Пояснительная записка. Высшее Я в психосинтезе определяется как онтологическая Реальность, как Существо, которое выступает на своем уровне неизменным Центром Жизни
Высшее Я в психосинтезе определяется как онтологическая Реальность, как Существо, которое выступает на своем уровне неизменным Центром Жизни, источником излучаемых ею энергий. Личное я, самосознающее "я" человека представляет собой проекцию или проявления высшего Я на уровне человеческой жизни. Для пояснения этого можно прибегнуть к аналогии, которая, правда, как и всякая аналогия, страдает приблизительностью и односторонностью. Связь между высшим Я и личным я подобна связи между Солнцем и планетой, – скажем, Землей. Солнце – источник целого спектра излучений, которые воздействуют на планету и всех населяющих ее существ, создавая условия для их развития, эволюции, роста. Подобным же образом Я выделяет из себя ("отбрасывает", проецирует) маленькую частицу, искру, крошечный центр самосознавания – "я". Присущие этому я самосознавание, разумность и способность к действию растут, с одной стороны, благодаря "питательным сокам" окружающей среды, "почвы" его существования, а с другой, – благодаря животворному воздействию нисходящих энергий, излучаемых Я. Можно сказать, что Я посредством я сознает, что происходит на личном уровне (физическом – эмоциональном – мысленном). Личное я, в свою очередь, сознает Я посредством сознательного раскрытия себя нисходящим от Я излучениям; восхождения к Я, соприкосновения и частичного слияния с ним; проживания подлинно человеческого опыта во всей его полноте и привнесения в свою жизнь энергий высшего Я. Человеку вполне доступно постижение высшего Я, и многие из тех, кто имел такой опыт, свидетельствуют, что Я может восприниматься как живая реальность, более того, – как живое Существо. Я обладает функциями, но Я – не функция. Я – существо человека, источник его жизни и бытия. Поначалу ясность и полнота постижения себя как Я создает столь сильное и самодовлеющее чувство самотождественности "я – это Я", что высшее Я воспринимается как нечто неизменное и неподвижное. Реальность этого переживания столь велика, что все другие заведомо изменчивые, преходящие переживания и реалии кажутся по сравнению с ним если не иллюзорными, то во всяком случае менее настоящими, менее ценными и значимыми. Впоследствии, по мере того как высшее Я все теснее соприкасается с нашей повседневной жизнью, входит в нее и преображает ее своими энергиями, мы обнаруживаем, что оно пронизывает и организует все стороны нашей личности, участвуя во всех протекающих здесь процессах. Некоторые качества, проявляемые Я: самостоятельность и независимость, созидательность, мудрость, всеобъемлющая любовь, чувство истины и ощущение большой скрытой силы, готовой явить себя в случае необходимости. Некоторые результаты постижения Я: ощущение внутреннего руководительства, стойкость, целеустремленность, скромность, ответственность, сострадание и радость. О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я
Учебно-методический комплекс
Томск – 2009
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации (Общеобразовательные дисциплины. Федеральный компонент).
Составители: Г.Н. Алишина Ю.В. Куперт Е.А.Казакова В.В. Миркин В.Н. Кудряшев В.А. Морев Н.И. Наумова А.С. Шевляков
Редакционная коллегия: профессора: Ю.В. Куперт, А.С. Шевляков, ст. преп. Е.А. Казакова
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры истории и документоведения исторического факультета ТГУ и рекомендован для реализации в учебном процессе «27» апреля 2009 г., протокол № 6
Заведующий кафедрой истории и документоведения профессор Н.С. Ларьков
Одобрен методической комиссией исторического факультета Томского государственного университета «_____» ________ 2009 г.
Председатель методической комиссии ИФ, доцент В.Ю. Соколов
Пояснительная записка Курс «Отечественная история» предназначен для студентов Томского государственного университета, обучающихся на факультетах естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля. Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России, определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.
Задачи курса: – раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России; – определить факторы самобытности российской истории; – проследить роль России во всемирной истории; – выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории; – рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции ее социально-экономического развития.
Изучив курс «Отечественная история», студенты должны: – освоить основную учебную и справочную литературу по отечественной истории и наиболее значимые группы опубликованных исторических источников; – знать базовые термины и понятия исторической науки; – усвоить конкретные научные знания по отечественной истории; – представлять место и роль России в решении международных проблем; – ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны.
Основные формы занятий по курсу «Отечественная история»: лекции и семинары. Формы контроля знаний студентов: тестирование, защита рефератов, зачет, экзамен.
4 Тема I. Введение в курс «Отечественная история» История как бытие прошлого и ее роль в жизни общества. Самопознание общества, его историческая память. Начало истории. Связь прошлого и настоящего. Формирование чувства истории. Инвариантность и альтернативность в историческом процессе. Методология – способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Историческое время. Проблема истинности исторических знаний. Методы изучения истории. Концепции исторического развития: мифологический подход; христианская концепция; марксистское материалистическое понимание истории; теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории. Понятие цивилизации, ее критерии. Дискуссии о цивилизационном развитии общества (проблемы исторической закономерности, детерминизма, исторического прогресса, роли личности в истории; теории «локальных цивилизаций», техногенных, антропогенных цивилизаций, информационного общества и др.). Соотношение понятий «общество», «формация», «цивилизация», «культура». Отечественная история – составная часть мировой истории. Различные типы цивилизаций. Россия между Востоком и Западом. Историография истории. Периодизация отечественной истории в российской историографии. В.Н. Татищев. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев. В. О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Л.Н. Гумилев. Советская периодизация истории России. Понятие и классификация источников изучения истории. Источники изучения отечественной истории.
|