Студопедия — IV УКРЕПЛЯЮЩИЕ СОСТАВЫ КРАСОЧНЫХ СЛОЕВ И МОДИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ (грунтов) ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТЕНОПИСИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

IV УКРЕПЛЯЮЩИЕ СОСТАВЫ КРАСОЧНЫХ СЛОЕВ И МОДИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ (грунтов) ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТЕНОПИСИ






 

Если какие-либо фрески, росписи клеевыми или эмульсионными красками находятся в очень тяжелых условиях «эксплуатации», когда их красочный слой подвергается интенсивному разрушающему воздействию внешней среды, то эти работы могут довольно скоро погибнуть. В таких случаях не надо ждать даже незначительного их разрушения, а непосредственно после написания в целях профилактики укрепить их красочные слои специальными полимерными составами.

Вопросы сохранности произведений, написанных на архитектурных плоскостях, вопросы их долговечности всегда волновали мастеров стенописи, так как и материалы, из которых возводились стены, грунты и красочные слои росписей, к сожалению, всегда имели недостаточную атмосферостойкость, довольно легко разрушались от внешних воздействий (темнели, обесцвечивались, трескались, шелушились и осыпались краски; деструктировались левкасы и штукатурки, безвозвратно гибли плоды долголетних трудов). Поэтому наряду с совершенствованием художественной формы, способов и техник, обеспечивающих создание этой формы посредством имеющихся в распоряжении эпохи материалов, шли не менее упорные поиски материалов, из которых выполнялись произведения стенописи, и методов работы ими, а также способов, позволяющих если не оградить росписи от разрушений вообще, то хотя бы продлить им жизнь. Одним из направлений этих поисков было нахождение пропитывающих красочный слой (в какой-то мере и основание) составов для повышения его атмосферостойкости.

По словам Э. Бергера, ссылающегося на Витрувия, античные мастера до блеска шлифовали еще сырую, но покрытую уже краской (киноварью) стенную поверхность; после высыхания стены применяли еще один метод, состоящий в «промазывании стенной облицовки... так называемым пуническим воском, с последующим прогреванием его жаровнями, чтобы он вошел в поры штукатурки» (8. С. 97—98).

Ч. Ченнини и Л. Б. Альберти писали, что поверхность сырой штукатурки для фресок раннего Возрождения также выглаживали до блеска, иногда вводя в нее небольшое количество мыла, а в некоторых случаях после высыхания стены с росписью поверхность стены промазывали воском, сплавленным с мастикой и маслом, что повышало интенсивность красок, делало росписи более долговечными, менее подверженными атмосферным воздействиям, облегчало содержание их в чистоте (20. С. 57—76).

Немецкий мастер фрески М. Кноллер, живший в XVIII веке, ссылаясь на греческий манускрипт, якобы прочитанный им в ватиканской библиотеке, говорит о том, что древние греки с этой целью напитывали льняным маслом до полного насыщения еще сырой накрывочный слой штукатурки и писали по этому основанию красками, затертыми на воде. Через несколько дней всю роспись (стену) натирали шерстяными тряпками до блеска, после чего она становилась прочной, глянцевой и не боялась атмосферных воздействий (8. С. 122—130).

Свеженаписанные фрески М. Кноллер защищал, покрывая их «горячим мыльным раствором, а затем таким же горячим раствором квасцов...» (8. С. 122—130). Соединение мыла с квасцами давало глинозем, не поддающийся действию воды (20).

В начале XX века для укрепления штукатурного основания (грунта) и красочного слоя фресок было предложено пропитывание их калиевым жидким стеклом. Через несколько часов после пропитки поверхность росписи тщательно промывали водой (20. С. 111 — 117). Некоторые технологи XX века рекомендовали покрывать фрески раствором воска в скипидаре и парафина в бензине с целью повышения их атмосферостойкости, а следовательно, и долговечности. Фрески, укрепленные такими составами, конечно, приобретали эти качества, но безвозвратно теряли бархатистость и мягкость тонов — переставали быть фресками (20. С. 111—117) в том понимании, которое мы сейчас вкладываем в этот термин.

В настоящее время проблема сохранения красочного слоя стоит как перед строителями, так и перед реставраторами. Для первых это долговечность декоративных покрытий архитектурных сооружений, что является немаловажным экономическим фактором; для вторых — сохранение (консервация) и реставрация памятников культуры (в данном случае стенописи, икон и станковой живописи). Опыт строителей в какой-то степени может быть использован и для профилактической защиты красочных слоев росписей. А опыт реставраторов в этой области представляет безусловный интерес и должен быть использован в современной практике стенописи. Это будет оправдано как с точки зрения экономической (долговечность произведений стенописи), так и с точки зрения сохранения подлинников произведений как культурной ценности.

Исходя из опыта строителей по укреплению пористых материалов и грунтовке различных архитектурных поверхностей растворами жидкого калиевого стекла и гидрофобизации их кремнийорганическими жидкостями (ГКЖ), можно предложить эти материалы (составы) для укрепления и гидрофобизации, как оснований, так и красочных слоев росписей, особенно в экстерьере.

Жидкое калиевое стекло промышленного производства[109] — бесцветная довольно вязкая жидкость, из которой на строительстве, разбавляя ее водой, готовят различной плотности растворы для флюатирования (пропитки с целью укрепления) пористых материалов (цементно-песчаных и известково-песчаных покрытий, бетона, камня и др.). Такие пропитки, не изменяя ни цвета, ни тона пропитанного ими материала, придают ему более высокую атмосферостойкость и водонепроницаемость.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 500. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия