Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История создания и основные проблемы произведения





Денис Иванович Фонвизин – известный драматург и один из крупных деятелей русской культуры XVIII века, автор остросоциальной и сатирической комедии «Недоросль» был представителем передовых кругов просвещенного дворянства, он выступал против самодержавного произвола российской монархии, дворян-крепостников, грубых и невежественных, жестоко обращавшихся с находящимися в их полной власти крепостными крестьянами. Такое мировоззрение привело Фонвизина в ряды писателей-сатириков, изображавших существующий строй, высмеивая его пороки.

Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» назвал драматурга сатиры смелым властелином и другом свободы. И он был абсолютно прав.

Свидетельством тому является одно из наиболее важных произведений Фонвизина - комедия “Недоросль”. Центральной проблемой произведения стала проблема воспитания с целью создания нового поколения передовых людей. Эта проблема была свойственна произведениям просветителей XVIII века, и в комедии Фонвизина она занимает одно из главных мест.

Согласно указу Петра I сыновья дворян, не достигшие совершеннолетия, когда они могли бы поступить на государственную службу, - недоросли - должны были обучаться грамоте, знать закон божий, грамматику, арифметику. Без образования им нельзя было ни поступать на службу, ни жениться.

Молодые дворяне без образования отдавались в солдаты или матросы. Простакова не желала такой доли своему сыну, поэтому и наняла Митрофанушке учителей. Однако учителя не сильно стремились дать знания своему ученику, у них на уме было не воспитание, а «одно питание». Да и сам Митрофанушка к знаниям не стремился. Но тема воспитания в комедии неожиданно перерастает в гораздо более сложную - резкое обличение крепостничества.

Простакова – бесчеловечная, “презлая фурия”, она грубо и жестоко обращается не только с крепостными, ее злость распространяется и на мужа, воспитанницу Софью. Помещица считает, что имеет неограниченную власть над людьми, она бранит всех вокруг и, не получая отпора, со временем переходит все допустимые границы.

В своей комедии автор реалистично изображает картины жизни в рядовой помещичьей усадьбе. Простакова сетует на то, что у крестьян уже все отнято и отнять больше нечего. Неуемная жажда наживы заставляет помещицу совершать неблаговидные поступки. Помещикам-крепостникам все дозволено, они привыкли к полной безнаказанности, они даже не замечают того, что теряют человеческий облик, с равными себе они готовы поступить так же, как с принадлежащими им крепостными крестьянами.

Вот и Простакова, решив, что у нее есть право вершить чужие судьбы, принуждает Софью выйти замуж за Митрофана. И только сила способна ее остановить. Беду предотвращает вмешательство жениха Софьи – Милона.

Помещице незнаком человеческий язык, она не умеет рассуждать и не умеет слушать, никакие доводы и здравые мысли недоступны ее пониманию. Зато язык силы она понимает хорошо, потому что сама говорит на этом языке.

Только что властная барыня, она готова унижаться и плакать, когда видит прямую угрозу своему благополучию. Сцена унижения Простаковой не столько комична, сколько страшна. Помещице незнакомо понятие о человеческом достоинстве, понимая, что ее имение идет в опеку, она на коленях умоляет пощадить ее. Терпит поражение и бездумная материнская любовь Простаковой. Она бросается к сыну, надеясь найти у него понимание и поддержку, но получает результат своего же воспитания. С детства его окружало только хамство и неуважение, поэтому он отталкивает свою мать. Он тоже понимает только язык силы и власти. Мать потеряла власть, значит, она ему больше не нужна.

Новое поколение оказалось еще более жестоким, чем предыдущее. У Скотинина и Простаковой существовали привязанности, у Митрофана же их нет. Он невежественен, у него отсутствуют моральные принципы, он агрессивен. А его поступок по отношению матери свидетельствует о том, что он законченный негодяй.

Интересно, что комедия «Недоросль», хоть и была написана более двухсот лет назад, актуальна и сегодня. Ведь проблема воспитания, нравственные принципы человека, тема служения Отечеству – это «вечные» вопросы, которые будут волновать человечество во все времена. Каждое поколение по-своему будет их решать, и они всегда будут оставаться важными, основополагающими.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия