Студопедия — Юля Лемеш 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Юля Лемеш 3 страница






КОЛОГОД — Годовое Коло; календарь. КОЛОГОД является величайшим Откровением Родных Богов в Природе, прообразом всех циклических процессов, протекающих во Всемирьи: весна, лето, осень, зима и следующая за ней новая весна; утро, день, вечер, ночь и следующее на ней новое утро; детство, юность, зрелость, старость и следующее за ней пресуществление, переход в новую жизнь, и т.п. Образно говоря, КОЛОГОД — это Хоровод, который водят Родные Боги вокруг Родового Столба — Оста (Оси) Мира, Самого Рода Вседержителя, Который являет в КОЛОГОДЕ последовательность Своих Ликов (Родных Богов), Своих Творческих Сил, действующих в соответствии с Законами Мироздания, положенными Им Самим в начале Творения (Его Самопроявления) и запечатлёнными в календаре. Основу Славянского календаря составляет Солнечный круг (год), состоящий из 12 Лунных месяцев. Внимание! Даты всех Родноверческих Святодней (праздников), приведённые в данной книге, основаны на Солнечном круге без учёта статей (фаз) Луны. Между тем, в некоторых современных Родноверческих Общинах принято отмечать большую часть КОЛОГОДНЫХ праздников, соотнося их положение в Солнечном круге с наиболее благоприятной для совершения данного действа Лунной статью, сдвигая время проведения праздника в пределах нескольких дней от его Солнечной даты.

КОЛОДАР — календарь, Откровение Родных Богов в Лета Вращении.

КОЛОКРЕС — крест в круге, символ Огня и Солнца.

КОЛО СВАРОЖЬЕ — Небесный Круг, Коло из двенадцати Звёздных Чертогов на небосклоне. Оные суть: 1) Чертог Огнебога Сварожича (Овен); 2) Чертог Земун Коровы Небесной (Телец); 3) Чертог Ярилы и Костромы (Близнецы); 4) Чертог Купалы (Рак); 5) Чертог Даждьбога (Лев); 6) Чертог Рода и Рожаниц (Дева); 7) Чертог Велеса Вещего Судии (Весы); 8) Чертог Ящера (Скорпион); 9) Чертог Кощея-Корочуна (Стрелец); 10) Чертог Коляды (Козерог); 11) Чертог Велеса Сивого Яра (Водолей); 12) Чертог Лели-Девы (Рыбы).

КОЛОСЛАВА — краткое славление, повторяемое (воспеваемое) многократно во время Духовных радений (например, Велесова колослава: «ГОЙ ЕСЕ ВЕЛЕСЕ ЕСЕ ГОЙ», Перунова колослава: «ГОЙ СВА ПЕРУНЕ ДАРИ СИЛЫ», Даждьбожья колослава: «ГОЙ ДАЖДИ ДАЖДЬБОЖЕ СИЛЫ СВАРОЖЬЕЙ», Моренина колослава: «МАРА-МА МАРА-МА МАРА МАРА МАРА МА», Ярилина колослава: «ГОЙ ЯРО ЯРИ ГОЙ БОЖЕ ДАРИ» и т.д.).

КОЛЯДА — Бог «нарождающегося» в Ночи Года нового Солнца и нового Годового Круга. Также КОЛЯДА — один из четырёх величайших Солнечных Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, отмечаемый в ночь с 24 на 25 стуженя/декабря-месяца (когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солнцеворота). Так как само Солнцестояние — переходное и потому опасное время в году — наблюдается в течение 3 дней, всенародно КОЛЯДА празднуется, когда Солнцестояние уже завершится, и Врата меж Явью и Навью вновь «закроются». При этом сведущие люди, волхвы и ведуны, устраивают особливые радения во время Солнцестояния и творят волшбу узким кругом либо поодиночке. В ночь накануне КОЛЯДЫ празднуется Сочельник (от славянск. сочиво — «кутья») — последний поминальный праздник уходящего года, во время которого также справляются поминки по «умершему» Солнцу старого года. Считается, что ночь перед Колядой благоприятна для всевозможных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п.

КОЛЯДОВАНИЕ — древний обряд-мистерия, творимый в пору Зимних Святок и связанный с культом Предков. КОЛЯДОВЩИКИ, ряженые в личины выходцев из Нави (Навьих Дедов) и священных животных-покровителей Рода, обходят дома, поют пожелания блага на грядущий год и получают за это отдарки в виде угощений с праздничного стола, а также кутьи — поминальной стравы (считается, что в личинах колядующих к живущим в Яви людям приходят души их Предков).

КОМОЕДИЦА (КОМОЕДИЦЫ) — см. МАСЛЕНИЦА.

КОМОНЬ — конь.

КОРОЧУН — одно из Имён Кощного Бога (Кощея); самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год, празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды (см. КОЛЯДА).

КОСАЯ САЖЕНЬ — 2,48 м. Изначально соответствовала расстояниюот пальцев правой ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой руки (см. САЖЕНЬ).

КОСТЬ НАВЬЯ — мёртвая кость, по общеславянским представлениям, сохраняется в теле после смерти нетеленной и является причиной или предвестницей беды и смерти; одна из мелких косточек ступни, выступающая под кожей; твердый выступ на ступне ноги или кисти руки. В толковом словаре В.И. Даля «навья косточка» — это «мёртвая кость, одна из мелких косточек ступни или пясти, иногда несколько выступающая под кожей; косточка в виде бобочка, у комля пальца, через которую проходит от мышцы сухожилье, для сгиба перста. По поверью, она бывает причиною беды, смерти, никогда не гниёт в трупе и родится оттого, коли кто в Навий день перелезет через забор». Согласно народным верованиям, чтобы избавиться от НАВЬЕЙ КОСТИ, нужно подстеречь, когда два человека будут ехать на одной лошади верхом, и сказать им: «Вас двое, возьмите к себе третью — навью кость». В современном Родноверии «НАВЬИМИ КОСТЯМИ» называются также заострённые колышки у Навьего жертвенника, на которые насаживаются требы Морене и Чернобогу (пресные хлеба, подгоревшие блины и т.п.), а также колья тына вокруг Капища, на которые водружены черепа животных.

КОЩЕЕВ ДЕНЬ — см. ДЕНЬ КОЩНОГО БОГА.

КОЩЕЙ — раб, пленник; Бог Нави, Владыка мира Мёртвых, Велес Кощный (Тёмный Лик Вещего Бога), Божественный Супруг Мары-Морены, Богини Смерти.

КОЩУНА — песнь-повествование о Деяниях Богов и Предков, былинно-мифологический сказ, иногда с элементами славлений и заклинаний. Также КОЩУНА — повествование о Кощном (Нави), отсюда — представления о КОЩУНАХ как об обращениях к Тёмным (Навьим) силам или чёрных заговорах («Кощных словесах»). В эпоху двоеверия на Руси, под влиянием христианства, слово «КОЩУНА» приобрело значение «святотатство».

КОЩУННИК — сведущий человек, поющий или рекущий кощуны.

КОЩУНСТВОВАТЬ — сказывать кощуны (см. КОЩУНА). В узком смысле, КОЩУНСТВОВАТЬ — обращаться к силам Тёмной Нави.

КРАДА — погребальный костёр; дрова, уложенные особым образом («колодцем» с четырьмя перекрестиями).

КРАСНАЯ ГОРКА — освещённая Солнцем возвышенность; последний день Навьей седмицы, празднования Вешних Дедов (см. ДЕДЫ ВЕШНИЕ).

КРАСНЫЙ УГОЛ (КРАСНЫЙ КУТ, Б О ГОВ КУТ) — домашняя Божница, где на рушниках (но никак не на голых досках!) установлены малые домашние Чуры (см. ЧУР) и повешены либо поставлены Свята (см. СВЯТО), также убранные рушниками. При этом Чуры должны ставиться на уровне не ниже живота, а Свята — вешаться не ниже, чем на уровне чела. Также на Божнице могут находиться зажжённые свечи либо масляные светильники, сосуды с подношениями (но никак не пустые!), обереги и некоторые другие обрядовые принадлежности. Обычно КРАСНЫЙ УГОЛ в избе располагается напротив входа, с восточной стороны. Входя в дом сородича, живущего по Родовому Искону, Родновер снимает шапку и, обратившись лицом к КРАСНОМУ УГЛУ, с поклоном речёт: «Мир дому сему! Богам и Родовым духам-хранителям — почитание! Гой!»

КРЕС — огонь.

КРЕСЕНЬ (ЧЕРВЕНЬ) — июнь-месяц, Кологодный Удел Ярилы и Костромы.

КРЕСТ — древнейший символ огня. КРЕСТ был известен Славянам задолго до появления христианства.

КРИВДА — отсутствие или искажение, «искривление» Правды.

КРОМКА — мир «теней», сумрачная обитель меж Явью и Навью, место пребывания неупокоенных душ умерших и шалых духов.

КРУГОВЕРТЬ — см. КОЛОВЕРТЬ.

КРУГОВРАЩЕНИЕ — см. КОЛОВРАЩЕНИЕ.

КРЫЖ — см. КРЕСТ.

КУДЕСЫ (КУДЕСА) — чудеса.

КУНА — шкурка куницы, денежная единица в Древней Руси.

КУНКА — иносказательное название женского лона.

КУПАЛА (КУПАЛО) — Бог любовного союза, Чьё Имя происходит от древнерус. куп — «союз», «соединение» (ср. однокоренные слова: «сово куп ление», «по куп ка» и т.д.). Также КУПАЛА — один из четырёх величайших Солнечных Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту (Солнцестоянию), отмечаемый в ночь с 23 на 24 кресеня/июня-месяца (когда Солнце «на птичий нос» переходит за точку Солнцеворота). Так как само Солнцестояние — переходное и потому опасное время в году — наблюдается в течение 3 дней, всенародно КУПАЛА празднуется, когда Солнцестояние уже завершится, и Врата меж Явью и Навью вновь «закроются». При этом сведущие люди, волхвы и ведуны, устраивают особливые радения во время Солнцестояния и творят волшбу узким кругом либо поодиночке. КУПАЛА — праздник единения Неба и Земли, Солнца (Огня) и Воды, Мужского и Женского Начал, дающих начало всему живому, пора расцвета всех животворящих сил Матушки Природы. Издревле в ночь на КУПАЛУ на берегах водоёмов разжигали священные костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки, пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-цвет, а поутру купались в целебной росе...

КУПАЛЬНИЦА (МАРА — ЛЮТЫЕ КОРЕНЬЯ) — праздник, отмечаемый в ночь, предшествующую Купальской ночи (см. КУПАЛА). Другое название сего праздника — ЛЮТЫЕ КОРЕНЬЯ — происходит оттого, что некоторые волховские рощения, а особенно коренья, обретают в эту пору лютую (то есть злую) силу.

КУТЬЯ — каша, приготовленная из размоченных в воде пшеничных зёрен с добавлением сухих фруктов и мёда, основной вид поминальной стравы (помимо блинов, киселя и т.д.).

КУПАЛЕЦ — большой Купальский костёр. В широком смысле, КУПАЛЕЦ — обрядовый костёр в форме шалаша, клином устремлённый в небо.

ЛАД — гармония, равновесие, естественность, правильность. Достижение ЛАДА (с Природой и с самим собой) является основной Духовной целью Родноверия.

ЛАДА — Богиня Лада, Любви, красоты, женственности, Покровительница семьи и брака (происходит от слова «брать»), Богиня-Рожаница; Божественная Супруга Сварога Отца Небесного.

ЛАД ВСЕМИРЬЯ — Мировая Гармония.

ЛАДИТЬ — приводить к Ладу, выправлять, исцелять. (См. также ЦЕЛИТЕЛЬСТВО.)

ЛАДОНКА — оберег в виде плоской дощечки, носимый на шее. Название происходит от способа обращения к силе оберега: при молитве его зажимают между ладонями. В эпоху двоеверия на Руси это название возводили к церковному ладану, который также считался обережным средством.

ЛАДЬЯ ВЕЛЕСОВА (ЛАДЬЯ СЕРЕБРЯНАЯ) — Ладья Мёртвых, увозящая души умерших в Навь. Согласно Славянским сказам, не имеет кормы, но зато имеет два носа, обращённые вперёд и назад — в Явь и в Навь. На ней же в Явь прибывают души новорожденных. Также ЛАДЬЯ ВЕЛЕСОВА — Месяц ясный на небе.

Л А ЖЕНИЕ (ПРАВКА) — см. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО.

ЛЕЛЬНИК (ЛЯЛЬНИК) — девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) седмицу, или Первые Русалии (см. РУСАЛИИ ПЕРВЫЕ), отмечаемый 22 цветеня/апреля-месяца — накануне дня Ярилы Вешнего (23 цветеня/апреля). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.

ЛЕЛЯ-ДЕВА — Богиня Весны, бурлящих вешних вод, покровительствующая молодым влюблённым; Предводительница Русальских мистерий; Возлюбленная Ярилы-Весеня.

ЛЕПОТА — красота, великолепие.

ЛЕТО — см. ВРЕМЕНА ГОДА.

ЛЕТОВРАЩЕНИЕ (ЛЕТА ВРАЩЕНИЕ) — круговорот Кола Года (см. КОЛОГОД).

ЛИПЕНЬ — июль-месяц, Кологодный Удел Купалы.

ЛИСТОПАД — октябрь-месяц, Кологодный Удел Световида (а также Велеса).

ЛИХО — зло, худоба, недоля, несчастье.

ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — женский злой дух из свиты Мары (Морены).

ЛИЧИНА (ХАРЯ) — обрядовая маска, используемая в обрядовой окруте (см. ОКРУТА); один из образов себя, порождённых в сознании человека его ложной самостью. В эпоху двоеверия на Руси обрядовое ряжение и надевание масок («машкарование») запрещалось господствовашей «Православной» Церковью: «Масколудство вам, братия, не лепо имети» (Лука Жидята). Также и «Кормчая книга» 1282 г. не разрешала христианам «ни лиц же косматых възлагати на ся, ни козлих, ни сатоурьских».

ЛОЖЕСНА — женская утроба, матка.

ЛОКОТЬ — русская мера длины, равная двум пядям (см. ПЯДЬ). Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба, поэтому размер ЛОКТЯ мог колебаться в пределах нескольких см. Сохранилась поговорка: «Сам с ноготок, а борода с локоток».

ЛУГА ВЕЛЕСОВЫ (ЗАКРАДНЫЕ) — Навь, мир Мёртвых, Закрадный (Загробный) мир, Иное.

ЛУННИЦА (ЛУНИЦА) — в Русско-Славянском Родноверии один из основных женских символов, изображаемый в виде Месяца, иногда с шариками-капельками на концах, обращённых вниз.

ЛЮБ И НЫ — любовное соитие.

ЛЮБОМУДРИЕ — любовь к Мудрости, философия.

ЛЮБЫ — любовь, привязанность; любовное соитие; пристрастие, склонность; согласие.

ЛЮТЕНЬ (ЛЮТЫЙ) — февраль-месяц, Кологодный Удел Велеса.

ЛЮТЫЙ ЗВЕРЬ — волк.

ЛЯЛЬНИК — см. ЛЕЛЬНИК.

МАКОШЬ (МОКОШЬ) — Великая Мать, Богиня-Прародительница, Небесная Пряха, Держательница Нитей Судеб, воплощённая в Ликах Всеживой Матери-Природы и Матери Сырой Земли; Божественная Супруга Премудрого Велеса — Вещего Бога. Имеет два Лика: Тёмный (Мара-Морена) и Светлый (Жива). Также связана с образом Бабы-Яги (см. ЯГА-БАБА).

МАКОШЬЕ ВЕШНЕЕ (ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ, ДЕНЬ ЗЕМЛИ) — Святодень, отмечаемый 9 травеня/мая-месяца, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра Земля чествуется как Именинница. Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. В народе говорят: «Не хвались на Ярилин день посевом, а хвались на Макошин день травою». (В разных местностях Именины Земли праздновали в разное время. Так, например, в Вятской губернии этот праздник отмечали в Духов день (понедельник после Троицы). В некоторых других местах Именины Земли праздновали на Симона Зилота (10 травеня/мая) — следующий день после Вешнего Николы (9 травеня/мая), покровителя земледелия в эпоху двоеверия.)

МАКОШЬЕ ЛЕТНЕЕ (МОКРИДЫ ЛЕТНИЕ) — Святодень Макоши-Мокрины, отмечаемый 19 липеня/июля-месяца. О сию пору в народе примечали: «Коли МОКРИДЫ мокры, то и осень тоже, МОКРИДЫ сухи — и осень суха». День ЛЕТНИХ МОКРИД считался важным и для будущего года: «Коли на МОКРИДЫ дождь, на следующий год уродится рожь».

МАКОШЬЕ ОСЕННЕЕ (МОКРИДЫ ОСЕННИЕ) — Святодень, отмечаемый 28 листопада/октября-месяца (в некоторых Родноверческих Общинах — 14 листопада/октября), в пору, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода (Лики Макоши) «засыпают» до будущей весны. О сию пору Им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» Им в завершающемся году. Особливо же Святодень сей посвящён Великой Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а также предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу. Обрядовое вопрошание женщин волхвом или старейшиной на мытьё куделей (пряжи): «Что, бабы, деете?» И ответ: «Мокриды творим, батюшка!»

МАРА (МАРЕНА, МОРЕНА, МОРАНА, МОРА) — Богиня Смерти и Зимы, Тёмный Лик Великой Матери Макоши, Божественной Супруги Вещего Бога.

МАРА — ЛЮТЫЕ КОРЕНЬЯ — см. КУПАЛЬНИЦА.

МАРИН ДЕНЬ — см. ДЕНЬ МОРЕНЫ.

МАРЬ — Лунная, женская сила; сила Смерти; «выдох» — течение нисходящих животоков в тонком теле человека; внутренний «холод».

МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА, КОМОЕДИЦЫ) — один из четырёх важнейших Солнечных Святодней Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Пик празднества приходится на 25 березозола/марта-месяца, когда Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют в это время Новолетие — Новый Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие, когда оканчивается зима и расцветает Земля. Сему предшествует МАСЛЕНИЧНАЯ седмица — с 18 по 24 березозола/марта (в древности МАСЛЕНИЧНЫЕ гуляния продолжались не одну, а целых две седмицы). Каждый из дней МАСЛЕНИЧНОЙ седмицы имеет в народе своё название: 1) Встреча; 2) Заигрыш; 3) Лакомка; 4) Разгул (Коровье, или Велесово, Свято); 5) Тёщины Вечёрки; 6) Золовкины Посиделки; 7) Прощёное Свято. Начиная с Разгула — МАСЛЕНИЦА называется «широкой». Согласно Славянским верованиям, о сию пору отверзается Сварга, и Светлые Боги возвращаются в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас, своих потомков. МАСЛЕНИЦА — время пробуждения Земли-Матушки и всей Природы после зимнего сна. Основные обрядовые блюда на МАСЛЕНИЦУ: блины, сыр, творог, масло. МАСЛЕНИЦА — пора третьих Закличек Весны (см. ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ), а также время поминовения Предков. Во время МАСЛЕНИЧНОЙ седмицы также празднуют КОМОЕДИЦУ — Медвежий (Велесов) праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой (т.е. борьбой). Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на КОМОЕДИЦУ, суть обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года. (Также существует версия происхождения слова «КОМОЕДИЦА» от древнерус. комонь — «конь». Согласно народным верованиям, о сию пору Трисветлый Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.)

МАТ — происходит от огрублённого «мать» (ср. выражения: «ругать по матери», «матерная брань»). МАТ был известен ещё в глубокой древности и использовался в обрядах плодородия, а также как оберег от вредоносных духов (именно поэтому он всегда был несколько табуирован в обыденной жизни). В эпоху двоеверия на Руси МАТ яростно преследовался христианской церковью. Известно множество церковных указов, направленных против МАТА, начиная с самых ранних времён внедрения христианства на Руси. И статус «нецензурного», то есть такого, за употребление которого полагается наказание, МАТ приобрёл именно благодаря усилиям церкви.

МАТЬ ВЕЛИКАЯ — Всеживая Мать-Природа; Лада, Божественная Супруга Сварога Отца Небесного; Макошь, Божественная Супруга Вещего Бога — Велеса (согласно Велесовой традиции); Чёрная Мать Морена (в традиции Шуйного пути).

МАТЬ ТЁМНАЯ (ЧЁРНАЯ) — Морена (Мара), Богиня Смерти и зимнего оцепенения Природы. Приверженцы Шуйного пути почитают Тёмную Мать Морену Самой Великой Матерью, Родительницей всего Мироздания — Предвечной Тьмой (Темью) Изначалья, из Лона Которой вышло Золотое Яйцо Рода и стало всё сущее.

МАХОВАЯ САЖЕНЬ — 1,76 м. Изначально соответствовала расстоянию между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (см. САЖЕНЬ).

МАЯТА (МОРОКА) — кажущаяся бесцельность и бессмысленность существования, порождённая Духовным невежеством, помрачённое состояние сознания; одно из Имён Чёрной Матери Морены.

МАЯТНИКИ — межличностные энергоинформационные (не Духовные!) образования, в сущности, то же, что и эгрегоры оккультистов. Слово «МАЯТНИК» — однокоренное со словом «маята» (см. МАЯТА).

МЕР-ГОРА (МИР-ГОРА, БЕЛАЯ ГОРА, СИЯН-ГОРА) — Мировая Гора, Ось Мира и Мера всех вещей.

МЕЧТНИК — волхв или ведун, творящий волшбу посредством создания мыслеобразов. В отличие от грёз мечтателя (однокорен. с «МЕЧТНИК»), мыслеобразы, созданные МЕЧТНИКОМ, обладают действенной силой и способны изменять Явь.

МИР-ГОРА — см. МЕР-ГОРА.

МИР ЗАКРАДНЫЙ (ЗАКРАДЬЕ) — буквально: «то, что находится по ту сторону погребального костра, Крады» — мир Нави, в который человек попадает после смерти своего плотского тела, Загробный (Посмертный) мир.

МИРОКОЛИЦА — Кромка, Край Мира.

МОКРИДЫ ЛЕТНИЕ — см. МАКОШЬЕ ЛЕТНЕЕ.

МОКРИДЫ ОСЕННИЕ — см. МАКОШЬЕ ОСЕННЕЕ.

МОЛИТВА — молвь до Богов. В древности «молить» означало также «приносить жертву»: ср. праславянск. modliti и modl - («молить» и «резать, убивать скотину»). Предки наши говорили с Родными Богами без самоуничижения и низкопоклонства, без рабского подобострастия и заискивания — как младшие со Старшими Родичами, и нам так же делать заповедали.

МОЛИТВА ОТХОДЯЩЕГО КО СНУ — обрядовые словеса, творящие благой заклад человеку на время сна, например, такие: «Святый Отче, Свята Мати! Всебоже! Всё, что я делаю днесь и до вечера, ночесь и до за у тра — да будет во славу Тебе! Гой!»

МОЛИТВА ПИЩЕСВЯТИЯ — см. ПИЩЕСВЯТИЕ.

МОЛИТВА УТРЕННЯЯ — обрядовые словеса, творящие благой заклад человеку на время бодствования, например, такие: «Восстань, рассветь, о Трисветлый Даждьбог! Восстань, рассветь, Пребывающий в Сердце! Восстань, рассветь, Солнцеликий! Сотвори благо миру! Гой!»

МОР — Бог Смерти, один из Ликов Кощного Бога (см. КОЩЕЙ).

МОРА (МОРАНА, МОРЕНА) — см. МАРА.

М О РОК — Тёмное Божество из свиты Мары и Чернобога, сокрывающее истинную природу вещей; МОРОКИ — бестелесные духи, морочащие и сбивающие с пути людей; также МОРОКИ — всевозможные состояния помрачённости сознания.

МОР О КА — см. МАЯТА.

МОСТ КАЛИНОВ — мост меж Явью и Навью, по которому проходит Дорога Мёртвых.

МОСТ РАДУЖНЫЙ — мост меж Землёй и Небом, миром Яви и Светлыми Ирийскими обителями. Также РАДУЖНЫМ МОСТОМ называют мост между Ирием Небесным (Обителью Святых душ Предков) и Златой Сваргой (Обителью Родных Богов).

НАВИИ — духи-обитатели мира Нави, души мёртвых.

НАВИЙ (НАВСКИЙ) ВЕЛИКДЕНЬ — см. ДЕДЫ ВЕШНИЕ.

НАВЬ — всё Непроявленное (Сокрытое), весь Незримый мир; мир Мёртвых, Обитель Предков, Нижний мир. Различают ТЁМНУЮ НАВЬ — обитель беспутных духов и неупокоенных душ (Пекло), и СВЕТЛУЮ НАВЬ — обитель светлых полубожественных духов и Святых душ Предков (Ирий Небесный).

НАВЬЯ СЕДМИЦА — см. ДЕДЫ ВЕШНИЕ, а также ДЕДЫ ОСЕННИЕ.

НАКАТ — нисхождение Духовной Силы на радеющего; бесконтактное воздействие на человека.

НАУЗ — нечто, навязанное на чём-либо; привешиваемый на нитке или шнуре оберег, иногда — в виде носимого на шее мешочка-узелка с волховскими травами, горсткою земли и т.п.; узелок, завязанный волхователем на нитке или шнурке, чтобы «привязать» что-либо или кого-либо, «связать» с носителем определённые силы. Также НАУЗАМИ называются ленточки, навязываемые на ветви священных дерев, в священных рощах, на Капищах и т.п. НАУЗЫ широко используются как в благотворной, так и во вредоносной волшбе. В «Поучении против Язычества» XVI в. читаем: «...и наузы носять и на дети вяжуть».

НЕДЕЛЯ — Славянское название дня, начинающего седмицу, вслед за которым следует понедельник (см. СЕДМИЦА).

НЕЖИТЬ — бестелесные существа, в том числе Природные духи Стихий и некоторые другие духи, как благие, так и зловредные.

НЕЧИСТЬ (НЕЧИСТАЯ СИЛА) — зловредная нежить, не благие духи-обитатели Тёмной Нави.

НИТИ ПОКУТНЫЕ (НИТИ МАКОШИ) — Нити Судеб, связующие всё во Всемирьи, регулирующие взаимоотношения между всеми живыми существами, связующие начало всякого действия с его завершением и т.д.

НИТЬ ВЕЛЕСОВА (НИТЬ СЕРЕБРЯНАЯ)тонкоматериальное образование, связывающее душу и тело (видится Духовным Оком как нить, светящаяся серебристо-белым светом). Когда СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ обрывается — человек умирает, то есть его душа оставляет тело.

НОЧЬ ВЕЛЕСОВА (ВЕЩАЯ НОЧЬ ЖИВЫ) — чародейная ночь с 30 цветеня/апреля-месяца на 1 травеня/мая-месяца, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Согласно народным верованиям, в ВЕЛЕСОВУ (ЖИВИНУ) НОЧЬ души Предков прилетают на Землю навестить своих потомков.

НОЧЬ ВЕЛЕСОВА (ВЕЩАЯ НОЧЬ МАРЫ) — чародейная ночь с 31 листопада/октября-месяца на 1 груденя/ноября-месяца, когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Согласно народным верованиям, в ВЕЛЕСОВУ (МАРИНУ) НОЧЬ души Предков последний раз в году навещают своих потомков, живущих в Яви, после чего улетают в Светлый Ирий до будущей весны.

НОЧЬ ГОДА — зима (см. ВРЕМЕНА ГОДА).

ОБАВНИК — обаятель, сведущий в волшбе, творимой посредством слова (от древнерус. баять — «говорить»).

ОБЕРЕГ — обладающий особой волховской силой предмет или обряд, охраняющий от зловредных духов, невзгод и болезней. Часто ОБЕРЕГ в форме Солнечного коловрата (муж.) или лунницы (жен.) носят в знак приверженности Родноверию.

ОБРУЧЬЕ (от слова рука) — украшение, носимое на запястье, браслет.

ОБРЯД — следование Ряду (Священному Порядку, «Договору» между Богами и людьми, Предками и потомками, Родом Небесным и Родом Земным); ритуал (ср. санскр. Рита — «Мировой Закон», «Священный Порядок», «Истина»).

ОГНЕБОГ СВАРОЖИЧ — Огонь Земной, рождённый от Огня Небесного (Отца-Сварога).

ОКИЯН-МОРЕ — Мировые Воды Предвечного Хаоса, из Которых вышло всё сущее во всех трёх мирах. Следующие Шуйным путём почитают Бескрайнее и Бездонное Окиян-море как Великую Тьму Изначалья, Истинный Образ Великой Чёрной Матери Морены, Самой Матери-Тьмы — Непостижимой, никем не знаемой. В Её Лоне — в Мировых Водах — некогда зародилось Золотое Яйцо, из Которого вышел Сам Род и стало всё сущее.

ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО («ТРЕТИЙ ГЛАЗ») — см. ЧЕЛО.

ОКРУТА — обротничество. Различают ОКРУТУ игровую (умозрительное перевоплощение) и действительную (пресуществление во плоти).

ОРАТАЙ (от древнерус. орать — «пахать») — пахарь, земледелец.

ОРЬ — конь.

ОСЕНЬ — см. ВРЕМЕНА ГОДА.

ОСОБЬ — изменчивые личностные покровы, телесные и душевные, в которые облечена Бессмертная Собь (Духовное Я, Высшая Самость); ложная самость («эго»); мирская личина, в которую облекается душа, воплощённая в Яви.

ОСТ (ОСЬ) МИРА — см. ДУБ-СТАРОДУБ.

ОСТРОВ БУЯН (от древнерус. буй — «нечто возвышающееся», в том числе «гой», «мужской член») — Сакральный Центр Мира; то место в Сакральном Пространстве, где расположен Пуп Земли (в узком — Земном смысле) или Пуп Мира (в широком — Вселенском смысле); легендарный остров, расположенный посреди Окиян-моря. На ОСТРОВЕ БУЯНЕ стоит сырой раскидистый Дуб-Стародуб — Мировое Древо, и лежит камень Алатырь — Сердце Мира (по другой версии, именно Алатырь-камень воплощает собой Пуп Земли или Пуп Мира — Источник всех Сил Мироздания). Если Окиян-море символизирует Собой Мировые Воды Изначалья, то ОСТРОВ БУЯН — само Творение.

ОЧЕЛЬЕ (от слова чело) — налобное украшение; повязка, удерживающая волосы; лобовая, наиболее украшенная часть женских головных уборов.

ПАКИБЫТИЕ (от древнерус. паки — «ещё», «снова», «опять») — новая жизнь, последующее существование: 1) Посмертное существование в тонком мире; 2) Последующее воплощние в мире Яви.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия