Студопедия — Живопись и графика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Живопись и графика






Португалия

В Португалии известна одна пещера Эскураль в провинции Алентежу. Она была открыта в 1963 г. В. Доминго Фернандесом. Раскопки Ф. дос Сантоса вскрыли неолитический слой, а на стенах пещеры «классический» набор персонажей палеолитического искусства: лошади, быки, олени, козлы. Специалисты датируют живопись временем от позднего мадлена до мезолита.

За последние 20 лет в долине р. Коа (рис. 1.22) и в некоторых других местах (Рибейра да Сардина, Мазуко, Сабор и Окреза) был обнаружен целый ряд местонахождений петроглифов под открытым небом, палеолитический возраст которых сейчас уже доказан (Zilhao, 1998). С петроглифами на берегах Коа (рис. 1.23) связана очень показательная история, хорошо знакомая российским археологам. Здесь намечалось строительство плотины. Водохранилище должно было затопить часть долины вместе с петроглифами (рис. 1.24), которые рассредоточены на прибрежных плоскостях на протяжении примерно 17 км. Протесты научной общественности и деятелей культуры сыграли свою роль. Строительство было остановлено. Археологи смогли досконально исследовать обнаруженные памятники и принять меры к их сохранению.

Испания

Большинство из более, чем 120 пещер с живописью и графикой было открыто за последние 20-30 лет. Из них около 100 находятся в провинциях, прилегающих к Пиренеям (Кантабрия, Астурия, Арагон и др.), а так же в долинах рек Эбро и Дуэро. Лучше других изучены и всемирно известны своей живописью, гравировками и мелкой пластикой кантабрийские пещеры: Альтамира, Кастильо,Чименеас, Пасьега и Монедас. Из них заслуженной славой и популярностью пользуется пещера Альтамира, с которой собственно началось научное изучение палеолитического пещерного искусства.

Альтамира находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар (рис. 1.25). Сама пещера известна давно. О ее существовании знали все в этой округе. Здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники.

Как отмечалось выше (2.1), живопись была здесь открыта в 1879 г., спустя 11 лет после обнаружения пещеры, После Саутуолы и Вилановы пещеру изучали: А. Брейль, Г. Обермайер, П. Тейяр де Шарден, А. Леруа-Гуран. Общая протяженность пещеры около 500 м. Росписи: силуэты рук, бизоны (белая, желтая, красная, фиолетовая, коричневая, черная краска); гравировки: антропоморфные фигуры. Раскопки подтвердили, что в пещере есть культурный слой солютре-мадленского времени. Радиоуглеродные даты: 15.440±200, 13.570±190, 13.940±170, 14.330±190.

Наиболее известен плафон (рис. 1.26, по: Bahn, Vertut, 1997) – роспись низкого потолка в одном из «залов» пещеры слева от входа. Общая площадь плафона – около 100 кв. м. Здесь художники умело сочетали красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур. После того, как палеолитический возраст живописи в пещере Альтамира был всеми признан, споры переместились в другие плоскости, о чем речь пойдет в разделе о хронологии.

Альтчерри. «Страна басков», предгорья Пиренеев примерно в 15 км на ЮЗ от Сан-Себастьяна. Пещера была открыта в 1956 г., но живопись в нем обнаружили только в 1962. Раскопки у древнего входа показали наличие следов человеческой деятельности. Пещера «двухэтажная». Общая протяженность нижней и верхней галерей около 200 м. Зафиксировано более 100 изображений (живопись и гравировки). Преобладают (52) изображения бизонов (рис. 1.27). Встречаются также изображения лошадей, маралов, северных оленей (рис. 1.28) и т.д. Датировка – поздний мадлен.

Экен. «Страна басков», предгорья Пиренеев, в 25 км на ЮЗ от Сан-Себастьяна близ деревни Зестоа. Живопись, обнаруженная в 1969 г., представлена традиционными для мадлена изображениями лошадей (рис. 1.29), бизонов, оленей, козлов и т.д. Здесь не найдено изображений мамонта, носорога и других представителей фауны раннего верхнего палеолита. Сравнительно недавно в Испании на открытом воздухе обнаружены петроглифы эпохи палеолита: Доминго Гарсия, Сьега Верде, Педрас Бланкас.

Франция

 

На сегодняшний день во Франции известно около 180 пещер с живописью и графикой. Большинство из них сосредоточено в департаментах, прилегающих к Пиренеям с севера (Дордонь, Арьеж, Ло, Верхние Пиренеи и др.) и с востока (Ардеш). Среди них широко известны своей живописью, гравировками и мелкой пластикой такие пещеры как Ляско, Руффиньяк, Фон де Гом, Труа Фрер, Шове, Коске и многие другие.

Шове. Пещера Шове – одна из самых громких сенсаций последних лет не только археологических, но общекультурных. Она находится на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны. Поблизости расположена широко известная во Франции природная достопримечательность – «Арочный Мост» (Понт д’Арк). Так здесь называют огромную промоину в скале, которая создает впечатление перекинутого через реку гигантского моста с высотой пролета в 60 м.

Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр (рис. 1.30, 1.31, все фото по: Chauvet et al., 1995). Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход. Пройдя несколько десятков метров и увидев следы красной охры, а затем фигуру мамонта, спелеологи поняли, что открыли новый памятник палеолитической живописи.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой (рис. 1.32). В третьем – гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов – следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. Несколько росписей датировано по технологии AMS (подробнее см. гл. 5). Возраст «черных носорогов»32 410±720 л.т.н. (рис. 1.33). Возраст самых поздних из датированных изображений 19.510±560 л.т.н. Таким образом, все росписи вместе перекрывают интервал почти в 13 тыс. лет (!) с «паузами» от 6 до 2 тысяч лет. Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления о времени появления искусства эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину. Однако не все специалисты согласны с этими датировками. Дискуссия продолжается. О пещере Шове опубликованы десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. Поразительно, что, первый альбом вышел в свет всего через 3-4 месяца после открытия, в апреле 1995 г. (Chauvet et al., 1995; Clottes et al., 2001).

Ляско. Одна из самых известных во Франции и во всем мире пещер с палеолитической живописью. Департамент Дордонь, долина р. Везер, близ городка Монтиньяк. Пещера находится на краю плато, возвышающегося над рекой Везер. Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под р. Везер к поместью Ляско проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти-то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад – великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита. Ни в одном из известных нам источников не указывается общее количество изображений в пещере Ляско. По разным данным их от 800 до 2000. Аббат Глори, служивший здесь с 1952 по 1963 год, обнаружил более 2000 изображений различных животных (лошадей, бизонов, оленей, быков и др.), которые полны движения и гармонии (рис. 1.34, 1.35, 1.36).

В одном из ответвлений («дивертикулов») в колодце глубиной 6 м на вертикальной стене в очень неудобном для рисования месте запечатлена одна из самых знаменитых палеолитических фресок – столкновение человека с разъяренным быком (рис. 1.37). Здесь приведена фотография этой сцены. Из нее хорошо видны неровности поверхности стенки колодца и поэтому сцена просматривается не вполне четко. На следующей иллюстрации (рис. 1.38) приведена проекция изображения на гладкую плоскость. Вообще в первобытном искусстве очень трудно находить сцены с достаточно прозрачным смысловым содержанием. В данном же случае перед нами, несомненно, сюжетное, повествовательное произведение изобразительного искусства (подробнее см. гл. 6).

В разные годы живопись и культурный слой в пещере изучали Брейль, Ламинь-Эмпрер, Леруа-Гуран и другие исследователи. Среди находок А. Глори из культурного слоя в колодце следует отметить редкую для верхнего палеолита вещь – светильник, выточенный из тонкого песчаника, с ручкой, украшенной прорезными линиями (рис. 1.39).

В 60-е гг. пещера Ляско стала своеобразным полигоном для разработки, испытания и внедрения в практику методов консервации, реставрации и музеефикации палеолитической пещерной живописи (подробнее см. гл. 4).

 

Нио (рис. 1.40). Департамент Арьеж, окрестности города Тараскон-сюр-Арьеж, долина р. Викдессо. Пещера открыта в 1906 г. Живопись была открыта капитаном Моляром. Первые изображения находятся в 500 м. от входа. Это – различные знаки, выполненные красной охрой, за которыми следуют гравированные изображения двух бизонов и угловых знаков. Гравированные изображения видны также на полу пещеры. Всего в пещере 104 изображения животных, из них две трети – в Черном Салоне. Много знаков (более 300) и 15 рисунков плохо различимы и не поддаются расшифровке. Пещеру изучали Брейль, Картальяк, Ламинь-Эмпрер, Леруа-Гуран, Клотт. Общая протяженность пещеры 2 км. Нио – самая большая из известных пещер с живописью: высота потолков – до 60 м. Наиболее выразительная живопись в Черном Салоне (около 800 м от входа, рис. 1.41). Животные почти всегда изображены в профиль, так как в таком положении их легче всего узнать. Рядом с почти схематичными набросками здесь соседствуют фигуры животных с тщательно прорисованными деталями, которых больше чем достаточно, чтобы просто узнать животное.

Основной темой живописи пещеры Нио является бизон. На снимке вы видите двух из семи бизонов третьего панно из Черного Салона, Как и остальные изображения, эти фигуры говорят о высоком мастерстве первобытных художников. Ни одно изображение не повторяется, у каждого животного по-особому выписаны глаза, ноздри, рога. Благодаря точности изображения, Нио является одной из пещер, где меньше всего насчитывается непонятных изображений.

Большое впечатление оставляют не только бизоны, лошади, олени, но и следы детских ног на полу (рис. 1.42). В целом живопись Нио датируется средним мадленом. Даты по С-14: центральная фигура бизона на панно I – 12890±160 л.т.н., черная черта, проведенная рядом, – 13060±200 л.т.н., малый бизон на панно V – 13850±150 л.т.н.

 

Руффиньяк (рис. 1.43). Департамент Дордонь. Пещера известна очень давно, живопись – тоже, но до 1956 г. были сомнения в ее древности. Летом 1956 Р. Робер и Ж.-Л. Нужье нашли здесь несколько изображений мамонтов – лучшие свидетельства палеолитического возраста живописи (рис. 1.44, рис. 1.45). В пещере работали Брейль, Нужье, Леруа-Гуран и др. Абсолютных датировок нет.

Как и в Альтамире, в Руффиньяк есть зал с расписанным потолком – Большой Плафон (рис. 1.46). На всей расписанной поверхности выявляются четыре характерных особенности: среди фигур преобладают мамонты; их изображения находятся в основном не в центре; фигуры лошадей изображены в левой части занимаемого пространства; один представитель каждого из четырех наиболее многочисленных видов (мамонт, бизон, коза, лошадь) изображен гораздо крупнее чем все остальные. Исследование перекрываний одних изображений другими показывает, что процесс заполнения плоскости плафона был длительным.

На одной из стен есть фриз с тремя носорогами (рис. 1.47). По поводу правого из них в свое время разгорелся спор: некоторые считали его современной подделкой. Спор не без юмора разрешил Брейль. Такую подделку мог сделать только я, – сказал Брейль, – но я ее не делал.

 

Коске. Департамент Ардеш, средиземноморское побережье близ устья Роны в нескольких км южнее Марселя (рис. 1.48). В 1985 г. аквалангист Анри Коске (на рис. 1.49 он справа, слева Жан Куртэн – археолог, обладающий навыками плавания с аквалангом) обнаружил под водой, на глубине 37 м вход в длинный коридор, уходивший с пологим подъемом в толщу береговых осадочных пород. Неоднократно, заплывая в этот проход, Коске всякий раз возвращался, не добравшись до его конца. Наконец, в июле 1991 г. он доплыл до того места, где в 170 м от входа подводный коридор (рис. 1.50) выходил внутрь пещеры, верхняя часть которой была выше "ватерлинии". На сухих стенах пещеры оказались красочные изображения (рис. 1.51, рис. 1.51a). Вся французская и европейская пресса запестрела сенсационными сообщениями.

На вопрос о том, как вход в пещеру оказался глубоко под водой, ответ довольно простой. Около 10-9 тыс. л.н. закончилась эпоха последнего оледенения и началось таяние огромных ледников, покрывавших большую часть Европы. Уровень мирового океана поднялся на 120 м по сравнению с ледниковым периодом. В то время, когда пещера посещалась древними людьми, вход в наклонный коридор был не только не под водой, а почти на 80 м выше береговой линии и на расстоянии в 11 км от нее вверх по склону (рис. 1.52).

На стенах сухой части пещеры сохранились отпечатки ладоней, изображения лошадей, козлов, тюленей и, по-видимому, пингвинов (рис. 1.53), которые жили здесь в ледниковый период. Первые радиоуглеродные даты, полученные по AMS технологии, следующие: контуры ладоней (рис. 1.54), сделанные путем набрызгивания черной краски на основе угля – 27.870±430, 27.110±390, 27.110±350 и 26.360±400. Затем, после паузы почти в 9 тыс. лет, идет серия из 6 живописных изображений лошадей (рис. 1.55), бизонов (рис. 1.56) и хищника. Датировки более поздней серии лежат очень плотно в интервале между XX и XIX тысячелетиями тому назад (19.200±220, 18.820±310, 18.840±240, 18.420±420, 18.530±180, 18.030±370). Самая поздняя дата из Коске: 16.370±350. Это – кусочек угля, скорее всего от факела, который, собственно, мог быть использован и при позднейшем посещении пещеры до того, как вход в нее стал заполняться морской водой, но уже намного позже того времени, когда пещера была расписана.

Живопись пещеры Коске еще долго будет находиться в стадии изучения (Clottes, Courtin, Vanrell, 2005). Без акваланга и высокого уровня мастерства в подводном плавании доступ в пещеру невозможен. Летом 1992 г. здесь погибли трое аквалангистов-любителей. После этого печального инцидента, вход в подводную пещеру был закрыт, а вдоль всего коридора оборудована линия жизнеобеспечения. Пока здесь побывали только отдельные специалисты. Декретом министра культуры образована специальная комиссия по изучению пещеры Коске во главе с известным авторитетом в области палеолитического искусства, главным хранителем службы национального наследия Ж. Клоттом (рис. 1.57).

 

Пеш-Мерль. Юг Франции, департамент Ло. Восточный склон одноименного холма, по имени которого названа пещера, открытая в 1922 году двумя подростками Андрэ Давидом и Анри Дютертром. Она представляет собой основную часть системы ближайших друг к другу пещер. Сейчас здесь создан музей-заповедник (рис. 1.58).

Коллекции музея в полной мере отражают деятельность древнего человека, его обыденную жизнь, его отношение к смерти и творчество. Экспозиционные залы окружают небольшой, уютный кинозал, где демонстрируются кино-, видео- и слайдфильмы научно-популярного характера. Рядом с музеем по специально построенной лестнице можно спуститься к пещере. Вместе с пещерой музей образует Центр изучения первобытной культуры Пеш-Мерль. Научным хранителем музея и пещеры является Мишель Лорбланше, крупный специалист по первобытному искусству. Подобных центров, где бы сочеталась успешная музеефикация реального памятника первобытности с высокопрофессиональным научным учреждением, в Европе, да и в мире в целом пока еще мало. Можно вспомнить небольшой, но замечательный музей у пещеры Альтамира; заповедник Монбего в Долине Чудес на юге Франции, Валь Камоника на севере Италии и еще буквально единицы. Соединив в одно целое памятник первобытного искусства и музей такого масштаба, можно решить сразу две задачи: научный персонал живет и работает в непосредственной близости от памятника, а посетители музея могут наиболее полно представить себе жизнь древнего человека во всем ее многообразии.

Ширина галерей пещеры в среднем равна 10 м., а высота сводов часто достигает от 5 до 10 м, общая протяженность более 700 м. В пещере два яруса, но изображения видны только на нижнем «этаже». Протяженность занимаемых ими плоскостей примерно равна 300 м. Это живописные и графические изображения мамонтов (рис. 1.59), лошадей в «яблоках» (рис. 1.60), контуры ладоней и различные знаки.

Кроме рисунков животных, здесь можно увидеть и антропоморфные изображения, некоторые из них довольно реалистичны. Всего на стенах пещеры насчитывается около 700 изображений. Первобытные люди оставили свой след не только на стенах пещеры: на ее полу видны отпечатки детских ног, кусочки древесного угля, остатки оленьей лопатки и три кремневых предмета: резец, лампа и обтесанный камень. Все эти находки относятся ко времени верхнего палеолита. Редкие следы, оставленные человеком на полу пещеры говорят о том, что она не была обитаема. Пещера Пеш-Мерль, по-видимому, была лишь свидетелем коротких визитов древних людей.

Датировка: 23.610±350, 22.750±390, 25.120±390 л.т.н. В 1984 г. были получены даты образцов из шурфов перед «лошадью в яблоках» (11.380±390 л.т.н. и перед «черным фризом» 11200±800 л.н.), а недавно было датировано изображение лошади – 19.300±270, метаподия оленя – 18.400±350 и другие образцы: 11.380±390, 11.200±800.

 

Верхний Форнол. Пожалуй, самая первая находка палеолитической графики под открытым небом была сделана в 1981 г. в департаменте Верхние Пиренеи Д. Сакки (рис. 1.61). Точнее, Сакки установил их принадлежность к верхнему палеолиту, а рисунки нашел отставной генерал Жан Абеланэ, который искал в этих местах древние латинские надписи на камнях и скалах, оставленные римскими легионерами во время Галльских походов. Тонкие процарапанные линии при первом взгляде едва заметны, но затем, по мере привыкания глаз, можно различить голову горного козла (рис. 1.62).

 

Пещера Трех братьев (Труа Фрер).

Россия

 

Капова пещера (Шульган-Таш, рис. 1.63). До конца 50-х гг. XX в. на территории России и всего СССР не было известно достоверно палеолитических памятников живописи или графики. Палеолитическая дата некоторых Шишкинских росписей на р. Лене вызывала много сомнений, которые позднее подтвердились. В России много карстовых пещер и давно были известны находки предметов палеолитической мелкой пластики, но живописи не находили. Поэтому открытие росписей в Каповой пещере стало научной сенсацией, пошатнувшей представления об уникальности палеолитического пещерного искусства Франко-Кантабрийской области.

Капова пещера находится на территории Башкортостана в Бурзянском районе, на правом берегу р. Белой. Теперь здесь создан государственный природный заповедник «Шульган-Таш». Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана П. И. Рычковым в одном из его историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В. И. Далем. Она представляет собой огромную карстовую полость в известняках девонского и каменноугольного периодов. Вход в пещеру располагается на расстоянии 150 метров от реки, на высоте всего 7-8 метров над ее уровнем. Пещера имеет два доступных этажа.

В 1959 г. зоолог А. В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади (рис. 1.64) Первые исследования живописи были проведены О. Н. Бадером, который установил, что она относится к эпохе верхнего палеолита (Бадер, 1965).

С начала 80-х гг. исследования продолжаются В. Е. Щелинским и В. Н. Широковым с сотрудниками. Общая протяженность всех исследованных ходов пещеры в двух ярусах – около 2 км. Здесь найдено около 40 изображений мамонтов (рис. 1.65) носорога, лошадей (рис. 1.66) бизона и различных знаков, сделанных красно-бурой охрой. В пещере ведутся раскопки, при которых обнаружены комья охры, среди которых есть истертые кусочки, и отвалившаяся от стены известняковая глыба с изображением. Радиоуглеродная датировка слоя – 14 680 ± 150 л.т.н. В культурном слое были найдены каменные орудия, сырье для изготовления которых имеет явно не местное происхождение, орудия сильно изношены. Также были найдены уникальные украшения – четыре просверленные бусины из зеленого серпентинита, подвески из тонких пластинок кости (скорее всего, бивня мамонта) и сланца. Здесь же был найден обломок глиняной лампы – исключительно редкая находка и как лампа, и как изделие из глины.

 

Игнатиевская пещера. Южный Урал, правый берег р. Сим, в 8 км ниже деревни Серпиевка, Челябинская область. Геологические условия примерно те же, что и в Каповой пещере. Как и Капова, Игнатиевская пещера известна давно. Ее упоминал П.-С. Паллас в своих «Путешествиях…», ее описывал Ф. Чернышев в «Общей геологической карте России». Название сравнительно недавнее по имени жившего здесь отшельника Игнатия, которого очень чтили местные раскольники. Прежнее название приводит Паллас – Ямазы-Таш. Входной грот шурфовали С. И. Руденко (1913) и М. А. и О. Н. Бадеры (1951, 1960-61). Живопись обнаружена В. Т. Петриным в 1980 г., точнее – следы живописи и плохо сохранившиеся фигуры, одна из которых похожа на мамонта. Принадлежность этих изображений к палеолиту оспаривается. Сомнения усиливает дата по 14С – 9 тыс. л.т.н. Однако по стилистическим особенностям одно изображение лошади (рис. 1.67) можно отнести к позднему мадлену.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия