Студопедия — Понятие и структура правосознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие и структура правосознания






 

Существуют различные формы общественного сознания: политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этиче­ское, религиозное, правовое.

Правосознание есть понимание права, совокупность пред­ставлений и чувств, выражающих отношение людей как к дей­ствующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую при­роду с правом и в силу этого вторично по отношению к сущест­вующим экономическим отношениям; формируется под непо­средственным воздействием объективно обусловленных потреб­ностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объектив­ных условий и процессов; является частью общественного соз­нания и поэтому испытывает на себе воздействие философских, идеологических и политических воззрений.

Первобытное понимание права — это не что иное, как пред­ставления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определен­ным общественным порядком и не противопоставляется обя­занности.

С возникновением права в собственном смысле слова юри­дические отношения стали рассматриваться не как индивиду­альные, а как всеобщие. Содержание правосознания измени­лось в корне. Общезначимость социальных связей отражается в сознании людей как такие общие признаки явлений, фактов, само наличие которых обязательно должно влечь возможность или обязанность определенного поведения, предписанного госу­дарственной властью. Иначе говоря, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия воплощаются в законах государства.

Понятия "юридические права" и "юридические обязанно­сти" возникают в результате потребности в государственном признании определенных интересов, т, е, в придании им обще­обязательного, общезначимого характера; в обеспечении этих интересов мерами государственного принуждения.

Таким образом, право и правосознание формируются в диа­лектическом единстве. Специфический признак последнего — взаимосвязь в сознании (индивидуальном, классовом и т. д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса и возможных, необходимых или существующих юридических прав и обязанностей. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.

Следовательно, правосознание — это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правовые взгляды и воплощающие их нормы права участ­вуют в детерминации поведения людей, всего хода историче­ского развития. Правосознание как часть правовой надстройки играет наряду с правом и вместе с ним активную роль в обще­ственной жизни. Оно включает как осознание обществом, клас­сом, социальной группой, индивидом потребности в общезначи­мых правилах поведения, которые должно установить государ­ство, так и оценку справедливости (или несправедливости) дей­ствующего правового порядка, перспектив, направлений разви­тия права,

В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диаметрально противоположно у господствующих и. угне­тенных классов. Поэтому право неразрывно связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, т. е. правосоз­нанием политических сил, стоящих у власти.

Правосознание формируется прежде всего передовыми представителями — идеологами стоящих у власти политиче­ских сил в процессе уяснения ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждающих ее принять форму государст­венной воли.

Юридический мотив воли — это особая идеологическая форма осознания людьми социальных потребностей и интере­сов, это сознательное стремление и требование опосредовать общественные связи нормами права. Чтобы получить санкцию закона, экономические факты в каждом отдельном случае долж­ны принять форму юридического мотива,

Следовательно, без правосознания немыслимы и правотвор­чество, и право. Но право создается не правосознанием, а мате­риальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.

Действующее в обществе право оценивается коллективным и индивидуальным сознанием с точки зрения справедливости или несправедливости. В последнем случае формируются пред­ставления о необходимости совершенствовать правовую сис­тему.

Политические силы, стоящие у власти, подчас из-за огра­ниченности своего сознания не способны понять преходящий характер отношений господства, поэтому их правосознание ил­люзорно и они ложно понимают "вечность", "естественность", "справедливость" охраняемых правом отношений, т. е. искаженно представляют собственный статус. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность, авантюризм.

Некоторые представители юридической науки отрицают правосознание как форму общественного сознания, имеющую рациональный характер. Чаще всего в правосознании усматри­вается "иррационализм", "правовые чувства" и т, п. Очевидно, что ну ясно исходить из единства взглядов политических сил, стоящих у власти, и господствующего правосознания.

Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют. Право влияет на правосознание, складывает представления членов общества об их правах и обязанностях, о должном пра­вопорядке. И, наоборот, правосознание влияет на право, опре­деляет практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обусловливает нормотворчсскую дея­тельность государства.

Материальное господство эксплуататорского меньшинства приводит к тому, что его идеология также становится господ­ствующей, навязывается массам; тем не менее и в эксплуата­торских обществах правосознание политических сил, стоящих у власти, не может устранить инакомыслия отдельных соци­альных групп. Так, для буржуазного правосознания характерна индивидуалистическая психология, и она нередко приходит в столкновение с общими интересами буржуазии.

Правосознание эксплуатируемых масс, формируясь и ос­вобождаясь от идеологического влияния эксплуататоров, слу­жит необходимым звеном подготовки коренных социальных перемен.

Таким образом, различные уровни правосознания играют неодинаковую роль как в правовом понимании действительно­сти, так и в воздействии на право.

Правосознание обладает определенной структурой. Обще­признано, что оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчест­ва и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкрет­ное содержание правового регулирования.

Правовая наука создает теоретические концепции, кото­рые отражают закономерности развития правовой надстройки; является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государственно-правовой надстройки; формирует пути совершенствования права.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие эле­менты:

общественный интерес, мотивы деятельности определен­ных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убежде­ния, свойственные социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных груп­пах под влиянием их психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису­щие социальным группам;

способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Юридическая психология, будучи сама по себе сложносо-держательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психи­ческих явлений и процессов, обусловленных фактами действи­тельности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т. д.), так и противо­правного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.

Правовая психология и по содержанию знаний о праве, и по способу их формирования существенно отличается от пра­вовой идеологии. Наиболее полно она обнаруживает себя при формулировании и детализации правовых норм и в меньшей степени — при определении принципиальных правовых уста­новок,

Структуру правосознания можно рассматривать и по субъ­ектному составу. В этом случае выделяется правосознание индивидуалъное, групповое, общественное, причем при характери­стике субъектного состава правосознания обязательно надо иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обуслов­ливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущей правосознанию тех или иных индивидов (групп, об­щества).

В эксплуататорских обществах политические силы, стоя­щие у власти, не заинтересованы в том, чтобы повышать право­сознание народа. Их усилия направлены на то, чтобы держать массы в духовной темноте и невежестве, давать им самые при­митивные представления о праве.

Функциями правосознания, т. е. основными направлениями его воздействия на общественные отношения, являются: позна­вательная, оценочная, регулятивная, ценностная.

Уровни правового сознания зависят от степени понимания права и подразделяются на обыденное, специализированное (его часто называют профессиональным) и научное (теоретическое).

Таким образом, правосознание как объективная реаль­ность — это сложившаяся на основе права и вместе с ним сис­тема идей, представлений и понятий о праве, осознанные по­требности в праве, содержащие представление (понимание) о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.

 

2. Правовая культура: понятие, функции, виды

 

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории "правовая культура", так и ее структурных компонентов, содержания, функций в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно.

Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и ма­териализацию идей, чувств, представлений как осознанной не­обходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отноше­ний, а также как процесс производства и воспроизводства со­ставляющих ее элементов в сменяющихся поколениях людей.

Особенность правовой культуры состоит в том, что она пред­ставляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализа­ции, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура предполагает высокое качество право­творческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов деятельности правоохранительных органов; осознание результатов реализа­ции требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Правовая культура связана с правовым сознанием, опира­ется на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридиче­ски значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру вхо­дят те элементы общественного сознания, которые формируют определенные варианты правового поведения людей в общест­ве, в коллективе.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни, право­вая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, идеалы, нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными ее элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.

В. П. Сальников полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической дей­ствительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопоря­док, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватывается не просто правосозна­ние, законность и т. п., но и характер, уровень, степень их раз­вития, т. е, то, что дает им данный этап цивилизации, общест­венного прогресса.

А. П. Семитко считает, что элементами (подсистемами) пра­вовой культуры являются уровневые состояния, т. е, "степени правового развития" таких компонентов системы правовой жизни общества, как: 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание); 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая); 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты); 4) субъект — носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).

Другие авторы (В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, Н. М. Кей-зеров) в состав правовой культуры включают: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, крите­рии политической оценки права и правового поведения, право­сознание, правовое поведение, правовые учреждения.

Правовая культура во многом выступает связующим зве­ном между социально-экономическими интересами и потребно­стями отдельных личностей, социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правово­го поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереоти­па поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т. п.).

В. В. Лазарев справедливо подчеркивает, что правовая куль­тура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; каче­ственное соетояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т. д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы зако­нодательства, судебная практика и т. д.).

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле это совокупность компонентов юриди­ческой надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реа­лизации, о деятельности государственных органов, должност­ных лиц.

Правовая культура в узком смысле — это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознан­ной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Классифицировать правовую культуру можно по иным ос­нованиям: по содержанию, по субъектному составу, выделять ее уровни.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 733. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия