МАСЛЕНИЦА
1-й скоморох:
Коза: Забирай Масленица все невзгоды, Весна уж на пороге! Прощай, прощай Масленица! Хорошо тебя встречали, хорошо и провожали! Эй, Кузьма, к нам выходи и блины всем выноси! (под музыку Кузя выносит блины, праздник заканчивается импровизированной пляской)
План праздничных мероприятий, проводимых в рамках масленичной недели На территории города Лыткарино В период с 16.02.2015 по 22.02.2015
Информация о центральной площадке празднования Масленицы
Должность: Подпись Фамилия и инициалы: Кленова О.В. Начальник Управления по делам культуры, молодежи, спорта и туризма Администрации г. Лыткарино
Контактный телефон с кодом города 8(495)552-19-25 Контактное лицо от Министерства культуры Московской области: Меньшенина Марина Викторовна, 8 (495) 252-02-17. Душа ль моя, Масленица Рязань – Скопин – Ерлино – Константиново Дня/1 ночь Даты заездов в 2015 году:21 – 22 февраля Программа для организованных групп
День 1 · Встреча с экскурсоводом с оранжевой табличкой «Масленица» на въезде в город. · Обзорная экскурсия по городу - бывшая Сенная площадь - главная торговая площадь города (ныне носит имя В.И.Ленина), Красные ряды, купеческая улица Соборная с двухэтажной застройкой, Астраханская улица – древний тракт в южные губернии России, единственный в Рязани дворец XIX века – дом мецената Г.Рюмина, красивейшее здание Дворянского собрания, Театральная площадь, доминантой которого является Театр Драмы, один из старейших в России. · Переезд в Скопин - «город гончаров», один из древнейших центров гончарного промысла, который своим возникновением обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города. Промысел возник еще в 1640г., производя гончарную посуду, печные трубы, кирпич, черепицу, но во второй половине XIX в. в Скопине появляется новая отрасль – производство глазурованных фигурных изделий. · Обед в кафе. · Посещение фабрики художественной керамики с экскурсией по производству и мастер-классом на гончарном круге. · Переезд Ерлино – музей-заповедник С.Н.Худекова. Сергей Николаевич Худеков - основатель Сочинского парка-дендрария, главный редактор-издатель «Петербургской газеты», автор четырехтомника «История танцев». В Ерлино находился настоящий ботанический сад – парк-дендрарий и каскады прудов, питающих дивный парк. После 1917 года это процветающее хозяйство пережило десятилетия забвения и разрушения, сменившиеся, наконец, периодом возвращения к своим истокам и лучшим традициям российской истории - восстановления исторической справедливости и возрождения из тьмы забвения достойных имен Российского государства. В настоящее время в парке растут деревья и кустарники 88 видов. Самым старым деревьям в парке-дендрарии свыше 150 лет. · Возвращение в Рязань. Трансфер в гостиницу. · Размещение в гостинице «Берега». Ужин. День 2 · Завтрак. Освобождение номеров. Встреча с гидом в холле отеля. · Масленичные гуляния в «Окской жемчужине». Посетителей ждут веселые спортивные конкурсы, народные забавы, традиционные масленичные игры. · Отправление в Константиново - на родину поэта С.А.Есенина, путевая экскурсия. · Посещение двух музеев: дом родителей, Литературный музей. · Участие в праздничных мероприятиях «Масленица в Константинове!» - уличное гуляние с традиционными играми и забавами, балаганом Петрушки, катанием на лошадях, многояствием. · Прогулка по территории музея-заповедника с экскурсоводом. В центре села, напротив церкви Казанской иконы Божией Матери расположена усадьба Есениных. Здесь в 1871 году дед поэта построил дом, где 21 сентября (3 октября – по новому стилю) 1895 года родился С. А.Есенин. · Окончание программы. Возвращение в Москву. Стоимость программы на человека:
В стоимость входит: проживание, питание по программе, услуги гида-экскурсовода, входные билеты в музеи. Дополнительно оплачивается: обед во 2-й день - 300 руб/чел. МАСЛЕНИЦА
В белорусском календарно-земледельческом репертуаре место масленичных песен довольно своеобразное. У отличие от песен русской масленицы, которые отражали переходный характер масленичного ритуала России от зимних праздников к осенним, песни бел. Масленицы целиком принадлежат к весеннему циклу. По своим мелодическим и структурно-композиционным признакам, по функциональной направленности, по словесной и интонационной поэтике объединяются с весенней календарной песенностью. Отмечается – последняя неделя перед Великим постом (8-я неделя перед Пасхой). Неделя имеет свои названия: пн. – «Встреча» Вт. – «Заигрыш» Ср. – «Лакомка» Чт. – «Разгуляй» Пт. – «Тёщины вечера» Сб. – «Золовкины посиделки» Вс. – «Прощённый день» Обряд Масленица – праздник будущего урожая. Чем богаче и ярче праздник, тем богаче урожай. Увеселения состояли как бы из трёх частей. Несмотря на то, что каждая часть имеет свою законченность и сюжет и может существовать отдельно, в целом – это большое массовое гуляние, рассчитанное на все возрастные категории. I часть – зазывальная. Она проводится вечером, накануне праздника или утром в день гуляния. II часть – увесилительная. Яркая, задорная, зрелищная, составляет основу праздника. III часть – прощальная. Участники гуляний, стегая Масленицу, просят её о том, чтобы урожай был богатым, лето тёплым. Покидая праздник, участники по традиции уносят с собой домой пепел от сожжённой Масленицы. Угли и пепел рассыпают по полям. В самых ярких и устойчивых своих формах масленичных песни распространены в восточных и центральных районах Поозерья (Витебская обл.). При этом среди масленичных действ этих местностей отсутствуют те, которых характерны для России и Украины: провоз по деревням разрисованных масленичных чучел; редко встречается кукла-Масленица с последующим расставанием с ним и сожжением. Характерны следующие действия: 1) связаны с семейно-родовыми культами (обычай ушанавання молодых – «возить молодую», посещение повивальных бабок). 2) связаны с ритуалами конкретного земледельческого назначения. Катание на качелях, съезжание с ледяных горок, закапывание молодых в снег, обсыпание снегом, сжигание снопа соломы. Все эти действия должны содействовать пробуждению природы от зимнего сна, обеспечить плодоносную силу земли, богатый урожай зерновых, рост густых трав, льна и т.д. Запрещалось есть мясо. Его заменили блины – символ солнца, наступающей весны. Песни Характерна многоплановость самого репертуара песен, неоднородность его по жанровой природе, поэтическому строю, мелодике. Жанры: собственно обрядовые, хороводные, припевки-дразнилки, шуточные, лирические, драматически напряжённые баллады. Тексты. Большинство песен по своей тематике ни с масленицей, ни с предшествовавшими зимними праздниками непосредственно не связаны. В поэтических текстах доминируют не столько обрядово значимые мотивы, сколько шуточные, бытовые, лирически. Мелодика. Является выразительно весенней. Характерна узкообъёмность, в основе – трихордовые, тетрохородовые, пентахордовые ладомелодические комплексы (характерно для раннетрадициоого мелоса в целом и весеннего, в частности). Преобладающий тип тетрахордов – ангемитонный в объёме кварты с м.3 в основе. Тип мелодической организации родственен весенним песням. У большинстве песен интонационный контур основных частей напевов имеет восклицательное строение. Характерно наличие рефренов. Они имеют яркую интонационность, чаще – восклицательную. Устойчивые словесные формулы: «Гу-ля-лё, рана маё!», «Масленица, масленица!». Чаще располагается в конце напева (АБР). Ритм. В рефренах преобладают ритмофигуры притопов (4 8 8). Стиль исполнения. В большинстве отвечает весеннему обрядовому предназначению – празднично–приподнятый.
|