Студопедия — Догматы и этические принципы кальвинизма. Организация кальвинист-ской церкви.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Догматы и этические принципы кальвинизма. Организация кальвинист-ской церкви.






После военного поражения Цюриха центр реформаторского движения в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги. Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе:

1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Фран-ции;

2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским горо-дом;

3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;

4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.

Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)?

Жан Кальвин латинизированное имя от французской фамилии Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей «строгой, неумолимой диалектики» (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма «Три мушкетера», хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.

Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – «обвинительный» падеж). Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже «сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии», – читаем в лекциях Грановского.

В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд «Наставление в христианской вере». В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы.

В первые годы (1536-1537) в Женеве было крайне неспокойно. Хотя у власти находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности «лектора Священного Писания» вмешался в борьбу на стороне первых. Но, был не понят!

Женевские бюргеры были недовольны теократическими идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел в изгнании в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию. Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом «женевского папы» (такое прозвище имел Кальвин) стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж. Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.

В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист. Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде «Наставление в христианской вере» он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.

Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли. Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций.

В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира. «Абсолютное предопределение» Кальвина опиралось на лютеровский тезис «об оправдании верой» и цвинглианский «верю, чтобы знать». И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина. Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога. Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы ока-заться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет.

Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней. Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: «Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.

По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраиваю-щая простых людей: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное». Из-за нее средневековые тол-стосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в за-гробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.

В духе первого догмата Кальвин проповедовал «мирской аскетизм», крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году. В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе раннего капитализма. А пословица «живи бедно, но умри богатым» в духе Кальвина и кальвинизма.

Второй тезис о «божественном невмешательстве в закономерность мира», т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам.Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения. Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки). В свете установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения.

Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе. И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет.

Кальвин не только идеолог, но и политик. С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: «молись и работай». Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что «пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне».

За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с католической оппозицией, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви. При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», считал великий реформатор.

Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты «демократического централизма». Давайте посмотрим, как выглядела ее структура?

Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания». Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.

Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой». Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его ре-форматорское учение имело немало контрреформаторских последствий.

Это отразилось на политических взглядах женевского реформатора. Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин счи-тал, что «государство также необходимо человеку, как воздух». Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика. Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела. Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией. Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.

Таким образом, кальвинизм сложился как стройная и достаточно по-следовательная система взглядов молодой буржуазии в период раннего капитализма и первоначального накопления капитала. Так как буржуазия интернациональна в своем историческом дебюте, то и кальвинизм стал интернациональным учением, в отличие сугубо национального цвинглианства. Поэтому неудивительно, что над знаменем кальвинизма прошли нидерландская и английская революции. Однако кальвинизм содержал в себе и реакционные моменты. И это сделало его приемлемым не только для буржуазии, но и для феодальных кругов ряда стран Западной Европы. Они использовали республиканские принципы кальвинистской организованности для объединения феодальной оппозиции королевскому абсолютизму. Примером являются французские дворяне-гугеноты, политические ценности которых отличались от ценностей гугенотов религиозных, выходцев из среды горожан. Подобными же соображениями руководствовались и князья Германии, Венгрии, Польши и Шотландии. Кроме идей сепаратизма и феодальной вольницы, они использовали кальвинизм для улучшения своего материального положения. Для всех них заманчивой была идея секуляризации церковных земель и имуществ. Об этом речь пойдет в последующих лекциях.

26. Контрреформация и её последствия в странах Западной и Центральной Европы.

Реформация и крестьянская война в Германии, успех Реформации в Швейцарии затронули все страны Западной Европы. Католическая церковь, некогда незыблемая, была подвергнута осмеянию. Скандинавия была охвачена Реформацией, которой покровительствовала королевская власть. Откололась от римско-католической церкви безбожная Англия. Здесь, как и в Дании, и в Скандинавии короли щедро раздавали (или продавали) церковные владения дворянству. Основательные и бережливые бюргеры Германии и Нидерландов решительно отвергали все церковные поборы и вымогательства, а немецкие и австрийские крестьяне надеялись вместе с духовенством «прижать» и своих собственных дворян. Реформационное движение одерживало все новые и новые победы, оно угрожало даже папским владениям в Италии. Даровитый дипломат папской канцелярии Джованни Мороно писал: «Не следует забывать, что в воздухе носится еретическая зараза, все спорят и толкуют вкось и вкривь о догмах церкви, всякий считает себя теологом и предлагает какие-то ново-введения в религии».

Распространению Реформации способствовали образованнейшие лю-ди разных стран. Ученые-гуманисты, даже оставаясь католиками, подвергали резкой критике моральные устои папского Рима, католических монашеских орденов, высшего и низшего клира. Казалось, что никогда еще церкви не угрожала такая опасность, как в 30-40=е годы XVI века. Казалось, она вот-вот рухнет под натиском своих многочисленных врагов. Эту угрозу не могли не ощущать сами церковники и их сторонники. Как уже отмечалось, реформационное движение в Европе не было единым. В нем, по меньшей мере, можно выделить три направления: королевско-княжеское; бюргерско-буржуазное; крестьянско-плебейское. Каждое из них понимало Реформацию по-своему, дополняло теорию своими практическими действиями, вкладывая в них свои мечты и идеалы. Эти практические действия предполагали изменения не только католической церкви, но и существующей жизни. Активизация крестьянско-плебейского лагеря вылилась в невиданное по масштабу крестьянское восстание, войну 1524-1525 гг. Выступление крестьянства заставило многих государей Европы вернуться в лоно католицизма, таким образом, папский Рим нашел в их лице своих надежных союзников.

Вслед за Реформацией папство возглавляет религиозно-политическое движение, направленное против Реформации, то есть Контрреформацию.

Как же это историческое явление оценивается в историографии?

1. Грановский Т.Н. и историки российской исторической школы тер-мин «контрреформация» не употребляют, а все шаги, предпринятые пап-ством, рассматривают:

а) как «возрождение католицизма»;

б) наступление на свободомыслие.

2. В германской историографии XIX века сложились две точки зре-ния на контрреформацию, они зависили от религиозной принадлежности авторов. Историки-протестанты считали контрреформацию борьбой со свободомыслием в Европе, наступлением реакции. Исследователи-католики чаще писали об «обновлении католицизма». Интересно, что и в современной западной историографии эти точки зрения присутствуют.

3. В наше время освободиться от «партийности» истории пытаются историки французской школы «Анналов». Это им принадлежат два исключающие друг друга тезиса: а) «история должна писаться на основании источников», б) мировая цивилизация накопила такое количество источников, что в истории можно доказать практически все. Люсьен Февр выступил против термина «контрреформация». Он призывал историков придерживаться принципа разграничения, «есть религия и есть церковь». Это две разные плоскости, в одной из которых – организация церковная и политическая; в другой – внутренняя жизнь человека и его духовная свобода. Применительно к учению Мартина Лютера, Февр также предложил разграничивать «лютеризм» (церковь) и «лютеранство» (идеологию). Но ведь сам великий реформатор не отделял свою догматику от идеи реформированной церкви, они у него едины. Критикуя термин «контрреформация», Февр старается не касаться сути явления. Это делает его позицию чрезвычайно уязвимой.

4. Отечественная (марксистская) историография исходила из абсолю-тизации классовой борьбы и классовой природы любых событий. Так И.Р.Григулевич в своей работе «Инквизиция» дает следующее определение: «Контрреформация – это реакционное религиозно-политическое движение в Западной Европе XVI-XVII вв., возглавляемое папством и направленное против Реформации». Он считает, что по своему характеру это движение являлось своего рода контрнаступлением в религиозной форме феодальных сил, пытающихся упрочить феодальный строй в эпоху его разложения.

Нам кажется, что в контрреформационном движении отчетливо прослеживались две тенденции: более слабая – это попытка перестройки католической церкви в духе незначительного обновления; более сильная – карательная, запретительная, насильственная борьба с религиозным инакомыслием.

С этой целью папство прибегло к организационной и идейной пере-стройке католической церкви. Эта перестройка включала в себя:

1. Организацию новых монашеских орденов театинцев, капуцинов, барнабитов и самое главное – иезуитов (1540).

2. Реорганизацию папской инквизиции (1542).

3. В целях подчинения полному контролю духовную жизнь общества папы издают с 1559 года Индекс (список) запрещенных книг.

4. Действенным оружием перестройки католической церкви и борьбы с инакомыслием стали решения Тридентского собора (1545 - 1563).

2. Орден иезуитов и папская инквизиция

Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, одной фразой, опреде-лил цели новой монашеской организации: «Лютер требует реформы церкви? Мы ему противопоставим нашу контрреформу».

Испанский дворянин Иньиго (Игнатий) Лопец де Ренальде де Оназ и де Лойола был восьмым по счету сыном в обедневшей дворянской семье. Не рассчитывая на большое наследство и желая жить соответственно своему происхождению, он избрал военную службу и активно участвовал в итальянских войнах. В 1521 году был ранен при осаде Памплоны. Личная храбрость испанского воина поразила французов, и они оказали испанскому офицеру первую медицинскую помощь. В дальнейшем, с переломами ног он был отправлен на лечение домой. Вскоре Лойола с ужасом узнал, что одна нога срастается неровно, криво. Для человека, наделенного неутомимым честолюбием, тщеславного и крайне бедного, это несчастье казалось невыносимым, ибо оно не оставляло надежд на возвращение к военной службе, а затем и в общество «золотой испанской молодежи». И Лойола без всяких колебаний идет на крайнюю меру: он просит повторить операцию, вновь сломать ему ногу и наложить новые шины. Легко вообразить, как мучительна была эта операция при тогдашнем уровне хирургии: однако Лойола все вытерпел. Кость сломали, но она вновь срасталась криво. Пришлось пережить еще одну мучительную операцию, но все напрасно – одна нога осталась короче другой: о походах, дуэлях, танцах надо было забыть. Лойола и тут не хотел сдаваться – им был придуман особый ворот, который изо дня в день вытягивал ногу. Новая пытка стоила предыдущей. Но нога осталась короткой на всю жизнь. Он был тринадцатым ребенком в семье и восьмым сыном, поэтому ему не приходилось надеяться на наследство. Оставался один путь – быть слугой церкви. По мнению Т.Н.Грановского обращение к Богу было связано с болезнью Лойолы. Во время долгих месяцев лечения, он начал читать легенды о святых. Это произвело на бывшего офицера чрезвычайно сильное впечатление, воображение его распалилось; все свои рыцарские понятия он перенес на религию. Такие явления не были редкостью в то время, а он был сыном своего времени. Лойола вообразил себя рыцарем девы Марии.

Так начинается его путь в религию. Он отправился в Монсерратский монастырь, переночевал в часовне Богородицы, оставил там свое боевое оружие и сменил офицерский мундир на лохмотья. А далее более... Он стал нищенствовать, вызывая изумление и кривотолки знакомых, и, наконец, чтобы заставить говорить о себе округу, стал «спасаться в пещере». Именно в ней он написал свои «Духовные упражнения» – настольную книгу иезуитов.

В 1523 году Лойола посетил Палестину. Целью этой поездки стало желание разнести повсюду поклонение Святой Деве и обратить в христианство мусульман-арабов. Но когда он прибыл на Восток, его поразило собственное невежество: он не мог ответить ни на один серьезный вопрос мусульман и явно проигрывал в спорах с ними. А проигрывать Лойола не хотел. Он вернулся в Европу с сознанием собственного бессилия и с желанием учиться. Сначала он обучался в испанских университетах. В 1531 году в возрасте 40 лет Лойола прибыл в Париж, он хотел учиться в Сорбонне. Наука давалась ему нелегко, но Лойола отличался удивительным упорством и работоспособностью, он умел подчинить себе людей и делать их соучастниками своих планов. Вскоре друзья и единомышленники объединились в небольшой кружок «компания Иисуса» (рота Иисуса). Уставом этого кружка и стали его «Духовные упражнения». Этот кружок практически начал действовать в Париже в 1534 году. Однако вскоре Лойола переехал в Венецию, за ним последовали и его друзья. В 1540 году папа Павел III официально признал новую организацию. Была выделена и главная цель ордена – вернуть заблудшие массы в лоно католической церкви. Лойола был убежден, что в начале нужно привлечь всеобщее внимание к новому ордену. В первое время иезуиты старались заработать себе хорошую репутацию. Они основывали приюты для сирот и престарелых, лечили заразные болезни, занимались благотворитель-ностью, открывали школы, лучшие в Европе. Когда же им это удалось, они заставили репутацию работать на себя.

В это же время сложилась и организационная структура ордена. Во главе его стоял генерал, хотя формально высшая власть в ордене принадлежала генеральной конгрегации – в нее входили высшие сановники ордена. Весь мир иезуиты разделили на провинции-роны. Каждая такая провинция включала несколько стран. Во главе провинции-роны стоял провинциал, он лично подчинялся генералу ордена. В отличие от монахов других монашеских орденов иезуиты жили в миру, а не в монастырях. Главной обязанностью иезуитов было находиться в центре общественной жизни и оказывать влияние на эту общественную жизнь в интересах католической церкви. Для выполнения этой задачи орден был построен на жесткой дисциплине и централизации. Долг повиноваться младшего старшему четко определил сам Лойола: «Подчиненный должен смотреть на старшего, как на самого Христа, он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях... Если бы Бог, – учил Лойола, – дал тебе в повиновение животное, лишенное разума, ты должен не колеблясь, подчиняться ему, потому что так угодно Богу». С этим слепым послушанием было связано и особое понятие «коллективной совести». Рядовому иезуиты предписывалось (ради веры) лгать, хитрить, убивать. Отвечать за это будет орден в целом.

У ордена было три главных направления деятельности:

1. Воспитание молодых людей в духе католицизма.

2. Возвращение в лоно католической церкви бывших протестантов и борьба с ересями.

3.Миссионерская деятельность, то есть борьба за утверждение католицизма в американских и азиатских колониях.

Какие же средства использовали иезуиты для решения своих задач?

Так как шла напряженная борьба за умы людей, то, в первую очередь, под контролем ордена создавались общеобразовательные и духовные школы. Преподавание в этих школах было отличным. Во-вторых, иезуитские священники стремились привлечь в исповедальню как можно больше людей. Шепотом произнесенные признания давали ценные тайные сведения (разведка, шпионская деятельность была поставлена отлично). Короли и вельможи находили в лице иезуитов снисходительных наставников, покрывающих любые грехи царствующих особ, убаюкивающих их совесть. В-третьих, как священники они использовали проповеди для увеличения числа членов ордена и укрепления католической веры. С помощью проповедей они привлекали в свои ряды нехристиан – жителей Америки, Азии и Африки.

Слово «иезуит» вошло в нашу речь как символ вероломства и ковар-ства, сочетающийся с внешним благочестием. Орден иезуитов не раз изго-нялся из ряда стран. Королева Елизавета I изгнала членов ордена из Англии еще в 1581 году, позднее они были изгнаны из Португалии (1759), затем из Франции (1764) и Испании (1767) и других стран. В 1773 году папа Климент XIV вынужден был распустить орден «на вечные времена», генерал и многие другие члены ордена были даже арестованы. Правда, «вечные времена» продолжались только 41 год, в 1814 году папа Пий VII восстановил орден. Интересный факт, в период своего запрета иезуиты нашли убежище в Пруссии и России. В нашей стране им покровительствовали Екатерина II и Павел I. Во времена Александра I и наполеоновских войн Грубер, глава иезуитов в России, был агентом Наполеона Бонапарта. Только в 1820 году иезуиты были изгнаны из России.

Однако орден иезуитов избрал методы относительно мирные. Кара-тельные функции принадлежали папской инквизиции. Борьба с инакомыслием началась, конечно же, не в XVI веке. Еще Феодосий Великий в 382 году создал специальный институт расследования – инквизицию (от лат. inquisitio расследование). В 1542 году папа Павел III учредил «священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище с правом действия во всем христианском мире». Папская инквизиция просуществовала очень долго, только в 1965 году она была реорганизована в конгрегацию вероучений.

Структурно инквизиция делилась на папскую и национальные. Верховным главой инквизиции был римский понтифик. Ему подчинялись инквизиторы – обычно члены монашеских орденов доминиканцев и францисканцев. Именно они были руководителями инквизиции на местах. В католических государствах действовали инквизиционные суды, особенно активно в Испании и Португалии. Каждый такой суд возглавлялся судьей-инквизитором, другими членами суда были прокурор, врач и палач. Прокурор это, как правило, один из монахов на службе инквизиции. Он выступал в роли обвинителя. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно, под пытками. Роль палача – исполнение приговора. Кроме руководящего состава трибунала имелся подсобный: тайные доносчики, тюремные слуги и т.д. При поступлении доноса в инквизиционный суд, дальнейшая судьба человека решалась очень быстро: обвинение, допрос, пытки, приговор «аутодафе» (то есть торжественное оглашение приговора) и исполнение приговора. Часто это была смертная казнь «без пролития крови», т.е. костер. Обычно приговоренного одевали в позорное одеяние – санбенито и провозили по улицам города. Казнь превращалась в торжественное зрелище.

Можно согласиться с мнением Карла Маркса: «Благодаря инквизиции церковь превратилась в самое страшное оружие абсолютизма... Вокруг лились потоки золота, звенели мечи, и зловеще горело зарево костров инквизиции».

Борьба с инакомыслием продолжалась, и ее жертвы не скрывались. Так как одним из главных зол многие служители католицизма считали кни-ги, то в помощь ордену иезуитов и инквизиции был учрежден Индекс (список) запрещенных книг. Первое официальное издание индекса вышло в 1559 году. Он был составлен римской инквизицией. В 1571 году была создана Конгрегация индекса – настоящий департамент цензуры католицизма. Конгрегация имела судебные функции. Она могла отлучить автора от церкви или даже передать дело в инквизиционный суд. В XVII веке пострадал за свою книгу «История Тридентского собора» итальянский историк Паоло Сарпи. Правда, кроме книги он был известен еще и тем, что вмешался в политический конфликт Венецианской Республики с Ватиканом, за что был убит иезуитами. Конгрегация существовала с 1559 до 1966 года. За это время вышло 32 издания (списка) запрещенных книг. Последний 32 том был издан в 1948 году. Историки считают, что до Великой французской революции 1789 года Индекс был довольно эффективным оружием церкви, после революции его издания мало волновали просвещенные умы Европы.

3. Тридентский собор и успехи контрреформации в Европе второй половины XVI—начала XVII вв.

Широта распространения реформационного движения и популярность протестантских идей указывали на необходимость проведения некоторых реформ в самой католической церкви. Причем провести эти реформы мыслилось так, чтобы не пойти на уступки реформации в целом. С этой целью и был создан собор в городе Триденте (Тироль) или Тренто. Собор заседал с перерывами 18 лет (1545-1563). С самого первого заседания на соборе начались противоречия, которые и определили две тенденции, два подходы к проблеме реформирования католической церкви.

1. Наиболее радикальная группировка была представлена императором Карлом V, а также делегациями Испании и Франции. Они настаивали на решении вопросов по реформе самой католической церкви, требовали решительной борьбы со злоупотреблениями духовенства, выступали за повышение морального облика духовенства. Делегации Германии и Испании склонны были даже пойти на уступки протестантам в области догматики.

2. С непримиримых позиций выступила папская партия, ее поддержа-ли иезуиты и священники Италии. Т.Н.Грановский считает, что на первых заседаниях собора две трети его делегатов были из Италии и всего два не-мецких епископа на 200 человек. Папская или итальянская партия заняла непримиримую позицию по отношению к Реформации. Ее сторонники выдвинули главной задачей собора укрепление церковного единства в борьбе с протестантами, по вопросам догматики они также выступили против любых компромиссов.

Из-за разногласий между партиями Павел III закрыл собор. Правда, причиной закрытия собора было еще одно обстоятельство. В 1547 году Карл V одерживает военную победу над немецкими протестантами. Папа, с одной стороны, помогает императору деньгами и людьми, а с другой – опасается, что эта победа может быть окончательной и Карл V заговорит на соборе языком властелина. Поэтому еще до окончания войны Павел III отозвал своих солдат, прекратил помощь деньгами и в 1547 году перенес заседания собора из германского Тренто, где он чувствовал «дыхание победоносного императора», в Болонью, вторую столицу папской области. Так как германские епископы отказались ехать в Болонью, с 1547 по 1551 год собор не функционировал. Он был возобновлен только в 1551 году папой Юлием III. Карл V, для которого вопрос о власти был выше вопроса о вере, все же рекомендовал протестантским князьям явиться на заседания собора. Некоторые из них приехали в Тридент. Однако в дело вмешалась Франция. Французский король Генрих II (1547-1559) вел переговоры с протестантами Германии, надеясь закрепиться в трех германских епископствах: Туль, Мец и Верден. Это изменило положение дел в Империи. Карл V снова начал борьбу с протестантами. С 1552 по 1562 год собор не функционировал. Италия в это время покрылась сетью инквизиционных трибуналов. Даже папский дипломат кардинал Джованни Мороне, который выступал на первом заседании собора по вопросу «об оправдании верой» в примирительном духе, был арестован инквизицией и некоторое время провел в тюрьме.

В 1556 году Карл V отрекся от престола. Распалась унивесалистская империя. Испанскую корону он передал своему сыну Филиппу (Филипп II Испанский), имперская корона досталась брату Карла V Фердинанду I. Несчастный Карл V, неутомимый борец за веру во славу империи, послед-ние два года вел себя очень странно, постоянно корил себя за то, что не смог противостоять ни протестантам, ни папам. Религиозный мистицизм довел его до безумия (он даже при жизни сам себя отпел, то есть «заочно» похоронил). Умер бывший император в 1558 году.

В январе 1562 года папе Пию IV удалось возобновить деятельность собора.

На последнем заседании собора католики заняли непримиримую позицию по отношению к протестантизму. Собор закончился победой папской партии. В целом Тридентский собор организационно усилил католическую церковь.

1. Он подтвердил верховенство папы над собором.

2. Увеличил власть епископов в пределах их епархий.

3. По инициативе Собора были созданы специальные семинарии по подготовке священников.

4. Собор обязал монашеские ордена пересмотреть свои уставы, укре-пить дисциплину.

5. Важнейшим результатом Тридентского собора было усиление гонений на свободомыслие, расширение деятельности инквизиции.

Таким образом, Тридентский собор определил стратегию и тактику католической церкви в переходный период от средневековой к индустриальной цивилизации. Опираясь на решения собора, папство укре-пило все звенья церковной организации. Со второй половины XVI века католическая идеология одержала победу в Испании, Чехии, Польше, Италии и Папской







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1694. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия