В этой лекции уже говорилось, что освещенность поверхности определяется собственным излучением тела и отраженными лучами, падающими от других тел (источников). Модель излучательности включает оба эти фактора и основана на уравнениях энергетического баланса. При этом выполняемые расчеты учитывают только взаимное расположение элементов сцены и не зависят от положения наблюдателя.
Представим сцену из
элементов (участков поверхностей). Освещенность будем моделировать как количество энергии, излучаемое поверхностью. Для каждого элемента это количество энергии складывается из собственной энергии
и отраженной доли энергии, полученной от других объектов. Предполагается, что для каждой пары элементов с номерами
можно определить, какая доля энергии одного попадает на другой
. Пусть
- коэффициент отражения энергии
элементом. Тогда полная энергия, излучаемая этим элементом, будет определяться уравнением
.
Таким образом, мы получаем систему уравнений для нахождения значений
, которая в матричном виде выглядит следующим образом:

где
- единичная матрица,
и
- векторы излучаемой и собственной энергий, а матрица
состоит из элементов
. Поскольку часть излучения элемента может не попадать ни на один из оставшихся, то

а это условие в сочетании с тем, что
(отражение не является полным), приводит к тому, что матрица системы имеет так называемое диагональное преобладание, т.е. диагональный элемент по абсолютной величине больше, чем сумма остальных элементов строки. В таком случае система уравнений имеет решение, которое можно найти с помощью численных методов.
Итак, шаги алгоритма изображения сцены сводятся к следующим:
Сцена разбивается на отдельные участки, для каждого из которых определяются значения
.
Находятся значения
для каждой из трех основных компонент цвета.
Для выбранной точки наблюдения строится проекция с удалением невидимых граней и осуществляется закрашивание, использующее значения
для задания интенсивности. При этом могут использоваться какие-либо алгоритмы, позволяющие сгладить изображение.
Сложным моментом в модели излучательности является расчет коэффициентов
.

Рис. 11.2. Два элемента сцены
Рассмотрим один пример. Пусть имеется два элемента сцены
и
(рис. 11.2). Поскольку используется диффузная модель освещения, то доля энергии малого участка
с нормалью
, излучаемая под углом
к этой нормали, пропорциональна косинусу угла. Следовательно, в направлении элементарного участка
уходит доля энергии, пропорциональная косинусу угла между
и отрезком, который соединяет эти участки. Соответственно, получаемая вторым участком доля этой энергии будет пропорциональна косинусу угла между нормалью
и этим же отрезком. Итак, доля энергии, получаемая элементом
от элемента,
-
, где
- расстояние между элементами. Кроме того, необходимо учесть, что излучаемая элементарным участком энергия равномерно распределена по всем направлениям. И, наконец, в каждой сцене одни объекты могут частично экранировать другие, поэтому, надо ввести коэффициент, определяющий степень видимости объекта с позиции другого. Далее полученное выражение интегрируется по
и
, что также может быть сложной задачей.
Отсюда видно, насколько трудоемкой может оказаться процедура вычисления коэффициентов
. Поэтому, как правило, используются приближенные методы их вычисления. В частности, можно рассматривать поверхности объектов как многогранники, тогда элементами сцены будут плоские многоугольники, для которых формулы несколько упрощаются.