Важнейшее из искусств
В том же году, одолжив у Ани Варпаховской пару красивых платьев, я поехала в Ашхабад на Всесоюзный фестиваль. Вне конкурса. И вне конкуренции.
Как-то в компании киногенералов и народных артистов меня повезли на Бахардинское озеро… Это подземный водоем под Ашхабадом — с целебными испарениями. Я еще никогда в жизни не плавала в такой высокопоставленной компании среди такого количества «целебных испарений». Я просто захлебывалась от уважения к самой себе. Чуть и вправду не захлебнулась. Потом было застолье. Борис Павленок, заместитель киноминистра, гроза творцов, расслабленный и веселый, очень лихо и артистично рассказал такую кинобайку. Какой-то среднеазиатский райкомовский начальник жил в квартире, окна которой выходили на кинотеатр. Летом, когда окна были открыты, звук кино мешал начальнику спать. Он приказал показывать фильмы без звука. Люди стали жаловаться. Начальника вызвали в ЦК республики; — Как вам не стыдно? Вы лишаете людей нормального кино. А вы знаете, что говорил Ленин? Что из всех искусств для нас важнейшее — кино. Тот не растерялся: — Лэнин эта говорил, когда кино еще нэмой был.
И все же лучшее фестивальное время было среди своих — в баре. Справа от меня — известный режиссер Грамматиков, слева — известная писательница Виктория Токарева. Весело, молодо… Вдруг вижу: чуть пошатываясь, ко мне приближается с рюмкой Иван Григорьевич Качан. Главный редактор Украинского кино. Свою широкую улыбку Качан буквально выстилает мне под ноги. — Ну шо, — говорит. — Мабуть тэпэр зи мною и чарочку нэ выпьетэ, Аллочка? Встаю, наливаю себе рюмочку: — Иван Григорьевич! За ваше здоровье. Если бы не вы, я бы никогда не выбралась из вашего болота. Танцы… танцы… В последний вечер мы самозабвенно отплясывали в пресс-баре с Володей Грамматиковым… Потом я решила прогуляться до Ботанического сада, который радовал нас своей красотой и прохладой все жаркие фестивальные дни… Тут-то и приключилась со мной одна маленькая история…
Последняя фестивальная ночь опустилась на уставшие плечи Ашхабада мягким и нежным туркменским платком. Пели лягушки. Снисходительно мерцали далекие звезды. Луна прощалась с буйством десятидневного праздника доброй и всепрощающей улыбкой актрисы Майи Аймедовой. Я шла темной аллеей. Шла прощаться с густой тишиной Ботанического сада, подарившего мне безумную сладость южных ароматов. «Ах», — думала я. «Хо-ро-шо», — вторили мне понятливые лягушки. «Ох», — думала я. «Кра-си-во», — подтягивали они. Мой внутренний голос выводил чистый звук, не отягощенный мыслями и мимолетными впечатлениями. Их слаженный хор вторил мне стройно, не отвлекаясь на мимолетных комаров. Гармония была полной, и, казалось, ничто не может ее нарушить.
…Они возникли внезапно, врасплох, вкрутую — из темноты — три телосложения. Абсолютно мужского пола. Хор смолк. Внутренний голос зашептал что-то сбивчивое и невразумительное. Одно телосложение двинулось мне навстречу. Два других зашли в неглубокий тыл. — Ну так когда мы увидимся? — цепкая рука легла на мое еще недавно такое счастливое плечо. — Зачем? — попыталась я освободиться. Безрезультатно. — Я хочу. Я поняла, что имею успех. Но пользоваться этим успехом почему-то не хотелось. — Завтра, — сказала я, чтоб не унизить человека молчанием. — Когда? — В семь часов вечера, — мой внутренний голос, с трудом приходя в себя, сконфуженно чихнул и извлек из архива биографии вполне правдоподобные цифры. — Где? — Возле гостиницы «Турист», — я махнула оставшейся рукой в сторону нашего комфортабельного приюта и… замелькали перед глазами лица веселящихся друзей, уютная дымность пресс-бара, полусладкое, «Бони М», подземное озеро с теплой водой, горячие рукопожатия, цементный завод, пограничники… Где вы? Где все? Как далеко и неправдоподобно… — Давай кольцо в залог! — Не дам! — Я уже успела попрощаться со всем, что было сердцу так дорого, и стала жить в настойчиво предлагаемых обстоятельствах. Кольца было жалко. — Не дам, и все. — Не дашь — значит, обманешь. Не придешь. — Обману, — честно призналась я. — У меня самолет через два часа. Рано-рано утром. — А ты что, не местная? — Я из Москвы. — А здесь что делаешь? — На кинофестиваль приехала. — Длинное слово «кинофестиваль» прозвучало так одиноко и жалобно, что на глаз напросилась слеза. И она бы выползла, если бы не «ой». — Ой, — сказало телосложение дрогнувшим голосом и с испугом сбросило руку с моего плеча. Я хотела было испугаться еще больше, но обрушившийся на меня поток слов опередил мое желание. — Ой, простите, я не знал, что вы… я не хотел… Я так люблю кино. Для меня же… это… как это… из всех этих… искусств… Если бы вы сразу сказали, что на фестиваль… Как вам наш Ашхабад… Ну да, сейчас, конечно, плохо… Я виноват… Извините… я думал… А теперь как же быть… — Ну ничего, успокойся, возьми себя в руки и проводи меня до гостиницы. Я боюсь идти одна. Весь путь до гостиницы он держался на шаг сзади, нервно похрустывал пальцами и сбивчиво ронял под ноги шуршащие междометия… Темнота оборвалась призывным светом «Туриста». — Дальше не пойду. Очень стыдно. Извините. И он исчез. Хор лягушек грянул голосами «Бони М». Стреляло полусладкое. Сквозь дым просачивались лица друзей. Восточная луна ласкала улыбкой Майи Аймедовой.
Письма
После фильма я получила много писем. Одно из них считаю главным. Мне написала Ольга Савельевна Воробьева из Юрмалы (сохраняю ее правописание): «…Я видела на экране себя и своего мужа, и смеялась, хотя далеко не до смеха! У нас же двое дочек и маленьких и папа пока не прозрел, а жить надо, воспитывать надо детей! А скольким вы поможете трезво посмотреть на такие вопросы жизни!..» Как говорит герой Олега Табакова — бармен Мак-Кью в нашей картине «Человек с бульвара Капуцинов» — ради ЭТОГО стоит жить! После ТАКОГО многое хочется сделать!
|