Рекомендуемая практика. Говоря о практике по данной теме, мы прежде всего хотели бы предостеречь читателей от излишне свободного творчества в области создания вязаных рун и — тем
Говоря о практике по данной теме, мы прежде всего хотели бы предостеречь читателей от излишне свободного творчества в области создания вязаных рун и — тем более — гальдраставов. Создание магических рисунков в рунической традиции — дело не простое, требующее, прежде всего, определенной практики и опыта в использовании самих рун. Для начала же мы порекомендуем для практического использования те вязаные руны, изображения которых были приведены в иллюстрациях к данной теме, а из гальдраставов — наиболее простые символы группы Эгисхьяльмов: двенадцатиконечный крест и крест двадцатичетырехконечный, сложенный из восьми рун Альгиз. Тема 7. Брактеаты Эта небольшая тема нашего курса посвящена руническим брактеатам — специфическим произведениям древнего Искусства, в большинстве случаев имевшим сакральное, магическое предназначение. Сейчас брактеатами называются своеобразные медалеподобные круглые подвески (в основном — золотые), на лицевой поверхности которых нанесено изображение и — вокруг него — руническая надпись. Впрочем, существуют и несколько иные типы брактеатов. Большинство из них изготовлено в Скандинавии во второй половине I тысячелетия н. э., хотя известны и более поздние брактеаты, и брактеаты, изготовленные или найденные в других странах (брактеат из Вэлбэк Хилл, Британия, и др.) Классическим примером брактеата является уже неоднократно упомянутый в этой книге брактеат Вадстены, надпись на котором, выполненная рунами Старшего Футарка, содержит полную запись последнего (что имеет магический смысл) и заклинательное слово , имеющее, по нашему мнению, значение, близкое к значению слова . Магическое применение брактеатов, очевидно, связывалось в древности не только с магией самих рун, но и с изображениями на плоскости брактеата, и с расположением рун по кругу, и, возможно, с самой формой и способом изготовления, отличающим брактеаты от других медалеобразных ювелирных изделий. В этом отношении небезынтересно вспомнить древнерусские амулеты-змеевики, распространенные на Руси в начале II тысячелетия, не связанные генетически напрямую с германскими брактеатами, но восходящие, возможно, к одному общему более древнему «оригиналу». Вообще, следует сказать, что брактеаты (и похожие на них змеевики) представляют собой очень интересный тип памятников древнего магического Искусства, отработанный европейскими мастерами в течение столетий. Выглядит весьма заманчивой возможность использовать этот древний опыт в практической работе с рунами, и именно поэтому рассказ о брактеатах с руническими надписями и был выделен нами в специальную тему. Довольно часто надписи на брактеатах содержат лишь несколько рун, образующих сакральные рунические формулы или имена. Таковы, например, несущие заклинательные рунические слова брактеаты из Бьоннеруда (), из Аллеса (), из Хойструпа (), из Вэлбэк Хилл (),
из Леллинге (), или же подобные брактеату из Асума, на котором начертана надпись — «Я, Акарь, делал». Оба эти типа получают развитие в брактеатах с более длинными надписями, имеющими тот же характер. Усложнением брактеатов, несущих сакральные рунические формулы, являются брактеаты, надписи на которых представляют собой сложные комбинации магических слов. Таков, например, Сконельский брактеат, надпись на котором () составлена из четырех уже известных читателю сакральных рунических слов, записанных с использованием вязаных рун. Известны и брактеаты, заклинания на которых представляют собой довольно большой связный смысловой текст. Вот надпись на Сьелландском брактеате: , что в переводе означает: «Я прозываюсь Хариуха, ведаю опасное, приношу удачу». Среди прочего в данном заклинании одним из действующих магических «средств» является сакральное слово auja («удача»; также — «счастье», «успех»). Это слово употребляется во многих рунических заклятьях, в том числе — на брактеатах. Так, используется оно в другой большой надписи — на брактеате из Скодборга: Первая часть заклинания состоит из трижды повторенной фразы «удачи Алавин», где Алавин — это, очевидно, имя человека, для которого был изготовлен брактеат. Далее следует руна Йер, имеющая здесь не алфавитный, но понятийный и магический характер, и завершается заклинание именем Алавин, которое можно понимать или как имя мастера, изготовившего данный амулет, или как имя другого человека, некоторым образом связанного с Алавин. В заключение следует сказать и о центральном изображении брактеатов, являющемся их необходимым элементом. Как читатель уже мог заметить по приведенным выше иллюстрациям, эти изображения довольно стандартны: в основном в них используются в разных сочетаниях — мотивы воина, коня и птицы. Возможно, здесь присутствует влияние сакральной Традиции континентальных кельтов, но в рамках данного курса происхождение этих изображений имеет второстепенное значение, гораздо важнее их сакральное значение. В целом можно утверждать, что центральные изображения на брактеатах посвящены традиционному богу власти, богатства и магии (Один, он же Белес или Меркурий) — по крайней мере именно ему они были посвящены изначально. Воин здесь изображает самого бога (на некоторых брактеатах можно видеть стилизованные рога, являющиеся его атрибутом); птица — символ мудрости и вестник богов (сравн. с воронами Одина); наконец, конь — символ одновременно благосостояния и «шаманского путешествия» (сравн. со Слейпниром, конем Одина).
* * *
|