Студопедия — Сущность и происхождение МАГИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность и происхождение МАГИИ






Под понятием магии, или колдовства, принято разуметь различные суеверные человеческие действия, которые имеют целью влиять сверхъестественным образом на тот или иной материальный предмет или явление.

Всякий магический обряд связан с более или менее осознанным, – хотя во многих случаях лишь предполагаемым, – представлением о некоей магической, т. е. сверхъестественной силе.

…за основу «технической» классификации магических обрядов можно взять одно из двух: либо самый источник магической силы, либо разные способы её передачи (или, наоборот, отстранения). …в первом случае исследуется вера в магическую силу огня, воды, крови, волос, глаза, ткани, верёвки, железа, круга и пр. Второй метод классификации – по технике передачи магической силы или защиты от неё – напротив, относится непосредственным образом к изучению самих магических обрядов.

Простейший способ передачи магической силы – это непосредственное соприкосновение источника или носителя этой силы с тем объектом, на который направлено колдовство. Носитель магической силы может быть при этом различным: это может быть неодушевлённый предмет, амулет или талисман, человек, в частности сам колдун, и т. п.

… могут быть выделены следующие виды магии:

1) вредоносная магия; 2) военная магия; 3) половая (любовная) магия; 4) лечебная и предохранительная магия; 5) промысловая магия; 6) метеорологическая магия; 7) прочие, второстепенные виды магии.

Тема 10. Лекция

Центральное место в культуре древних славян занимала языческая религия. Славянская мифология вообще и русская в частности восходят к праиндоевропейским корням. Язычество вобрало в себя различные черты ранних форм религий - тотемизм (вера в родственные связи людей с животными), анимизм (вера в души, духов), фетишизм (поклонение неодушевленным предметам, наделенным чудодейственными свойствами), магия

В развитии языческих представлений славян можно выделить несколько этапов (по Б.А. Рыбакову). Для первого, наиболее древнего пласта, характерно одухотворение природы, почитание воды, земли, огня, воздуха, растений и некоторых животных, вера в добрых и злых духов – берегинь и упырей. Вся природа, по представлению славян, была населена духами: дух леса – леший, пущевик, лихо одноглазое, Морозко; дух воды – водяной, русалка, моряны (олицетворение опасности утонуть), крылатая собака Семаргл (олицетворение опасности гибели или порчи урожая). Берегини заботились о человеке – домовой, дрема (божество сна), баюнок (сказочник), банник. К злым духам относились упыри – вампиры, оборотни, навьи (нечистые покойники).

Второй этап в развитии славянского язычества отмечен поклонением Роду и Рожаницам, формированием культа предков и общинных аграрных культов. Праславянских Рожаниц звали Лада (покровительница плодородия, свадеб) и Леля (богиня весны). Род – бог неба, повелитель вселенной. Его называли также Сварог (Небесный), Стрибог (Отец-бог). Позже образовалось разделение функций: небом и миром управляет мужское божество, землей – женские. Велес считался покровителем скота, а позже - покровителем богатства, торговли. Ярило – бог плодородия (представлялся в виде молодого красивого юноши на белом коне в белой мантии). Даждьбог – древнее божество природы, солнечности, податель благ. Перун – бог грозы, молнии и грома, позже – покровитель воинов. Местами языческого культа были святилища под открытым небом. Они представляли собой земляные и деревянные сооружения на насыпях, окруженные валами или рвами. Во внутреннем кругу стояли каменные или деревянные идолы, горел жертвенник и приносились жертвы («капище»). Внешний круг предназначался для потребления ритуальной пищи («требище»).

На третьем этапе развития язычества на первый план выдвинулся Перун. Он стал богом княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов. Около 980 г. князь Владимир провел языческую реформу. Это была попытка создания государственного культа. Во главе пантеона стоял Перун, в жертву которому приносили волов и пленников. В пантеон вошли также Стрибог, Макошь, Дажьбог, Хорс и Семаргл. Но эта религиозная реформа потерпела неудачу.

Особенности язычества восточных славян (по И.В. Кондакову):

1) восточнославянские боги в отличие от античных не вполне антропоморфны, а нередко и прямо зооморфны или тождественны самим проявлениям стихий (Велес – Змей, оборотень);

2) восточнославянская мифология ближе к древневосточной мифологии (иранской, хеттской, египетской), она менее развита и отрефлексирована, чем германороманская;

3) несистематизированность славянской мифологии: функции божеств часто переплетались между собой и дублировали друг друга (например, культ солнца ассоциировался и с Хорсом (солнце-светило), с Даждьбогом (тепло, поддержание жизни), Сварогом (небесный свет и огонь), Ярилой, Купалой);

4) практически неизвестны никакие мифологические сюжеты с участием славянских языческих божеств (основной миф – о соперничестве Перуна и Велеса из-за обладания стадом небесных коров, который Велес украл у Перуна);

5) славянская мифология жила не в обрядах, ритуалах, в природном календаре;

6) низшая мифология (вера в духов природы) более архаична, т.к. имеет общие корни с тюркской (современные татары, башкиры, чуваши) и финно-угорской (удмурты, марийцы, мордва, коми, ханты и манси).

Тема 11. Лекция

Индуизм — ведущая народностно-национальная религия современной Индии (ее исповедуют 83% населения). Последователи индуизма проживают также в Пакистане, Бангладеш, Непале, Республике Шри-Ланка и в других странах, где проживают выходцы из Индии. Сложился индуизм в IV—VI вв. на основе прежде существовавших религий ведизма и брахманизма, жизненных принципов, моральных и социальных норм и ценностей, философских доктрин, племенных верований и обрядов, мифологических представлений и ритуалов, преданий, праздников народов Древней Индии. Именно поэтому индуизм воспринимается верующими не только как религия, а скорее как неизбежный жизненный путь.

Источниками вероучения индуизма являются древние священные книги индусов под общим названием Веды (санскр.— высшее, священное знание), в которые включены всевозможные материалы не только мифологического характера, но и предания, гимны богам, правила жертвоприношения. Веды делятся на четыре сборника: самая древняя — Ригведа (веда гимнов), отражающая разложение первобытнообщинного строя, затем Самаведа (веда мелодий), Яджурведа (веда жертвоприношения), Ахтарваведа (веда заклинаний). С течением времени веды претерпевают существенные изменения, но в своей основе они отражают религиозно-социальную жизнь арийских племен далекого прошлого. Создание первых трех вед принято относить к 2000 — 1500 гг. до н. э. Четвертая создана значительно позже.

Индуизм не может быть понят без обращения к его основным учениям. Выделим следующие.

Во-первых, учение о богах. Оно стоит на позиции политеизма (многобожия). В индуистском пантеоне насчитывается 3333 бога. Во главе их стоит троица, или Тримурти: Брахма — бог-творец, Вишну — бог-хранитель, Шива — бог-разрушитель и создатель. Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву. В зависимости от объекта поклонения различают два основных направления в индуизме — вишнуизм и шиваизм. Шиваизм в свою очередь породил шактиизм, где на первое место поставлен культ богини Шакти. Важную роль в индуизме (в особенности в вишнуизме) играет представление об аватарах, то есть о периодических воплощениях Вишну в местных богах, человеке и животных. Аватарой Вишну считается, например, Будда, Кришна и др. Каждому из основных богов индуистского пантеона посвящены храмы, которых в Индии тысячи.

Во-вторых, учение о высшей основе бытия. Такой основой провозглашается мировой дух - Брахман. Конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией, игрой Брахмана. Поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями.

В-третьих, учение о сансаре (буквально — «перерождение», «переход через различные состояния»). Это учение о текучести и непостоянстве всего существующего, о неизбежных страданиях существ в земной жизни и переселении душ умерших в новую телесную оболочку. Высшей религиозной целью считается освобождение из круговорота сансары, выход за границы чередования смертей и рождений — мокша (нирвана). В индуизме освобождение, как правило, понимается как достижение единства или даже тождественности атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.

В-четвертых, учение о карме (санскр. букв. — действие, обязанность, деятельность). В соответствии с этим учением все действия человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом телесном бытии после смерти. В силу кармы человек, если он был праведником, перерождается в более благородного человека, а если грешником — в низкого человека и даже в животное или насекомое. Учение кармы поэтому тесно связано с идеей сансары.

В-пятых, учение о дхарме. Дхарма — это некая безликая закономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавливается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом. Мир представляет собой не случайное, хаотичное соединение вещей и явлений, а универсальный космический порядок. Позднее этому учению было предано этическое звучание. Дхарма стала пониматься как долг — совокупность религиозных и общественных обязанностей, различных для разных сословий и каст. Соблюдение дхармы оценивается как добродетель, нарушение ее — как грех. Другими словами, в этом учении проводится идея о божественности кастового деления индийского общества, о неравенстве людей перед богом.

Таковы основные положения вероучения индуизма. Несмотря на наличие ряда общепризнанных учений и норм, индуизм никогда не имел более или менее стройной или однозначной системы взглядов, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного «Священного Писания», централизованной церковной организации, назначаемого и управляемого ею духовного клира.

Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например река Ганг в районе Варанаси) и главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарем главой семьи.

Из древнего брахманизма выделилась и религия — джайнизм. Она возникла в VI—V вв. до н. э. Согласно легендам основателем джайнизма был пророк Вардхамана, получивший впоследствии имя Махавира («Великий герой»). До тридцати лет он вел жизнь мирянина, но затем, раздав все свое имущество, стал отшельником и аскетом, снискал известность как Джин, то есть победитель страстей, отсюда название религии. Джайнизм не выходил за пределы Индии. В III в. до н. э. в нем проявляются две секты: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух»). Приверженцы первой секты носили белую одежду, а приверженцы второй секты ходили раздетыми в подражание Махавиру.

Ядром джайнистской литературы является Сиддханта (Агама) — канон шветамбаров, составленный в конце IV в. до н. э. и приобретший окончательную форму через девять столетий после времени жизни Вардхаманы. Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в сохранившихся нет подлинных текстов. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения.

Джайнизм отрицает существование единого Бога как творца и хранителя мирового порядка. Как идеалам и божествам, обладающим всеведением и всемогуществом, джайны поклоняются 24 полумифическим пророкам, последним из которых был Вардхамана Признавая материю и дух двумя извечно существующими началами и отдавая предпочтение второму, джайнизм развивает учение о множестве вечных душ, которых столько, сколько живых существ (даже больше, так как джайны считают одушевленными неодушевленные предметы). В связи с этим джайны придают большое значение ахимсе — непричинению вреда живым существам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен воздержаться от умерщвления сам и удержать других.

В человеке джайнизм различает две сущности — материальную (тело) и духовную (душу). Первая, по его учению, смертна, а душа, которая, находясь в какой-либо телесной оболочке, лишь сосуществует с нею, вечна и поочередно обитает во многих различных телах, причем может развиваться и изменяться. В соответствии с учением джайнизма страсти и желания, испытанные человеком в прошлых существованиях, держат душу в оковах, и человек, чтобы его душа достигла полного блаженства, должен путем лишений и праведной жизни освободить ее от страстей. Спасение души рассматривается как смысл человеческой жизни. Для этого необходимо верить в пророков, понимать их учение и строго придерживаться установленных ими правил, и тем самым самосовершенствоваться.

Джайнизм сохранился в Индии (главным образом в западных районах) до наших дней. Его исповедует меньше 1% население страны.

Тема 12. Лекция

Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера. Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Власть и могущество Ирана обеспечили зороастризму огромный престиж, и некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, а также гностическими сектами.
На Востоке зороастризм повлиял на развитие северного варианта буддизма.

В настоящее время, под воздействием различных внешних факторов, количество зороастрийцев сократилось, они распались на небольшие общины и проживают преимущественно в Иране и Индии, но верования, впервые провозглашенные пророком зороастризма, все еще признаются людьми во всем мире.
Зороастризм был уже стар, когда о нем впервые упоминается в исторических источниках. Корни его уходят в далекое прошлое. Иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме есть некоторые элементы, которые восходят, видимо, к индоевропейской эпохе. Перемешанные с позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией, чрезвычайно насыщенной разными компонентами. Изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий.
Кроме того – это благородная религия, отдельные ее положения уникальны и замечательны. Они давали возможность последователям вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь, что, в свою очередь, пробудило в них глубокую преданность к своей вере. Зороастризм заслуживает изучения и из-за той роли, которую он сыграл в религиозной истории человечества.
Зороастризм получил такое название на Западе потому, что его основатель – пророк Заратуштра – стал известен древним грекам под именем Зороастр. Он был иранцем и родился в доисторическое для иранцев время. Установить точные даты его жизни невозможно, но есть некоторые свидетельства, позволяющие предполагать, что Заратуштра жил в то время, когда каменный век уступал место бронзовому, то есть, по-видимому, после 11500–1200 гг. до н.э.

В основе его вероучения лежит представление о «Мудром господе» — Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда — «маздаяснийцы»), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растении. Цель жизни благочестивого зороастрийца — помогать «Мудрому господу», защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т. п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды.

Силы природы, стихии и положительные качества персонифицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений — «Бессмертных святых» («Амеша Спента»): Boxy Мана — «Добрая мысль», Аша Вахишта — «Лучшая правда», Хшатра Варья — «Избранная власть», Спента Армаити — «Благочестие», Амеретат — «Бессмертие» и Хаурватат — «Целостность». В зороастризме сохранилось понятие «Высшей правды» (существовавшее еще у индоарийских племен) — Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, «правильный образ действий». Правда противопоставлялась лжи, извращенности— Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью.

Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороастрийских храмах столетиями, что породило еще одно название — «огнепоклонники».

Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе («Арда-Вираф-нама»), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле «горы справедливости» есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну

Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постепенный переход населения в ислам.

К 12—13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название «парсы» (т. е. «выходцы из Фарса» — центральной иранской провинции).

Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей, при которых зороастризм был государственной религией Ирана.

Тема 13. Лекция

Буддизм возник в VI в. до н. э. и достиг расцвета в III в. до н. э. при царе Ашоке. Его основателем считается Гаутама Шакья-Муни (отшельник из рода Шакья), получивший при рождении имя Сиддхартха и ставший одним из Будд – т. е. «просветленным». Сиддхартха Гаутама родился в семье кшатриев, но познав «четыре благородные истины», он стал Буддой – просветленным высшим знанием.

В буддийском каноне, записанном на языке пали, «четыре благородные истины» выражены так: «Затем, о биккху, (нищие, т. е. буддийские монахи) существует дуккха (неудовлетворенность, страдание) – воистину так. Рождение, разложение, болезнь и смерть являются дуккхой, соприкосновение с неприятным есть дуккха, разлучение с приятным есть дуккха, неполучение желаемого есть дуккха… Затем, о биккху, существует причина дуккхи – воистину так. Это желание, которое ведет к возрождению, сопровождаемое страстной привязанностью к чувственным наслаждениям в этой и той жизни. Это – желание чувственных наслаждений, желание существования, желание несуществования. Затем, о биккху, существует прекращение дуккхи – воистину так. Это полное отделение и разрушение желаний, отречение, отказ, освобождение от них, непривязанность к ним. Затем, о биккху, существует путь прекращения дуккхи – воистину так. Это благородный восмеричный путь, а именно – правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильный поступок, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная мысль, правильная сосредоточенность».

Каноническим текстом буддизма является Типитака – три корзины, представляющая собой запись передававшихся ранее изустно изречений и проповедей Будды (сутры), а также поучительных притч о его прошлых рождениях (джатаки). Материальный мир только кажимость, это Махамайя – великая иллюзия. Движение к освобождению связано с осознанием иллюзорности видимого мира, восьмиричный путь представляет собой медитативную практику, позволяющую достичь этого. Важными понятиями буддийской этики являются ахимса – непричинение зла живым существам, сантана – любовь ко всему живому и готовность к самопожертвованию (сама жизнь может рассматриваться как жертва).

Развиваясь и распространяясь, буддизм оформился в несколько направлений: хинаяну, махаяну и ваджраяну. Хинаяна (малая колесница или узкий путь) – наиболее близкий к аутентичному учению Будды «философский» буддизм. Тезис о том, что буддизм – это религия без бога, в большей мере относится именно к хинаяне. Здесь особо важен единственный путь к освобождению, коим является монашество. Махаяна (большая колесница или широкий путь) открывает дорогу к спасению и для мирян. Еще одна форма буддизма – ваджраяна (алмазная колесница) или, как ее иногда называют, тантраяна – буддийский тантризм. Это наименее освещенная в религиоведческой литературе и соответственно наиболее мистифицированная версия буддизма. Это объясняется отчасти тем, что ваджраяна предполагает изощренную медитативную технику, изменяющую сознание, и служащие той же цели эротические обряды и ритуалы.

Тема 14. Лекция

В I в. н. э. в восточной части Римской империи возникла новая религия - христианство, которое затем широко распространилось по всему миру. Эта религия родилась в условиях разложения рабовладельческого строя и первоначально была выражением бессильного протеста рабов и беднейших слоев населения против гнета рабовладельцев. Не видя выхода из создавшегося положения, беднота обращала взоры к небу. Так возник образ божественного спасителя Иисуса Христа, с именем которого связано возникновение христианства.

В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью якобы искупил грехи человечества, во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем, в страшный суд, в небесное воздаяние и установление царства божьего. Эти догматические положения являются основными для всех христианских течений. В них заключено существо христианской веры, дающей приверженцам христианства надежду на избавление от тягот земного существования в вечной жизни, которая должна наступить после смерти.

В IV в. между восточным и западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054 г., когда появились римско-католическая и православная церкви.

В связи с тем, что православие, монофизитство и несторианство имеют сходную обрядность, эти три направления христианства иногда условно объединяют под названием "восточные церкви".

Католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством римского папы всех христиан. Однако Риму удавалось обычно отколоть лишь небольшие группировки от восточных церквей. Эти течения приняли основные догматы католицизма, но сохранили свою старую обрядность.

В настоящее время имеется несколько таких, как их называют, униатских церквей: греко-католическая (откололась от православной церкви), армяно-католическая (откололась от армяно-григорианской), сиро-католическая (откололась от якобитской), халдейская, или халдо-католическая (откололась от несторианской), коптско-католическая (откололась от коптской церкви) и маронитская.

В XVI в. в Европе началась Реформация - антикатолическое движение, в котором приняли участие разные слои населения. Продуктом Реформации был протестантизм — третье главное направление христианства, о котором будет рассказано ниже.

Православие

В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская. Помимо этого имеются две автономные православные церкви: Финская с 1957 г. и Японская - с 1970 г. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинопольский патриарх если и считается вселенским, то это понимается только как "первый среди равных", и ему не предоставлено право вмешивался в деятельность других православных церквей.

Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно. При патриархах имеются синоды. Например, синод Русской православной церкви состоит из шести постоянных членов и трех непостоянных, вызываемых на сессию по списку. Управление экзархатами осуществляется экзархами, епархиями — епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов. У Русской православной церкви приходы возглавляются избираемыми на общих собраниях верующих церковными советами, которые выполняют все административно-хозяйственные функции общины. Православные церкви с VIII в. не проводят Вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был Второй Никейский собор 783-787 гг.) Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления, т. е. принцип последовательного подчинения низшего духовенства высшему. Все духовенство в иерархическом отношении делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое).

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьрадский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. п.

Все православные церкви считают первейшей своей обязанностью "неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя". Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже (о непогрешимости папы, о чистилище, о фелиокве, о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении на небо), то они всеми православными церквами объявляются ошибочными, противоречащими "священному писанию" и "священному преданию". Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от большинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей, от признания исключительной роли церкви в деле личного спасения.

Католицизм

 

Вторым крупным направлением христианства является католицизм. По официальным данным католиков сегодня насчитывается свыше миллиарда. Их обслуживают 400 тыс. священнослужителей. Особенно много (в процентном отношении к численности верующих) католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Ирландии, Австрии, Бельгии, Украине. Позиции католической церкви сильны в Латинской Америке и США. Немало католиков в Азии, Австралии, Африке.

В отличие от православия, католицизм объединен в единую централизованную организацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан. Это своеобразное, уникальное теократическое государство, расположенное в центре столицы Италии — городе Риме. Оно занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства Ему принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Руководящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. В Ватикане работает около 3 тыс. служивших, в основном итальянских священников. Количество подданных — около 1 тыс. человек.

Ватикану подчинены многие внецерковные политические организации множества стран: католические партии, католические профсоюзы, объединения католической молодежи, женщин-католичек, католиков-студентов и др. Государственный секретариат Ватикана руководит 34 международными политическими внецерковными объединениями. Во многих странах католическая церковь распоряжается большим количеством газет и журналов, под ее контролем и руководством действует широкая сеть учреждений народного образования.

Какие же особенности вероучения и культа католицизма? Чем он отличается от православия?

Особенности католицизма можно представить следующим образом (схема 5.8):

 

 

1. Наличие Папы Римского как наместника Бога на Земле. Как духовный руководитель католиков Папа признается наследником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. За всю многовековую историю католицизма на папском престоле сменилось 262 Папы. Статус Папы Римского — пожизненный. Избирают Папу кардиналы (кардинал — это второй по значению чин после Папы, высшая епископская степень). Специальная коллегия кардиналов — конклав созывается через 18 дней после смерти предшествующего Папы Аля выборов нового. Название «конклав» происходит от латинского сит с1аме — «под ключом». С XIII в., со времен Папы Григория X, существует обычай замыкать кардиналов-избирателей и даже замуровывать их, чтобы засекретить и вместе с тем ускорить процедуру выборов. С 1523 по 1978 г. папский престол занимали только итальянцы. Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными. В 1978 г. на папский престол был избран поляк Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (1920 г.—2005 г.). Он первый славянин на этой должности.

2. Догмат о непогрешимости Римского Папы. Этот догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году. Он гласит, что Папа, когда он выступает с амвона как пастырь всех христиан, непогрешим в делах веры и морали. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

3. Догмат о чистилище. Чистилище — это промежуточное место между адом и раем Здесь души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных жизни грехов. Они горят в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактуют его как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня.

Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родственники и близкие. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г. Православное учение считает, что в загробной жизни душа человека в зависимости от того, как он прожил земную жизнь, сразу попадает либо в рай, либо в ад.

4. Специфическое понимание Символа веры. В восьмой «части» Символа веры сказано о необходимости веры «в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего». Это означает, что Дух Святой может исходить только от Бога-Отца Однако, начиная с VIII—IX вв.,Римский Папа пытается добавить к этому символу «Филиокве» (с лат. — «и от Сына»), Эта небольшая приписка на самом деле довольно существенная, так как она означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, то есть и от Иисуса Христа. Это, на первый взгляд, незначительное отличие сыграло существенную роль в формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что признание Филиокве изменяет статус церкви. Ведь если Дух Святой исходит от Иисуса Христа, то значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса.

5. Обязательное безбрачие священников. Этот так называемый целибат (лат. — неженатый). Введенный Папой Григорием VII в XI в. целибат преследовал цель сохранения земельной собственности за церковными учреждениями, предотвращение раздела владений между наследниками священнослужителей, а также повышение престижа духовенства среди верующих. В 1967 г. Папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата. В православии обет безбрачия связан с принятием монашества.

6. Учение об особой роли духовенства. Католическое вероучение утверждает, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помогли духовного отца. Поэтому духовенство имеет огромное преимущество перед мирянами и должно иметь исключительные права и привилегии. В частности, духовенство, по учению католицизма (в православии этого нет), владеет «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами, которых хватит, чтобы обеспечить потустороннее блаженство всему человечеству. Этот «излишек» (тезаурус) Бог передал в распоряжение католической церкви, в связи с чем она обладает большой спасительной силой. Католические священники во главе с Папой имеют право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тем, кто в ней нуждается, то есть отпускать грехи. Отсюда учение об индульгенции — отпущении грехов за какие-либо заслуги перед церковью. В Средние века такая компенсация нередко имела имущественный или денежный эквивалент. Это приводило к вульгаризации практики отпущения грехов в католицизме — продаже индульгенций (лат.— милость). Ныне индульгенциями не торгуют, но от лица Папы духовенство продолжает «прощать грехи».

7. Широкое почитание Богородицы и учение о ее непорочном зачатии (безгрешности). Если в учении православной церкви говорится о Пресвятой Деве Марии, первой перед Богом заступницы и помощницы, то католическая церковь к этому прибавляет свое понимание. В 1845 г. Папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. католическая церковь признала догмат о ее телесном вознесении на небо после смерти. В 1964 г. Папа Павел VI провозгласил Богородицу «Матерью Церкви». Эти догматы стали завершающими в католической кариологии (культе Девы Марии). Они являются логическим продолжением того религиозного возвеличивания лица Богоматери, которое воплотилось в догмат о непорочном зачатии. Однако эти догматы также не признаются восточным (православным) христианством.

Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и в культовой деятельности, в том числе и в совершении таинств. Например, крещение проводится не погружением ребенка в купель, а обливанием головы водой. Миропомазание совершается в католицизме не сразу после рождения, как у православных, а когда ребенку исполнится 8 лет, и называется конфирмацией Таинство причастия (евхаристии) отправляется у католиков пресным хлебом (опресноки), а у православных — квасным хлебом. Миряне у католиков причащаются только хлебом. К причастию у католиков допускаются только те, над кем уже осуществлен обряд помазания.

Важные элементы католического культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея — 30 ноября. Рождество Христово — наиболее торжественный







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 896. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия