Студопедия — Глава 12. СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 12. СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ






I

В работах, выполненных в рамках системы науки, уместно дать описание допустимых операций, т. е. теорию познания. Данная система, как любая иная, должна уметь определять свои элементы (в данном случае прирост знания) и владеть ими. Как минимум с XVIII в. эта задача относится к особой теории рефлексии, теории системы в системе. Ни у кого, даже у философии, нет права указывать науке условия, при которых смысл можно считать познанием и даже приростом знания. Наука здесь автономна — можно сказать, автономна от мира и тем более от общества. Она сама издает себе законы; причем отнюдь не произвольно (чего всегда опасались), а с учетом всего предметного знания и всех ограничений, налагаемых на себя при выполнении самоописания.

Специалисты по теории науки по-прежнему выступают в качестве законодателей. Но можно не беспокоиться — их выбирают и их можно отозвать в случае широкого противоречащего консенсуса. Хотя при мгновенном снимке отношение теории науки и науки кажется асимметричным, но все дело лишь во фрагментарности рассмотрения. В принципе уже совсем неприемлемо утверждение, что перед началом исследования следует ознакомиться с теорией науки. С точки зрения истории науки, на всякий случай, отметим, что теория науки есть поздний продукт ее использования. Теории рефлексии — это не только теории, рефлексирующие самореферентность как идентичность системы; они и сами есть момент самореферентного аутопойесиса. Они сами приводят в действие то, что описывают.

Если взглянуть на новейшее развитие теории познания, то прежде всего заметен отход от трансцендентально-теоретических обоснований и возврат к натуралистическим эпистемологиям 1. Это влечет за собой значительные изменения обычных постановок теоретико-познавательных и методологических вопросов2. Пожалуй, независимо от этого начинают понимать, что самореференция не является особенностью сознания, а имеет место в эмпирическом мире3. Для натурализованной эпистемологии в таком случае также неудивительно, что она сталкивается со своей самореференцией. Понимая себя как науку о естественных процессах, она уже пошла на это; и именно этим она отличается как пост трансцендентальная от до- трансцендентальных теорий познания, которые указывали в качестве основы познания лишь на здравый смысл, на ассоциации или на адекватность представлений.

Однако все это еще не проясняет, как такое познание, возвращенное в мир, выполняет свою задачу; и тем более неясно, как теория познания может контролировать, выполняет она свою задачу или нет. Как теория рефлексии системы науки теория познания имеет дело в первую очередь с отношением познания и предмета, т. е. с отношением познания к реальности. Чистая самореференция в данном месте означала бы: реально все, что познание считает реальным. Такое объяснение имелось всегда, и сегодня оно также неудовлетворительно. Однако следует не избегать порочного круга, а прерывать его посредством обусловливания. Это — функция оснований. Однако, они превращают circulus vitiosus* лишь в бесконечный регресс, так как сейчас необходимо спрашивать об основаниях оснований. Поэтому бесконечный регресс сопровождается надеж-

1 Сформулировано в: Quine W. van О. Epistemology Naturalized // Quine W. van O. Ontological Relativity and Other Essays. New York, 1969. P. 69— 90. Есть много подтверждений данной тенденции.

2 Особенно хорошо это видно в: Campbell D. Т. Natural Selection as an Epistemological Model // A Handbook of Method in Cultural Anthropology / Ed. R. Naroll, R. Cohen. Garden City N. Y., 1970. P. 51—85. Пример усиливает методологический принцип «сходящихся подтверждений» и тем самым функциональной эквивалентности. Ср. выше, гл. 1, прим. 123.

3 «Главным образом основанный на опыте», — утверждается, напр., в: Cavallo R. E. The Role of Systems Methodology in Social Science Research. Boston, 1979. P. 20. В работе: Quine, a. a. O. P. 75 f., 83 f. отчетливо выделяется связь «натурализации» эпистемологии и принятия циркулярности, но отсутствует понимание того, что реальность структурирована циркулярно и независимо от познания.

* Порочный круг; приведение в качестве доказательства того, что само нуждается в доказательстве {лат.).— Прим. отв. ред.

но даже для скользкого понятия «постистория». Изучение систем само есть система; в нем вообще невозможно так сформулировать основное понятие, чтобы самому не подпасть под него9. Этот же вывод верен и для теории символически генерализованных средств коммуникации — при желании вынести за скобки истину (ради своей истины) пришлось бы принять локальный закон, легитимирующий противоречие в качестве исходного понятия, так как признаки понятия в принципе подтверждаются. Тогда теория эволюции сама была бы результатом эволюции, а теория действия не могла бы возникнуть без действий, и т. д.

В традиционных теориях познания такие круги служат основанием заподозрить фальшь, если не произвол в суждениях. На самом деле имеет место обратное. Круги вынуждают. От них невозможно уйти. Их можно заострить в качестве парадокса и так оставить10. Однако их можно встраивать и в саму теорию науки, так как они содержат точные указания для самоконтроля. Теории следует, как минимум, всегда формулировать так, чтобы их предмет подпадал под сравнение. Если они сами всплывают в своих предметах, то подвергают сравнению самих себя. Теории должны функционировать под бременем сравнений еще и как собственные предметы. То, что выявляется для системы, самости, коммуникации и средств коммуникации, отнесения, действия, эволюции и т. п., должно подтвердиться и в теории, сколь бы неловким (например, относительным) ни оказался итог самосравнения.

Здесь может играть роль то, что повторное появление теории в своей предметной области оказывает на нее воздействие, принижающее и уменьшающее ее значение. Физики по сравнению с солнцами или атомами физически не так уж важны для мира. Истина есть лишь одно из многих средств коммуникации, теория сублимации 3. Фрейда — лишь одна из многих попыток сублимации. Теория, как в зеркале, видит себя и иное, и в таком случае располагает поводом пересмотреть свою самооценку. Концепция ее самой начинает зависеть от обилия одновременно перерабатываемых предметных опытов, что обостряет ограничения; беспристрастность проек-

9 В этом Ю. Хабермас усматривал повод для возражений против претензий теории систем на универсальность. Ср. его статью в: Habermas J., Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie: Was leistet die Systemforschung? Frankfurt, 1971. S. 142 ff., в частности S. 221 ff.

10 Тогда, когда в теории науки, полностью нацеленной на решение проблем, утверждается, что «нерешенные проблемы считаются настоящими, если они вообще неразрешимы» {Laudan L. Progress and Its Problems: Toward a Theory of Scientific Growth. Berkeley, 1977. P. 18).

ции выходит наружу. И чем больше реализованы аналитические и рекомбинационные возможности современной науки, тем ярче эти ограничения влияют затем на саму науку.

II

Обобщая, можно отметить два новшества по сравнению с традиционными предпосылками теории познания. Одно состоит в распространении концепции самореференции на все последние элементы, другое — в понимании, что изучение предмета в универсалистских теориях приводит к исследованию их же самих, так что исследование невозможно отделить от предмета. С обеих этих позиций можно проанализировать товар на теоретико-познавательном рынке — какие теоретические разработки отвечают данным условиям?

Теория аутопойетических систем может дать предложение, отвечающее им, — правда, если только не ограничиваться живыми системами и распространить ее на психические и социальные. Она выражает утрату любой всемирной субстанциальной общности всех систем, основанной на конечных элементах, в тезисе о том, что любое единство, в том числе единство элементов, может быть произведено лишь аутопойетически. Нет иных возможностей усматривать единство во множестве, синтезировать многообразное, редуцировать комплексность к единству и тем самым регулировать присоединения. Так исключается любое введение неподконтрольных предпосылок, причем как на уровне «оснований», так и на уровне «элементов». Аутопойесис является рекурсивным, отсюда — симметричным, отсюда — неиерархическим событием". Всякое регулирование само регулируется, всякий контроль сам контролируется. Ничто не может быть репродуцировано в закрытой системе, если она сама не удовлетворяет этим условиям. Конечно, можно использовать асимметрии, причинно-следственные связи, каузальность, телеологию, отношения элементов и агрегата, различение зависимых и независимых переменных и т. п.; но тогда это всегда связано с отключением возможностей, имеющихся у системы самой по себе.

11 В связи с этим поучительно сравнение с соответствующей теорией органических систем. См.: Roth G. 1) Biological Systems Theory and the Problem of Reductionism // Self-organizing Systems: An Interdisciplinary Approach / Ed. G. Roth, H. Schwegler. Frankfurt, 1981. P. 106—120. В качестве следствий для теории эволюции см. также: 2) Conditions of Evolution and Adaptation in Organisms as Autopoietic Systems // Environmental Adaptation and Evolution / Ed. D. Mossakowski, G. Roth. Stuttgart, 1982. P. 37—48 (40 f.).

легче удается презентация своей самореференции. Именно этого и ничего иного следует ожидать по теории, если теория еще раз обнаруживает себя в своем предметном поле как один из своих предметов среди прочих. Исследование, направляемое теорией (в том числе и теорией самореферентных систем), собственно, может быть не чем иным, как самореферентной социальной системой, а именно одной из многих, подсистемой подсистемы подсистемы общества, т. е. системой, малозначимой для всего общества. Если теория самореферентных социальных систем вообще работает, то многое свидетельствует о том, что она работает и в данном случае. Чем больше разработана общая теория, тем богаче ограничения, следующие отсюда для теории науки. Так, теория науки может использовать прежде всего общее понимание, что в ее самореференции тоже есть чувствительность к случайности, но тогда она сама себя обусловливает и тем самым создает такую структурированную комплексность, что система способна сочетать высокую индифферентность со специфической чувствительностью по отношению к своему окружающему миру.

В данном случае также, и опять-таки в согласии с самой концепцией теории, особым образом скомбинированы самореференция и инореференция. Речь идет о сопутствующей самореференции — одном из многих случаев. С одной стороны, теория должна учитывать, что она возникает как свой собственный предмет. В случае претензии на универсальную значимость такая самореференция структурно обусловлена. С другой стороны, данная самореференция возникает лишь в том случае, если «развернута» логическая концепция теории, подходящая и к другим предметам, если она тем самым включает в себя инореференции, т. е. если параллельно осуществляет самореференцию и инореференцию. Концепция re-entry* (Дж. Спенсера Брауна) или, лучше говоря, повторного появления различия в его предметной области, является, с одной стороны, просто опытом, который изо дня в день приобретают в работе с универсалистскими теориями, с другой стороны, формой для того, что также можно ожидать согласно теории, — структурно обусловленного принудительного соединения самореферентных и инореферентных ссылок во всех операциях системы. Теоретики науки, обладающие широтой взгляда, могли бы усмотреть в этом верификацию научно-теоретической гипотезы.

Столь запутанные понятийные отношения могут напугать социологов. Однако в конце нашего исследования невозможно написать

* Повторное вхождение (англ.).— Прим. пер.

еще одну книгу в книге, переводя тем самым намеченную программу теории науки в веские высказывания23. Заключительные замечания должны лишь указать точки подключения таких исследований и предупредить возражение о том, что, до того как приступить к исследованию, следует прояснить логические и теоретико-познавательные проблемы своей исследовательской позиции; т. е. как при выходе из гавани, поднять свой флаг, чтобы была видна принадлежность к какой-либо позиции в теории науки, чтобы была ясность предпосылок образа своих действий. Мы действовали наоборот и теперь можем предложить сове Минервы, кычащей в углу, начать свой ночной полет. У нас есть приборы, чтобы проследить его; наша цель — понять современное общество.

23 Ср., в частности, о проблемах выделения науки и о различии теории и метода: Luhmann N. Die Ausdifferenzierung von Erkenntnisgewinn: Zur Genese von Wissenschaft, а. а. О.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 422. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия