Студопедия — к истории Казани
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

к истории Казани

Духовная грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты (второй вариант)

 

Во имя отца и сына, и святого духа, это я, грешный худый раб божий Иван, пишу, духовную грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем, целым своим умом, в своем здоровии. …даю распоряжения сыновьям своим и княгине своей.

 

Приказываю сыновьям своим отчину свою Москву. А так раздел учинил:

 

Это дал сыну своему старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочну, Середокоротну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковец, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северце в Похрянском уезде, село Констанитиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо Микульское, село Малаховское, село Напрудское у города.

 

А при своей жизни дал сыну своему Семену: 4 золотые цепи, 3 золотых пояса, 2 золотые чаши с жемчугами, золотое блюдце с жемчугом и каменьем, 2 больших чума золота. А из серебряной посуды дал ему 3 серебрянных блюда.

 

А это даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угожь, Ростовцы, Окатьеву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу. А села: село Рюховское, село Каменичское, село Рузское, село Белжинское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземское, село Домонтовское, село в Замошской слободе, село Семцинское.

 

А из золота дал я сыну своему Ивану 4 золотых цепи, большой золотой пояс с жемчугом, золотой пояс с металлическими украшениями, пояс, украшенный сердоликом, окованный золотом, 2 чаши золота, 2 круглые золотые чашки, серебряное персидское блюдо, 2 блюдца серебряных поменьше.

 

А это дал сыну своему Андрею: Лопастну, Северску, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев, А это села: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновское, село Коломнинское, село Ногатинское.

 

А из золота дал я сыну своему Андрею: 4 золотые цепи, золотой итальянский пояс с жемчугом и каменьями, золотой пояс с крюком на красном шелку, золотой пояс золотоордынский, 2 чары золотые, 2 небольших чумка золота, а из блюд – блюдо серебряное и 2 малых.

 

А это даю княгине своей с меньшими детьми: Сурожик, Мушкову гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори слободка Софроновская, Вохна, Деиково рамение, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслица, Раменье, что было за княгиней. А села: село Михайловское, село Луцинское, село у озера, село Радонежское, село Деигунинское, село Тыловское, село Рогожь, село Протасьевское, село Аристовское, село Лопастенское, село Михайлоское на Яузе, два села Коломенские.

 

А из городских волостей даю княгине своей осмничее. А тамгой и иными волостями городскими поделятся сыновья мои; также и таможенные заставы тому, в чьем уезде они есть. А оброком городским Васильцова веданья поделятся сыновья мои. А мои бортники и оброчники купленные, который в чьей росписи оказался, тот тому и принадлежит.

 

А по моих грехам, если будут требовать татары каких-либо волостей и отнимут, вам, сыновьям моим и княгине моей, поделиться опять волостями вместо отнятых.

 

А численных людей ведают сыновья мои сообща и блюдут все с одиного. А теми людьмии моими, которые куплены в великом свертце, поделятся сыновья мои...

 

А что придобыл золота, что мне дал Бог... а то дал княгине своей с меньшими детьми.

 

А из одежды из моей сыну моему Семену: кожух червленый жемчужный, шапка золотая. А Ивану, сыну моему: кожух из желтой шелковой ткани с жемчугом, одежду с бармами...

 

А мои пояса серебряные пусть раздадут по священникам... А что останется от моих одежд, то раздадут по священникам и по Москве...

 

А кроме Московских сел даю сыну своему Семену села свои купленные: село Аваковское в Новгородской земле... село Борисовское во Владимирской земле.

 

А села Петровское и Алексинское, что я купил, села Вседобрич и Павловское на Масе, которого половину я купил, а половину поменял с митрополитом… то даю сыну своему Ивану.

 

А село Варварское, что я купил, и Меловское... что я поменял на Матвеевское село, то даю сыну своему Андрею...

 

А сельцо, что я прикупил на Кержачи... другое село Леонтьевское, третье село Шарапавское, то даю Святому Александру себе в поминание1.

 

А приказываю тебе, сыну своему Семену, братьев твоих младших и княгиню свою с меньшими детьми, после смерти моей ты им будешь печальником.

 

А кто эту грамоту нарушит, судит его Бог.

 

А на это послухи: отец мой духовный Ефрем, отец мой духовный Федосий, отец мой духовный поп Давыд.

Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича (вторая грамота)2

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, это я, грешный худый раб божий Дмитрий Иванович, пишу грамоту духовную целым своим умом. Даю распоряжения сыновьям своим и своей княгине.

 

Поручаю детей своих своей княгине. А вы, дети мои, живите дружно, а мать свою слушайте во всем.

 

Поручаю отчину свою Москву детям своим, князю Василию, князю Юрию, князю Андрею, князю Петру. А брат мой, князь Владимир3, ведает свою треть, чем его благословил отец его, князь Андрей. А сына своего князя Василия благословляю на старшинство в городе и в станах моего удела и из двух жеребьев4 – половина, а трем сыновьям моим – половина, и из пошлин городских – половина. А тамги из двух моих жеребьев княгине моей – половина, а сыновьям моим – половина… Как старшему сыну моему, князю Василию Васильцево село и Добрятинская борть с селом же Добрятинским. А бортников в станах городских и конюший путь, и сокольничий [путь], и ловчий [путь] сыновья мои поделят поровну. А численных людей моих двух жеребьев сыновьям моим по частям, а блюдут с одиного.

 

А это даю сыну своему, князю Василию: Коломну со всеми волостями и с тамгою, и с мытом, и с бортью, и с селами, и со всеми пошлинами. А волости Коломенские: Мещерка, Раменка, Песочна… А из Московских сел даю сыну своему, князю Василию: Митин починок, Малаховское. Константиновское, Жирошкины деревни, Островское, Орининское, Копотеньское, Хвостовское, у города луг великий за рекой. А из Юрьевских сел даю сыну своему, князю Василию: своего прикупа Красное село с Елезаровским, с Проватовым, да село Васильевское в Ростовской земле.

 

А это даю сыну своему, князю Юрию: Звенигород со всеми волостями, и с тамгою, и с мытом, и с бортью, и с селами, и со всеми пошлинами. А волости Звенигородские: Скирменово... Негуча, Сурожик... А из Московских сел даю сыну своему, князю Юрию: село Михалевское, да Домантовское, да луг Ходынский. А из Юрьевских сел ему: прикупа моего село Козьмодемьянское, да Красного села починок... да село Богородицкое в Ростовской земле.

 

А это даю сыну своему, князю Андрею: Можайск со всеми волостями и с тамгою, и с мытом, и с бортью, и с селами, и со всеми пошлинами, и с отъездными волостями. А волости Можайские: Исмея, Числов, Боянь, Берестов, Поротва, Колоча, Тушков, Вышнее, Глинское, Пневичи с Загорьем, Болонеск. А Коржань да Моишин холм придал я к Можайску. А это волости отъездные: Верея, Рудь, Гордошевичи, Гремичи, Заберега да село Репинское... А Калуга и Роща сыну же моему, князю Андрею. И Тов с Медынью, что вытягал боярин мой Федор Андреевич на общем рете у смолян, сыну же моему, князю Андрею. А из Московских сел ему: Напроудское село да Луцинское на Яузе с мельницей, Деунининское, Хвостовское в Перемышле, да луг Боровский, да другой [луг]... А из Юрьевских сел ему Алексинское село на Пекше.

 

А это даю сыну своему, князю Петру: Дмитров со всеми волостями и с селами, и со всеми пошлинами, и с тамгою, и с мытом, и с бортью. А это Дмитровские волости: Вышгород, Берендеева слобода, Лутосна с отъездцем, Ионбаш. А из Московских волостей князю Петру: Мушкова гора, Ижво, Раменка, слободка князя Ивана, Вори, Корзенево, Рогож, Загарье, Вохна, Селна, Гуслеца, Шерна городок. А из Юрьевских сел ему – прикупа моего село Богородицкое на Богоне.

 

А это даю сыну своему князю Ивану: Раменеице с бортниками, что к нему принадлежит, да Зверковское село с Сохонским починком, что отошло от князя Владимира. А Сохна сыну же моему князю Ивану. А в том уделе волен сын мой, князь Иван, который брат к нему будет добр, тому даст.

 

А се благословляю сына своего, князя Василия, своей отчиной великим княжением. А сына своего благословляю, князя Юрия, своего деда куплею, Галичем, со всеми волостями и селами, и со всеми пошлинами, и с селами, которые принадлежат к Костроме…

 

А сына своего, князя Андрея, благословляю куплею же деда его, Белым озером со всеми волостями…

 

А сына своего князя Петра благословляю куплею же своего деда Углечим полем и что к нему принадлежит, да Тосной и Сямой.

 

Это даю своей княгине из великого княжения у сына у своего князя у Василия, из Переяславля Юлку, а из Костромы Иледам с Комелой, а у князя у Юрия из Галича Соль, у князя у Андрея из Белаозера Вольское с Шаготью и Милолюбский лес… А что я дал своей княгине из удела сына своего княжеского Васильева и изо княжеского из Юрьева, изо княжеского из Андреева, изо княжеского из Петрова волости и села, а что Бог размыслит о моей княгине1, и те волости и села во чьем уделе, то тому и владеть. А это даю своей княгине свои примыслы2: Скирменовскую слободку с Шепковым, Смоляные с Митяевским починком и с бортью, с Вышегородскими бортниками, Кропивну с бортниками, с Кропивинскими… и что княгини моей прикуп, и что к ней принадлежит, то моей княгине… А теми своими примыслами всеми благословляю княгиню свою, а в тех примыслах вольна моя княгиня, сыну ли которому даст, по душе ли даст3. А дети мои в то не вступаются....А по грехам которого сына моего Бог отымет, и княгиня моя наделит того уделом сыновей моих, которому что даст, то тому и владеть, а детям моим ее воли не ослушаться.

 

А даст мне Бог сына и княгиня моя наделит его, взяв по части у старших его братьев.

 

А у которого сына моего уменьшится вотчина, чем я его благословил, и княгиня моя наделит сыновей моих из их уделов. А вы, дети мои, матери слушайте.

 

А по грехам отымет Бог сына моего, князя Василия, а кто будет под тем сыновья мои, тому сыну моему княжеский Василия удел, а того удел разделит моя княгиня. А вы, дети мои, слушайтесь своей матери, что кому даст, то тем и владеть.

 

А если детям моим взять дань на своей отчине, которой я их благословил, и сын мой князь Василий возьмет со своего удела с Коломны и со всех Коломенских волостей 340 руб. И княгиня моя даст ему в то серебро с Песочны 50 руб.4, а с Канева – 22 руб. А князь Юрий возьмет с Звенигорода и со всех Звенигородских волостей 272 руб.; и княгиня моя даст ему в то серебро… 93 руб. А князь Андрей возьмет с Можайска и со всех волостей Можайских 167 руб., а с отъездных мест 68 руб.; и княгиня моя даст ему в то серебро... Князь Петр возьмет со своего удела 111 руб.; и княгиня моя даст ему в то серебро с Ижва 30 руб. …А то возьмут в 1 000 руб.1, а будет больше или меньше и тогда по этому образцу рассчитают.

 

А переменит Бог Орду, дети мои не будут давать выхода в Орду, и которую сын мой возьмет дань на своем уделе, так тому и владеть. А что я оставил своей княгине волости и села из уделов детей своих и свои примыслы и слободы, и села… с тех волостей и слобод и сел, что возьмет княгиня моя, тем она и владеет. А дети мои в то не вступаются.

 

А из тех волостей и слобод, и сел, что я взял у детей своих из уделов и оставил княгине своей, а кому будут жаловаться сироты на волостелей, и тех людей рассудит княгиня моя, а дети мои в то не вступаются…

 

А еще благословляю детей своих. Сыну моему старейшему князю Василию: икона Пармшина дела, цепь золотая, что мне дала княгиня Василиса, пояс золотой великий с камением… бармы шапка золотая.

 

А сыну моему князю Юрию пояс золотой новый с камением…

 

А что останется золото или серебро, или иное что ни есть, то все моей княгине.

 

А что останется стад моих, тем моя княгиня поделитя с моими детьми по частям…

 

А приказал я своих детей своей княгине. А вы, дети мои, слушайте свою мать во всем, из ее воли не выступайтеся ни в чем. А который сын мой не будет слушать свою мать, а будет не в ее воле, на том не будет моего благословения. А дети мои, младшие братья князя Василия, чтите и слушайте своего брата старшего, князя Василия, как меня, своего отца. А сын мой, князь Василий, держит своего брата, князя Юрия и своих младших братьев в братстве без обиды…

 

А кто эту грамоту мою нарушит, судит его Бог. А не будет на нем милости божией, ни моего благословения ни в сей век, ни в будущий.

 

А писал эту грамоту перед своими отцами перед игуменом Сергием, перед игуменом Севастьяном. А тут были бояре наши Дмитрий Михайлович, Тимофей Васильевич…

 

 

Докончание великого князя Дмитрия Ивановича с великим князем Тверским Михаилом Александровичем2

 

По благословению отца нашего Алексия, митрополита всея Руси, на этом брат младший, великий князь Михаил Александрович, целуй ко мне крест, к брату старейшему, великому князю Дмитрию Ивановичу, и к моему брату, князю Владимиру Андреевичу, и к нашей вотчине к Новгороду Великому, и за своих детей, и за своих племянников.

 

Иметь тебе меня братом старейшим, а князя Владимира, брата моего – братом. А тебе добра нам хотеть везде во всем без хитрости. А что ты услышишь от христианина или от поганина о нашем добре или о лихе, а о том нас известить в правду по целованию без хитрости… А если я, брат, пойду на рать или мой брат, Владимир Андреевич, сесть тебе с нами самому на коня без хитрости. А пошлем воевод, и ты своих воевод пошлешь.

 

А вотчины тебе нашей Москвы, и всего великого княжения, и Великого Новгорода блюсти, а не обидеть. А вотчины тебе нашей Москвы, и всего великого княжения, и Великого Новгорода, под нами не искать1… А кто из бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а села их в нашей вотчине в великом княжении или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступаться… А боярам и слугам вольным – воля… Холопа, рабу, татя, разбойника, душегубца выдавать2… А мыта тебе держать и пошлины брать по старой пошлине у наших гостей и у торговцев, как то было при нашем деде при великом князе при Иване… А на этом всем, младший брат, великий князь Михаил Александрович, целуй ко мне крест, к брату к старейшему, к князю великому, Дмитрию Ивановичу, к моему брату, князю Владимиру Андреевичу, и к нашей вотчине Новгороду Великому и за своих детей, и своих племянников по любви, в правду безо всякой хитрости.

 

А это список с грамоты крестной с тверской.

Вопросы и задания

 

1. Как характеризуют духовные грамоты политический порядок в Московском княжестве XIV века?

 

2. На примере духовной грамоты Ивана Калиты сделайте вывод о степени опасности поездки русского князя в Орду.

 

3. Проанализируйте состав унаследованных сыновьями Калиты земель. Что можно сказать о путях расширения московскими князьями своих владений?

 

4. Сравните духовные грамоты Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Какой можно сделать вывод об изменении границ Московского княжества?

 

5. Проследите влияние Куликовской победы в духовной грамоте Дмитрия Донского.

 

6. На примере договора Дмитрия Донского с князем Михаилом Александровичем Тверским сделайте вывод о характере отношений московского князя с князьями северо-восточной Руси.

 

Грамота Ордынского князя Едигея великому князю Василию Дмитриевичу

 

От Едигея поклон Василию, да и много поклонов

 

Как те поклоны придут к тебе, царев ярлык:...да еще знаем мы, что все не по закону у тебя делается в городах, послы царевы и купцы из Орды к вам приезжают, а вы послов и купцов на смех подымаете, да еще велика обида – насилие они от вас терпят, и это недобро. А прежде улус был царев и страх держал и пошлины, и послов царевых чтили и купцов содержали без насилия и без обиды. И ты бы спросил старцев старых как все делалось прежде, и ты ныне того не делаешь, а со старцами не советуешься, и то разве добро, как ты делаешь? Как царь Темир Котлуй сел на царство, а ты улусу государем стал, с тех пор у царя в Орде не бывал, царя в глаза не видал… ни бояр своих… и иного никого не присылал ни сына, ни брата ни с каким словом. И потом Шадибек 8 лет царствовал и того ж не бывал и никого... не присылал. И Шадибеково царствование также прошло. И ныне Булат-Салтан сел на царство и уже третий год царствует. Также ты сам не бывал, ни сына, ни брата не присылал, ни старейшего боярина. А над таким великим улусом старейший ты, великий князь, а все твои дела не добры и не правы.

Вопросы и задания

 

1. Какую позицию занимает московский князь Василий Дмитриевич по отношению к Орде?

 

2. Как изменилось положение Руси по сравнению с предшествующим временем?

Контрольные вопросы к разделу

 

1. Опираясь на источники, дайте определение понятию «монголо-татарское иго». Можно ли считать, что с нашествием хана Батыя русская государственность была уничтожена?

 

2. Охарактеризуйте отношение народных масс к захватчикам. Можно ли сказать, что оно оставалось неизменным?

 

3. Какие события Вы считаете наиболее важными в процессе свержения чужеземного ига? Почему?

 

4. Кого из известных Вам по документам исторических деятелей Вы считаете наиболее достойными уважения потомков? Обоснуйте Ваш ответ.

 

5. Составьте собирательный портрет московских князей. В чем сила и слабость представителей данной ветви рода Рюриковичей?

 

6. Какова роль объективных и субъективных факторов в процессе образования единого российского централизованного государства?

 

7. Назовите наиболее значительные события в процессе собирания русских земель Москвой.

 

8. Были ли факторы, которые тормозили процесс политического объединения вокруг Москвы? Аргументируйте ваше мнение.

 

9. Проиллюстрируйте примерами из источников процесс образования единого российского централизованного государства.

 

10. Определите роль Православной церкви в борьбе с монголо-татарским игом и в политическом объединении земель вокруг Москвы.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

 

А

 

Агаряне – мусульмане. От имени библейской Агари, матери Исмаила, легендарного прародителя арабов.

 

Алтын (от тюрк. «алта» – шесть) – монета в шесть денег (3 копейки); отсюда «пятиалтынный» (15 копеек).

 

Архиепископ – главный епископ, глава церковного округа.

 

Архимандрит – начальник выдающегося по своему значению или древности монастыря.

 

Атаман – 1) начальник казацкого отряда на Дону, Яике и в других местах обитания «вольных» казаков; «поместный атаман» – находившийся на службе в царском войске; 2) предводитель отряда восставших крестьян.

 

Б

 

Баскак – представитель ордынского хана в русских городоах; вел учет населения и собирал дань.

 

Бердыш (польск. berdysz) – холодное оружие, колющее и рубящее, с топором в виде полумесяца, насаженным на древко с острием внизу; служил также посошком (упором) при стрельбе из тяжелого ружья. Был на вооружении русской пехоты в XV–XVII вв.

 

Бортные ухожьи – участки леса, где водились дикие пчелы.

 

Борть – дупло в дереве или дуплявый пень с пчелами; колода для пчел на пасеке.

 

Бояре – крупные феодалы, высший слой служилых людей: воеводы в полках, главы (судьи) приказов или члены Боярской думы при царе.

 

Брань – ссора, раздор; война.

 

Бусурман (басурман, бесермен) – иноверец, нехристианин из числа мусульман (магометан), последователей религии ислама.

В

 

Варяг – скандинав, норманн.

 

Векша – 1) белка, беличий мех; 2) мелкая денежная единица.

 

Вервь – соседская территориальная община (от веревки, с помощью которой отмеряли участки пахотной земли в пользование общинникам).

 

Вира – пеня в пользу князя за убийство свободного человека.

 

Виревная (от слова вира) – денежная пеня в пользу князя за убийство свободного человека.

 

Вирник – сборщик вир и других поборов в пользу князя.

 

Владыка – 1) властитель, господин, государь; название высших иерархов церкви (епископов, митрополитов, патриарха); 2) новгородский арихиепископ.

 

Воевода – 1) начальник войска или отдельного полка в нем; 2) правитель города или уезда, назначаемый из Москвы.

 

Волхвы – языческие жрецы.

 

Вор – в официальных документах царских властей государственный преступник, мятежник, участник народных восстаний.

 

Вотчина (отчина) – наследственное владение удельного князя, крупного феодала.

 

Выть – участок пашни, доля в платеже, повинности; единица податного обложения (около 6 десятин, или 12 четей).

 

Выход – дань в Орду.

Г

 

Голважень – мера сыпучих тел, объем ее неизвестен.

 

Голова – в войсках до XVIII в. начальник отряда, ниже воеводы, назначался правительством из числа дворян (голова стрельцов, голова пушкарей и т.п.).

 

Голова верный – сборщик казенных доходов (кабацких, таможенных и др.), принесший клятву исправно вести дело и соблюдать казенные интересы.

 

Голова сотенный – командир сотни в поместном войске.

 

Город – в XVI–XVII вв. крепость (деревянная или каменная), окруженная слободами посадских людей.

 

Гость, гости – высший (после именитых людей Строгановых) слой русского купечества до введения гильдий. Звание «гостя» жаловалось царем самым богатым купцам и промышленникам, в том числе торговавшим с Россией иноземцам, с предоставлением различных льгот (право выезда за границу, свобода от постоя войск и посадских повинностей, от подсудности воеводам и т.д.). Гости по своей охоте или по поручению правительства становились головами, откупщиками и арендаторами казенных доходов и угодий (таможенных сборов, рыбной ловли и т.п.).

 

Грады – укрепленные феодальные усадьбы.

 

Грамота – письменный документ: данная – подтверждающая дарение земли, двора и другого имущества; духовная – завещание; жалованная – с царским пожалованием на деревни, имение, звание, чин, преимущества сословиям (дворянству, горожанам); кабальная – сделка на поступление холопа в работу к господину; купчая – на покупку имущества; меновная – на обмен поместья или вотчины; отпускная – освобожденному от зависимости крестьянину или холопу; полная – оформляла самопродажу человека в полное холопство, которое было бессрочным и наследственным; в такую грамоту записывали вместе с отцом и мужем жену и детей, причем записанные в полной грамоте дети холопа могли быть по воле феодала переданы в приданое его дочерям («приданой холоп») или по завещанию другим его законным наследникам («по духовной холоп»); проезжая – на право проезда до определенного пункта; рядная – с условиями поступления в крестьяне, посадские люди, передачи имущества в приданное, поставки в казну различных изделий и т.п.

 

Гривна – денежная единица в древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 409,5 г. В гривне «Краткой Правды» считалось 25 кун, «Пространной» – 50 кун.

 

Гридин – младший дружинник; собирательное гридь – дружина.

 

Гридница – палата, где собирались и пировали дружинники.

Д

 

Двор – хозяйственные постройки во владении отдельной семьи.

 

Дворецкий – великокняжеский или царский боярин, ведавший дворцом и выполнявший другие поручения правителя.

 

Дворяне выборные – высший, отборный разряд дворян городовых, служивших «по выбору» в Москве и в дальних городах и походах; получали более высокое поместное и денежное жалованье; городовые – провинциальные, уездные, служившие «по городу»; московские – приписанные к Москве, высший разряд дворян, служивших воеводами, послами, головами стрельцов, несших придворную службу (см.: стольник, кравчий, чашник, стряпчий, шатерник).

 

Дети боярские – мелкие уездные дворяне, в XVII в. зачастую «малопоместные, пустопоместные, безпоместные».

 

Дикая вира – общая, уплачиваемая коллективно. Дикая вира платилась вервью в случаях: а) когда убийца не найден или община не захотела его выдать; б) непреднамеренного убийства в драке, на пиру.

 

Душа – человек вообще; тяглый крестьянин или горожанин.

 

Душегубство – убийство.

 

Дым – 1) жилище с очагом, двор, семья; 2) тяглая единица.

 

Дьяк – высшая приказная должность; правили делами в приказах и в канцеляриях (избах) воевод в больших городах (Великий Новгород, Казань и др.).

 

Дьякон – помощник священника в церковной службе.

 

Дьячок – 1) низший церковный служитель; 2) делопроизводитель, писец в приказах у воевод, в таможнях и т.д.

Е

 

Епископ – монашествующий глава церковного округа (епископии).

 

Ересь – религиозное направление, отступающее от официальной церковной доктрины, отступающее от догматов религии или отвергающее их. Ереси вызывали осуждение, отлучение и репрессии со стороны официальной церкви и власти.

 

Еретик – отступник от официальной религии, церкви; иноверец, раскольник.

 

Есаул – помощник атамана в казачьих войсках.

Ж

 

Жеребей – 1) часть, доля в чем-либо; 2) участки, обложенные податями, несущие тягло; 3) вид «божьего суда» (жребий) при решении судебных споров об имуществе и т.п.

 

Живот – жизнь; животы – имущество, пожитки.

 

Жильцы, жилец – лучшие уездные, городовые дворяне, служившие попеременно в Москве по особым спискам, они спали в царских палатах, обеспечивая тем самым безопасность царя; также дети дьяков, подьячих, служившие для разных посылок при царском дворе.

 

Жито – всякий зерновой немолотый хлеб.

З

 

Закладчик – несостоятельный посадский человек, горожанин, поступивший по особой сделке – «закладной» в зависимость к феодалу (боярину, монастырю) и поэтому вышедший из тягла.

 

Закуп – человек, находящийся в феодальной зависимости от господина за ссуду (купу).

 

Заповедь – запрещение.

 

Зело – очень.

 

Земский собор – сословно-представительный орган, высший совет, обсуждавший и решавший важные вопросы внутренней и внешней политики. Первый Земский собор созван в 1549 г., последний – в 1698 г. В состав соборов входили члены Боярской думы, Освященного собора (высшие иерархи церкви), «приказные люди», возглавлявшие органы центрального управления – приказы, лица, ведавшие различными отраслями дворцового хозяйства (дворецкие, конюшие, казначеи и др.), а с 1556 г. также и депутаты от дворян и посадских верхов.

 

 

Знаменные (от «знамя» – знак, признак, примета) – отмеченные знаками собственности владения князя или феодала, межевые знаки пахотной земли или других угодий.

И

 

Игумен – глава, настоятель монастыря.

 

Изгой – приставка «из» в русском языке во многих словах обозначает отчуждение; древнерусское слово «гоить» означает жить, здравствовать. В период разложения родового строя и возникновения соседских общин («мир», «вервь» – см. ниже) на смену кровнородственным связям пришли связи территориальные; тогда изгоем назывался человек, потерявший связь со своим родом-племенем, выжитый по тем или другим причинам из своего рода или покинувший род. В XI–XII вв. изгоями называли людей, потерявших связь со своей социальной средой, обездоленных. Основную массу их составляли феодально-зависимые люди, попадавшие со временем в кабалу к церковным или светским феодалам.

 

Иноземец кормовой – иноземец на русской службе, получавший по договору «корм» (денежное и хлебное жалованье, сукна на одежду) и сохранивший свое первоначальное вероисповедание и подданство с правом возвращения на родину. Иноземец поместный – принявший православие и русское подданство и пользовавшийся правами и привилегиями русского дворянина; в XVII в. среди них было много выходцев из Польши, Литвы, Белоруссии, славянских стран, а также «немцев» (англичан, шотландцев, французов, шведов и др.).

 

Инок – православный монах.

К

 

Казак – название вольных людей вообще, а также донских, яицких, сибирских, астраханских, терских и других казаков; городовой казак – служивший «по прибору» в южных городах под начальством казачьих голов и сотников.

 

Казначей – хранитель государевой, церковной, монастырской «казны» (имущества, денежных сумм, драгоценностей).

 

Казнь – наказание смертью или тюрьмой, побоями батогами и кнутом («казнь торговая» – публичная казнь на площади).

 

Кандалы (кайдалы) – железные ручные и ножные оковы, надеваемые на преступника.

 

Клети – хозяйственные постройки во владении отдельной семьи.

 

Клир – церковный причт, штат (священник, дьякон, дьячок, псаломщик, пономарь).

 

Книга – в XV–XVII вв. рукописная тетрадь с различными деловыми записями; отдельная – на выдел земли; переписная – с переписью тяглых дворов в городах и уездах; писцовая – с переписью населенных пунктов (городов, слобод, сел, деревень) с их дворами, владельцами, лавками, кузницами, огородами, пашнями, угодьями и др. Служили основными документами для установления размеров тягла и крепостной зависимости крестьян от феодалов. Книга строельная – с описью вновь построенного города (крепости) и местного населения.

 

Княжеский муж – княжеский слуга, дружинник, феодал.

 

Колбяг – иноземец. Судя по названиям некоторых мест (Колпино, Колбы, погост в Колбегах), колбяги жили в Новгородской области.

 

Кормление – доходы за исполнение обязанностей по делам управления.

 

Кравчий – придворная должность и чин московского дворянина; он на царском обеде подавал блюда.

 

Крестьяне частновладельческие (вотчинные, помещичьи); дворцовые – в царских вотчинах; черносошные (черных волостей) – государственные; церковные (властелинские, монастырские, патриаршьи); ясачные – из нерусских подданных.

 

Куны, куна – в Киевской Руси деньги вообще; также денежная единица, равная 1/50 гривны.

 

Купа – 1) ссуда феодала закупу (как правило, деньгами или зерном); 2) совокупность повинностей закупа в пользу господина.

Л

 

Легкие воеводы – поставленные в походе во главе отдельных отрядов, выполнявших частные задачи (разведка противника, захват небольших городов или крепостей, преследование разбитого неприятеля).

 

Лучшие мужи – феодализирующаяся родо-племенная знать.

 

Люди думные – заседавшие в Боярской думе при царе; комнатные – приближенные царя, его советники; молодшие – посадские низы (ремесленники, мелкие торговцы и др.); посадские – горожане; ратные – военные; служилые: «по отечеству» – дворяне и дети боярские; «по прибору» (приборные) – стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.; численные – занесенные ордынцами в «число» при переписи населения, с них взималась дань; ясачные – обложенные ясаком народности Поволжья, Приуралья, Сибири.

 

Людин – простолюдин, свободный сельчанин или горожанин.

 

 

М

 

Местничество – 1) система назначения членов Государева двора на военную, административную и придворную службу, а также порядок их размещения за великокняжеским (царским) столом и на других придворных светских (венчания на царство, свадьбы, приемы послов) и церковных (крестные ходы) церемониях; 2) система разрешения возникавших в связи с этими назначениями конфликтов.

 

Метельник – княжеский дружинник, сопровождавший вирника.

 

Мечник – княжеский слуга, вооруженный мечом, судебный исполнитель.

 

Мзда – плата, вознаграждение; взятка.

 

Митрополит – высшее церковное звание и должность, ниже патриарха, глава церковного округа (митрополии).

 

Мостовщина – денежный сбор (пошлина) за проезд через мост на государевой земле или во владениях феодалов.

 

Мурза – татарский князек, наследственный старшина ясачных татар; у татар слово означало низших дворян, русские же законы не признавали за ними дворянства.

 

Мыт, мыто – таможенная застава; пошлина с провозимых товаров.

Н

 

Наспы – добавка (проценты) на данный в долг хлеб.

 

Неделя, недельный день – воскресенье.

 

Немцы – бытовавшее в России название различных западноевропейских народов, по преимуществу германоязычных.

 

Ногата – денежная единица, равная 1/20 гривны.

О

 

Обель – полный (обельный) холоп.

 

Обжа – от слова жать, обжинать. Площадь запашки, производимой одним пахарем при помощи одной лошади

 

Оброк – форма натуральной или денежной ренты в пользу феодала; плата за аренду казенных угодий; торгово-промысловый сбор с посадских людей (ремесленников, торговцев).

 

Окольничий – придворное звание, второй чин после боярина.

 

Опала – царский гнев (от «опалить» – обжечь снаружи), сопровождавшийся конфискацией имущества, арестом и ссылкой, посылкой на службу в дальние города и другими репрессиями.

 

Опричнина (от опричь) – особая часть.

 

Опричь – кроме, за исключением.

 

Осада, осадное сиденье – оборона осажденной крепости ее гарнизоном и жителями.

 

Освященный собор – совет высших иерархов церкви (епископов, митрополитов, архимандритов) во главе с патриархом; решал важнейшие вопросы церковной жизни, принимал участие в рассмотрении многих проблем государственной политики. В случае созыва Земского собора Освященный собор входил в его состав.

 

Осмина – 1) мера площади; равна половине чети; 2) мера сыпучих тел, равная 3 пудам зерна.

 

Осмничее – торговая пошлина.

 

Отарица – участок земли закупа, урожай с него.

 

Откуп – сбор казенных доходов (таможенных, кабацких и др.) купцом-откупщиком с предварительным взносом им в казну определенной суммы денег.

 

Откупщик – купец, взявший на откуп казенные доходы.

П

 

Патриарх – глава русской православной церкви (с 1589 г.). Патриархи вселенские – совокупное название глав православных церквей на Востоке (Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской, Константинопольской).

 

Перевесища – места ловли зверей и птиц с помощью больших сетей, переброшенных между деревьями или шестами там, где дичь регулярно проходит на корм или водопой.

 

Перекладная, ссадная – деньги, уплачиваемые вирнику при въезде и выезде на территорию общины.

 

Печальник – заступник.

 

Пищаль – небольшая пушка или ружье.

 

Пищальник – конный или пеший воин, вооруженный ручной пищалью; предшественник стрельцов XVI–XVII вв.

 

Погосты – места сбора дани, торговые пункты.

 

Подать – налог.

 

Подьячий – делопроизводитель в приказах, помощник дьяка. Подьячий площадной – сидевший на площади, улице и писавший челобитья и другие бумаги по заказу частных лиц за плату; избный – вел дела в избах у воевод.

 

Поклеп – ложное обвинение, навет.

 

Поличное – краденая вещь или орудие преступления, уличающее преступника.

 

Полк – воинская часть; до XVII в. включительно войско делилось на полки: царский (государев), большой, передовой (ертоул), правой и левой руки, сторожевой.

 

Полон – плен; полоняник – пленный. Полоняничные деньги – общегосударственный налог, введенный при Иване IV, на выкуп пленных из Крыма и Турции.

 

Поместье – земельное владение с населенными деревнями, данное за службу феодалу во временно




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ая подгруппа | Билет 1. Поставлено было 7 эллингов для строительства кораблей, корпуса материальных и провиантных складов

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 466. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия