Большие гонки
Жена нового русского, которую играла прекрасная актриса Таня Догилева, должна была ездить на навороченной крутой машине. Моей голубой мечтой был желтый кабриолет. Но ассистенты разводили руками. И я уже была согласна променять голубую мечту на красный «Мерседес», как вдруг… Возвращаюсь однажды с дачи по Профсоюзной улице, и внезапно меня обгоняет желтый кабриолет! Сердце так подпрыгнуло, что чуть не пробило крышу моих «Жигулей»! Я что было лошадиных сил рванула за ним. Сигналила. Мигала. Водитель в ответ только прибавил ходу. Видимо, испугался. И тут я увидела, как почти исчезающая из виду мечта делает левый поворот и исчезает в арке высокого дома. Вообще-то у меня в нормальной жизни ярко выраженный топографический кретинизм. Но тут, к собственному изумлению, я сразу же нашла двор, куда нырнул кабриолет. Из машины вышли двое крепких ребят. — Здравствуйте! Мне очень нужна ваша машина! — Я пошла на них в атаку с ходу, не давая им ни опомниться, ни уйти, ни выстрелить. Ребята смотрели на меня внимательно и мрачновато. — Я кинорежиссер, — пришлось спекульнуть названиями некоторых картин, — ваша чудесная машина как раз то, что мы ищем для съемок нового фильма. Буквально на один-два дня. Мы вам заплатим. Ребята усмехнулись: — Нужны нам ваши деньги! Мы вам и так ее дадим… Хозяином кабриолета оказался Юра Кобец. (Его отец, генерал Кобец, находился тогда под следствием и сидел в Лефортове.) Юра — милейший молодой человек, с застенчивой улыбкой и хорошим чувством юмора. Он даже одолжил мне на время съемок свой мобильный телефон. Когда мы снимали на натуре, этот телефон нас очень выручал. А сам Юра мелькнул в одном эпизоде — в паре с моей дочерью Кирой. К кабриолету был приставлен один из «хозяйских» ребят. Кажется, его звали Сережей, и, кажется, он был сыном кого-то из крупных чинов МВД. Несколько раз он заменял Игоря Скляра на общих планах. Мы снимали проезды кабриолета по Кутузовскому, и вместо Игоря в «пьяном» виде там валялся Сережа. Сережа так вошел во вкус, что начал ухаживать за актрисами, выпивать во время работы и демонстрировать свою принадлежность к «избранным», когда машина останавливалась в людных местах. Ему хотелось в полном объеме «пожнать» актерских лавров. Слава казалась такой близкой — ну что там Скляр, что в нем такого особенного… Но Скляр затрачивался каждой клеткой своей кожи, каждой струной нерва. И слезы, которые иногда стояли у него в глазах, — не были поддельными. В этот момент он так чувствовал, так переживал ту эфемерную жизнь, которая называется Кино… А вот Сережа не уследил даже за машиной. И однажды она отказалась ехать. Пришлось сцену на бензоколонке снимать в машине, которая уже как бы подъехала (машину привезла на съемочную площадку автослужба «Ангел»). В кадр на полметра мы ее вкатывали руками. А сам подъезд к бензоколонке снимали в другое время и с дублерами…. В кино так бывает. Начало и конец одной маленькой сценки снимаются с интервалом в несколько месяцев. А может, вовсе и не Сережа виноват в сбое машинного организма, а кинематограф. Просили на один-два дня, а продержали кабриолет больше месяца. А машина нежная, к киношной жизни неприспособленная…
Планета Никулин
В последний день съемок мы узнали о смерти Юрия Никулина. Юрий Владимирович никогда не снимался в моих фильмах, хотя несколько раз мы вели прицельные переговоры. Но у меня хранится от него грамота. Согласно ей, мне пожалованы шесть гектаров земли на малой планете «Никулин». Астрономы подарили ее своему любимцу. А он, в свою очередь, по частям раздаривал свои виртуальные гектары друзьям и знакомым. Мне мои шесть достались очень смешно. В буквальном смысле слова. Однажды на дне рождения Юрия Владимировича в «Детектив-клубе» был объявлен веселый конкурс. Надо было рассказать анекдот, которого Никулин не знал. Я поделилась своим любимым:
Граф с графиней лежат в постели. Рядом лакей Василий держит канделябр. Граф исполнил супружеский долг. — Ну что, графиня, вы довольны? — Ах… — пожимает плечиком графиня. — Так! — Граф садится в постели. — Василий! Перейди с канделябром на другую сторону. Василий переходит. Граф снова исполняет свой супружеский долг. — Графиня, на этот раз вы довольны? — Хм… — опускает глаза супруга. — Василий! Встань с канделябром вон там и подними его повыше. Василий встает. Граф опять исполняет. Графиня опять недовольна. Тогда граф вскакивает, выхватывает у Василия канделябр: — Васька! Ложись с графиней! Теперь граф стоит с канделябром, а лакей исполняет его супружеский долг. — Ну что, графиня, вы довольны? — интересуется граф. — О да! — Вот видишь, Василий, как нужно держать канделябр!
Никулин очень смеялся. В дополнение к шести гектарам подарил мне два тома собранных им анекдотов с нежной надписью.
Узнав о смерти Юрия Владимировича, мы почтили его память молчанием и этот день посвятили ему…
А на «Идеальной паре» мне на съемку на мобильный позвонил отец и срывающимся голосом сказал: «Звонила какая-то женщина и сообщила, что умер Гриша Горин».
Гриша
Гриша Горин ушел из жизни… Есть люди, быть рядом с которыми — знаково. Не — весело, комфортно, интересно, или нервно, подтянуто, напряженно, или легко, бездумно, отвязно — а знаково. Я ЗНАКОМА С ГРИШЕЙ ГОРИНЫМ. И мне кажется, для меня, как для пионерки из четвертого «Б» класса, это знакомство — как «пятерка с плюсом» по поведению на всю оставшуюся жизнь. В Афинах на высоком холме стоит Колизей. Со всех сторон величественный и великий. К нему надо долго и трудно подниматься. К его истории надо тянуться. Его надо постигать. А я общалась с Гришей Гориным запросто, советовалась с ним, смеялась и обижалась, радовалась и переживала. Просила посмотреть материал еще не готовой картины и дать пару советов… И Гриша смотрел, и давал советы, и звал на свои премьеры, и дарил свои книги… А главное — дарил себя. Мне повезло — моим редактором и другом на пяти картинах была Любовь Горина. Любовь — во всех прямых смыслах. И это означало, что Гриша становился лицом заинтересованным. Мы этим пользовались. Многие пользовались тем, что Гриша не умел отказывать, ему просто неудобно было сказать: я занят… Но, может, тогда он и не был бы Гришей Гориным… Фойе Дома кино. Сижу с какими-то людьми. Травим анекдоты смеемся, пьем пиво. Гриша меня увидел. — Ага, значит, ты здесь сидишь, смеешься, время проводишь, а твой редактор Любаня вся испереживалась (речь шла о последнем этапе поправок — а их была тьма — по картине «Будьте моим мужем»)… Она не ест, не спит, нервно ходит из угла в угол, мне спать не дает и есть не дает тоже — а ты в ус не дуешь и слезы не льешь! Это никуда не годится! Пошли «дуть в ус» и делать поправки.
…91-й год. Тревожный. Грише 50. Дом архитектора. Все снова, как в 1919-м, решают для себя вопрос: уехать или остаться. Гриша говорит спокойно, честно, без пафоса о том, что он никуда не собирается. Лучше быть убитым здесь, чем живым трупом там… …93-й год. Гриша организует групповое обучение английскому языку. Учимся каждый вечер по четыре часа — он, Люба и я. — Стыдно не знать язык. Мы с Гельманом как-то летели в Америку. Я знал: «Ай эм Гриша Горин». Он не знал и этого. Промежуточная посадка в Шенноне. Выходим размяться в вестибюль. Саша тут же закурил, стряхивая пепел на свой пиджак. К нему подошла служащая аэропорта и стала что-то долго объяснять по-английски. Саша слушал ее внимательно. Ничего, естественно, не понял. Подозвал меня в качестве переводчика. Она начала свой длинный монолог сначала. Я, конечно, тоже ничего не понял и уже собирался признаться в этом и ей и Саше. Но!.. Вдруг среди потока слов я узнал два знакомых, которые только что долго светились на табло в самолете, — «ноу смокинг». Ноу смокинг! А, ну конечно же! — Саша, дорогой! — сказал я снисходительно. — Она просит тебя не курить. Саша с большим уважением посмотрел на меня и тотчас же выбросил горящий окурок в первый попавшийся синий ящик… Тут к нам со всех сторон аэропорта бросились полицейские и пожарные. Они сорвали синий ящик со стены, перевернули и стали яростно вытряхивать его содержимое на пол. Оттуда посыпались почтовые конверты… Да! Саша бросил свой окурок в почтовый ящик! Теперь понятно, почему надо учить английский? …99-й год. День моего рождения. Отмечаем дома у моей дочери Киры. Мой младший внук Коля надевает Гришину кепку, и ввинчивается в Гришины колени, и не отходит, и ловит Гришин взгляд… Так мы их и сфотографировали… Когда он вырастет, я подарю ему Гришину книгу и расскажу, как смогу, о Грише. …Март 2000 г. Грише исполнилось шестьдесят. Я даже написала ему поздравление, но он укатил на свой юбилей к отцу в Америку — «Папа очень пожилой человек, девяносто, надо торопиться свидеться…» И поздравление свое я ему так и не прочла. Не успела.
Дорогой Григорий! Ты по происхождению врач, по жене — грузин, по таланту — писатель, по национальности — сатирик. Я поздравляю тебя с юбилеем и радуюсь, что ты снова стал старше. Ибо чем старше Сатирик, тем моложе его друзья, тем глубже его корни, тем шире его взгляды, тем изобретательнее его дикция, тем тоньше нюансы его образов… У меня к тебе только одно пожелание — никогда не уезжай из этой страны, никогда не покидай нас. У нашего народа нет другого способа СПАСЕНИЯ РОССИИ, чем чтение твоих книг, смотрение твоих фильмов и спектаклей, слушание твоих выступлений.
…Май 2000 г. Мы сидим в музее-квартире семьи Мироновых: Марии Владимировны, Александра Семеновича и Андрея Миронова. День рождения Маши Мироновой. Она — уже взрослая молодая красивая женщина, актриса театра «Ленком», мать очаровательного, лукавого семилетнего Андрюши Миронова. И Гриша весел, и шутит, и с почти отцовской нежностью напутствует дочь своего когда-то самого близкого друга Андрея Миронова, и… не собирается умирать.
Июнь 2000 г. У меня съемки в Серпухове. На мобильном — тревожный голос отца. — Только что позвонила какая-то женщина и сказала, что умер Гриша Горин. — Папа, ты, наверно, что-то перепутал… Гриша не может умереть… Ну, конечно, Гриша не может умереть. Он слишком талантливый и слишком много сделал хорошего на этой земле, чтобы умереть… А на панихиде в «Ленкоме» у меня все время было такое чувство, что завтра вечером, ну, может, через неделю — мы соберемся где-нибудь и Гриша будет очень смешно рассказывать «О том, как я умер и что из этого вышло».
В день похорон я назначила смену с двенадцати. Рассказала, что группа может снять без меня, достала букет белых пионов — Грише бы он понравился — и уехала в Москву прощаться… И как когда-то на похоронах Андрея Миронова — растерянные лица друзей… Марк Захаров сказал на панихиде, стоя на сцене лицом к залу: прости, Гриша, мы не успели отрепетировать твою смерть.
|