Развитие культуры в ТАССР в первой половине XX века.
Первоначально одной из важнейших задач «культурной революции» являлась ликвидация безграмотности. В конце 1919 г. был принят специальный декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Проблемы образования были острыми среди русских, чувашей, мордвы и других народов края. В начале ХХ в. удельный вес грамотных в Казанской губернии не превышал 18 процентов. В первый год существования республики работало 5,6 тысяч школ для взрослых. Здесь научились элементарным навыкам письма и чтения около 48 тысяч человек, за пять последующих лет - еще 152 тысячи. Действовало добровольное общество «Долой безграмотность». Всеобщей и доступной стала школа. В 1926 г. в республике работало более двух тысяч начальных и средних школ, половина из которых являлась татарскими. Существенно было облегчено поступление в высшие учебные заведения. Так, отменялись вступительные экзамены и представление ряда документов об образовании. В вузы в первую очередь принимали юношей и девушек рабоче-крестьянского происхождения. Для этой же категории лиц при вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). В республике рабфаки действовали при Казанском университете и Казанском политехническом институте. Кроме того, был создан Татарский рабочий факультет. В начале 20-х гг. в Казани был открыт ряд новых учебных и научно-исследовательских заведений. Это прежде всего Государственный институт для усовершенствования врачей (ГИДУВ), Институт сельского хозяйства и лесоводства, трахоматозный институт, политехнический институт. Ранее организуется Восточно-педагогический институт. Духовная академия была закрыта в 1918 г. Казанские вузы вели большую работу по подготовке кадров высшей квалификации. 3а период 1924-1927 гг. их выпускниками стали две тысячи человек. Научная деятельность протекала в весьма сложных условиях. Дело заключалось не только в нехватке необходимого оборудования, стесненном материальном положении ученых, лиц интеллектуального труда. Со второй половины 1922 гг. власть ужесточила контроль над интеллигенцией. Под надзором оказались вся печатная продукция, репертуар театров. Начала формироваться система среднего специального образования. Во многом противоречивую страницу являло собой развитие татарской литературы в первые годы Советской власти. Революция и гражданская война стали сложным и драматическим периодом в ее истории. Самой крупной потерей для татарской советской литературы стала эмиграция Гаяза Исхаки. Он не принял большевистскую модель развития страны и покинул родину. В ходе гражданской войны погибли Ш. Бабич, Ш. Фидаи. Многие же деятели художественной культуры восприняли революционные идеалы. В первой половине 20-х гг. были изданы романы Галимджана Ибрагимова «Наши дни», «Дочь степи», драмы и рассказы. В середине 20-х гг. продолжали свой творческий путь в литературе Г. Камал, Ш. Камал, М. Гафури, К. Тинчурин. Большой популярностью пользовались театральные произведения Н. Исанбета. Новые литературные силы представляли прежде всего поэты Х. Такташ, Б. Сирин (С.Х. Батыршин), прозаики Ш. Усманов, К. Наджми, А Кутуй. На основе татарских театральных трупп «Сайяр» и «Нур» в 1921 г. был сформирован Первый показательный татарский театр имени Красного Октября (с 1926 г. - Татарский академический театр) продолжал Государственный татарский театр. Большим успехом пользовались его постановки по произведениям М. Файзи «Галиябану», К. Тинчурина «Казанское полотенце» и «Голубая шаль». Постоянного зрителя имел Казанский большой драматический театр, который тогда носил имя наркома просвещения А.В. Луначарского. После Октября 1917 г. возникли профессиональная татарская музыка и живопись. И это безусловная заслуга большевистской культурной революции. Одними из наиболее ярких музыкальных дарований были Салих Сайдашев В конце 20-х гг. наиболее крупным художником из татар был Баки Урманче (1897-1990). В начале 20-х гг. в Казани были проведены две крупные государственные художественные выставки. На основе прежних художественных собраний, национализиронных частных коллекций, работ казанских художников советского времени, даров Третьяковской галереи и Русского музея была создана картинная галерея Центрального музея ТАССР (на ее базе в 1959 г. был создан Музей изобразительных искусств ТАССР). Таким образом, к концу 20-х гг. на основе нэпа в основном были решены задачи восстановительного периода. Значительные результаты принесла с собой «культурная революция». Однако на общественно-политическую, духовную жизнь республики неизгладимый отпечаток накладывал формировавшийся тоталитарный режим.
|