Введение. Судья-наблюдатель засекает время, ведет протокол игры и разрешает спорные ситуации
Судья-наблюдатель засекает время, ведет протокол игры и разрешает спорные ситуации. Судья-наблюдатель сам определяет умышленные фолы. Другие нарушения и фолы он лишь подтверждает. В случае необходимости он может взять судейство игры полностью на себя.
Сергей Румянцев Советская национальная политика в Закавказье: конструирование национальных границ, историй и культур Сергей Румянцев (р. 1973) – научный сотрудник Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, руководитель независимой исследовательской группы “Novator” (Баку), научный сотрудник Фонда Александра фон Гумбольдта (постдокторская программа) Института европейской этнологии Университета имени Гумбольдта (Берлин).
Сергей Румянцев Советская национальная политика в Закавказье: Конструирование национальных границ, историй и культур
Я понимал, что, чем сильнее я горжусь, тем зауряднее становлюсь, и это чувство мне нравилось. Орхан Памук. Дом тишины
Введение В конце января 1997 года известного в Азербайджане и Турции поэта Бахтияра Вагабзаде навестил в больнице президент Азербайджана Гейдар Алиев. Поэт, известный как националист пантюркистского толка, благодарил президента за помощь, превозносил его достоинства как человека, радеющего о нации. Обоим участникам этой беседы было что вспомнить из своего советского прошлого. В творческой биографии Вагабзаде центральное место занимает поэма “Гюлюстан” (1959), в которой он воспел трагедию разделенного между Персидской и Российской империями азербайджанского народа. Поэма принесла Вагабзаде славу диссидента, пережившего преследования со стороны советского режима. Можно предположить, что на закате хрущевской оттепели, в 1962 году, поэту пришлось пережить неприятные минуты критики за свой националистический уклон, но комфортно пережить эти репрессии [1]Вагабзаде помогли многочисленные звания, должности и почести. Его никогда не лишали членства в Союзе писателей, он долгие годы преподавал в университете, активно публиковался, получал многочисленные научные звания и должности (в их числе члена-корреспондента Академии наук), был лауреатом государственной премии СССР, пять раз избирался в Верховный совет народных депутатов Азербайджанской ССР и прочее. Эту завидную карьеру поэт-националист Вагабзаде сделал в Советском Союзе, политический режим которого часто описывается не только как антинационалистический, но и как антинациональный [2]. Гейдар Алиев (бывший глава КГБ республики и бывший первый секретарь ЦК КПА) был как раз видным представителем этого советского режима, который и должен был бороться с национализмом в Азербайджанской ССР. Во время беседы с Вагабзаде он вспоминал:
“…Не было равных русской, советской системе образования. Нет в мире университета, равного Московскому. Мой сын Ильхам закончил в Москве Университет международных отношений. Это самый известный университет в мире. […] Сколько у нас выросло высококвалифицированных людей в области науки, здравоохранения, медицины, образования. Нужно знать им цену. […] Представьте, где еще есть такие деятели культуры, как в Азербайджане?”[3]
Оба заслуженных деятеля советской поры вспоминали о достижениях советской национальной политики, в реализации которой принимали самое активное участие. Один как глава компартии, другой как поэт-националист. Лежала ли между ними непреодолимая пропасть?
|