Студопедия — ВЕСЕННИЙ ЦИКЛ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЕСЕННИЙ ЦИКЛ






 

Составные части: зазывание весны, Пасха (волочовные), Юрье, Троица (Сёмуха), «зелёные праздники» (русалочные, кустовые).

В целом для весенних песен характерны следующие черты:

· Диалогичность

· Яркие эпитеты (весна-красна, тёплое лета, густое жыта).

· Важность в содержании песни идеи смены поколений, обновления, утверждения жизни, а также тема труда.

· Наличие припевов (в волочовных песнях и песнях цикла «весна-лето»).

 

I. Зазывание весны.

 

Трудовой год у древних славян обозначался теми естественными действиями, которые даются самой природой. Природой год делился на две половины: летнюю и зимнюю, и начинался с первого весеннего месяца. Весна рассматривалась как предшественница лета, а осень – зимы. У этих изменениях природы, у наступлении времён года одно за одним древние племена видели не проявление естественных законов, а действия одухотворённых сил. Времена года представлялись нашим предкам как живые боги и богини, которые по очереди приходят на землю и правят над нею определённый срок. Поэтому весну они называли красивой и доброй девушкой, лето – красивыми и богатым молодцем, осень – старой женщиной, но богатой и многодетной, зиму – злой женой-мачехой.

Обряд

Зазывание весны начиналось примерно 1 марта, или 9 (на Евдокию), или 25 (на Благовещенье). В этот день молодёжь собирался на возвышенностях за селом (ближе к небу) и пела песни. В основном пели девушки. При этом подбрасывали вверх птиц из теста, тем самым как бы призывая долгожданную весну (птицы приносят её на своих крыльях). Кроме этого с птицами совершали и другие действия: проводили игры в огородах, садах, клали на головы и бегали по улицам, садили на чердаки, стога, кидали в речку, прятали в соломе, а потом с пением звали их оттуда. Также водили хороводы, скакали через огонь, который символизировал конец зимы и очищение земли.

Характерные черты обряда зазывания весны:

· Аграрно-земледельческий характер (выявляется в отношении к хлебу – «хлеб – всему голова»).

· Поклонение солнцу или солярные культы – разведение костра, вождение хороводов по кругу (за солнцем).

· Культ природы, птиц (птица – символ весны, добра). В песнях – опора на разговорные, магически-заклинательные, природные интонации – «перекличка человеческих голосов с голосами природы».

· Обязательное наличие символики. Например, символика девичьего венка.

· Ритуальная еда – изделия из теста, яйца, молочные продукты.

· Очень важна тема любви.

Песни

По сюжету делились на 2 группы:

1) Заклички (зазывание, предчувствие, пожелания весны). «Жавароначкi, прыляцiце», «Благаславi мацi, вясну загукацi», «Вол бушуе – вясну чуе», «Дай, Божа, вясну-красну». Характерны обращения к Богу за благословлением и просьбы хорошего урожая. Символика – закрывания зимы и открывания весны, ключей и замочков. Песни написаны в жанре монолога, характерен зазывной стиль.

2) Встреча весны и диалог с нею. «Вясна, дзе бувала?», «Вясна-красна, што ты нам прынясла?». К весне обращаются. Песни написаны в вопросно-ответной форме. Тут же и результат приходы весны – пробуждение природы, появление первых цветов. Символика: цветов, венка. Также она выполняет эстетическую функцию: цветы и венок – символ девичества, чистоты. Также закономерна аграрная символика: процесс земледельческой работы и её результаты. Напевы – эмоциональной приподнятые, гимнические, жизнеутверждающие. Также – домашняя работа: ткачество, прядение.

Стиль

· В основе заклинательные, восклицательно-разговорные интонации.

· Импровизационный характер.

· В конце фраз – длинные протянутые звуки и глиссандо. Отсюда – фоническая красота.

· В основе развития лежит либо вариантно-разговорный повтор одной короткой попевки, либо – сцепление нескольких ладоинтонационных комплексов.

· Тексты небольшие по размерам и концентрированные по сюжету. Доминирует короткая, зачастую мелкая по цезурам фразировка двух типов: монологическая и вопросительно-ответная. Используются эпитеты.

· Манера исполнения: подчёркнута «голасна», на границе пения-крика.

 

II. Волочобные.

 

Обряд

Обход дворов односельчан с поздравлением с весенними Новым годом при помощи волочобных песен. В языческие времена – март, апрель (нередко точкой отсчёта являлся день весеннего равноденствия – 22 марта).

Аграрный характер является основным. Дни начала полевых работ считались великими, т.к. «год кормят».

Новый год сопровождали очистительные обряды. Цель – очищение человека от всего плохого, что связывалось со старым годом. Особенное внимание уделялось воде. Огонь использовался с магической и чисто практической целью – в огне сжигали всё старое и плохое. Качание на качелях связывалось с очищением с помощью ветра.

Обряд символического заваривания поля клал начало полевым работам (с помощью сохи, бараны). При помощи заклинания обеспечивал удачу во всех наиболее значительных работах года.

Обряд обхода дворов характерен для всего года. Но особенно известными были обходы в честь наступления нового года земледельца, в период начала полевых работ.

К еде относились как к магическому действию. Назначение – обеспечить плодоношение земли. В первый день Вяликадня в печи ничего не готовили, ели освещённые до праздника продукты, чтобы заключённая в этих продуктах качества выявились с наибольшей силой и сохранялись на протяжении всего года.

Яйца занимают центральное место. Чтоб земля родила, яйца клали в землю. Также их качали на могилах, а потом закапывали – у предков можно было попросить заступничества и помощи в борьбе за урожай. Хлеб – символ солнца, родоначальник, хранитель достатка. Свинина – символ плодоношения.

Культ предков – связан с аграрной стороной. Считалось, что с приходом весны оживали духи предков. Они имели способность влиять на урожай. Основное умилостивание предков осуществлялось на следующей неделе – Радуница.

Характерные черты обряда:

· Аграрный характер обряда, начало полевых работ, роль сохи, бараны.

· Культ солнца (костра) – сжигание вещей, которые набрались за зиму.

· Культ воды – ритуальное мытьё и обливание водой.

· Культ природы – ветер; подарки, которые приносятся полю и его духам.

· Культ предков, связь его с плодоносностью земли и урожаем.

· Гадание по поводу урожая.

· Обход дворов. Является рефреном всего календарно-праздничного цикла.

· Ритуальная еда: яйца, хлеб (каравай), свинина (посвященная культу солнца).

· Наличие символики, связанной с основными персонажами обряда: хозяином, хозяйкой, парнем, девушкой.

· Посвящение песен конкретным персонажам.

· Перекличка сюжетов в волочовных и свадебных песнях.

· Типичный вид песен – баллада, имеющая свои стилистические и жанровые разновидности.

· Наличие песен с загадками.

Песни

· Формульные напевы, распространённые на разных территориях.

· Содержание текстов связано с пожеланием слушателям добра и просьбы о вознаграждении за эти пожелания.

· Строгое назначение песен конкретным группам слушателей. Человек, которому посвящается песня хочет услышать про то, что его волнует.

· Припевные слова. Они могут: 1) выступать в виде заклинательных формул («Спявайце, бртцы, спявайце!»); 2) выражать радость по причине прихода весны и пробуждения природы, быть обращением к весенним силам с просьбой исполнить желание («Вясна-красна на увесь свет», «Зялёны явар кудравы»); 3) выражать хорошее настроение в одно- двухслоговых восклицаниях типа «Эй, лола!» и др.

· Праздничный, приподнятый характер звучания.

· Концентрированное звучание мужских голосов в среднем регистре

· Обязательное чередование одноголосного запева и хорового припева.

· Отсутствие внутрислоговых распевов

· Переодичность ритмики, связанной с двигательной динамикой.

В волочовных песнях действия обычно отражается в двух плоскостях: одна связана с реальностью – приходом волочовников и выпрашиванием подарков; другая – даёт представления про то, что в момент звучания не может осуществиться (предсказанием будущего и пожеланиями успехов). Существенной особенностью поэтической драматургии песен является бесконфликтность. Она позволяет сопоставлять разделы по принципу дополнения. Экспозиция обычно содержит описания волочовников и их надежды. Описание места действия – завязка сюжета. Кульминация – показ уборки урожая. Затем обращение волочовников к хозяину с просьбой награды.

Часто используются устойчивые словосочетания и эпитеты Так используются слова-символы.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 599. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия