Студопедия — Василий Григорьевич Перов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Василий Григорьевич Перов






Родился в Тобольске 23 декабря 1833 (4 января 1834) года. Он был внебрачным сыном барона Г.К.Криденера, просвещенного и передового для своего времени человека. Прозвище Перов, которое впоследствии стало официальной фамилией художника, было дано ему в детстве за необыкновенные успехи в каллиграфии. Известно, что интерес к искусству у него пробудился очень рано. Уже в 1846 году он занимался в частной художественной школе А.В.Ступина в Арзамасе, где обнаружил незаурядные способности.

С 1853 по 1860 год он учился в Московском училище живописи и ваяния, которое было в то время самым прогрессивным художественным учебным заведением в России и наиболее демократическим по составу учеников. Однако подлинным учителем художников, ставших зачинателями нового направления русской живописи - критического реализма, - стала сама пореформенная российская действительность. Их ближайшим предшественником справедливо считается "Гоголь русской живописи" - П.А.Федотов. Перов - прямой наследник и продолжатель федотовской традиции, и это критика отметила сразу же, при появлении на выставках его первых произведений

Критический реализм – художественный метод показа окружающей действительности с позиций демократических идеалов в искусстве. К.Р. не только правдиво воспроизводил жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировал свое внимание на ее социальных сторонах, показывал несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Расцвет К.Р. приходился на вторую половину XIX в.

К началу 60-х годов Перов уже окончательно обрел свою жизненную и творческую позицию. Лучшие произведения этих лет: картины "Проповедь на селе" (1861), "Сельский крестный ход на пасхе" (1861) и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862) выдвинули его на роль ведущего русского жанриста-обличителя. В картине " Чаепитие в Мытищах, близ Москвы " (1862), построенной на резком противопоставлении образов монаха-лицемера и израненного калеки-слепца, героя (судя по крестам и медалям) Крымской войны. Удивительно точно найдено встречное движение рук: робкой, протянутой за подаянием руки слепого и холеной руки молодой хозяйки, принимающей в своем доме толстого иеромонаха, совершающего путешествие "к Троице". В произведениях начала 1860-х годов Перов показал себя мастером картины-рассказа, созданной на сложной сюжетно-фабульной основе, в которую он умело ввел красноречивые бытовые подробности.

 

 

           
     

 

 


Проповедь на селе" "Чаепитие в Мытищах" " Сельский крестный ход на Пасхе".

Однако уже на этом этапе творчества Перов явно не укладывался в традиционные границы бытового жанра, но превращал его в жанр социальный. Отсюда естественным было его стремление к созданию картины, основанной на широком обобщении жизненного материала. Таким произведением стал исполненный еще в 1861 году " Сельский крестный ход на Пасхе ". Здесь и смелые выпады против православной церкви и духовенства, и показ нищеты и бездуховности жизни русской деревни. Давая удивительно меткие характеристики каждому персонажу, Перов рисует картину, особенно безотрадную еще и потому, что проецирует изображенную им сцену на пейзаж, хмурый, унылый, скорее осенний, нежели весенний по краскам и настроению. Образ природы стал носителем человеческих чувств самого художника, неотделимых от его гражданской позиции. Нестройное шествие пьяных участников крестного хода по грязной деревенской улице - плачевный финал торжественной процессии, посвященной пасхе. Перов превратил неприглядный эпизод в емкий, обобщенный образ современной ему России. Видимо, друзья и недруги художника хорошо поняли истинный смысл этого произведения. Не случайно же против него ополчились цензура, церковь и официальная критика, и картину убрали с выставки. И тем более знаменательно, что это "безнравственное" полотно приобрел молодой тогда еще коллекционер Третьяков, выразив таким образом отношение прогрессивных кругов общества к обличительному направлению в целом. В 1862 году Перов уехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств.

В 1864 году Перов досрочно возвратился на родину с тем, чтобы "изучать и разрабатывать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества". Теперь художник увидел Россию как бы другими глазами. Беспощадный обличитель уступил в нем место "подлинному поэту скорби", как назвал впоследствии Перова его ученик, известный русский художник М.В. Нестеров. Непосредственное обращение к чувствам зрителя, умение сопереживать героям произведений в их унижении и горе, - вот что наиболее характерно для произведений Перова второй половины 60-х годов.

Высокой поэзией скорби наполнено его выдающееся творение - картина " Проводы покойника"; (1865). Все в ней удивительно просто. Д.В.Григорович писал: "Перед нами сани с женщиной и детьми; видна только спина женщины. Как сделал художник, мы не знаем: это тайна его высокого таланта, но глядя на одну эту спину, сердце сжимается, хочется плакать". В "Крестном ходе" Перов строил композицию по традиционному сценическому принципу, развивая действие на переднем плане, вынося изображаемое явление жизни на суд зрителя. Развернутая по диагонали композиция "Проводов покойника" создает иной строй произведения. Пространство, заключенное в картине, кажется теперь безначальным и бесконечным. Пейзаж решен предельно лаконично: зимние сумерки, пустынная дорога, даль заснеженных полей, чахлый лесок на холме. Тяжелая темная туча нависает над головами людей. Впереди холодно светится лимонно-желтая полоса заката. На ее фоне в едином минорном ритме чередуются дуга и понурая спина худой лошади, силуэт женской фигуры, четко выступает черное пятно вдовьего платка. Глядя вслед медленно вползающим на пригорок саням, мы видим измученные лица детей. Скупые рыжевато-коричневые и серовато-желтые оттенки объединены общим сдержанным, чуть холодным тоном, благодаря чему возникает неразрывная эмоциональная связь людей и природы, как бы проникнутых единым настроением. Поэтичностью и задушевностью трактовки русской природы Перов в этой картине во многом предвосхищал пейзажи Саврасова.. Эта внутренняя драма, показанная уже в "Проводах покойника", по-разному раскрывалась в произведениях второй половины 60-х годов:

Безысходна доля не ведающих детства маленьких героев "Тройки"; ("Ученики-мастеровые везут воду", 1866), безрадостно будущее юной гувернантки, оказавшейся, как в плену, в страшном мире "темного царства" (" Приезд гувернантки в купеческий дом";, 1866), движимая отчаянием, покончила с собой молодая женщина (" Утопленница";, 1867). Причины внутренних драм коренились в самой жизни, не раз сталкивавшей художника с героями его будущих произведений. Их образы позднее возникали на страницах перовских рассказов. В коротенькой новелле "Тетушка Марья" (1875) он повествует о печальной судьбе мальчика Васи, изображенного в центре "Тройки". В рассказе. Высокую человечность обнаружил Перов, создавая образ несчастной Фанни, однако драма героини "Утопленницы" несравненно глубже по содержанию. Не случайно же он отказался от многофигурной сцены, наметившейся в первых эскизах (графическом и живописном): на берегу Москвы-реки, у Большого Каменного моста, множество людей столпилось вокруг поднятого из воды мертвого тела. В следующих двух эскизах Перов нашел более лаконичное решение, оставив лишь фигуры утопленницы и городового. Сначала он изобразил тело женщины, накрытое платком, затем, открыв ее лицо, показал навеки застывшее на нем скорбное выражение. Усложнялся и образ городового. Вначале он показан привычно делающим свое дело, притерпевшимся и уже безучастным к человеческому горю, затем на лице солдата появились задумчивость и грусть. Снова углублялась внутренняя драма, и опять важную роль принимал на себя пейзаж. В эскизах - это свинцовая река, плотный туман над водой; тревожно-хмурый образ природы находился в прямом эмоциональном соответствии с трагической судьбой человека. В картине, однако, пейзаж решен в прямо противоположном ключе: из предрассветной розово-золотистой дымки, как сказочное видение, выступает торжественный силуэт Кремля. На фоне его величественной, вечной, отстраненной (благодаря холодной цветовой гамме) красоты судьба утопленницы приобретает более емкий смысл, воплощая в себе трагедию одинокого человека в равнодушном к нему мире.

В 1868 году Перов написал картину " Последний кабак у заставы";. По сути дела, это пейзаж: жанровое начало звучит подспудно, растворяясь в тревожно-напряженном образе вечернего города. Глухим силуэтом смотрятся вставшие, как препятствие на пути маленького крестьянского обоза, кабаки и трактиры в последних домах у заставы. Ее столбы-обелиски, украшенные царскими орлами, резко взмыли в холодное закатное небо. Метет поземка, зябко кутается в платок заждавшаяся своих подгулявших спутников крестьянка. Картина написана в широкой свободной манере, художник уже не рисует кистью, не стремится заключить цвет в пределы четкого контура. Экспрессия живописного мазка, напряженная энергия цвета, выраженная в борении холодных и теплых тонов, заставляют вспомнить "Анкор, еще анкор!", одну из последних картин П.А.Федотова, и одновременно "Утро стрелецкой казни" В.И.Сурикова. Недаром Нестеров писал, что своим талантом, горячим сердцем Перов "достигал неотразимого впечатления, давал то, что позднее давал великолепный живописец Суриков в своих исторических драмах..." Можно сказать, что в это произведение художник вложил всю свою душевную боль - по эмоциональной выразительности оно не имеет равных себе в его наследии, и немного найдется в русской живописи полотен, которые были бы сходны с ним по драматизму и силе чувства.

Современники высоко оценили творческие достижения Перова. В 1867 году за картины "Тройка" и "Приезд гувернантки в купеческий дом" он получил звание академика. "Проводы покойника", "Тройка", а также более раннее полотно - "Дилетант" были с успехом показаны тогда же на Международной выставке в Париже.

Перовские жанры 60-х годов - явление сложное. К обличительным полотнам и живописным драмам непосредственно примыкают такие его картины, как "Гитарист-бобыль" (1864) и "Учитель рисования" (1867), в которых за внешней бессобытийностью скрываются сложные человеческие судьбы Эти произведения отличают бесхитростность сюжетной коллизии, мягкий юмор и особая теплота образов, подлинно душевное (любимое слово Перова) отношение к человеку. В персонажах, как всегда найденных в самой гуще жизни, в людях простых, внешне ничем не примечательных, он видел истинных положительных героев своего времени.

Многое изменилось в русской жизни к началу 70-х годов по сравнению с предшествующим десятилетием. Поиску положительного образа посвятил Перов и свою "охотничью" серию: картины "Птицелов" (1870), "Рыболов" и "Охотники на привале" (обе - 1871), "Голубятник" и "Ботаник" (обе - 1874). Это был своеобразный творческий эксперимент: нравственные ценности художник искал в самом человеке, что с неизбежностью направляло Перова на путь все более углубленного анализа внутреннего мира личности.

 

 

"Охотники на привале" "Фомушка-сыч"

Художник вплотную подходил к решению портретных задач. В это время он создает образы крестьян. "Фомушка-сыч" (1868) и "Странник" (1870. Герои этих произведений - личности яркие, самобытные, способные вызывать к себе искреннее сочувствие, внушать глубокое уважение. Фомушка-сыч Перова - умный, энергичный и вместе с тем недоверчивый человек, глядящий вокруг себя с проницательной настороженностью. С картины "Странник" смотрит на нас старик, во всем облике которого ощущается своеобразный аристократизм.. За картины "Странник" и "Птицелов", выставленные в 1870 году, Перов получил звание профессора.

Начало 70-х годов - время высших достижений Перова-портретиста.. Перов-портретист не признавал шаблонных решений, для характеристики каждого своего персонажа он находил индивидуальные выразительные средства. Доброжелательно, открыто, чуть иронично смотрит с портрета А.Н.Островский. Его поза спокойна, фигура фронтально развернута, руки уютно лежат на коленях, домашний халат на меху мягко облегает тело.

В "Портрете Ф.М.Достоевского"; (1872) звучит иная, трагическая нота. Мучительно согбенная фигура писателя выступает из полумрака. Больной, усталый, измученный неразрешимыми противоречиями жизни, Достоевский погружен в себя; его взор неуловим для зрителя (Перов пишет Достоевского в трехчетвертном повороте), а цепкий, "замковый" жест крепко сплетенных рук зримо отгораживает его от внешнего мира. На писателе поношенный порыжелый сюртук, тяжелые складки которого плотно ложатся на худое тело. Свет, сосредоточенный на лице, выявляет его землистую бледность и аскетическую худобу. Мы видим высокий лоб, воспаленные, покрасневшие веки. Перед нами Достоевский, пишущий роман "Бесы".

В последние годы жизни художник был тяжело болен. Он умер 10 июня 1882 года, не прожив и сорока девяти лет. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда русская реалистическая живопись достигла своих вершин. Вклад Перова в русское искусство, значение его творчества огромны. Один из основоположников критического реализма, он прошел весь трудный путь развития искусства от рубежа 50-60-х и до начала 80-х годов прошлого века.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 767. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия