СОПОСТАВЛЕНИЕ НАГАЙКИ И НУНЧАКУ
О МОТИВАХ ПОДТОЛКНУВШИХ АВТОРАК НАПИСАНИЮ ЭТОЙ ГЛАВЫ Как известно, в настоящее время быстрыми темпами идет процесс становления отечественного боевого искусства. И, Слава Богу! Но так уж повелось но законам мироздания, что любое благое дело всегда, к сожалению, наталкивается на преграды, чинимыми силами зла. Не миновало это явление и отечественное боевое искусство. Мы не будем подробно останавливаться на «силах зла» и на представляющих их персоналиях. Бог судья. Отметим только, что становление отечественных, истинно российских боевых искусств, неделимо, прежде всего, от веры в Бога и от подъема «шального самосознания. То есть оно неизбежно влечет за собой процесс формирования сильной гости, воспитанной на идеалах Православия и любви к своей Родине. Вот только Родина наша, матушка Россия, увы, переживает не самые лучшие времена. Но при этом, сточки зрения науки, все происходящее с нами вполне предсказуемо и... закономерно. А закономерность эту выявил, обосновал и представил в виде абсолютно логичной и исторически доказуемой теория пассионарности [7] Великий Русский Ученый (воистину с большой буквы) Лев Николаевич Гумилев.. Не вдаваясь в тонкости теории и не перечисляя многочисленные труды и заслуги Л.Н. Гумилева, отметим, что в настоящее время Россия находится в конце своей самой критической стадии — фазы надлома и перед нашей страной сейчас стоит два варианта развития событий. Первый — пережить критическую фазу надлома и вновь стать сильным государством, но на ином качественном уровне, второй — рассыпаться, исчезнуть. В последнем случае нашему этносу, то есть нам с вами, уготована невеселая участь, а именно — исчезновение (как, например древним римлянам), или, говоря научным языком, — аннигилирование. Но все не так уж и мрачно, шансы на оба пути развития еще есть, и они примерно одинаковы. И от того сколько (в прямом количественном отношении) в России будет сильных, неравнодушных к своему отечеству, а следовательно, обладающих национальным самосознанием личностей (по Гумилеву, пассионариев), зависит, ни много ни мало ее будущее. При этом становление славянских, русских, казачьих и иных отечественных боевых искусств, способно сыграть в этом деле далеко не последнюю роль. А вот это уже, по вполне понятным причинам, многим не нравится. И отсюда пусть лучше уж «выбравшее пепси» поколение, жуя «орбит без сахара», если и будет чем-то заниматься, то уж непременно восточным и, что наиболее характерно, в его западном проявлении. Главное, чтобы чем-то зарубежным, и ни в коем случае не своим национальным. Проясним наши позиции мы отнюдь не против восточных единоборств. Более того: мы относимся к ним вполне даже уважительно и зачастую плодотворно с ними сотрудничаем. В конце концов, любой спорт по-своему хорош, как говорится: «В здоровом теле...» Но вот тут-то, к сожалению, зачастую возникают те коллизии, которые «здоровым духомну никак не назовешь. Как известно, любое боевое искусство состоит из двух основных взаимосвязанных составляющих: из собственно умения бой и из сопутствующей ему идеологии. И если с первой составляющей все обстоит вполне даже благополучно, то про идеологическую плоскость этого сказать никак нельзя. Здесь с удручающей закономерностью наблюдается следующее. Нахватавшись вершков восточной премудрости (и не всегда в грамотном изложении), какой-нибудь сибирский или костромской парень, повинуясь чьей-то чуждой воле, вынужден идти против своей конной природы. И вот он для достижения «истинной гармонии духа», таращась на восточные иероглифы искренне силится понять сущность дзен-будизма или, например, даосизма. При этом заранее известно, что даосом он не станет, да и толкового буддиста из него не получится. И, естественно, китайскую философию он до конца так не постигнет так как Лао-Цзы или, например, Конфуция, ну уж точно не одолеет, в том, конечно, случае, если он специалист, синолог. Изложенное знакомо нам не понаслышке и мы имеем полное право об этом говорить с позиций этого опыта. Автор этих строк в свое время, со рвением молодости, например, пытался осознать сущность второго предела тайдзицюаня, да так конца и не осознал... Вернее он неожиданно для себя осознал совсем другое, а именно: фатальную обреченность своих попыток и по одной очень простой причине. Потому что он не китаец, а русский. Мы не хотим проповедовать национализм или, того пуще, шовинизм. Не существует плохих или хороших народов, так же, как и не существует низших и высших рас. Все этносы именно таковы, какими их создал Всевышний. Но вот с тем, что они разные, наверное, никто спорить не станет. И совершенно естественно, что все народы в чем-то схожи, а в чем-то и существенно разнятся. Поэтому то, что хорошо для одного, зачастую не просто плохо, а даже чрезмерно вредно для другого. Этот факт широко известен и нашел свое отражение даже в фольклоре. Вспомним, например, пословицу, «что русскому здорово, то немцу — смерть». Но то — немец, представитель в общем-то близкого к нам (хотя бы в антропометрическом отношении) европейского народа, а как же тогда быть с представителями далекой «страны восходящего солнца», или «поднебесной империи»? Ответим просто, с ними надо... дружить, сотрудничать, торговать, обмениваться опытом, ездить друг к другу в гости и т.п. Не надо делать только одного — пытаться уподобится друг другу. И всегда надо помнить, что мы — европейские представители евразийского суперэтноса (по Гумилеву), кардинальным образом отличаемся от людей Востока. Мы не будем касаться антропометрических особенностей типов двух великих народов (останавливаясь, например, на разнице в длине конечностей). На наш взгляд, здесь итак все уже все для всех ясно. Поговорим о другом, о более важном. О мировосприятии. Существует научно доказанный факт, что вследствие разного строения полушарий головного мозга мировосприятие восточного и, мировосприятие европейского человека существенно разнятся. Так, европеец мыслит конкретными категориями, это всевозможные логические построения, формулы, сравнительные ассоциации и т.п. Восточный же человек, юлит, прежде всего, смысловыми образами. Отсюда например, письмо иероглифами, где этих иероглифов несколько тысяч, да при этом еще и каждый имеет несколько значений, то есть является определенным смысловым образом. С точки зрения европейцаI, подобное просто неразумно, так как не соответствует нашим рациональным представлениям. Но при этом не надо думать, что несколько десятков букв европейских алфавитов являются верхом совершенства. Отнюдь нет, просто с помощью слагающих их букв мы можем строить такие четкие логические построения, как слова. То есть мы пошли наиболее простым прагматичным путем: звук— буква— слово — мысль... и никакого образa. А как же иначе? Ведь именно так наиболее удобно выражать те логические построения, которыми мыслим. А вот, например, написать японскую ханку, а потом и представить ее в образном выражении нашим письмом уже достаточно проблематично, да, по большому, счету и не нужно. Для нас вполне достаточно того, что простые, выражающие звуки буквы, могут сложиться, например, в чарующее: «Я помню чудное мгновенье...» То есть мы изначально разные, а отсюда и разница в восприятии добра и зла, а это уже более серьезно. Соответственно разный у нас подход и к религии (естественно, и сами религии разнятся). Живя вне образов, восточный человек общается с Богом совсем иначе, чем мы. Как именно? Мы и предстать себе даже не можем. Вернее, мы можем внешне наблюдать за процессом, можем его, опять-таки 1ько внешне, имитировать, но постигнуть то, что происходит в душе восточного человека нам, в силу вышеуказанных причин, не дано, да и не надо. Еще тысячелетие назад наши предки нашли, со свойственным им рационализмом, оптимальный выход. Не имея физиологической возможности жить в мире образов', для общения с Богом, нужно просто его образ иметь перед собой, и отсюда родилась икона.... Без которой православному русскому человеку жить никак нельзя. Вышеизложенные соображения не являются таким уж высоконаучным откровением и доступны широкому уровню достаточно образованных людей. Но вот то обстоятельство, что несмотря на это зачастую они скрываются или просто не принимаются в расчет, по нашему глубочайшему убеждению, носит характер целенаправленной акции. И направлена данная акция прежде всего против духовной основы народа, а именно — против православия. Ни чем иным, как мастерски проведенной идеологической диверсией, данный процесс не назовешь. Повторимся еще раз, мы не против восточных религий, различных эзотерических и философских воззрений как таковых. Просто Сергий Радонежский или Серафим Саровский нам неизмеримо ближе, чем, допустим, Бодхихарма. Но вернемся от философских проблем к проблемам отечественных боевых искусств. Здесь тоже все далеко не просто. Как в любом деле здесь существуют зерна и плевелы, которые, как известно из афоризма, следует отделять друг от друга. И отделяем в поте лица, но вот только почему-то широкому зрителю показывают именно плевелы, а зерна искусно прячут... А в результате в общественном сознании уже сформирован стереотип, рассчитанный на примитивизм восприятия. По нему получается, что отечественное боевое искусство это не более чем тщедушные потуги каких-то пьяных, то ли русских мужиков, то ли ряженых казаков, которые по своей исконной темноте и невежеству, а также в силу ряда.недоразумений, гордо именуют свои то ли пляски, то ли кривлянья — славянскими системами единоборств. Да при этом они еще и смеют претендовать на какую-то там историческую преемственность. Поэтому пусть уж они, в силу отсутствия развития того интеллекта, уж сами занимаются своим непонятным делом, пусть размахивают мечами, шашками, а то и вовсе какими-то нагайками, пусть. Ведь совершенно очевидно, что просвещенному человеку все это совершенно не нужно. Так что и заниматься этим не стоит, а то еще ненароком и спиться можно, ведь все это происходит непременно под водку и под аккомпанемент гармошки с балалайкой (а как же иначе?). Мы ничуть не утрируем, именно такой стереотип в общественном сознании и существует, а наша задача состоит в том, чтобы его сломать, дабы восторжествовала историческая справедливость. Причем ломать его надо не методом огульного охаивания оппонентов с соответствующим возвеличиванием себя, нам ни в коем случае нельзя до этого опускаться. Мы должны корректно доказать, что мы вовсе не такие и водка с балалайкой не являются главными атрибутами отечественного боевого искусства. Именно подобные соображения побудили нас включить в настоящее издание нижеприведенную научно-исследовательскую главу. ^ ВЫБОР ПОДХОДА ИССЛЕДОВАНИЙ Поскольку свою полемическую стратегию, в том случае, когда они ее действительно ведут, апологеты «сил зла» строят в основном на сопоставлении, то мы, дабы не нарушать традицию, попробуем рассмотреть нагайку, руководствуясь предложенным нам подходом. Совершенно логично, что в нашем случае это должно быть сопоставление нагайки с относительно близким ей восточным аналогом — нунчаку. Мы полностью отдаем себе отчет в том, что последнее утверждение «о близости» как минимум спорно и поэтому нуждается в разъяснении. При этом сразу же необходимо оговориться, что автор данных строк на протяжении достаточно длительного срока, как до, так и собственно во время занятий казачьим боевым искусством, занимался и продолжает заниматься нунчаку. То есть знает сей предмет далеко не понаслышке, полностью признает его полезность и относится к нему с должным уважением. На основании вышеизложенного автор имеет полное право утверждать, что техника работы нагайки и нунчаку во многом сопоставима, вследствие чего их совместное рассмотрение вполне правомочно. Тем не менее, несмотря на их сопоставимость, соответственно имеется и разница, обусловленная как конструктивными особенностями, так и боевыми традициями владения данными видами оружия. При этом, в зависимости от ситуации, зачастую именно эта разница и играет определяющую роль. Прежде чем перейти к собственно детальному сопоставлению нагайки и нунчаку, необходимо сделать небольшое отступление. Предвидя неизбежные обвинения апологетов «сил зла» в необъективности (а так происходит всегда, когда существующий порядок вещей не устраивает подобную категорию людей), автор считает нужным заявить следующее. Приведенное ниже сопоставление нагайки и нунчаку является результатом исследования, базирующегося на экспериментальных данных и строго научных методах анализа. Работа проведена человеком, обладающим ученой степенью кандидата наук, есть являющимся достаточно компетентным не только в области боевых искусств, но и методах научного познания. Как легко убедиться, полученные результаты вполне объективны и отражают истинное положение дел. Их можно, да и, наверное, нужно ^критиковать, вне всякого сомнения, они могут быть |&алее и более совершенными, но во всяком случае них нельзя просто отмахнутся. Итак, уважаемый читатель, если ты имеешь склон-. к научной литературе, то мы приглашаем тебя, внимательно ознакомиться с нижеизложенным, нет, то мы предлагаем тебе его попросту пропустить, а ознакомиться только с общими выводами, приведенными в конце главы. Для уяснения основной сути этого будет вполне достаточно. ^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Прежде всего необходимо ввести разграничения, справедливые для боя практически любым видом гибкого оружия. В обобщенном виде, в зависимости от цели боя, количества противников, манеры его ведения, степени мастерства и т.п., бой гибким оружием условно можно разграничить на два основных раздела: ударный и прикладной. Охарактеризуем оба раздела. 1. Ударный раздел представляет собой формирование в пространстве вокруг бойца защитного поля, состоящего из различных чередующихся в определенной последовательности, вытекающих один: из другого технических элементов, каждый из которых может служить как для подготовки, так и являться собственно ударом. 2 Прикладной раздел представляет собой совокупность действий оборонительного характера, состоящих из блокирований, захватов и проведения технических приемов с целью обезвреживания противника. Как видно из определений, второй раздел больше применим для обороны, в то время как первый носит преимущественно агрессивно-наступательный характер. При этом не надо вводится в заблуждение самим термином «защитное поле». Как собственно защита, поле может служить только при наличии многочисленных противников, в любых иных случаях его применение — это нападение. Попробуем беспристрастно проанализировать боевые возможности нагайки и нунчаку, руководствуясь строго научным подходом, опираясь на вышеуказанные разделы. Для первого раздела напрашивается определение некой величины, способной объективно отражать степень эффективности защитного поля, формируемого тем или иным видом оружия. Совершенно очевидно, что данная эффективность будет, прежде всего, зависеть, как для поля, формируемого движением материи, в первую очередь — от его плотности. Таким образом, представляется возможным и логически обоснованным введение коэффициента плотности защитного поля (К). Путем нетрудных логических заключений можно предположить, что коэффициент плотности защитного поля равен количеству движений оружия в определенной единице объема пространства, совершаемых за единицу времени.
где: Кпзп — коэффициент плотности защитного поля; п — количество движений оружия в пространг; V — объем пространства, в котором происходит движение оружия; t — время. Совершенно ясно, что так как по своей сути пред-ложенный коэффициент является величиной эмпирической, то его наполнение реальным содержанием возможно только экспериментальным путем. В связи с этим перед нами встала проблема планирования и проведения эксперимента. ^ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИИ) ПЛОТНОСТИ ЗАЩИТНОГО ПОЛЯ НУНЧАКУ И НАГАЙКИ Для получения численных значений коэффициента плотности защитного поля нунчаку и нагайки нами проведен эксперимент. Суть его заключалась в следующем. Человек помещался в пространство с объемом 8 м3, по краям которого были расположены плоскости ограничивающие объем и позволяющиефиксировать количество движений оружия. В качестве оружия применялись, соответственно, нунчаку и нагайка. Скорость работы обоими видами оружия для каждого участника была строго одинакова и определялась так, чтобы обеспечить выполнение принципиального условия эксперимента, которое мы формулируем следующим образом. — Оптимальная демонстрация каждым участником техники владения обоими видами оружия, в соответствии с индивидуальным уровнем мастерства ; и присущими ему физиологическим особенностями. Время фиксации движений каждого вида оружия — 60 секунд. В эксперименте принимали участие, пять человек. Это люди разного возраста, разного уровня мастерства, но их участие в проведении эксперимента правомочно, так как они удовлетворяют следующим требованиям, позволяющим считать полученные результаты корректными. 1. 2.
Таблица 1 Результаты эксперимента по определению плотности защитного поля
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Анализ табл.1 показывает, что коэффициент плотности защитного поля нагайки в трех случаях из пяти превышает К нунчаку на +5,0; +11,8, в то время, как превышение Кпзп нунчаку над К,,,,,, нагайки зафиксировано в лишь в двух случаях. И при m очевиден тот факт, что данные превышения носят весьма незначительный характер и составляет -1,0; -1,5. Тем не менее, их наличие вполне объяснимо и, на наш взгляд, обусловлено не погрешностью эксперимента, а объективными причинами объясняемыми только индивидуальными качествами участников. Последнее нуждается в разъяснении. Выше были указаны требования, предъявляемые к участникам эксперимента. Но, тем не менее, оставаясь в рамках 1 данных требований, техника владения каждым индивидуумом все равно хоть незначительно, но разнится. Причем данная разница носит чисто субъективный характер, основанный не столько на физиологических, сколько на психологических особенностях личности. Так, один отдает предпочтение рубящим ударам и не слишком жалует дополнительное вращение разящей части оружия (хотя и вполне умеет его делать), другой предпочитает для нунчаку подключать сложную кистевую работу, а третий, — для нагайки, вдобавок и пальцевую. И это не только вполне нормально, но и абсолютно необходимо, так как только такой подход обеспечивает выполнение принципиального условия эксперимента, которое, нелишне напомнить, мы выше сформулировали как: — оптимальная демонстрация каждым участником техники владения обоими видами оружия, в соответствии с индивидуальным уровнем мастерства и присущими ему физиологическими особенностями. Таким образом, можно утверждать, что наличие незначительных отклонений от выявленной общей тенденции только подчеркивает чистоту проведения эксперимента и соответственно правомочность сделанных на его основе выводов. При этом выявление именно незначительности отклонений доказывает емкость и эластичность введенного нами коэффициента плотности защитного поля. Данные обстоятельства логически подталкивают к мысли о том, что правильно оценить полученные результаты и сделать обоснованные выводы можно только на основе обобщающей статистической обработки выборки (пусть и не самой сложной). На наш взгляд, в данном случае наиболее оптимальным решением было бы вычисление нормативных значений (среднеарифметических) Кюп с целью их дальнейшего сравнения. Что нами и было проделано. Результаты следующие: нормативное значение Кцзп нунчаку равно 14,1, а Кпзп нагайки составляет 18.7, разница соответственно составляет 4,6, то есть Кпзп нагайки больше Кпзп нунчаку в 1,3 раза. Иными словами примерно на четверть. Это дает нам основание сформулировать первый обобщенный вывод: — плотность защитного поля нагайки примерно на четверть больше плотности защитного поля нунчаку. Полученный вывод совершенно неожиданен и, безусловно, противоречит общепринятому стереотипу, но это именно так. Попытаемся его подтвердить на основе качественного анализа. Общепринятым мнением, как правило, основанным на голливудско-гонконговском кинематографе, является утверждение чрезвычайной, даже мистической, «суперэффективности» нунчаку. Да, действительно, данное оружие весьма эффективно. Но не «супер». Скорее оно «суперэффектно» вследствие наличия очень красивых и высокотехничных перехватов, характерных только для данного вида двурукояточного оружия и способных выполняться на высокой скорости только при наличии высокой степени мастерства, или же при использовании различных кинематографических трюков (что в основном происходит). О боевой сущности перехватов мы поговорим сейчас же переведем проблему в плоскость нашего исследования. На первый взгляд, вроде бы очевидно, что вследствие данных перехватов и плотность формируемого нунчаку поля, также должна бытъ весьма высока. Да, действительно, на первый взгляд это так. Но только на первый. На самом деле, для того, чтобы наиболее полно осмыслить само понятие плотности защитного поля, необходимо принять и такую объективную реальность как его — неравномерность. Ведь очевидно, защитное поле в любом случае будет иметь Асферическую форму, а вот плотность его, в зависимости от конструктивных особенностей и техники «владения оружия, в пределах данной сферы будет распределена неравномерно. Беспристрастный анализ техники нунчаку показывает, что подавляющее большинство (до 60—70%) перехватов так или иначе связано с движением оружия за спиной. Это, безусловно, формирует там, непосредственно за спиной большую плотность защитного поля. Подчеркнем, именно в большей, степени за спиной, а не перед собой. При этом, что особенно важно для нашего случая, за спиной плотность защитного поля распределена также весьма неравномерно. Сама специфика перехватов диктует то обстоятельство, что на ближней дистанции от спины она (плотность) больше, на средней — меньше, а на дальней — практически минимальна. Плотность же защитного поля, формируемого нагайкой, достаточно равномерна как за спиной, так и перед собой. Причина этого кроется в наличии более «плавнообразнои» техники с меньшим количеством перехватов (в том числе и «заспинных»), что непосредственно обуславливается конструкцией нагайки. Принимая во внимание тот факт, что в рамках нашего эксперимента коэффициент плотности защитного поля исследуется не по дистанциям, а суммарно (в пределах границ всей «сферической формы»), то полученные результаты и сформулированный на их основе вывод являются верными. Изучение собственно самой «неравномерности», представляется нам весьма перспективным, и оно вполне может стать следующим этапом нашей исследовательской деятельности. В заключение, как мы и обещали, вернемся к перехватам нунчаку. Сразу оговоримся, что мы полностью признаем их полезность. Вне всякого сомнения, они играют весьма существенную тактическую роль, так как предугадать направление движения молниеносно выхватываемого из-за спины оружия, да еще и неизвестно какой именно рукой, практически невозможно. И в этом большой плюс нунчаку перед нагайкой, так же, как, несомненно, существуют и другие взаимные плюсы и минусы. А вот для того, чтобы суметь их объективно оценить, мы и провели количественный анализ, изложенный в следующей главе.
|