А вот и я
Были пробы и к картине «Игра воображения». Тоже по сценарию Эмиля Брагинского. Вернее — по пьесе. Как-то по дороге в свою любимую Италию Эмиль познакомился со слепым офицером-афганцем Геннадием С. У Гены была своя фирма с нежным названием «Аленький цветочек», и он очень любил «смотреть кино». Именно так и говорил: — Я очень люблю смотреть кино. Давайте попробуем сделать фильм вместе, — предложил он Эмилю. Эмиль предложил мне. Название фирмы меня тронуло, особенно своим контрастом с бизнесом бывших афганцев. Я уговорила Эмиля попробовать новый, неизведанный жанр, жанр, которого не было, жанр, который мне давно мерещился… Вместе с Эмилем мы уговорили Гену сделать пробы к картине в экспериментальном жанре. Обозначить его толком я не смогла. Остановилась на очевидном варианте — музыкальный. Я хотела сделать кино, в котором не поют и не танцуют — но! живут под музыку. Ходят под музыку, накрывают стол под музыку, выясняют отношения под музыку. А если запоют или замолчат — это будет резким драматургическим поворотом, новым качественным скачком в отношениях героев. Если же музыка вдруг вообще стихнет, это покажется взрывом. Поэт Юрий Ряшенцев переписал две сцены из пьесы стихами. Максим Дунаевский написал музыку. Даже не музыку — дал кое-какой ритмический рисунок. — Все равно ничего не получится, — махнул он рукой. — Наши артисты этого не умеют. Только американцы — и то не все, а негры. Ну что ж, наши «негры» включились в игру: Николай Караченцов, Лариса Удовиченко, Женя Симонова. Они разыграли историю о том, как муж возвращается из командировки, а дочь ему докладывает, что мама ушла к другому. Но заботливая мама и бывшая жена приносит суп в семью и приводит подругу на освободившуюся вакансию жены. Нет, сначала, конечно, артисты поприставали ко мне с вопросами: что за жанр, как его понимать, с чем его употреблять и какова мера… Но пришла шалая, жадная до любой новизны Светлана Воскресенская, классный хореограф, которая понимала меня с полужеста (слов все равно не хватало). Артисты успокоились, и началась работа. Рядом встали художник Володя Королев и оператор Володя Нахабцев. Однако фильм «Игра воображения» я все же снимать не стала. Его снял потом нормально, без всяких жанровых тупостей мой сокурсник, режиссер из Минска Миша Пташук. — Ну почему же вы не хотите делать это кино? — сопротивлялся Гена-продюсер. — Потому что я не хочу вас разорить. Чтоб снять такое кино, надо год репетировать, писать фонограммы, строить специальные декорации — а это очень дорого, и вовсе неизвестно — окупится ли, потому что история про сорокалетних, а жанр для молодых. Но пробы не пропали. Мы смонтировали маленький видеофильм под названием «А вот и я». Я отнесла его на Российское телевидение, и они с удовольствием купили. Максим Дунаевский потом сказал: — Если бы я знал, что у тебя из этого что-то получится, я, конечно, написал бы нормальную музыку. Оператор Володя Нахабцев тоже: — Если бы ты сказала, что понесешь это на телевидение — я бы хоть снял поприличнее. Сейчас я иногда подумываю о том, чтобы поставить это на сцене. Если хватит жизни — может быть…
Не-сотворение любви…
Однажды мне предложили сделать картину с романтически-пафосным названием «Сотворение любви». Сценарий рассказывал о любви русской и китайца. И фильм задумывался как совместный с китайцами, что и привлекло — не скрою. Сценарий Анатолия Шайкевича давал возможность для сотворения. Я даже съездила в Китай пообщаться со своими и тамошними продюсерами. В Китае меня ожидало несколько потрясений. Первое — это императорский дворец. Он кажется фантастической декорацией. Трудно поверить, что здесь жили люди, что было тепло и уютно, что люди могли здесь любить… Нет! Только китайские церемонии, поклоны, косые взгляды, шорохи, застывшие полуулыбки… Второе — сто китайцев воскресным утром учатся танцевать танго. Легкая изморозь. Парк с зимними клумбами и голыми кустами. Скользковато-серая бетонная площадка. Аккордеонист в сером плаще и кепке. Женщины и мужчины средне-серого возраста. Танго «Брызги шампанского». Пары старательно, чуть сбиваясь, пытаются попасть в такт с новой жизнью. Так наивно и трогательно. И еще — китайцы, бегущие по утрам с горшками. Едва мы приехали, я обратила внимание: на одной из центральных улиц в жилом квартале через каждые два дома — надпись «Туалет». Спросила, почему. Оказывается, в домах туалетов нет. И китайцы перед работой трусят мелкими перебежками до общественных туалетов опорожнить ночные горшки. Веселенькое занятие. А также — толстые, ухоженные, разодетые мальчики детсадовского возраста. Китайцам запрещено рожать больше одного ребенка. Поэтому мальчик — кормилец, добытчик — желанное дитя. Его холят, лелеют, сдувают с него пылинки… В Китае наши продюсеры попили китайской водки и провели ряд не очень успешных переговоров, выявив свою полную неподготовленность. В Москве мы (моя постоянная группа) успели снять пробы к будущей картине и даже одну полномасштабную жутко зимнюю сцену на катке… Ну и конечно, как водится, — ни копейки, ни любви, ни сотворения… Я оставила себе в качестве гонорара секундомер. Не отдала — и все. Отомстила. И еще у меня остались фотографии китайского продюсера — из семейного архива. Он очень просил не потерять. Вот я и храню — на долгую память…
|