Действие 8 Важный диалог
- Это бессмысленно, - Альберт был подавлен: - Мы могли бы собрать ополченцев, но, без поддержки августа, все наши затеи обречены на неудачу. - Этот текст важен? – спросил Иван. - Да, без сомнения. Это наше единственное оружие против Императора. - Императора? - Это страшный человек. И странный. Или даже не человек… - Ужас… - Вполне. Он имеет прекрасную возможность подчинить себе всё. Благо, что измерений бесконечное множество. Их захватывать – его «увлечение». Но результат отнимания от бесконечности любого числа всегда равен бесконечности. - Да? - Да. В этом вся теория бесконечностей. При неограниченно больших числах действуют не все законы алгебры. У нас, у меня в мире математика была развита просто отменно. - Была? - Да. Он был уничтожен. Конечно, остались измерения, очень на него похожие, но я там никогда не рождался – и посему я вынужден быть бродягой. - Лебослав тоже?.. - В каком-то смысле, да. - Жаль… - Всех нас – бесконечное множество. - В смысле? - Ты думаешь, что ты один? Ты – сам себе бесконечность. Почему внешний мир изучить так просто, а внутренний – сложнее? Потому что первый равен бесконечности, а второй – совокупности бесконечностей в квадрате или даже в кубе! Всё состоит из бесконечностей. Всё! - Даже человек? - Разумеется. - Вчера утром я был обычным студентом, который зарабатывал на жизнь печатным ремеслом. Сейчас – я бездна. Что за?.. - Метаморфозы? - Да. - А ведь заметьте, что внешне вы не изменились. Возможности нашего мировосприятия безграничны. - Бесконечны… - Вот именно. Бесконечны. - Как всё сложно! - Напротив – просто. Не сложно, а странно. Вы просто не привыкли. Вам нужно отдохнуть, Иван. - Я уже не Иван, я – бесконечность. - Бесконечность по имени Иван. Помниться, вчера я говорил вам о товаре… - И Господь лишь ведает, кто покупатель. - Да. - А Бог – это бесконечность? - Бог? Не знаю, честно говоря. Ничего разговоры о высшем не меняют. Схоластика да точка. - Вы правы. Имеем ли мы право на жизнь – вот в чём вопрос… - Хах, всё здесь имеет право на жизнь. Кроме, похоже, тех, кто это право предоставляет. Или наоборот? Да, жизнь странна. Приходим из ниоткуда – уходим в никуда. И чувствовать надо, ощущать меру. - Веру? - Нужно не верить, а знать, так сказать, что Бог существует. А вот организация высшей материи – это вопрос неясный. Я как запутавшийся монотеист. Вот, допустим, заповеди. Имеет ли Бог право убивать? - Кто вообще имеет право убивать? - Кто? Эх, пустые разговоры! Будто что-то придумав, Альберт достал их кармана богато выглядевшую купюру. Недолго думая, он хладнокровно разорвал её на четыре части: - Люди делятся на тех, кто способен, и тех, кому это кажется глупым. И кто его знает, кто здоровее мыслит, - умеренно засмеялся он. Далее продолжил: - Есть несколько типов свободы, но нет свободы полной. Наблюдатели, на самом деле, что и подтвердил текст, становятся рабами рассудка, своего цинизма. В идеале, как по мне, свобода должна быть ограниченной стандартными правилами. - И всё по-прежнему сложно. - Странно. Вся наша жизнь – загадочные события и хаотичные последствия. А разом – это метаморфозы, постоянное изменение неизменяемого. Вся наша жизнь, казалось бы, заранее обречена на неудачу. - И что же? - Что? Есть что-то, что мы не учитываем. Оно есть в каждом из нас. - Частичка Бога? - Вполне возможно, что все мы – один организм. Поэтому нам так сложно убивать себе подобных. При убийстве мы убиваем и себя, рвём свою душу, как эту купюру, а ведь за жалкий кусочек банкноты вам не дадут и ломаного гроша. Верно? - В этом определённо что-то есть. Но что же касается солдат? У многих нет права выбора. - Я считаю, что из каждой ситуации есть как минимум два выхода, а, значит, выбор существует всегда. В вашем случае: запятнать душу или пожертвовать жизнью. Но всё решается на высшем уровне, и Бог ставит пред таким выбором только тех, кто на это заслужил. И поэтому глупо жалеть безвинно осуждённых. - Хм, да неужели? - Но это моя точка зрения. У вас может быть своя. И мы отдаём свою жизнь за то, чтобы вы могли её высказать. Это ведь тоже свобода. - Вполне. Свобода выбора. - Не думаю, что именно выбора. Человек не может быть полностью волен. Он остаётся рабом Божьим – и это делает его великим. Как хороши снежинки, а ведь ни одна из них не может принять решение о том, куда ей упасть. И разве они несчастны? - Откуда нам знать. - Оттуда, Иван. Человек знает всё, как бы это не совпадало с теорией нашего злейшего врага. Он даже должен себя ограничивать. Сознательно. И мания величия – тяжелейший грех. Все мы – рабы Бога, низменные комки болотной грязи пред ликом чистейшего лесного родника, своенравная нежить, подчинённая целителю, сомнительная паства пастора-пуританина… - Я вас не совсем точно понимаю. - Мы рождены, чтобы жить как рабы, а просвещение не имеет никакой подоплёки. Если мир создан таким, не значит ли это то, что он таким и должен оставаться? Разве Богу принадлежат слова: «Учитесь, учитесь и ещё раз учитесь»? - Сложно позиционировать себя рабом. Невозможно жить как грязь. Глупо унижать свою гордость. - А чем жить взамен? Что вы предлагаете? Ради чего существовать? - Вы отрицаете разум. Они отрицают чувства. Неужели нельзя найти компромисс? - Бог создал мир единолично. Он ни с кем не советовался и не мог достичь компромиссов. Нет «золотой середины». - Вы говорите мудро, но есть что-то, что вынуждает меня не согласиться с вами. Правда, я не знаю, что именно… Примерно так: если мы заранее обречены на неудачу, тогда зачем Бог дал нам свойство изменяться?
|