Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рекомендуемая практика. Прежде чем предложить читателю ту или иную практику по данной теме, следует оговориться (пусть и повторяясь) о двух принципиальной важности моментах.





Прежде чем предложить читателю ту или иную практику по данной теме, следует оговориться (пусть и повторяясь) о двух принципиальной важности моментах.

Итак, во-первых, холодное оружие, обладающее теми или иными магическими свойствами — а оно обладает таковыми уже в силу самой своей природы! — может принадлежать к одному из двух классов:

1) боевое (или охотничье) оружие, магически измененное для придания ему нужных качеств; такое оружие может, помимо основной своей функции, выступать в качестве своего рода волшебного предмета, «талисмана»;

2) оружие с магическими свойствами, используемое в качестве магического инструмента и не находящее себе иного применения.

Во-вторых, следует помнить о том, что любое оружие, будь оно магическим или боевым, требует искусства и мудрости в применении; вот как говорит об одном из древних священных мечей Старшая Эдда устами Скирни-ра, слуги бога Фрейра:

…меч, разящий ётунов род,

если мудрый им бьется…

(Поездка Скирнира, 9)

Вывод, который читатель должен сделать для себя из последнего замечания, прост: не умеешь — не берись. (И мы просим прощения за несколько нарочитую грубость.)

Что же касается первого замечания (относительно двух классов холодного оружия, обладающего магическими свойствами), то здесь мы должны отметить, что собственно технологии создания магических инструментов выходят за рамки данного курса. Несколько подробнее мы остановимся здесь лишь на вопросе придания желаемых магических качеств боевому и/или охотничьему холодному оружию.

Прежде всего нужно сказать, что для достижения данной пели подходят все те практические техники рунического Искусства, которые были рассмотрены в этом курсе. В дополнение к этим техникам — или независимо от них — можно использовать нанесение на оружие его имени, записанного рунами; однако при этом следует учитывать магическую нагрузку каждой отдельной руны, входящей в имя.

Отметим также, что для оружия боевого традиционным является использование рун Тейваз и Альгиз; для оружия сугубо охотничьего — рун Альгиз, Иер, Эваз и Феху; для оружия иного назначения — рун Альгиз, Райдо и, иногда, Ансуз. Кроме того, для гравировки на клинках холодного оружия любого назначения прекрасно подходят гальдраставы группы Шлемов Ужаса.

Тема 11. Рунические тексты

«Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — гласит одна шведская руническая надпись VI в. Эрилями в древней Скандинавии назывались маги, владевшие искусством создания комбинаций рун и целых рунических текстов. Точная датировка появления этого раздела рунического Искусства в Северной Европе весьма затруднительна, однако можно, пожалуй, утверждать, что первые устойчивые рунические заклинательные формулы (alu, например) были созданы не раньше чем через столетие после формирования Футарка.

Суть этого сложного искусства связана с тем, что действие рун не аддитивно — например, две руны, вырезанные вместе, могут иметь действие, отличное от суммарного действия тех же рун, вырезанных отдельно. Нужно отметить, что не любая, конечно же, комбинация рун является сакральным, заклинательным словом. О некоторой части случайным образом подобранных комбинаций из нескольких рун можно сказать, что действие этих комбинаций отличается от суммарного действия слагающих их рун незначительно. Остальная — большая — часть таких комбинаций (так же, как и почти все комбинации большого числа рун) или имеют действие совершенно непрогнозируемое, или вообще никакого — в таком случае говорят, что руны «гасят друг друга». В то же время можно, при желании и умении, подобрать комбинацию рун, имеющую любое или почти любое необходимое действие.

Некоторые примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов мы приводили в 4-й и 5-й темах этой части данного курса. Здесь же речь пойдет о дальнейшем развитии данной области рунической магии — об искусстве построения больших рунических текстов.

Многие замечательные примеры искусства эрилей дают нам заклинательные рунические надписи на камнях. Так, чрезвычайно интересен Бьоркеторпский камень, несущий две надписи — на лицевой и задней поверхностях. Заметим, что рунические надписи, сделанные на разных сторонах одного предмета (камня, клинка и т. д.), во избежание путаницы принято обозначать буквами латинского алфавита. На приводимой здесь фотографии Бьоркеторпский камень обращен к зрителю стороной А.

Нас прежде всего интересует надпись Bjorketorp В. Она представляет собой достаточно длинную (10 позиций) комбинацию рун. Надпись Bjorketorp А является чем-то вроде пояснительной записки. Вот ее перевод (трактовка А.Платова):

Я укрыл здесь могучие руны,

упокоил злые чары.

Силой моего магического искусства

умрет в изгнании тот,

кто разрушит этот монумент.

Над надписью В работали многие специалисты разных стран; как правило, ее переводят словосочетаниями вроде «приносящее разрушение пророчество» или «зловещее предзнаменование». На наш же взгляд, это и есть рабочая комбинация рун, о которой эриль говорит: " Я укрыл здесь могучие руны";. Впрочем, мы, разумеется, вовсе не отрицаем, что эта комбинация рун может иметь и смысловое, лексическое значение — тем лишь больше наше уважение к мастерству ее создателя.

При тщательном рассмотрении и надпись А оказывается совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо отметить (хотя само по себе к магии это не относится), что в надписи употреблен Футарк, немного отличный от классического. Руна Кено заменена здесь на знак, похожий на букву «Y», руна Гебо — на знак, похожий на греческую «лямбда» или на перевернутый «Y». Вместо руны Ансуз, несущей звук «а», также употреблен иной знак. Это не единичный случай применения такого набора знаков — этот алфавит, мало отличающийся от Футарка и так же называемый, употреблялся наравне с классическим. Современные ученые не считают его самостоятельным и не отличают от Футарка.

Сколько же знаков содержал этот алфавит? Не меньше 24 — число рун Футарка и число знаков алфавита, в котором просто заменены три названные руны. Не больше 27 — число знаков алфавита, в котором все три названные руны не заменены, а сохранены наравне со старыми.

Всмотримся теперь в надпись Bjorketorp А. Она состоит из 6 строк, число знаков в которых меняется, но не хаотично: 13, 13, 14, 12, 14, 12 — в среднем 13. И это не случайность: строки искусственно подогнаны под нужную длину. Так, в строке 2 опущена руна, грамматически необходимая — после 10-го знака должна стоять руна Эваз. Кроме того, текст разбит на строки таким образом, что начала слов оказываются на одной строке, а концы — на другой. Например, ginArunAR записано так, что g осталось на строке 2, а остальное попало в строку 3. Зачем?

Итак, две строки по 12, две строки по 13, две строки по 14 рун. Итого — 78 рун, т. е. трижды по 26 — трижды вероятное число знаков примененного здесь Футарка. Это — магия. Там, где употребляется обычный Футарк, мы встретимся со строфами и фразами длиной 72 знака — трижды число входящих в него рун. Таким образом, надпись Bjorketorp А — заклинание, построенное по несколько иным принципам, чем Bjorketorp В, тем же эрилем.

Сколько внутренних взаимосвязей в рунах одного камня! Эриль создает магическую комбинацию рун (надпись В), имеющую одновременно и лексическое значение «зловещее предзнаменование», упоминает о ней в заклинании (надпись А), тоже построенном по определенным принципам — и ведь нам пока еще неизвестно, зачем такие сложности с длиной строк! Если бы эриль хотел только соблюсти общее число рун, он мог бы записать 6 строк по 13 знаков — так ведь нет, что-то еще скрыто здесь.

Бьоркеторпский камень является не единственным столь сложным памятником искусства эрилей. Не менее интересны надписи Стентофленского камня.

Stentoflen А содержит 5 строк неравной длины. Вот перевод первых трех строк:

Жителям Ниухи, гостям Ниухи, Хатуволафор дал…

Далее в третьей строке начертана руна Йер. По всей видимости здесь мы сталкиваемся с элементами идеографической письменности в рунике. Имя этой руны означает «урожай». Вероятно, имеется в виду, что Хатуволафор дал людям урожай или урожайный год. Кто такой Хатуволафор, совершенно неясно — это может быть какой-то эриль, маг, а может быть, и некое местное божество.

Четвертая строка, содержащая около 20 знаков, из которых не менее четырех утеряны (стерты) и еще два вызывают сомнения в прочтении, переводу не поддается. Строка содержит явное имя собственное, допускающее точное чтение, и является, возможно, рабочей комбинацией рун, что, ввиду плохой сохранности, ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Пятая строка, в которой стерты две руны, является началом надписи на другой стороне камня.

Stentoflen В вкупе с пятой строкой первой надписи представляет собой рунической заклинание, аналогичное надписи Bjorketorp А. Поражает, что надписи практически совпадают, за исключением перестановки некоторых слов и грамматических вариаций (hideR — haidR и др.). Перевод (со строкой 5 надписи А) полностью совпадает с переводом Бьоркеторпской надписи. Видимо, это было распространенное заклинание, зафиксированное в устной форме и записываемое эрилями по-разному. Так, Стентоф-ленское заклинание, в отличие от Бьеркеторпского, содержит не 78, а 75 знаков — видимо, стентофленский эриль владел 25-рунным Футарком.

Вообще, отношение к Футарку, как к явлению божественному и магическому, определяло для древних магов тот факт, что любое слово, записанное рунами, уже становилось пусть чуть-чуть, но заклинанием. Более того, существуют рунические надписи, в которых Футарк сам по себе выступает как некое магическое заклинательное средство: известно, по меньшей мере, полдесятка памятников, содержащих в качестве действующей комбинации рун простое перечисление рун Футарка.

Говоря о рунических камнях, нельзя не упомянуть о таких замечательных памятниках, как языческие алтари — жертвенные камни. Ярким примером может послужить «плита Хрорара», надпись на которой гласит:

Я, эриль Хрорар,

сын Хрорара,

сделал эту жертвенную плиту.

(Конец надписи не совсем ясен.)

На другой стороне надписи нанесена комбинация из четырех рун: . Современные специалисты безуспешно бьются над ее переводом, но, боюсь, достичь успеха здесь не удастся — это сочетание вряд ли имеет лексическое значение, о чем говорит хотя бы употребление руны Эйваз, руны сугубо магической, в текстах встречающейся крайне редко. Несомненно, это магическая комбинация рун, составленная и вырезанная эрилем Хрораром, но воздействие и назначение ее не ясно.

Интересно, что надпись Хрорара содержит ровно 40 знаков. Число это не случайно, так как в тексте дважды употреблены так называемые «совмещенные руны», т. е. знаки, несущие в себе сразу две руны, — явный признак того, что длина надписи подгонялась под необходимую. Кроме того, это ровно в 10 раз больше, чем число рун в рабочей комбинации. Что все это значит и какой в этом смысл — остается загадкой, так же как и назначение рабочей комбинации рун на другой стороне камня.

Приведенные выше примеры могут создать впечатление, что большинство рунических надписей, в том числе и магических, расшифрованы и поняты, если не специалистами по прагерманским языкам, то хотя бы современными магами. На самом деле это далеко не так.

Многие рунические памятники представляют собой абсолютную загадку, подобраться к решению которой на настоящий момент еще не удалось, многие надписи поддаются прочтению и пониманию лишь отчасти, и, наконец, большое количество надписей, даже переведенных, до сих пор скрывают от нас свой смысл. Таков, например, веттеландский камень, надпись на котором лишилась под действием времени почти полудесятка рун. То, что осталось, поддается, в целом, переводу, который ничего не объясняет:

Устрашенный злыми силами, камень моего сына начертал.

Также совершенно неясны смысл и содержание надписи Nordendorf I, первая (А) часть которой содержит имена трех богов: Логатора, Бодана (Одина) и Донара-Освятителя (Wigithonar), а вторая (В) — непереведенную комбинацию из 11 рун, имеющую, на наш взгляд, лексическое значение, так как она включает в себя вполне осмысленный корень (или, может быть, в данном случае — слово) leub — «дорогой, любимый».

Наконец, приведем пример надписи, текст которой не поддается вообще никакому анализу, а некоторые знаки, несомненно рунические, отсутствуют в Футарке и в любом другом руническом строе того времени. Это надпись на брактеате из Линдкаэра.

* * *







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия