НАРАБОТКА «МАЯТНИКА» ПОСРЕДСТВОМ НАГАЙКИ
Все те, кто читал замечательную книгу В. Богомолова «Момент истины», должны помнить, как ловко Таманцев обезвреживал вражеских диверсантов, стреляя «по-македонски», и при этом «качал маятник» (тем же, кто не читал, рекомендуем обязательно прочесть). На «качании маятника» стоит остановиться поподробней, хотя бы потому, что это явление по своей уникально и в той или иной степени присутствует практически во всех славянских единоборств, что абсолютно естественно, так как маятник, своей основе, идеально вписывается в саму концепцию русского боя. По В. Богомолову, маятник — это «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Приведенное определение абсолютно верно и адекватно отражает суть явления, но только с точки зрения бойца СМЕРШа или какого-нибудь иного представителя спецслужб. Для нас же верна только его первая часть, так как проведение «скоротечных огневых контактов при силовом задержании» не входит в наши задачи, и, Слава Богу.. Рискуя привлечь на себя возможное недовольство, мы все же попытаемся сделать некоторые обобщения. Так, применительно к русским и славянским единоборствам в целом, «качание маятника», на наш взгляд, целесообразно сформулировать в следующем виде — это наиболее рациональные действия и поведение во время рукопашного боя, основанные на сознательных уклонениях, проводимых на общем фоне наклонов корпуса по различным плоскостям, подчиненных внутренней ритмике человека, а также на передвижениях в пространстве бойца, находящегося в пределах контактной дистанции с противником. Заметим, что в данном случае основные передвижения в пространстве могут быть двух видов: 1. 2.
1-й подход, «умозрительный». Это изучение маятника по каким-либо методическим рекомендациям или наставлениям тренера. Отметим, что данный подход далеко не всегда может увенчаться успехом. Дело в том, что никакие даже самые подробные методические рекомендации не способны передать стереотип движений, являющийся оптимальным для каждого конкретного индивидуума. В данном случае речь может идти об осмыслении и передаче только самого принципа маятника. Проиллюстрируем высказанное утверждение на следующем примере. Несколько лет назад автор этих строк длительное время добросовестно пытался освоить маятник по рисункам, приведенным А.К. Беловым в «Изначалии» [2]. Но дальше осмысления, собственно, самого принципа, дело, увы, не пошло. И причина здесь, отнюдь, не в каких-либо методических упущениях или в неумении А.К.Беловым додать материал. Наоборот, все было представлено на добротном, вполне высоком профессиональном уровне. Причина в другом. Она в некой принципиальной невозможности. Можно заучить отдельные движения, можно даже суметь произвести их достаточно слитно. Но все равно, это будут отдельные движения, поскольку в них отсутствует некая связующая первооснова. Эта связующая первооснова есть не что иное, как внутренняя ритмика человека. Она изначально присутствует в каждом из нас и, по сути, является некой «биологической первообразной» для заложенного в нас на генетическом уровне стереотипа движений. Соответственно пластика движений — это своеобразная «производная» от ритмики, которая, в свою очередь, является строго индивидуальной. В связи с этим, наиболее оптимальным по нашему мнению, является второй подход к овладению маятником. 2-й подход, «защитный». Это освоение маятника путем раскрытия внутренней ритмики и соответственно формирование природной пластики движений, вырабатываемой как защитное средство против оружия (в данном случае нагайки). На наш взгляд, главное достоинство рассматриваемого метода заключается в том, что получаемый результат будет состоять именно из природных движений, изначально заложенных в нас на генетическом уровне. А самое главное, в нем не будет ничего чуждого, наносного, не соответствующего славянскому менталитету. Мы также не открываем ничего принципиально нового, мы просто берем на вооружение опыт наших предков. По дошедшим до настоящего времени отрывочным сведениям, именно таким образом происходило обучение маятнику у казаков. Сам маятник назывался по-разному, одно из дошедших до нас названий — «гойдок». По преданиям, он был привнесен на Дон запорожцами, где впоследствии был включен в систему «казачьего спаса». В качестве оружия первоначально применялась нагайка, потом, по мере роста мастерства у обучаемого, — шашка, пика и т.п. По легендам, опытные «характерники» (так, на Дону, называли мастеров «Казачьего Спаса») были неуязвимы не только для любого холодного оружия, но даже и для пуль. В качестве примера достаточно вспомнить самого знаменитого донского «характерника» — легендарного генерала Бакланова. По свидетельствам очевидцев, он выходил из боя в бурке, буквально просвечивающейся от пулевых отверстий. Сам же генерал при этом оставался цел и невредим. Недаром горцы его прозвали «Урус шайтан». Но вернемся непосредственно к маятнику. Процесс обучения предельно прост. Бели ты находишься в пределах контактной дистанции, лицом к лицу с противником, в руках у которого нагайка, и он достаточно уверенно работает ею против тебя, то ты поневоле вынужден будешь принимать какие-либо ответные действия. Поскольку заранее оговоренные правила запрещают убегать, наносить удары, отбирать нагайку и т.п., то ответные действиякак правило, сводятся к сознательному уворачиванию, производимому на фоне отвлекающих наклонов по разным плоскостям и к перемещению круговым траекториям. Цель последних зайти к противнику с наименее опасной стороны. Скорость работы нагайкой на начальном этапе минимальна. Потом, по мере освоения маятника, скорость соответственно возрастает и так (в идеале) до боевой. Когда все это отработается до рефлекторного уровня, то получится не что иное, как знаменитый русский маятник с весьма своеобразнойпластикой движений. И поверь мне, читатель если ты сумеешь уходить от разящей нагайки, то от чего-нибудь попроще,например, от удара руки или ноги — ты всегда сумеешь уйти. Но при этом нужно помнить, что качание маятника не в демонстративном, а в боевом скоростном варианте, процесс весьма энергоемкий требующей хорошей работы сердца и свободного дыхания. Так, что увы, здесь уже присутствуют возрастные ограничения. Справедливости ради отметим, что существует и весьма интересный, третий подход к рукопашному бою в целом и к маятнику в частности. Так называемый — «музыкально-плясовой». Это когда внутренняя ритмика движений совпадает с внешней ритмичностью, задаваемой с помощью музыкального сопровождения, как правило национального. Ценность данного подхода что «декламация (пение) приучит нас к свободному дыханию, научит расслабляться и не привязывать вдохи-выдохи к движениям», по крайней мере утверждает в своей работе [6] А. Грунтовский. Но поскольку нами этот метод никогда не применялся, то он в рамках данного исследования не рассматривается. Итак, Уважаемый Читатель, и если у тебя благодаря нашим стараниям нагайка засвистит в руках и ты начнешь передвигаться с весьма специфической пластикой, внешне напоминающей танец воина, то это значит, что ты освоил начальную технику нагаечного боя. Значит, наши усилия были не напрасны, и ты готов к дальнейшему восприятию и самосовершенствованию. Существует и следующий уровень, нагаечного боя {не путать с этапами освоения), он уже предполагает применение технических элементов повышенной сложности. Например, реверсионных ударов, основанных на «сложных» восьмерках (само название говорит за себя), или применение «глухой» защиты путем вращения вертикальной восьмерки, состоящей из восходящих горизонтальных кругов. Также сложная техника предполагает применение не только кистевых, но и пальцевых перехватов. Что, к слову оказать, целесообразно осваивать параллельно с пальцевой работой ножом, а в дальнейшем и... шашки. Но главную, особую роль, можно сказать «жемчужину стиля», играет чрезвычайно эффективная прикладная работа нагайкой, направленная на защиту. Рассмотрим ее в следующей главе.
|