князьями Русскими. Все пришедшие советовали пойти всей ратью в Переяславль на великого князя Дмитрия Александровича. Услышал это князь великий Дмитрий Александрович и побежал к Новгороду и с женою, и с детьми, и с боярами, и со всем двором своим… А татары рассыпались по всей земле, ища великого князя Дмитрия Александровича, и опустошили все около Мурома, около Владимира, около Юрьева, около Суздаля, около Переяславля, около Ростова, около Твери, и до Торжка и далее, и близ Новгорода, гнались за великим князем Дмитрием Александровичем, и не догнавши его, возвратились вспять. Князь же Андрей Александрович... вошел в город Владимир и сел на великом княжении, и сотворил пир велик, и одарил многими дарами князей ордынских Кавгадыя и Алчедыя и Татар, и отпустил их в Орду к царю. Они же с многим пленом ушли в Орду. В тот же год пришел великий князь Дмитрий Александрович из-за моря к Переяславлю… и начал рать собирать, и город укреплять, и отовсюду к нему стали собираться люди многие…

 

В год 6790 (1281–1282). …Пришел князь Андрей Александрович в Орду к царю… и принял его царь с честью. Везде говорил князь Андрей свою правоту царю перед своим старейшим братом... и вины возлагал на брата своего: «Будто и тебе царю повиноваться не хочет, и даней твоих платить тебе не хочет». И так второй раз вызвал царев гнев на старейшего своего брата... В тот же год князь Андрей Александрович взял у царя большую рать… и пошел на брата своего старейшего великого князя Дмитрия Александровича… и много зла сотворил христианам. А великий князь Дмитрий Александрович с дружиной своей, и со княгиней своей, и с детьми, и со всем двором своим бежал в Орду к царю Нагаю, и рассказал ему все по порядку… и многие дары дал ему и всем князьям его. Царь же Нагай послушал его и держал его в чести…

 

В год 6791 (1282–1283). …Пришел из Орды великий князь Дмитрий Александрович и помирился с братом своим с князем Андреем Александровичем Городецким…

 

В год 6792 (1283–1284). …Был обычай царям Ордынским и князьям его на всей Русской земле дань взимать; иногда откупались от дани Русские князья, иногда же сами князья на своих княжениях собирали дани и отвозили в Орду, иногда же Татарские Ордынские купцы ради своей корысти откупали дани в Русских княжениях…

 

В год 6796 (1287–1288). …Князь Елортай Ордынский, сын Темира приходил ратью на Рязань, Муром, Мордву и, много зла сотворив, ушел восвояси...

 

В год 6798 (1289–1290)....Того же лета в Татарах было нестроение, а на Руси была тишина…

 

В год 6801 (1292–1293). Пошли в Орду к царю князья Русские жаловаться на великого князя Дмитрия Александровича Владимирского... Царь же выслушал их жалобу и хотел послать в Русь за великим князем Дмитрием Александровичем Владимирским, потом по иному решил и отпустил с ними брата своего Дюденя с множеством войск… А великий князь Дмитрий Александрович был тогда в Переяславле. Услышали об этом люди Переяславские и разбежались все; также и сам великий князь Дмитрий Александрович с дружиной своей побежал к Волоку, а оттуда к Пскову, и так замешана была вся земля Суздальская. Рать же Татарская с князем Андреем Александровичем Городецким и с князем Федором Ростиславичем Ярославским, прийдя, взяла Владимир, и церковь Владимирскую разграбила… и Суздаль, и Юрьев, и Переяславль, Дмитров, Москву, Коломну, Можайск, Волок, Углече поле – всех городов взяли четырнадцать и всю землю опустошили. А в Твери не были… Великий же князь Дмитрий Александрович со своей дружиной прибежал в Псков; Татары же захотели идти к Новгороду и к Пскову, Новгородцы же прислали к царю Дюденю и ко всем Татарам послов своих… с множеством бесчисленно даров, дабы они не ходили ратью к Новгороду и волостей их не воевали. Они же взяли бесчисленное множество даров, возвратились… в Орду… В тот же год царевич Татарский именем Тахтамир пришел из Орды на Тверь и многу тягость учинил людям.

 

В год 6802 (1293–1294). …Великий князь Дмитрий Александрович... умер... И после него сел брат его князь Андрей Александрович на великом княжении во Владимире…

 

В год 6803 (1294–1295). Великий князь Андрей Александрович пошел во Орду к царю и с княгиней своей...

 

В год 6804 (1295–1296). Была война между князьями Русскими, а в то время пришел посол из Орды от царя… Невруй, и был съезд всех князей Русских во Владимире, каждый князь свою обиду перед послом излагал; встали с одной стороны: великий князь Андрей Александрович Владимирский, да с ним князь Федор Черный Ростиславич Ярославский, да с ним князь Константин Борисович Ростовский, а на другой стороне против них встали: князь великий Даниил Александрович Московский, да князь великий Михаил Ярославич Тверской, внук Ярослава, да с ними Переяславцы заодно, и тут едва не было кровопролития; смирил их владыка Семион Владимирский и Суздальский и Нижнего Новгорода. И так, поделивши княжения, разошлись каждый восвояси...

 

В год 6807 (1298–1299). …Преосвященный Максим, митрополит Киевский и всея Руси, не терпя насилия от Татар в Киеве, пошел из Киева… а митрополит… пошел в Суздальскую землю… и сел во Владимире, и в Суздале, и в Нижнем Новгороде, и прочих к тому прилежащих местах.

 

В год 6812 (1303–1304). Великий князь Андрей Александрович умер месяца Июня в двадцать второй день... И заспорили два князя о великом княжении: великий князь Михаил Ярославич Тверской и великий князь Юрий Данилович Московский, и поехали в Орду к царю в споре и… было смятение в Суздальской земле во всех городах. В тот же год князь Михаил Ярославич Тверской пришел из Орды от царя на великое княжение, и сел на великом княжении во Владимире…

 

В год 6813 (1304–1305). …Была осенью Таирова рать.

 

 

Джиованни дель Плано Карпини. История монголов (извлечения)

 

Глава пятая О начале державы татар, об их князьях, о власти императора и его князей

 

§ III. О власти императора и его князей

 

I. Император же этих Татар имеет изумительную власть над всеми. Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам же он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам. Сверх того, во всем том, что он предписывает во всякое время, во всяком месте, по отношению ли к войне, или к смерти, или к жизни, они повинуются без всякого противоречия... Каких бы, сколько бы и куда бы он ни отправлял послов, им должно давать без замедления подводы и содержание; откуда бы также ни приходили к нему данники или послы, равным образом им должно давать коней, колесницы и содержание. Но послы, приходящие из других стран, терпят большую нужду как в содержании, так и в одежде, ибо издержки на них скудны и малы, а в особенности когда они прибывают к князьям и должны там иметь пребывание. Тогда на десять человек дается так мало, что на это едва могут прожить двое; точно также если им причиняют какие-нибудь обиды, они отнюдь не легко могут жаловаться, поэтому им следует терпеливо сносить эти обиды.

 

II. Сверх того, как князья, так и другие лица, как знатные, так и незнатные выпрашивают у них много подарков, а если они не получают, то низко ценят послов, – мало того, считают их как бы ни во что; а если послы отправлены великими людьми, то они не желают брать от них скромный подарок, а говорят: «Вы приходите от великого человека, а даете так мало?» В следствие этого они не считают достойным брать, и если послы хотят хорошо обделать свои дела, то им следует давать больше... И следует также знать, что все настолько находится в руке императора, что никто не смеет сказать: «это мое или его», но все принадлежит императору, то есть имущество, вьючный скот и люди, и по этому поводу недавно даже появился указ императора.

 

III. Ту же власть имеют во всем вожди над своими людьми, именно люди, то есть Татары и другие, распределены между вождями. Также и послам вождей, куда бы те их ни посылали, как подданные императора, так и все другие обязаны давать как подводы, так и продовольствие, а также без всякого противоречия людей для охраны лошадей и для услуг послам. Как вожди, так и другие обязаны давать императору для дохода кобыл, чтобы он получал от них молоко, на год, на два или на три, как ему будет угодно; и подданные вождей обязаны делать то же самое своим господам, ибо среди них нет никого свободного. И, говоря кратко, император и вожди берут из их имущества все, что ни захотят и сколько хотят. Также и личностью их они располагают во всем, как им будет благоугодно.

Глава седьмая Как они заключают мир с людьми; о названиях земель, которые они покорили; о землях, которые оказали им сопротивление, и о жестокости, которую они проявляют к своим подданным

 

§ I. Как они заключают мир с людьми

 

I. Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что, как сказано выше, они имеют приказ от Чингис-хана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы. И вот чего татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять отроков и берут одного и точно так же поступают и с девушками; они отвозят их в свою страну и держат в качестве рабов. Остальных они считают и распределяют согласно своему обычаю. А когда они получат полную власть над ними, то, если что и обещали им, не исполняют ничего, но пытаются повредить им всевозможными способами, какие только соответственно могут найти против них. Например, в бытность нашу в Руссии, был прислан туда один Саррацин, как говорили, из партии Куйюк-хана и Бату, и этот наместник у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен; и точно также поступал с женщинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни… русские называют этого зверя дохорь (хорь?), и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к Татарам и обращен в их раба.

 

II. Они посылают также за государями земель, чтобы те являлись к ним без замедления; а когда они придут туда, то не получают никакого должного почета, а считаются наряду с другими презренными личностями, и им надлежит подносить великие дары как вождям, так и их женам, и чиновникам, тысячникам и сотникам; мало того, все вообще, даже и сами рабы, просят у них даров с великою надоедливостью, и не только у них, даже и у их послов, когда тех посылают к ним. Для некоторых также они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом1 и с другими; иным же они позволяют вернуться, чтобы привлечь других; некоторых они губят также напитками или ядом. Ибо их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их. У других же, которым они позволяют вернуться, они требуют их сыновей или братьев, которых больше никогда не отпускают, как было сделано с сыном Ярослава, неким вождем Аланов и весьма многими другими. И если отец или брат умирает без наследника, то они никогда не отпускают сына или брата; мало того, они забирают себе всецело его государство, как, мы видим, было сделано с одним вождем Солангов.

 

III. Башафов1... или наместников, своих они ставят в земле тех, кому позволяют вернуться; как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению; и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они хотят, то башафы возражают им, что они не верны Татарам, и таким образом разрушают их город и землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда Татар, которые приходят без ведома жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них, как недавно случилось, еще в бытность нашу в земле Татар, с одним городом, который они сами поставили над Русскими в земле Команов. И не только государь Татар, захвативший землю, или наместник его, но и всякий Татарин, проезжающий через эту землю или город, является как бы владыкой над жителями, в особенности тот, кто считается у них более знатным. Сверх того, они требуют и забирают без всяческого условия золото и серебро и другое, что угодно и сколько угодно.

 

IV. Cверх того, если у тех государей, которые им сдались, возникают какие-нибудь спорные случаи, то им надлежит отправляться для разбирательства к императору Татар, как случилось недавно с двумя сыновьями царя Георгиании2...

 

V. Они берут дань также с тех народов, которые находятся далеко от них и смежны с другими народами, которых до известной степени они боятся и которые им не подчинены, и поступают с ними, так сказать, участливо, чтобы те не привели на них войска, или также чтобы другие не страшились предаться им... Другим народам они дают еще пребывать в спокойствии; однако согласно тому, что мы от них узнали, намереваются завоевать их.

§ IV. О жестокости, которую они проявляют к своим подданным

 

В земле Саррацинов и других, в среде которых они являются как бы господами, они забирают всех лучших ремесленников и приставляют их ко всем своим делам. Другие же ремесленники платят им дань от своего занятия. Все посевы они убирают в житницы своих господ; однако те отпускают им семян, а также столько хлеба, сколько им вполне достаточно для продовольствия; другим же каждому они дают на день хлеба на вес, но очень немного, а также не уделяют им ничего другого, как небольшую порцию мяса трижды в неделю. И они делают это только для тех ремесленников, которые пребывают в городах. Сверх того, когда угодно господам, они забирают всех юношей с женами и сыновьями и заставляют идти сзади себя со всеми своими слугами. Впрочем, эти юноши принадлежат к числу татар, вернее сказать, к числу пленных, так как хотя они считаются в их среде, однако не пользуются таким уважением, как Татары, но приравниваются к рабам и посылаются на все опасности, как другие пленные. Ибо в войнах они идут первые, а также если приходится перейти болото или опасную воду, то им надлежит сперва изведать брод. Им также нужно работать все, что надлежит делать. Точно также если они кого-нибудь оскорбят или не повинуются по мановению, то их бьют, как ослов. И, говоря кратко, они мало что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут что-нибудь заработать в качестве золотых дел мастеров и других хороших ремесленников.

Ярлыки, данные золотоордынскими ханами русским митрополитам

 

Ярлык, данный от Капчакского царя Мангу Тимура Российским Митрополитам и священнослужителям: об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения, с угрожением за нарушение сих прав смертною казнию1

 

Вышняго Бога силою и вышнея Троицы волею Менгу Темирово слово людским баскакам, и князем, и полководным князем, и данщиком, и писцом, и мимоездящим послом... и всем пошлинником. Чингии царь, потом кто ни будет, дали есмя жалованные грамоты русским митрополитом и церковным людем, тако молвяти, чтоб есте и последние цари по тому ж пути пожаловали попов и чернецов, и всех богоделных людеи, да правым сердцем молят за нас бога и за наше племя без печали и благословляют нас, а не надобе им дань и тамга и поплужное, ни ям, ни подводы, ни воина, ни корм; и как первые цари их пожаловали и мы богу молятся и их грамот не изыначивая, по тому ж жалуем: во всех пошлинах не надобе им ни которая царева пошлина, ни царицина, ни князей, ни рядцев, ни дороги, ни посла, ни которых пошлинников, ни которые доходы, или что церковные земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их; а что будет взяли, и они отдадут, безпосулно. А что церковные люди: мастеры… или которые слуги и работницы, и кто ни будет их людеи, тех да не замают ни на что, ни на работу, ни на сторожу, или что в законе их, иконы или книги, или иное что, по чему бога молят, того да не емлют, ни издерут, ни испортят, да не клянут нас, но в покои молятся за нас. А кто веру их похулит, или ругается, тот ничим не извинитца и умрет злою смертию. А попове един хлеб ядуще и во едином месте живуще, и у кого брат, или сын, и те по тому ж пожалованы будут; аще ли от них отделилися и из дому вышли, и тем пошлины и дани давать. А попове от нас пожалованы по первым грамотам, бога молят стояще и нас благословляюще; аще ли кто имеет неправым сердцем за нас молити бога, ино тот грех на нем будет, или иные люди имет к себе приимати, хотя богови молитися, и в том и так что будет. Молвя сему митрополиту грамоту сию дали есмя, и сию грамоту видяще и слышаще, попове и чернецы ни дани, ни иного чего не дают, а кто возьмет баскацы наши и княжие писцы и поплужницы и таможницы, и они… смертию да умрут. Тако молвя, ярлык дан заечьего лета, осенняго первого месяца, в 4 день ветха, на Телы писано.

Ярлык, данный от Капчакского царя Узбека Петру митрополиту России1

 

Вышняго и бессмертнаго бога силою и волею и величеством и милостию Его многою Узбеково слово. Да никто же [не] обидит на Руси соборную церковь митрополита Петра и его людеи и церковных его, да никто же [не] взимает ни стяжания, ни имении, ни людей; а знает Петр митрополит вправду и право судит и управляет люди своя вправду. в чем нибудь, и в разбое, и в поличном, и в татбе, и во всяких делах ведает сам Петр митрополит един или кому прикажет; да вси покоряютца и повинуютца Митрополиту вся его церковныя причты, первым из начала законом их и по первым грамотам нашим, первых цареи великих грамотам и дефтерем да не вступаютца в церковное и митрополиче никто же, занеже то божие все суть; а кто вступитца, а наш ярлык и наше слово преслушает, тот есть Богу повинен и гнев на себя от него примет, а от нас казнь ему будет смертная. А Митрополит правым путем ходит, да правым путем пребывает и тешится, да правым сердцем и правою мыслию вся своя церковная управляет и судит и ведает, или кому повелит таковая деяти и управляти, а нам в то не вступатися ни во что, ни детем нашим, ни всем нашим князем нашего царства и всех наших стран и всех наших улусов, да не вступаютца никто же ничем в церковныя и в митрополичи, ни в городы их, ни в волости их, ни в села их, ни во всякие ловли их, ни в борты их, ни в земли их, ни в улусы их, ни в лесы их, ни в ограды их, ни в волостныя места их, ни в винограды их, ни в мельницы их, ни в зимовища их, ни в стада их конные, ни во всякие скотские стада, но вся стяжания и имения их церковныя и люди их и вся причты их, и вся законы их уложеныя старые от начала их: то все ведает Митрополит или кому прикажет... А поедут наши баскаки и таможники, данщики, поборщики, писцы по сем нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы соборные церкви митрополичи, никем ни от кого не изобижены, вся его люди и вся стяжания его, как ярлык имеет, и Архимандриты и Игумены и попы и вся причты церковные ничем никто да не будет изобижен, дань ли на нас емлют, или иное что нибуди, тамга ли, поплужное ли, ям ли, мыт ли, мостовщина ли, воина ли, ловитва ли коя нибуди наша, или егда на службу нашу с наших улусов повелим рать собирати, где восхотим воевати, а от соборные церкви и от Петра Митрополита никто же да не взимает от их людеи и от всего его причта, те бо за нас Бога молят... И мы богу моляся, по первых цареи грамотам, грамоты мы давали жаловалные, а не изыначевали ни в чем, как то было преж нас, так молвя и наше слово уставило по первому пути, которая дань наша будет, или запросы наши накинем, или поплужное, или послы наши будут, или кормы наши и конеи наших, или подводы или корм послов наших, или наших Цариц, или наших детеи, и кто ни есть и кто нибуди, да не взимают, да не просят ничто же... да не отнимают ничего же... А что попы и диаконы их един хлеб ядят и во едином дому живут, у кого брат или сын, и тем по томуж пути наше жалованье; ож кто будет от них не выступил, а Митрополиту не служит, а живет себе, тот за именем поповским да не отъимаетца, но дает дань... А кто вступитца в церковное и в Митрополиче, и на того будет гнев Божии, а по нашему великому истязанию не извинитца ничимже и умрет злою казнью...

Ярлык, данный от Капчакского царя Атюляка... митрополиту всея России Михаилу1 (извлечения)

 

…А кого наших послов, или пошлинников убиют церковные люди над своим добром, тому телева нет; а кого наш убиет церковные людеи, и тот сам смертию да умрет. И ты Михаило митрополит... над людми своими сто учинишь через пошлину, ино то на тобе... или слуги твои начнут какову нужу церковным людем творити, ино то на тобе, и ты сам ведаешь, каков ответ богу за то воздати и тот грех на тобе, а мы о том ничтоже не имеем...

Вопросы и задания

 

1. Какова причина завоевания Руси монголами? Докажите Ваш вывод.

 

2. Нашествие Батыя не привело к немедленному установлению над русскими княжествами и землями ордынского владычества. В течение какого примерно времени и каким образом, согласно источникам, было осуществлено установление монгольского ига?

 

3. Что представляла собой организация власти Золотой Орды над русскими княжествами и землями, система их эксплуатации?

 

4. В чем проявлялась политическая зависимость русских княжеств и земель от золотоордынских ханов?

 

5. В чем проявлялась экономическая зависимость русских княжеств и земель от золотоордынских ханов?

 

6. Почему ханы Золотой Орды жаловали русским митрополитам ярлыки «об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения»?

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия