Политическое развитие ТАССР в 20-30-е годы.
Национальные проблемы. Укрощение «националов». Одним из политических последствий голода стали изменения в руководстве республики. Летом 1921 г. на съезде Советов был снят с поста председателя СНК Татарии Саид Саид-Галиев. В вину ему была поставлена и нерасторопность в деле оказания помощи голодающим. К власти пришло правительство Кашафа Мухтарова (1896-1937). С именем К.Г. Мухтарова, ряда других руководителей, в том числе председателя ТатЦИКа Рауфа Сабирова, заместителя председателя правительства Гасыма Мансурова, наркома просвещения Микдата Брундукова, наркома земледелия Юнуса Валидова был связан прагматичный подход к решению сложных проблем, стоявших перед республикой. Они пытались проводить в Татарии ту национальную политику, которую поначалу декларировала партия большевиков. Им приходилось преодолевать противодействие части местных коммунистов, считавших существование национальных республик временным явлением. Главное состояло в другом. Начала меняться позиция центра по национальному вопросу. Одним из первых шагов нового правительства были меры, связанные с возвращением татар на берега Волги и в ближние окрестности Казани. На свободных местах побережья появились деревни и поселки Кызыл Байрак, Бакча-Сарай, Нариман, около Казани - поселок Чингиз и др. Этот акт восстановления национальной справедливости расценили как «национал-уклонизм». В 1922 г. была развернута работа по объединению «независимых» советских республик, возникших на территории бывшей Российской империи. Всю эту работу возглавлял И.В. Сталин. Согласно его плану, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерации входили в состав РСФСР на правах автономных республик. По сути дела предлагалось, «поглощение» РСФСР нескольких республик, уже вкусивших самостоятельности. Это могло привести к серьезным конфликтам. В ходе объединительного процесса ряд представителей национально-государственных образований, в том числе К.Г. Мухтаров, выступил с предложением сделать учредителями Союза ССР также автономные республики. Однако это предложение было отклонено. - Позиция М.Х. Султан-Галиева, других национальных деятелей отражала растущее недовольство республик неравноправным положением. В начале мая 1923 г. член коллегии Наркомнаца был арестован прямо в здании ЦК и препровожден в тюрьму. В срочном порядке в Москве было созвано специальное совещание на уровне ЦК по национальному вопросу, которое проходило с 9 по 12 июня 1923 г. Главным пунктом в повестке дня являлось «дело Султан-Галиева». Позиция члена коллегии Наркомнаца и его единомышленников была квалифицирована как «национал-уклонизм». Сам Султан-Галиев был осужден как враг партии и советского государства, снят со всех постов. Для укрощения местных «националов» подобное совещание было проведено и в Казани во второй половине июля того же года. Вскоре начался процесс замены кадров. К середине 1924 г. почти все члены правительства республики были освобождены от занимаемых постов. Во второй половине 20-х годов в республике разгорелись острые дискуссии вокруг проблемы перевода татарского языка на новый алфавит на основе латинской графики («яналиф»). Татарский обком ВКП(б) поначалу занимал умеренные позиции и не требовал форсирования языковой реформы. Но в мае 1927 г. эта позиция резко изменилась. арабская графика объявлена «реакционной помехой на пути к социализму». Особо подчеркивалось, что старый алфавит способствует консервации религиозных настроений у населения». Таким образом, «дело Султан-Галиева», судьба правительства К.Г. Мухтарова, курс на латинизацию свидетельствовали о повороте национальной политики большевиков в сторону ее ужесточения. Этот поворот вскоре проявится и в широко развернутой борьбе с «национал-уклонизмом», «султангалиевщиной», жертвами которой станут десятки партийных и государственных деятелей, представителей интеллигенции республики. Общественно-политическая жизнь. В восстановительный период общественно-политическая жизнь республики уже почти целиком была связана с деятельностью партийных, общественных организаций - профсоюзов и комсомола, Советов, а также репрессивных органов. Из общественной жизни активно вытеснялись религиозные учреждения. Власть стремилась любыми способами устранить возможного конкурента в политической и идеологической сферах. В ход шли аресты, конфискации имущества, самовольное закрытие церквей, мечетей. В 1925 г. в стране была создана массовая организация «Союз воинствующих безбожников» (СВБ). Ее члены не только участвовали в пропаганде атеистических знаний, но и выступали инициаторами закрытия и разрушения церквей. В 1927 г. СВБ был организован и в республике. Через пять лет эта республиканская организация объединяла более 50 тысяч человек.
|