НУЖНА НАГАЙКА?
За примером далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить ту же Японию, где культивирование национальных видов единоборств сыграло далеко не последнюю роль в возрождении духа побежденного в войне народа и, как следствие, в превращении поверженной страны в сильную мировую державу. Немного сузим проблему. А почему именно нагайка? Почему, допустим, не легендарная казачья шашка? Вопрос вполне правомочен, но всему свое время. Смею заверить, что и шашка в казачьем боевом искусстве занимает свое достойное место, и в наших дальнейших работах мы к ней еще не раз вернемся. Кроме того, в пользу нагайки свидетельствует ряд факторов, связанных с особенностями нашего законодательства, и... доступность. Так, приобрести достойную шашку у нас на Дону, в силу дороговизны может далеко не каждый, а купить или самостоятельно изготовить нагайку может практически любой (см. следующую главу). Теперь позвольте сказать несколько слов о боевом значении нагайки в современных условиях. Сразу оговоримся, что мы далеки от того, чтобы утверждать необходимость внедрения нагайки во всеармейских масштабах. Рядом с танками и ракетами она попросту не нужна. Так же, как она не нужна спецподразделениям, оснащенным самыми изощренными видами ультрасовременного оружия. При этом тот факт, что еще в начале нашего века с помощью нагайки казачьи пластуны (своеобразный спецназ того времени) брали языков — не аргумент. А вот в том случае, если в России все-таки будут созданы истинные (а не мнимые казачьи формирования, хотя бы на начальном в качестве подразделений вспомогательного характера, то применение нагайки вновь станет вполне целесообразным. Хотя бы потому, что просто ее наличие,само по себе, будет данные формирования дисциплинировать и напоминать о том, что они именно казачьи. Разумеется, должна быть соответствующая законодательная база, строго регламентирующая применение нагайки и не допускающая ее использование против народа, как, впрочем, и самого казачества в интересах каких-либо политических деятелей. За основу целесообразно взять уставы царской армии, соответственно предварительно их переработав применительно к условиям современности. Там многое очень разумно. Так, например, раньше согласно уставу иметь грузик в нагайке мог позволить себе только офицер [15], да и то не всякий. В вопросе о целесообразности применения нагайки наряду о чисто национальными, психологическими, политическими и т.п. аспектами присутствует и главный — спортивный. Дело в том, что использование нагайки, закрепленное в уставном порядке, заставит казаков соответственно осваивать приемы ее владения, как это умели делать их славные предки. То есть волей-неволей, но как-то быть поближе к боевым искусствам и соответственно держать боевую форму и боевой дух, что уже само себе прекрасно.
Дело в том, что именно в современных условиях нагайка является практически идеальным инструментом для пресечения хулиганских действий и преступлений против личности. Иногда одного вида нагайки бывает достаточно для того, чтобы отрезвить горячие головы и призвать их к порядку. Настолько велико ее психологическое воздействие. Если же дело все-таки доходит до столкновения, то человек, владеющий даже только начальной техникой нагаечного боя, уже сумеет удержать нескольких противников на расстоянии. А если он владеет приемами более высокого уровня, то без труда может противостоять противникам, вооруженным палками, ножами, отбитыми горлышками от бутылок и т.п. И не просто противостоять, а суметь их обезоружить и даже вывести на конвоирование. Кроме того, нагайка весьма компактна. Она свободно помещается в «бардачке» автомобиля и очень удобна в ношении, например, за поясом иди через плечо под одеждой. А самое главное, в юридическом отношении она не попадает под категорию холодного оружия как, например, нунчаку. Скептики могут возразить: «Да что там, дескать, нагайка, разве у нее есть, например, сила удара?» Есть, да еще какая. Достаточно сказать, что одна из разновидностей охотничьей нагайки называлась, ни много, ни мало, — волкобой [1]. В данном случае название само говорит за себя и звучит весьма убедительно.
Таковы нунчаку в окинавском карате, меч в славяно-горицкой борьбе, шпага во французском шоссоне, дубинки в филиппинском арнисе и т.п. В настоящее время сложилось множество направлений нашего российского боевого искусства. Проведя их сравнительный анализ, мы взяли на смелость вывести один общий принцип, который представляется возможным сформулировать следующим образом: «Тело расслабленно, корпус — направляющая рукоятка, конечности плети, удары хлестки как удары плетью». Данный принцип справедлив для большинства стилей и направлений отечественных единоборств, легко заметить, идеологически он полностью совпадает с принципами нагаечного боя. Так, например, в казачьем боевом искусстве есть вид ударов рукой имитирующих удар плети и соответственно носящих тоже название. Отмеченное совпадение весьма ценно, так как оно предполагает не просто дополнение, а существенное обогащение всего национального боевого искусства в целом. И мы уверены, что именно так оно и будет в случае грамотной реализации хранящегося в нагайке уникального потенциала. Руководствуясь данным подходом, выбор нагайки как «табельного оружия» для казачьего боевого искусства является не только вполне уместным, но и единственно правильным. И тем более правильным будет, если, прочитав эти строки, ты, господин Читатель, захочешь ею овладеть. Но для этого, как минимум, необходимо ее сначала приобрести или изготовить.
|