Студопедия — Побуждение к мягкости и доброте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Побуждение к мягкости и доброте






Сообщается от Айши, да будет ею доволен Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Кому дана его доля от мягкости, тому дана его доля от блага земной и вечной жизни. Поддержка родствен­ных связей, благонравие и добрые отношения между соседями обеспечивают процветание стран и способствуют удлине­нию жизненных сроков людей»[389].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придавал соблюдению мягкости во всех вопросах огромное значение и в полной мере разъяснил это своим после­дователям как словами, так и делами. Он желал побудить их при­держиваться мягкости во всем, особенно же в вопросе призыва к исламу. Призывающие к исламу более других нуждаются в добро­те и мягкости, как при осуществлении призыва, так и в остальных своих поступках. Приведенный хадис, а также другие хадисы, которые приводятся ниже, подтверждают достоинства и преиму­щества мягкости, побуждают к приобретению этого ценного каче­ства и порицают грубость и тех, кто имеет к ней пристрастие.

Мягкость — причина обретения всякого блага, ибо через нее до­стигаются цели и награды, которых не достичь обратным ею.[390]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от грубости и проявления чрез­мерной строгости к мусульманам. Сообщается, что Айша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в моем доме, сказал вот что: “О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над члена­ми моей общины и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!” [391] Посылая своих сподвижников с той или иной миссией, он приказывал им нести людям облегчение и не вызывать у них отвращение к исла­му. От Абу Мусы сообщается: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посы­лал кого-либо из своих сподвижников для выполнения того или иного задания, то говорил: «Радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к исламу), облегчайте, а не соз­давайте затруднения» [392].

Айша передала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Всевышний Аллах желает какой-либо семье блага, то приводит их к мягкости» [393].

Отправляя Абу Мусу аль-Аш'ари и Му'аза, да будет ими доволен Аллах, в Йемен наместниками, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Облегчайте (людям) и не создавайте им затруднений, радуйте их добры­ми вестями и не внушайте отвращение, помогайте друг дру­гу и не разногласьте»[394].

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не вну­шайте отвращение (к исламу)» [395].

В приведенных хадисах содержится как повеление нести лю­дям облегчение, так и запрет на внушение им отвращения, то есть слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объединяют повеление действия и запрет на его противоположность. Мудрость этого состоит в том, что человек может нести людям облегчение в некоторых случаях и доставлять им затруднение в других, радовать их в одно время и отвращать в другое. Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничился одним повелением облегчать и радовать, то всякий, кто изредка это делает, а в осталь­ное время несет людям трудности, мог бы считаться выполнившим требование религии. Упомянув же запрет на затруднение и отвра­щение, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тем самым отверг допустимость соз­дания для людей затруднений в любых ситуациях и со всех точек зрения. То же самое касается его фразы «помогайте друг другу и не разногласьте». Добавление слов «не разногласьте» необ­ходимо потому, что люди могут помогать друг другу в определен­ных вопросах и разногласить в других, быть сплоченными в одно время и разобщенными в другое.

В этих и других хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает благовествовать о милости Аллаха, Его великой награде и обширной щедрости и запрещает отвращение людей от ислама путем запугивания их раз­личного вида угрозами без упоминания о радостном. Выполнение этих рекомендаций Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дает возможность укрепить в ис­ламе сердца тех, кто лишь недавно принял его, нуждается в мяг­кости и в отношении к кому недопустима суровость. Соблюдение этих рекомендаций важно также и в отношении детей, чей возраст приблизился к совершеннолетию, и людей, раскаявшихся в гре­хах и ступивших на стезю праведности. Все указанные категории людей нуждаются в проявлении к ним мягкости и доброты. Вести их к выполнению предписаний религии нужно мало-помалу, шаг за шагом. Ведь недаром и возложение на людей исламских пред­писаний происходило не сразу, а постепенно и последовательно. Если человеку, который встал на стезю покорности или собирает­ся это сделать, предписания религии преподносятся постепенно и в облегченном виде, соблюдение их не кажется ему сложным, и итогом этого, как правило, становится то, что его покорность Аллаху растет и увеличивается. Напротив, тот, в отношении ко­торого сразу применяется чрезмерная строгость и создаются за­труднения, может вообще не встать на путь покорности, либо, встав на него, не задержаться на нем надолго и не почувствовать сладость благочестия[396]. Точно так же и обучение религиозному знанию должно быть постепенным. Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обра­щался к своим сподвижникам с увещеваниями не каждый день, а время от времени, опасаясь вызвать у них скуку[397].

Мухаммад, да пребудут над ним благословения Аллаха и Его мир, указал своим последователям на каждое благо и предостерег их от всякого зла. Он попросил кары для тех, кто создает затруд­нения для его последователей, и помолился за тех, кто проявляет к ним мягкость, как об этом сообщается в хадисе от Айши. Это обстоятельство, как ничто другое, должно удерживать мусульма­нина от создания для людей затруднений и быть для него мощней­шим стимулом к мягкому обхождению с ними[398].







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия