Эта глава поможет авторам понять, как с их текстом работают режиссер и актеры. Это стимулирует воображение в общих интересах.
В сцене не должно быть ни одного момента, когда актер не имел бы конкретной задачи, действия. В этих задачах вырастают характеры. Режиссер всегда может найти глагол, который кратко выявит это действие. Длинные объяснения помогают мало, конкретные глаголы активного действия ведут к цели. Их называют "золотым ключом". Они хорошо помогают актерам эмоционально развивать свою роль в сцене.
Приведу несколько примеров и вариантов их использования. Только помните главный завет: ищите конфликт действия и текста. Это обогащает характер.
Действия персонажа не должны быть тесно связаны с текстом. Слова врут, а действия выражают подлинные желания и мотивации. Чтобы действия приобрели активность, в работе с актерами пользуйтесь глаголами активного действия:
Перетяни на свою сторону.
Обворожи.
Докажи первосходство.
Будь важным, представь себя как что-то важное.
Не дай партнеру изменить свой путь.
Оцени, исследуя ситуацию.
Признайся.
Угрожай,
Инструктируй.
Дразни.
Убеди.
| Отложим эмоции. Разберем все шаг за шагом. Разумно, логично.
|
Победи.
| Заставь их аплодировать. Добейся восхищения. Паузы... Когда все взгляды устремлены на тебя.
|
Наблюдай (внешне скован, внутри активен).
| Интересно... Подождем, что будет дальше. Не так все просто.
|
Покажи, что ты оцениваешь.
| Я поняла. И не боюсь! Ох-ох-ох! Какой ты!.. Я не дура.
|
Оцени угрозу.
| Я погибла!! Что я наделала?! Это конец! Что придумать? На вид страшно, по сути — нет.
|
Экзаменуй взглядом.
| Что-то тут неправильно?! Что-то не нравится? Что? Что тут необычного?
|
Уйди в себя.
| Надо быстро во всем разобраться. Вспомнить что-то очень-очень важное. Где тут опасность? Где тайна?
|
Измерь глазами.
| Кто ты такой? Мышка показала зубки? Этот — опасен. А этот — блефует...
|
Отнесись с сожалением сверху вниз.
| Такой парень и на таком месте. Удивляюсь.
|
Прикажи.
| Успокой эмоции. Давай четкие указания. Следи, чтобы их усвоили: иди... сделай...
|
Похвастайся.
| Вчера вернулась ночью. Мамочка так орала! А мне плевать!
|
Атакуй.
| Открой эту дверь! Разрушь ее! Давайте актерам задачи действия, но не контролируйте эмоции - пусть они родятся от действий: ярость, злость, гнев, отчаяние.
|
Спровоцируй, иди к цели через другое действие. Интригуй.
| Вызови поступок не прямо: "Он тебя за - человека не считает. Неужели ты никто?"
|
Шокируй отказом.
| С тобой? Никогда. (Найди шокирующее действие.)
|
Пренебреги.
| Сделай что-то важное как мелочь. Пройди мимо, демонстративно не заметив.
|
Иронизируй.
| Контролируй свою ярость: я потрясена вашим остроумием.
|
Вовлеки его в действие.
| Дай ему попробовать себя. Прикоснись. Как вы думаете? Что скажете?
|
Подстрекай.
| Покажи, что его не уважают, подскажи, что делать. Посмейся над ним.
|
Прикончи словом.
| ¦ Обвини — угрожай — атакуй — смейся — унизь.
|
Подразни.
| Заставь партнера проявить реакцию, вытащи из него оценку. Нравишься ли ты?
|
Разозли.
| Ищи действий, которые заставляют партнеров проявить активность.
|
Разрушь все словом.
| Это может быть действие, а может быть монолог. Или бешенство с невнятными словами.
|
Проси, умоляй.
| : Два-три слова просьбы могут повторяться: с усилением. Это помогает родить жест, движение.
|
Уйди в себя, но продолжай диалог.
| "Да, конечно. Спасти себя. Это самое важное". Говоришь одно — думаешь о противоположном. Уходишь от спора. Принимаешь решение вопреки словам.
|
Прикоснись с любовью.
| Погладь чашку. Ласкай книгу. Передай через деталь свою эмоцию.
|
Притворись скромной.
| Откажись от места в центре внимания. Но так, чтобы это все заметили и оценили.
|
Оправдайся неуверенно.
| — Я пришел в гости. Она ушла, вернулась голой. — Наверное, не было времени одеться... Или это у нее такое хобби...
|
Оправдай и докажи.
| Да! Она была голая! Это ее идеология. Она нудистка! Имеет право!
|
Одари, озари, открой истину.
| Представь что-то как подарок. Завтра увидите фильм! Шедевр! Это нечто! Вы такого не видели!
|
Развлеки, выступи.
| Представь что-то спектаклем, выступи как конферансье: "У нас в гостях!.."
|
Не принимай реальности, держись своей фантазии.
| Демонстративно не принимай аргументов противника в сцене. Я этому не верю. Я просто не могу поверить. Факты врут.
|
Сдайся.
| О'кей. Идем в кино. Я тебя люблю.
|
[фото] ...Эта книга для человека, который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль...
А. Митта
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ