Проекты национально-государственного устройства татарского народа в 1917 г. и татарское национальное движение.
В результате свержения самодержавия Россия стала самой свободной страной из всех воевавших к тому времени стран. Население получило свободу слова, печати, собраний и союзов. Временное правительство отменило смертную казнь, объявило политическую амнистию, упразднило карательные органы прежнего режима. Была легализована деятельность фабрично-заводских комитетов и профсоюзов. В Казани и губернии восстанавливались и вновь возникали десятки партий, групп и общественных движений. Наиболее влиятельными среди них были кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы. Решающую роль в последующих событиях сыграли социал-демократы и эсеры. Во время войны эти партии ничем особенным себя не проявили. Часть их активистов находилась в ссылках и эмиграции, другие не имели достаточного политического авторитета. В начале марта казанские социал-демократы вышли из подполья. В течение месяца была предпринята попытка создать единую социал-демократическую организацию. Однако она не принесла результата. Немалую роль в этом сыграл ленинец-большевик В.А. Тихомирнов. Влиятельной политической силой были также эсеры. К моменту свержения самодержавия эта партия понесла наибольшие людские потери. В ответ на развязанный эсерами террор царское правительство предприняло репрессивные меры. Сотни эсеров были казнены, тысячи - приговорены к различным срокам наказания. Как и среди социал-демократов, в феврале 1917 г. среди казанских эсеров начались разногласия. Их результатом стал распад прежде единой Казанской организации партии социалистов-революционеров. В конце марта она разделилась на «старший» и «младший» комитеты. Из состава второй группы сформировалась местная организация партии левых эсеров, которая на определенном этапе сотрудничала с большевиками. Меньшевики и эсеры играли ведущую роль в большинстве Советов рабочих и солдатских депутатов, созданных в уездах с марта по апрель 1917 г. Они выступали за совместную с Временным правительством работу по проведению реформ и стремились к поиску почетного выхода из войны. Кадеты, октябристы, монархисты и другие партии и группы также вели бурную политическую деятельность. Но особой популярностью среди населения они не пользовались. Приметой времени являлся рост влияния военных общественных организаций. После февраля 1917 г. стали возрождаться старые и создаваться новые профессиональные союзы. Крупнейшим среди них был союз металлистов «Единение». На ряде промышленных предприятий возникли фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). На ход событий от Февраля к Октябрю сильный отпечаток накладывали национальное движение, национальный вопрос в целом. Февральская революция сняла все ограничения с общественно-политической деятельности. Это вызвало мощный подъем политической активности мусульман, в первую очередь татар. С новой властью татары связывали большие надежды. Их привлекала программа Временного правительства, и прежде всего мартовский закон «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Этим законом провозглашались одинаковые для всех граждан права при поступлении на государственную службу, в учебные заведения. Кроме того, раз решалось употребление родного языка в частных учебных заведениях, а также в определенной мере - в делопроизводстве. В марте-апреле центральные учреждения новой власти захлестнул поток приветственных телеграмм от мусульман, в том числе татар. Их авторы выражали уверенность, что отныне они могут стать полноправными гражданами свободной России. Судя по содержанию телеграмм, мусульмане желали видеть Россию федеративной, народной республикой. Весной 1917 г. во многих российских городах возник целый ряд мусульманских общественных организаций. Так, в Москве было создано Национальные движения в различных формах начались и у других народов края - чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы. Весной-летом 1917 г. состоялось несколько всероссийских мусульманских съездов. В их работе участвовали представители различных политических партий и течений - либералы, эсеры, левые эсеры и другие. Таким образом, по мнению российских мусульман, справедливое решение национального вопроса, национальное равенство могло обеспечить только федеративное устройство страны. Представлять их интересы должен был созданный по решению съезда Всероссийский мусульманский совет - Милли шура. Национальное движение не было чем-то однородным. В него постепенно проникали идеи классовой борьбы. В апреле 1917 г. в Казани был создан Мусульманский социалистический комитет (МСК). Лидером его стал Мулланур Вахитов (1885-1918),
|