Мифология подарка: Античность
В честь короля Аннва Пвилла был устроен пир, распорядителем которого был он сам. Один из гостей, высокий, стройный юноша с золотисто-каштановыми кудрями почтительно поприветствовал Пвилла и попросил его о подарке. Пвилл ответил, что будет рад подарить ему, всё, что тот не пожелает. И незнакомец просит отдать ему его жену, прекрасную Рианнон. «Тебе придётся отдать меня ему», - соглашается Рианнон, иначе твоё имя навсегда покроется позором.
В этом мифе мы видим отзвук традиции, существовавших у многих народов: одаривать гостя всем, чего он только не пожелает. Нарушение этого закона гостеприимства навлекает позор на хозяина дома. Пвилл вынужден подарить незнакомцу свою возлюбленную.
Другим обычаем кельтов был негласный запрет отказывать в подарке друидам (жрецам бога солнца). Это был одновременно и позор, и дурное предзнаменование. Однако, со временем авторитет друидов падал. Своё отражение этот процесс нашёл в легенде о Кухулине.
У Кухулина было три боевых копья. К герою по очереди подошли три друида, и каждый из них вопросил дать ему копье. Первый из них появился перед ним, когда Кухулин бился с врагами, залив долину их кровью.
- Подари мне одно из своих копий,- заявил он, - не то я опозорю тебя за твою жадность.
- Что ж, возьми, - отозвался Кухулин. - Меня никто не собирался покрыть позором за то, что я отказал ему в каком-нибудь даре.
С этими словами он метнул копье в друида и убил его на месте.
- Дай и мне одно из своих копий, Кухулин, - обратился к нему второй друид.
- Оно мне самому понадобится, - возразил герой.
- Если ты откажешь мне в даре, я покрою несмываемый позором весь твой Ольстер.
- Я вовсе не обязан давать больше одного дара в день, - отозвался Кухулин, - но Ольстер никогда не будет терпеть позор из-за меня.
Сказав это, он метнул копье во второго друида, и оно насквозь пробило ему голову.
- Дай копье и мне, - потребовал третий друид.
- Хоть я уже и не вернусь домой, мне не хочется быть причиной насмешек, - отвечал Кухулин.
Он метнул свое последнее копье в просителя и убил его наповал.
Прекрасная великанша Бебионн перед смертью дарит фианам (воинам, охранявшим короля Ирландии) свои драгоценности: золотые кольца толщиной с бычье ярмо, шлем из золота сплошь усыпанный самоцветами. Оценить этот подарок поможет знание традиции древний бриттов хоронить имущество вместе с покойным владельцем. Считалось, что предметы, полезные в этой жизни, могут пригодиться и в загробном существовании.
Упоминания о любовных подарках в кельтских сказаниях почти не встречаются (исключение «роскошный белый конь с богатой позолоченною сбруей», которого подарила Ниамх Златокудрая своему возлюбленному Оссиану), и это понятно: в обществе древних бриттов нормой был договорной брак. Зато свадьба считалась одним из важнейших событий жизни и уж конечно не обходилась без свадебных подарков. Как правило, герои кельтских преданий получали на свадьбу ценные дары от родителей. Уже упоминавшийся Пвилл, отдав свою дочь Элейн в жёны Ланселоту, дарит новобрачным пышную резиденцию под названием "Замок Блиан". Юный бог солнца Ллеу Ллоу Гиффес получает от своего отца на свадьбу дворец под названием Мур-и-Кастелл неподалеку от озера Бала Лейк. Но встречается и обратная ситуация: жених, чтобы снискать расположение отца невесты, дарит ему ценные подарки. Это происходит в легенде о Куллвх и Олвен.
Олвен - прекрасная девушка «с кожей белее пены морской, руками нежными, как лепестки анемонов на глади ручья, очами быстрыми, как учёный ястреб»… Куллвх ещё ни разу не видел этой девы, но уже полюбил её заочно, по описанию, и приходил в смущение всякий раз, когда упоминалось её имя. Чтобы получить прекрасную Олвен в жёны Куллвх дарит её отцу в качестве приданного 13 сокровищ Британии. Это меч, корзина, рог для питья, колесница, поводья, нож, котел, точильный камень, арфа, бутыль, тарелка, шахматная доска и мантия. Все эти предметы обладали магическими свойствами: волшебная корзина Гвиднея Гаранира была способна накормить одновременно трижды девять мужей; магический рог для питья Гвлгавд Годолина мог напоить допьяна всех и вся; арфа Теирту играла сама собою; в бутылях Риннон Рин Барнавда никогда не скисало никакое питье, сколько бы его ни хранили… Квуллвху эта коллекция редкостей досталась не так-то просто: чтобы раздобыть их, ему пришлось сразиться с великаном Гврнаха, спуститься в Преисподнюю, померяться силами с королём верпей свирепым Тврх Твитом и испытать множество опасностей и невзгод.
Подводя итог сказанному выше, можно прийти к выводу, что персонажи кельтских мифов редко дарили спонтанно, по сиюминутному велению сердца. Чаще всего ситуация дарения была повторением отработанного традицией сценария и закрепляла существовавшие между дарителем и одариваемым общественно-семейные связи, как то «смертный – бог», «хозяин дома – гость», «зять – тесть», «жених – отец невесты», «военный союзник – военный союзник»… Сказания и легенды древних Бриттов отражали действительность, которая нам, живущим в XXI веке, может показаться суровой. Но, если приглядеться повнимательней, то станет ясно, что «ритуальные подарки» не потеряли значения и в наши дни. Мы дарим крашенные яйца на Пасху, мимозу на 8 марта, женихи проводят часы перед прилавками ювелирных магазинов, выбирая кольца для невест… А подарки на день рождения, на новоселье, на Новый год – тоже ни что иное, как дань традициям.
В. Черёмухина
Read more: http://www.acapod.ru/3976.html#ixzz0aDkPAJbn
Подарок в мифологии индуизма Главная сложность в разговоре об индийской мифологии заключается в том, что в отличие от античной, скандинавской или славянской, она является не только сводом древних сказаний, но и действующей религией. Мало того, индуизм породил множество религиозных учений, популярных в современном мире (буддизм, кришнаитство). В своём исследовании мы ограничимся рассмотрением «классического» индуизма.
Дарение и подарки занимают очень значительное место в религиозной философии индуизма. Считается, что принося благие дары дваждырожденным (так именуются в религиозных текстах все люди, не имеющие божественной сущности) и богам можно прервать цепочку бесконечных перерождений в мире материальном и обрести духовную жизнь вне его. В идеале любая деятельность, любой поступок, работа ли, слово ли – должно стать даром Вишну – и когда идеал будет достигнут, человек воссоединиться с богом в духовном мире. Скупость же отягощает карму. В «Гаруда Пурана Сарадхара» (индусской Книге Смерти) говорится «тот, кто не совершает даров, идёт в ад и, перестрадав, снова рождается в нищете». «Грешник, отобравший то же, что сам подарил, идёт в ад до вселенского потопа». (Для сравнения: грабитель в будущей жизни воплощается в птицу, прелюбодей – становиться растением). Делая подарки можно облегчить себе адские муки – «приносящий в дар хлопчатобумажную ткань избавиться от страха перед прислужниками Ямы, дарящий соль не будет бояться самого Ямы (властителя индуской преисподней – Прим. В.Ч.)». Как утверждается в «Гаруда Пуране», золото, железо, земельные наделы, коровы являются ценными дарами. Но богам важна не только ценность даров, но искренность дарящего. Листок, цветок, плод и вода, предложенные с любовью нищим, могут оказаться драгоценней золоторогой коровы богача. Однако одаривать следует не каждого, а только «достойных». В этом коренное отличие от христианской философии, призывающей давать всем нуждающимся.
Дарение не является людской прерогативой. Боги тоже приносят дары дваждырождённым. Много подарков богов можно встретить в священной книге «Вишну-Пурана». Богов в индуиском пантеоне несколько сотен, и все они находятся в взаимодействии с дваждырождёнными. Самые же достойные йогины и аскеты могут удостоиться даров самого Вишны, повелителя богов.
Царский сын Дхрува, пяти лет отроду придался аскезе, от которой ничто не могло его отвлечь. Вокруг бушевала непогода, выли шакалы, но мальчик не обращал на это не малейшего внимания. Духи яма (прислужники властителя преисподней – прим. В.Ч.) приняли облик его матери. Рыдая, она жалобно сказала: "О сын! О сынок, прекрати этот разрушающий тело подвиг — ведь я обрела тебя после многих чаяний! Ты не должен покидать меня несчастную, одинокую, беззащитную …Ты, о сынок, мое прибежище! Зачем, зачем тебе, пятилетнему, эта суровая аскеза? Да отвратится твой разум от этого тяжкого подвига, не приносящего благих плодов! В начале идет время твоих игр, затем — ученья, потом — наслажденья всеми мирскими) благами, а в конце — аскеза. Сейчас время твоих детских игр, о сынок. Так зачем же ты губишь себя такой аскезой? Любовь ко мне — твоя высшая дхарма. Обязанности соответствуют возрасту. Послушай меня, отвратись от этого нечестья. Если ты, о дитя, не прервешь сейчас эту аскезу, ты увидишь, как жизненные дыхания разлучатся со мной". Но его разум был сосредоточен на Вишну, и даже взирая, он не видел своей стенающей матери, чьи глаза помутнели от слез. Тогда к Дхруве явился повелитель богов Атман Хари в своём четырехруком образе и сказал так: «О сын Уттанапады, благо тебе! Я доволен твоей аскезой и явился как податель даров. Избери дар, о ревностно исполняющий обет!» Мальчик услышал слова бога богов, открыл глаза и узрел Хари (одно из имён Вишну). Волоски на теле Дхрувы встали дыбом, его внезапно охватил сильный трепет, и он стал думать, как восславить бога богов, он растерялся и не в силах подобрать слова прибегнул к защите стоящего перед ним бога: "Если Бхагаван очень доволен моей аскезой, то дай мне такой дар — прославить тебя как я хочу. Как я, мальчик, могу восславить тебя, бога, чей путь неизвестен для Брахмы, а также для других знатоков Вед?! Мой разум переполнен любовью-бхакти к тебе, о высший Правитель, научи, как возложить к твоим стопам восхваление!" Бог богов Хари остриём раковины (раковина – один из атибутов повелителя богов, обычно Атман Хари появляется держа в каждой из своих рук по предмету чудесной силы – это палица, диск, раковина, меч – Прим. В.Ч.) коснулся мальчика и в тот же миг сын царя восславил Господина мира: «Я славлю того, чей образ — земля, вода, огонь, воздух, небо, разум, сознание, источник первоэлементов и прочее и первичная материя. Я славлю того Пурушу, поглотителя Качеств, чей образ — чистый, тончайший, всеохватывающий высший дух-пумс, превосходящий предматерию, того, кто властвует над землей и всеми прочими первоэлементами, над запахом, и прочими танматрами, над сознанием и прочим, того, кто превышает предматерию и Пурушу! О высший Правитель, я прибегаю как к прибежищу к твоему чистому образу, который является по сути своей Брахмой, Атманом, который превышает весь мир! Я славлю тот твой образ, о Атман всего, неизменный, поддерживающий и охватывающий все, тот, который понимается как Брахма, тот, о котором размышляют йогины! Ты — Пуруша, с тысячью голов, с тысячью глаз, с тысячью ног, тот, который охватывает все, кто возвышается над землей на расстояние в десять пальцев! Все, что было и что будет — это ты, о высший Пуруша, от тебя происходят Вирадж, Сварадж, Самрадж, и от тебя — Адхипуруша!.. Ты — сущность всего, ты пребываешь во всем сущем! Что я скажу тебе — ты же знаешь все, что находится в сердце?! О Атман всего, о Владыка всего сущего, о источник всего существующего, ты, кто есть все сущее, ведаешь чаяния всего существующего! О Покровитель, ты удовлетворил мое желание, — сотворенная аскеза принесла плод, что я воочию вижу Господина мира!» Долго и вдохновенно славил Дхрува бога, когда же он замолк Шри Бхагаван (одно из имен Вишну – Прим. В.Ч.) сказал: «О Дхрува, плод аскезы — тот, что ты видишь меня. А взгляд на меня, о сын царя, не бывает бесплодным. Поэтому избери дар, какой сам пожелаешь. Мужи, пред чьим взором предстаю я, обретают все». Дхрува сказал: «О Бхагаван, о Владыка всего сущего, ты пребываешь в сердце каждого. Разве желание моего разума неизвестно тебе, о Хозяин? Первая жена царя сказала мне громко и высокомерно: "Этот царский трон не для того, кто рожден не из моего лона". Я прошу, о Властитель, по твоей милости дай мне величие, составляющее опору мира, высшее из высших, вечное». Шри Бхагаван. сказал: «Ты получишь то величие, о котором просишь Ты, о Дхрува, без сомнения, моей милостью обретешь великое место, возвышающееся над тремя мирами, оно будет служить опорой для всех звезд и планет».
Таких историй в «Пуранах» можно встретить много. В облике подателя даров Вишну являлся аскетам Прайчесам, йогину Прахладу, другим аскетам. И каждый раз события развиваются по одной и той же схеме. Сначала пораженные величественным видом Бхагавана, аскеты либо отказываются от даров, либо просят «любви-бхакти к тебе», «слов, чтобы прославлять тебя». И только когда Владыка богов вторично предлагает выбрать дар, йогины просят о даре для себя. Самыми ценными подарками считаются не земные богатства и наслаждения, а богатство духовное. Впрочем, ценить надо любой божественный подарок сколь бы незначительным он не казался.
Странствующий аскет Дурвасас получил в дар от пышнобёдрой богини воздуха Шри цветочную гирлянду. Аромат этой гирлянды окутывал весь лес и его обитателей, в ней жужжали опьянённые нектаром пчёлы. Когда же эту гирлянду растоптал яростный слон, на котором восседал Повелитель богов, Дурвасас не смог простить его, так ценен был для него этот дар юной Шри.
Философское наполнение религиозных текстов не всегда оказывается доступным для простецов. И в рассказах, не вошедших в канонические священные книги, боги дарят людям не только духовные блага. Например, согласно южноиндийскому сказанию, бог дарит бедному угольщику в жёны небесную деву Рамбху. Она танцевала воздушный танец перед самим Атманом Хари, и красота её была дороже золота. Но, став женой дваждырождённого, Рамбха служила мужу как рабыня. Дом угольщика был самой бедной хижиной во всей деревне – пальмовая крыша прохудилась, глиняные стены осыпались, в них ютилось множество клопов, прямо на полу валялась грязная одежда. Небесная дева силой своего волшебства превратила хижину в роскошный дворец, вокруг которого раскинулся пальмовый сад. Старшую жену Рамбха одарила драгоценными украшениями и богатыми одеждами. Вся история строится на несоответствии богатства даров и личности одариваемого. В данном случае, дары приносятся недостойному, поэтому этот текст не может стать частью канона и существует, как апокриф.
В.Черёмухина
Read more: http://www.acapod.ru/3981.html#ixzz0aDkYWchu
Подарки в скандинавской мифологии Воинственные викинги были грозой всей Европы, и подарков соседям не дарили, наоборот – во время разбойничьих набегов отнимали последнее. Да и между собой норманны не ладили, зачастую грабя более удачливых соплеменников. И, казалось бы, тема подарка должна была быть для скандинавов не интересна и не актуальна. Однако, обратившись к источникам, донесшим до нас мифы и предания древних скандинавов, мы увидим, что подарки в них удостаиваются не только упоминания, но и достаточно подробного разговора.
В «Старшей Эдде» - сборнике поэтических религиозных песен, о подарках говориться в «Речах Высокого». Высокий – одно из имён Одина, верховного бога норманнской мифологии. Один бог-демиург, бог-странник, бог-философ, изобретатель поэзии. В своих речах Один поучает смертных, даёт им свой завет, список жизненных правил. Одно из них – заповедь о дарах для друзей. Дружба не может жить только памятью о прошлом, и нуждается в постоянном подкреплении – частых встречах, взаимной откровенности и подарках.
«Если дружбу ведешь и в друге уверен и добра ждешь от друга,- открывай ему душу, дары приноси, навещай его часто».
Подарок в данном контексте можно трактовать двояко. С одной стороны, одаряя человека, ты подкупаешь его, питаешь его чувства к себе:
«Оружье друзьям и одежду дари – то тешит их взоры; друзей одаряя, ты дружбу крепишь, коль судьба благосклонна».
С другой – всего лишь исполняешь свой долг дружбы, поддерживаешь мировую справедливость:
«Надобно в дружбе верным быть другу, одарять за подарки; смехом на смех пристойно ответить и обманом - на ложь».
Расчётливость в деле дарения не нужна и даже вредна.
«Добра не жалей, что нажито было, не скорби о потере».
Скупясь на подарки, добра всё равно не сохранишь, - поясняет бог-воин.
«что другу обещано, недруг возьмет – выйдет хуже, чем думалось».
И тем самым разговор о дружбе и человеческих взаимоотношениях переходит на уровень философских обобщений. Это уже не только заповедь, но и констатация законов мироздания: человек не в силах предвидеть будущее, «добро» материального мира преходяще и дорожить им недальновидно. Но, несмотря на то, что любой подарок – не более, чем тленный и недолговечный предмет, человеческая натура такова, что Высокому не приходилось встречать «радушных и щедрых, что стали б дары отвергать; ни таких, что, в ответ на подарок врученный, подарка б не приняли». Таким образом, материальный подарок становится способом заполучить нечто в действительности ценное – любовь других людей. А это и есть счастье щедрых, о котором толкует Один. Если человек своей жизнью не смог вызвать ничьей любви, то смысла в его существовании нет –
«Сосна, у дома возросшая, сохнет, корой не укрыта; и человек, что людям не люб,- зачем ему жить!»
Но формула любви не проста – для того, чтобы она возникла может быть недостаточно самых дорогих подарков. И обратившись к другой песне «Старшей Эдды», истории Гудун, невесте, потерявшей своего жениха, мы видим, как конуг Атли и его семья пытаются при помощи подарков добиться благосклонности девы.
«Гримхильд напиток мне поднесла терпкий, студеный, чтоб горе забыла я: сдобрен он был силой земли, холодной волной и кровью вепря».
Гримхильд обещает Гудун, множество даров:
«золота груду, все, что отец в наследье оставил, кольца червленые, Хлёдвера земли, ковер драгоценный… Девушек гуннских, ткущих искусно, золотом шьющих тебе на забаву,- Будли сокровища будут твоими», -
но подарки и обещания не приносят желаемого результата. Наоборот обилие подарков заставляет Гудун сомневаться в искренности дарителей –
«Каждый пытался подарок вручить мне, подарок вручить и в печали утешить, как будто могли горе мое этим унять, но им я не верила».
Если иногда дорогие подарки оказываются неуместными, то скромные подарки подчас могут значить очень много, поучает Один:
«Подарок большой не всюду пригоден, он может быть малым; неполный кувшин, половина краюхи мне добыли друга».
Так что секрет настоящего подарка не в его величине или стоимости, а в искренности порыва дарящего, в щедрости души:
«Щедрые, смелые счастливы в жизни, заботы не знают; а трус, тот всегда спасаться готов, как скупец - от подарка».
Причины столь пристального внимания к теме подарка, можно понять, если обратиться к представлениям древних норманнов о мире. Природа и общественное устройство норманнов были очень жестоки – скалистая земля и бурное море не могли прокормить, в обществе основным законом было право сильного… И это предопределило то, что мир воспринимался древними скандинавами как хаос, субстанция находящаяся в постоянном распаде, лишённая правильности и закономерностей. Главной функцией богов в скандинавской мифологии было упорядочивание мира, защита космоса и людей от чудовищ хаоса. И выполнение обращённых к людям заповедей Одина было не столько гарантией попадания в языческий рай - Вальхалу, сколько способом обезопасить свою жизнь от непредсказуемости и хаоса. Таким образом, огрубевший в борьбе с врагами и стихиями, бородатый и жестокий воин, вручая другу подарок, пытался привнести немного гармонии в свою полную диссонансов жизнь.
Виктория Черёмухина
Read more: http://www.acapod.ru/3982.html#ixzz0aDkrl8gr Библия. Встреча Соломона и царицы Савской Глава 10
Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце.
И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он ни изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил...
И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться...
И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей...
Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли, и псалтири для певцов. И никогда не приходило столько красного дерева, и не видано было до сего дня...
И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.
Read more: http://www.acapod.ru/1395.html#ixzz0aDkzyuA3
|