Студопедия — Солнце — на весну, блин — на сковороду.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Солнце — на весну, блин — на сковороду.






Блин — понятие абсолютно русское, несущее в себе сложную вселенскую символику: это и солярный знак, и символ наступающей весны, и литературный герой (вспомним, к примеру, Чехова) и комментарий по любому поводу, вызывающему всплеск эмоций. Блин умел адаптироваться к любым ситуациям и временам: он был доступен всем своей дешевизной и, в силу своего языческого происхождения, не подвергался гонениям, выпавшим на долю, скажем, пасхального кулича.

Печь блины должна уметь каждая хозяйка. И это умение у хозяек есть. Так же, как и рецепты приготовления теста. Они, эти рецепты, с одной стороны, похожи друг на друга, как близнецы. С другой стороны, сами блины у всех получаются разные: как борщи из известной поговорки. У каждой хозяйки, владеющей общераспространенным рецептом, обязательно есть свой маленький секрет, который придает ее изделию индивидуальность и неповторимость.

У меня тоже есть свой рецепт быстрого и легкого блиноделия. Без предварительной подготовки и без дрожжей — как раз для тех случаев, когда Масленица приходит в дом неожиданно и без предупреждения. Тогда, сокрушенная могучими желаниями своей семьи, я беру миску, разбиваю туда одно, самое большое яйцо и начинаю его растирать с тремя десертными ложками сахара. Затем добавляю соль на кончике чайной ложки и пищевую соду — чуть-чуть больше, чем соли. Растираю. Затем начинаю добавлять попеременно молоко (лучше самое жирное) и муку (лучше самую хорошую). На одно яйцо расходуется примерно пол-литра молока, но такой маленькой порции на семью будет явно недостаточно. Поэтому, чтобы избежать упреков, я беру два-три яйца, литр молока и двойное количество сахара, соли и соды. Тесто должно получиться довольно жидким: как сливки средней жирности. Для того, чтобы в нем не было комочков, его следует растирать в достаточно густом виде, молоко добавляя понемножку, и только в последний момент развести тесто до окончательной консистенции. Если вы сомневаетесь в степени густоты теста, то попробуйте испечь один блин: если он пропекся хорошо и получился достаточно тонким — все в порядке. Если блин вышел не только комом, но и сырым толстячком, то добавьте в тесто немножко молока.

Я пеку блины на растительном масле, причем, предпочитаю кукурузное: в нем минимум лишних запахов. Каждый блин поджариваю с двух сторон и, обязательно, выложив на тарелку, смазываю кусочком сливочного масла. Блин, как и кашу, маслом не испортишь! Особенно свежим, ароматным, коровьим!

Что еще хорошо в таких блинах — так это то, что как и положено всем приличным блинам, они со всякими добавлениями хороши: и со сметаной, и с медом, и с вареньем, и с красной рыбкой, и с икрой. А то, что они жирные и колорийные — беда не большая — ведь всем давно известно: полезно то, что вкусно!

В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравнится по популярности с блинами. Блин сопровождал человека всю жизнь - от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего, блины - обязательное угощение на масленицу, ставшее необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масляна», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масляница», «Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить». Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой и т.д. Не знаю, что за тридцать братьев и сорок бабушек, но то, что масленица была разгульным праздником, это факт. Праздник продолжался неделю, от этого в христианстве и название «последняя седмица» перед Великим Постом. Каждый день масленицы имел свое название. Так, понедельник называли встречею, вторник - заигрышем, среду - лакомкой, четверг - переломом или разгулом, пятницу - тещиными вечерями, субботу - золовкиными посиделками, воскресенье проводами. В четверг начиналась «широкая масленица. Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:

...есть до икоты,
пить до перехоты,
петь до насады,
плясать до упаду.

Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. И главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду «масленой недели», тещи приглашали «на блины» зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка от сюда и пошло выражение «к теще на блины».

Обычно в этот день "для удовольствия любимого зятька" собиралась на гулянье вся местная родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда угощение было весьма своеобразным. По обычаю, зятья и дочери звали старших поучить их уму - разуму, и такое приглашение считалось для родителей великой честью, о нем обычно знали все соседи и родня. Пренебрежение зятя к этой традиции очень тяжело переживалось, осуждалось и посеяло вечную вражду между ним и тещей. Курьез же заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку с коровьем маслом.В старину блины пекли, как правило, из дрожжевого теста, да Вы, наверное, это и сами уже поняли. Мука бралась самая разная: гречишная, пшеничная, овсяная, просяная, ячменная и даже гороховая. Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские блины из гречишной. Пшеничные блины не имеют той пухлости и рыхлости, какие придает гречневая мука. Кроме того, блины из гречки обладают очень приятным вкусом, слегка кисловатым привкусом.
Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом - это считалось таинством, хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от посторонних. Одни выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца. При этом женщины причитали:

 

Месяц, ты, месяц,
золотые твои рожки
взгляни в окошко,
подуй на опару.

Дрожжи обычно разводили в теплой воде, а затем постепенно добавляли молоко и муку, замешивали тесто. Когда тесто замешано, кастрюля покрывали полотенцем и ставили в теплое место. После увеличения опары, в кастрюлю добавлялись все остальные компоненты, все тщательно перемешивалось и снова ставилось в теплое место. После того, как тесто поднималось второй раз, можно печь блины, хорошо протопив печь мелкими сухими березовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник, усеивал тесто многочисленными дырочками, румянил его, делал особенно привлекательным. А что за дух стоял на кухне, когда пекутся блины! Сковороды брались чугунные, небольшого размера, т.к. русские блины выпекают величиной с блюдце. Тогда еще продавались специальные сковороды для блинов. Они состояли из нескольких маленьких сковородок сваренных вместе. Очень важно, чтобы сковороды были абсолютно чистыми. Для этого их ставили на огонь, дно посыпали солью, прокаливали, а затем протирали сухой чистой тряпкой. После такой процедуры блины не прилипали к скородам и легко отставали от их дна. Перед тем как вылить тесто на раскаленную сковороду, ее смазывали растительным маслом, либо несоленым салом. В качестве помазка использовали половину картофелины или чистую тряпочку, намотанную на вилку. Готовые блины укладывали стопкой, смазывая каждый сливочным или топленым маслом, и ставили в теплое место, чтобы не остыли. Для этой цели существовала специальная блинница - большое керамическое блюдо с полусферической крышкой.

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленица была воспринята церковью фактически как религиозный праздник. С приходом православия празднование Масленицы стало более масштабным.

Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Главное угощение на Масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось прощеным днем. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.

Источник:

Когда-то масленица длилась целую неделю. Масленица! праздник 'хмельной, горластый'. Его любят и величают 'Госпожа честная Масленица'. Говорят же в народе: 'Хоть себя заложи, а Маслену потешь!'. И 'разорительница' она, и 'разгульная', и 'пьяная' и 'обжорная', а все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.  
 
Понедельник - первый день, 'Встреча'. Соломенную куклу маслену наряжали в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, чтобы не просмотрела, откуда весна придет. первый блин маслены отдавали нищим - поминать умерших. Вторник - 'Заигрыши'. Парни приглашали девушек кататься с гор, ходили в гости, приглядывали невест. Среда - 'Лакомка'. Тещи угощают своих зятьев. Четверг звался 'Широким'. Гулянье набирало силу, катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели, пили... Пятница - 'Тещины вечерки'. В этот день угощать тещ блинами надлежит зятьям. Суббота - 'Золовкины посиделки'. Молодая невестка приглашала в гости всех родных, а те придирчиво приглядывались: 'Ну-ка покажи, какая ты хозяйка'. Неженатые парни и девушки строили снежные города и отвоевывали их друг у друга. Воскресение - 'Прощенное воскресенье', 'Заговенье', последний день Масленицы. Сжигали соломенную Маслену, пепел рассеивали по полянам,чтобы дать силу будущему урожаю. Это был последний день, когда разрешалось пить спиртное. Вечером с низкими поклонами и поцелуями просили друг у друга прощенья. Масленица-наследие времён язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам ПётрI открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами. Традиционное кушанье масленицы- блины-тоже имеют свою историю, ещё болеедревнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: 'Масленица-объедуха, деньгам приберуха!' По традиции бывают в эти дни катанья с ледяных и снежных горок, весёлые хороводы, пляски и. конечно же, блины! 'Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - 'масленица'? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - на блине - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость...' И. С. Шмелев. На горах покататься, в блинах поваляться. Не житье, а Масленица. Масленица объндуха, деньгам прибируха. Пятница на 'масленичной' недели по народным поверьям зовется 'тещины вечерки'. Этими вечерками зятья приглашали тещу с тестем в свой дом на блины. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. Об этом заранее оповещались все родные и родственники, и к вечеру уже вся деревня знала, кто приглашен, а кто нет. И если приглашенья не последовало, то теща была обижена на всю жизнь, и зять уже никак не мог исправить своей оплошности. А сам ритуал состоял в следующем, каждая теща должна накануне, вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т. д., для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников. А вот воскресенье - 'прощенное', самый лучший день масленицы. В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было принято сжигать масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться, веселиться до упаду. Строили снежные городки, катались с горок, жгли костры, пели песни: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле - Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо - Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь! После блинов отправлялись на улицу -''с гор покататься, сердцем потешиться'. Потому и назывались праздничные гулянья на Масленицу 'масленичными потехами'. На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы - борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня Масленицы посещало театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой - поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой Масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом и наименованием трактира, а на другой - стихи незатейливого содержания: 'С неделей сырной поздравляем Мы дорогих своих гостей И от души им всем желаем Попировать повеселей'. С четверга Масленица действительно становилась широкой - гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление... В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце Масленой недели? Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить, сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую Мастеницу - значит 'жить в горькой беде и жизнь худо кончить'. После обильных застолий отправлялись в Зоологический сад с ледяных гор кататься, потом на кулачках биться -'блины вытряхивать'. Кулачные бои на Масленицу - отголосок древней военной потехи - были очень распространены. В них принимали участие мужчины без различия возраста и звания. А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. В Замоскворечье, на Рогожской и на Таганке, заселенных преимущественное богатыми торговыми людьми, и у Mосковских застав, где жили в основном ямщики, эти катания пользовались особен славой. На породистых рысаках, и санях, украшенных пестрыми коврами и розанах, московское купечество выезжало напоказ. Мчались по ухабистой снежной дороге развеселые тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, цокали копыта коней с бубенцами под расписными дугами. Смех, свист, озорство, удаль... Тут же во время катания устраивались смотрины купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи. А на Москве-реке, прямо напротив Кремля, проходили конные бега. Hа льду сооружали обнесенный изгородью круг для бегущих на приз лошадей, а набережные и мосты служили трибунами для любопытствующих. Какой потрясающий крик вырывался из тысяч грудей, какими оглушительными аплодисментами взрывалась публика, когда стройно несущаяся лихая тройка птицей быстролетной первая ''подходила' к столбу! Ибо, как заметил современник, 'есть что-то азартное в русской тройке, чю-то опьяняющее - кажется, оторвала бы от земли и унесся за облака. Pусский человек любит тройку как что-то широкое, разгульное, удалое, что захватывает как вихрем, жжет душу огнем молодечества'. Долго еще буйствовал праздник. И только в воскресенье, ближе к вечеру город начинал затихать и смиряться. Оставалось еще совлечь с себя греховный разгул, попросить прощениям ближних за причиненные им обиды, попрощаться с друзьями и знакомыми. Чтобы заговеться и перейти с блинов на хрен да на редьку. Впереди был долгий Великий пост... Н. Дорохова. А вот что происходило на Масленицу в Польше. Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также 'кулиги' - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу 'дьявольским изобретением'. Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый в расплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей 'жертве'. Вообще следует сказать, что зрелище 'кулиги' было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы - в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали масленичные 'фавории', т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый 'жирный четверг' - последний четверг масленицы, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.






Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 382. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия