Студопедия — Юля Лемеш 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Юля Лемеш 9 страница






[465] Jakobson R. The slavic god «Veles» and his indo-european cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani. II. Brescia, 1969. P. 595-596.

[466] Иванов В.В., Топоров В.Н. К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии (Данные о Велесе в традициях Северной Руси и вопросы критики письменных текстов) // Учёные записки Тарт. гос. ун-та. Вып. 308. С. 46-82. Труды по знаковым системам. Т. VI. 1973. С. 56.

[467] Там же. С. 59-60.

[468] «Когда же огонь у Волоса угасал, то волхва в тот же день отрешали от керемети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нем труп его как жертву, единственно способную возвеселить этого грозного бога».

[469] Краеведческие записи. Ярославль. 1962 г. Вып. 4. С. 90-93.

[470] Иванов В.В., Топоров В.Н. К проблеме достоверности... С. 50-52.

[471] Подробнее о сём см., напр.: Сатьяван. Калагни-тантра. М., 2007. С.127-130.

[472] Ср.: Шанский Н.М., говоря об этимологии слова «волхв», пишет: «К корню общему для финно-угорских и индоевропейских языков: *uel, *uol, *ul — "предсказываю, вижу", возводит это слово Младенов» (Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968. С. 152-153).

[473] Jakobson R... P. 591.

[474] Ellis H.R. The road to Hell. N.Y., 1968. P. 186.

[475] Также ср. этруск.: Велханс — Бог Подземного Огня (ср. римск. Вулкан), а также Вейовис (Veiovis) (Он же — Ветисл? Ср. русск. Вий, санскр. ветала — «живой мертвец» и т.п.) — Владыка Подземного мира (Цицерон называл Его «Подземным Юпитером этрусков»).

[476] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С-Пб., 1903. С. 172.

[477] Мифы... Т. I. С. 391.

[478] Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология. М., 1810. С. 52.

[479] Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М., 1878. Т. II. С. 153.

[480] Максимов С.В... С. 69-70.

[481] Ангелы — от греч. άγγελος; — «вестник». Ср. ведийск. ангирасы — полубожественные существа древнеиндийской (Арийской) мифологии.

[482] Ср. образ Кощея Бессмертного русских сказок, закованного в цепи и томящегося в подземелье.

[483] Ср. созвездие Змееносец — одно из созвездий Северного полушария неба, так называемый тринадцатый знак Зодиака. В греческой астрологии Змееносец связан с образом Асклепия, Бога Врачевания, непременным атрибутом которого являлась змея. (Ср. Змей у славян — животное, посвящённое Велесу, а также один из Его Тёмных Ликов.)

[484] См., напр.: Оксана Котович, Янка Крук. Золотые правила народной культуры. 2-е изд., испр. и доп. Минск, 2007. С. 90.

[485] Ср. Велес Корович — сын Небесной Коровы Земун (ср.: сканд. Аудумла, ведийск. Сурабхи), а также Иван Быкович русских народных сказок эпохи двоеверия.

[486] Интересно, что следующий день — 1 березозола/марта-месяца — называют в народе «откупным» днём: согласно народным верованиям, это время, когда можно «откупиться» от многих болезней и несчастий, ещё в этот день нельзя ничего и нигде поднимать (особенно на дорогах, кладбищах и перекрёстках).

[487] Здесь: лихо — «зло».

[488] Т.е. встречая этот день в Духовных радениях — очищая своё тело и помыслы от грязи внешней и внутренней, и обращаясь Духом своим к Вышнему.

[489] Ср. св. Власий (или просто Влас) эпохи двоеверия.

[490] Ср. также: Вейовис — древнеримский Бог Подземного мира. Заметим, что статуя Вейовиса в храме изображала вооружённого стрелами Юношу с козой (хтоническим животным) у ног.

[491] Повесть «Вий» была написана Н.В. Гоголем в 1835 г.

[492] Ср. Бадняк.

[493] Йордан Иванов. Богомильские книги и легенды. София, 1925.

[494] Многие исследователи справедливо относят обереги- змеевики к культу Велеса.

[495] Очень напоминающая восточную легенду о Бодхидхарме.

[496] Драгоманов М. Малорусские народные предания и рассказы. Киев, 1876. С. 224; а также: И. Ичиро. Общеславянский фольклорный источник гоголевского Вия // Известия АН СССР, сер. лит. и русского яз. №5, 1989.

[497] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения Высшей Реальности. С-Пб.: Общество Ведической Культуры, 1992.

[498] Четыре цели, или ценности (чатурартх) человеческой жизни, согласно Ведической Традиции, это: Дхарма (от санскр. дхри — «держать») — следование Вселенскому Закону (Дхарма) и своему личному долгу (свадхарма); Артха (буквально: «цель, выгода, смысл, польза») — жизнь с пользой для себя и других; Кама (буквально: «желание, удовольствие, любовная страсть») — наслаждение жизнью во всех её проявлениях, жизнелюбие; и Мокша — Духовное Освобождение, достигаемое посредством глубинного осознания своей Истинной (Божественной) Природы, и выход из Круга Перерождений.

[499] Заметим, что Шри («Светлая, Сиятельная») — также одно из Имён Лакшми.

[500] Цит. по изд.: Дэвид Кинсли. Образы божественной женственности в Тантре. Десять махавидий. С-Пб., 2007. С. 223. Со ссылкой на: Harshananda Swami. Hindu Gods and Goddesses. Mulapore: Sri Ramakrishna Math. P. 94.

[501] «Пр о воды русалки» — обряд, совершаемый в конце Русальной седмицы (Зелёных Святок).

[502] Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания: По сибирским археолого-этнографическим материалам. Изд. 2-е, доп. и испр. — М., 2008. С. 256.

[503] Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. К., М., 2001. С. 130.

[504] По изд.: Досуги, или собрание сочинений и переводов Михаила Попова. Ч. I. С-Пб., 1772. В данное издание автор включил «Краткое описание древняго Славенскаго языческаго баснословия, собранного из разных Писателей, снабденнаго примечаниями, и в азбучный порядок приведеннаго; Издание второе, с поправлением и умножением перваго» (Первое изд.: Попов М.И. Краткое описание Славенскаго баснословия, 1768).

[505] Не от Имени ли Велеса/Волоса происходит это название?

[506] Без-Корнилович М.И. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. С-Пб., 1855.

[507] Как уже говорилось нами выше, баба в традиционной народной культуре— женщина детородного возраста, в отличие от бабки, бабушки — старухи, уже не способной к деторождению. Исключение составляет разговорное обращение к пожилой женщине, например: «Баба Маня».

[508] Согласно некоторым источникам (см., напр.: Dīkşit R. Bhairavī evam Dhūmāvatī Tantra Śāstra. Agra: Dip Publication, P. 141-142.), культу Дхумавати, как Одной из Десяти Махавидий, — предшествовал культ трёх Богинь, Имена Которых: Ниррити (упоминаемая ещё в «Ригведе» (X.59) и связанная со смертью, невезением и разрушением), Джьештха (буквально: «Старейшая») и Алакшми («Неблагая»). Джьештха — «Старшая, Старейшая» Шакти — описывается как имеющая «большие отвислые груди, свисающие до самого пупка, дряблый живот, толстые ляжки, торчащий нос, отвисшую нижнюю губу, а цвет Её кожи — как чернила». На знамени Её изображена Ворона (как и у Алакшми), иногда на Её изображениях Ворона стоит рядом. Она ездит на осле или в повозке, запряжённой львами или тиграми, и носит с собой метлу. (Ср. три Яги-сестры: Старшая, Средняя и Младшая, — встречающиеся в некоторых русских народных сказках.)

[509] Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983.

[510] Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Вып. 1. М., 1877.

[511] Это Имя Благого (Шива) Владыки дало название одному из наиболее экстремальных направлений Тантры.

[512] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946.

[513] Эта и большинство последующих цитат приводятся по книге: Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья. Составители: Корепова К.Е., Храмова Н.Б., Шеваренкова Ю.М. — С-Пб.: «Тропа Троянова», 2007.

[514] Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005.

[515] Таким образом, Волховской Посох — это Древо, растущее сверху вниз, с Небес на Землю.

[516] Считается, что чем больше на Посохе горизонтальных черт, особенно завитых в свитни (спирали) и замкнутых в кольца — означающих собой женское лоно, — тем сильнее Посох.

[517] Вообще, желательно, чтобы Посох, равно как и другие предметы Силы и обрядовые принадлежности, изготавливался самим человеком, а не на заказ.

[518] Всякое слово, даже произнесённое ненароком, может стать заговором и наложиться на окружающие предметы.

[519] Поэтому, когда мы хотим обрести что-либо, — мы обращаемся к Светлым, Дающим Богам. Когда желаем от чего-либо избавиться, освободиться — обращаемся к Тёмным Богам-Разрушителям.

[520] Подробнее о Родноверческих обрядах и Духовных радениях — см.: Влх. Велеслав. Книга Велесовых Радений (Духовные практики и обряды Русско-Славянского Родноверия). — М.: «Велигор», 2008.

[521] Речь идёт о соответствующих узлах яри в тонком теле человека.

[522] Изначально слово обряд происходит от ряд — «порядок», «договор» (родств. санскр. Рита — «Мировой Закон», «Священный Порядок», «Истина»). Таким образом, совершать обряд — значит следовать Ряду, Рите (ср. ритуал).

[523] На Севере Руси наиболее почитаемым Богом был Велес/Волос.

[524] Цит. по: Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачёва. Под редакцией В.П. Адриановой-Перетц. Серия «Литературные памятники». 3-е изд. — С-Пб. 2007. С. 17, 26, 34.

[525] Frentzel A. Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque Slavorum... Цит. по: Михайлов Н.А. Балтийские боги в сербо-лужицком пантеоне А. Френцеля // Балто-славянские исследования, 1997. — М. 1998.

[526] Цит. по: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. 2. Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. — М., 1913.

[527] Ещё о Перуне см.: Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.: Рефл-Бук, 2002.

[528] Современные Родноверы отождествляют Летницу с Ладой либо Ж и вой (либо почитают Её как один из Ликов Кого-либо из перечисленных Богинь).

[529] Вторник также посвящён Яриле, а четверг — Сварогу.

[530] Подробнее о Громнице — см., напр., наши: «Коло года» (по изд.: Влх. Велеслав. Книга Велесовых Радений (Духовные практики и обряды Русско-Славянского Родноверия). — М.: «Велигор», 2008), «Громница» (там же либо по изд.: Влх. Велеслав. Перун. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004).

[531] По изд.: Иванов Їордан. Культ Перуна у южных славян. — М.: Ладога-100, 2005. (Впервые издано: Българiя, Софiя, iюль 1903.)

[532] Исторические чтения о языке и словесности. — С-Пб., 1855. С. 185.

[533] Иеромонах Спиридон. История во кратце о болгарском народе славинском. Сочинися и списася в лето 1792. — София: Изд. Златарски В.Н., 1900.

[534] Априлов В. Денница Ново-болгарского образования. — Одесса, 1841. С. 92.

[535] Иванов Їордан. Культ Перуна... С. 18-19.

[536] Там же. С. 20-21.

[537] Многие украинские Родноверы используют тексты из «Велесовой Книги» в своей Духовной и обрядовой практике.

[538] Согласно народным верованиям, летом Перун (или Илья) ездит по небу на огромной Огненной Колеснице либо верхом на Коне, чьи подковы выбивают из Небесной Тверди снопы искр (отчего бывает гроза), а зимой Он передвигается на санях, поэтому ни грозы, ни грома в эту пору не бывает.

[539] Цит. по изд.: Иванов Їордан. Культ Перуна у южных славян. — М.: Ладога-100, 2005. С. 30.

[540] «В народной среде Илья-пророк принадлежит к числу самых популярных святых. По свидетельству народных сказаний, Илья до 33 лет "сиднем" сидел дома, но был чудесным образом исцелён и наделён несоизмеримо огромной силой (ср. образ Ильи Муромца). После этого живым он был вознесён на небеса (ср. образ Илии-пророка)». (Цит. по изд.: Котович О., Крук Я. Золотые правила народной культуры. 2-е изд., испр. и доп. — Минск, 2007. С. 214.)

[541] См., напр., следующ. изд-я: 1) Влх. Велеслав. Перун. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004; 2) Влх. Велеслав. Книга Велесовых Радений (Духовные практики и обряды Русско-Славянского Родноверия). — М.: «Велигор», 2008.

[542] На Силин день, по народным верованиям, «обмирают» ведьмы, опившись выдоенным у чужих коров молоком. Кто увидит, как ведьма «обмирает» — страху натерпится немало. Но не следует плошать, надо поскорее пук соломы зажечь да пятки ведьме прижечь. Тогда она на поскотину или на чужую ниву уже никогда не придёт.

[543] ССО СРВ — Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры с центром в Калуге. Подробнее о праздновании Перунова дня в ССО СРВ — см., напр.: Казаков В.С. Мир Славянских Богов. Изд. 5-е, пер. и доп. — Москва-Калуга: «Русская Правда», 2008.

[544] Использование языка «Велесовой Книги» является характерной чертой обрядов, проводимых Общинами, входящими в состав ССО СРВ.

[545] По Уряду празднования Перунова дня, составленному Пересветом (Община «Велесье», входящая в КЯТ). Материал предоставлен Веледором.

[546] См, напр., следующ. изд-я: 1) Влх. Велеслав. Обрядник. — М., 2003; 2) Влх. Велеслав и др. Обрядник Толковый. — М.: Изд. Общины «Родолюбие», 2004; 3) Ставр, влх. Велеслав. Русское Родноверие. Родные Боги, Мудрословие, Обряды. — М.: «Белые альвы», 2005; 4) Влх. Велеслав. Книга Велесовых Радений (Духовные практики и обряды Русско-Славянского Родноверия). — М.: «Велигор», 2008.

[547] Обережные заговоры см., напр., в следующ. изданиях: 1) Влх. Богумил. Славления Родных Богов. — Обнинск, 2003 (2-е, доп. изд. 2007); 2) Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М., 2005; 3) Славянский Заговорник. Извод волхва Велеслава. — М., 2007.

[548] В другом варианте очищаемый произносит эти слова в самом начале обряда, после чего снимает с себя старую рубаху и бросает её в огонь, а по завершении обряда — облачается в новую.

[549] Язычество — от древнерус. язык, что значит «народ». Есть иные яз ы ки — другие народы, и есть родной язык — свой народ. Таким образом, язычество вообще — это Народная Вера, Природная Вера, а язычество родного народа — это Родная Вера, Родноверие.

[550] Вера — способ измениться, волшба (в том числе и боевая магия, воинская волшба) — способ изменить мир. Высшее Ведание не отделяет одно от другого, но рассматривает их в нерасторжимом единстве.

[551] Жизнь свою во плоти.

[552] По другим представлениям, Мороз — сын Велеса и Мары.

[553] На тайном языке волхвов пить хмельное — означает «пребывать в опьянении Божественным, в Благодати Его Присутствия».

[554] Первые морозы — Введенские. Введение отмечалось на Руси 21 груденя/ноября-месяца. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права.

[555] Религия (от лат. religio — буквально: «восстановление связи») — означает воссоединение индивидуальной души с Божественным, преодоление внутренней отчуждённости, а не одну лишь формальную принадлежность к каким-либо людским сообществам, и уж тем более не пустопорожние теоретизирования на тему «культуры», «морали» и т.п. В сущности, Божественное изначально пребывает в человеке как его Истинная Природа (АЗ ЕСМЬ), но люди, вовлекаясь в мирскую маяту, забывают об этом. Религия нужна для того, чтобы помочь человеку вспомнить о том, Кто он есть на самом деле.

[556] Вестник Традиционной Культуры: Статьи, Изведник. Выпуск №1. Под ред. докт. филос. наук Наговицына А.Е. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2004.

[557] Русской Православной Церкви. Сам термин «Православие», как и многое другое, по мнению многих исследователей, был заимствован христианами у Родноверов-Язычников.

[558] В Родноверии различают Тёмную Навь — обитель неупокоенных душ, и Светлую Навь — Ирий Небесный, обитель душ Святых Предков.

[559] Ведогон (ведогонь) — тело сновидений, или «астральное» тело человека.

[560] То есть о том, что пребываешь в невежестве.

[561] Как и Гаутама Будда не был буддистом.

[562] Имеется в виду Велесова Ладья — Ладья Мёртвых.

[563] Полдень здесь — юг, полуночь — север.

[564] Руда — кровь.

[565] От здешних и нездешних — от Яви и Нави.

[566] Имеется в виду Закрадный Суд Велесов.

[567] Имеется в виду Полярная звезда на Оси Мира.

Юля Лемеш







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия