Русская нунчаку», или казачья нагайка
Б 69 «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2000. 128 с. Издание посвящено одному из важнейших составляющих казачьего боевого искусства — нагайке. Оно содержит в себе обширный материал, начиная от исторических сведений необходимых научных выкладок до методических разработок по нагаечному бою. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся национальными боевыми искусствами
ISBN 5-222-01136-4
Здорово дневали, уважаемый читатель, именно так, по казачьи, автор приветствует тебя, приглашая вместе с собой окунуться в увлекательнейший мир казачьего боевого искусства. Да, да, именно КАЗАЧЬЕГО, как бы это изначально ни резало слух. Увы, многим еще действительно режет, да еще как, и это, к нашему великому сожалению, факт. При этом, если бы речь шла, допустим, о восточных боевых искусствах или, на худой конец, западноевропейских, все воспринималось бы достаточно спокойно. В общественном сознании они были, есть и будут вечно, поскольку имеют на это полное право. А вот казачье боевое искусство в широких слоях населения почему-то до сих пор воспринимается как нечто среднее между откровенным недоразумением и огульным отрицанием. В лучшем случае, как экзотика в стиле «a la kozak» для придания национального колорита какому-либо торжественному мероприятию. Именно данными обстоятельствами и обусловлено то название книги, которое ты, уважаемый читатель, прочел на обложке. Более чем уверен, что если бы там было написано просто и по существу — «казачья нагайка», то для многих данное название осталось бы в лучшем случае не понятым. А в худшем навеяло бы неприятные ассоциации на -тему «царских сатрапов и угнетенных народных масс». Во всяком случае, мало бы кто сообразил, что речь пойдет о нашем исконном национальном оружии и что данная книга посвящена, прежде всего, боевым искусствам. Поэтому-то нам пришлось вынести в название, пусть слегка абсурдную, «приставку» — «Русская нунчаку», сразу расставившую все по своим местам. Ведь действительно, в общественном сознании нунчаку воспринимается как некая квинтэссенция боевого искусства, и, надо заметить, вполне заслужено. А вот что же все-таки лучше, нунчаку или нагайка, и что из них более «заслуженней», ты поймешь, прочитав эту книгу. А вот теперь, читатель, предлагаем тебе задуматься над следующим вопросом, не лишенным философской основы. Если древний народ-воин, беспрестанно и победоносно воевавший на всем протяжении своей много-вековой истории с целью обеспечения самой возможности существования, сумел тем самым стяжать себе всемирно известную боевую славу, то можно ли считать, что он все-таки обладал своим национальным боевым искусством? " Если все-таки нет, то вполне закономерен другой вопрос: «А как тогда он (народ-воин) всего этого достигал? За счет чего?» И убедительного ответа на поставленный вопрос не найти. Ну, разве что рассмотреть маловероятную для нас версию о том, что данный народ был сказочно богат и мог позволить себе пользоваться наемными войсками в своих интересах. Хотя история знает такие примеры, например, Римская империя эпохи упадка, Хазарский каганат и многие другие. Но вот к казачеству это уж никак не подходит, ну не были казаки сказочно богаты, поэтому и сражаться предпочитали сами, зачастую с целью добывания в сражениях отнюдь не сказочных богатств, а просто средств к существованию. А самое главное, в процессе вековых сражений выкристаллизовалось то самое боевое искусство, которое кроме как «казачьим» именовать просто невозможно. Из чего же состоит казачье боевое искусство? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разграничить такие понятия, как ИСТОРИЧЕСКОЕ казачье искусство и СОВРЕМЕННОЕ. Остановимся на первом понятии. Это уникальная естественно-образующаяся боевая система, являющаяся неотъемлемой частью образа жизни воина, сочетающего в себе боевые качества степняка и... мореплавателя, способного вести бой, как на суше, так и на море, руководствуясь общими принципами, а также одним и тем же оружием. Если на море жизнь казака была связана со стругом (казачьим боевым судном), то на суше, естественно с конем. Поскольку без него в степи, размерами превышающей среднее европейское государство, прожить было просто невозможно. Начиная с восемнадцатого столетия морские походы казаков отошли в прошлое, но кони остались и соответственно чрезмерно возросла роль конной рубки!! А вот в ней, как известно, казакам равных не было. Недаром сам Наполеон произнес в их адрес знаменитую историческую тираду: «Дайте мне десять тысяч казаков, и я покорю весь мир». Лучшей оценки от заклятого врага, тем более чуть не захваченного именно казаками в плен, трудно представить. Кстати, позвольте в" виде отступления привести мало кому известный ответ по поводу «десяти тысяч», высказанный в шутливой форме атаманом Платовым: «присылайте к нам на Дон десять тысяч француженок и через год вы получите десять тысяч казаков». Как видите, и в то далекое время с юмором у казаков было все в порядке. „Но вернемся к историческому, казачьему боевому искусству. Казаки были не только лихими кон-ас рубаками. Они и в пешем строю никому не пали. При этом иные их подвиги просто поражают воображение и воистину являются легендарными. Например, легендарное азовское сидение 1641 года. Читатель, только вдумайся в эти цифры, 5 тысяч казаков успешно оборонялись против 240 тысяч врагов. _ И нелишне напомнить, что не против сброда Каких-то там кочевых полудиких племен, а против армии Османской империи, являвшейся в то время Скептически настроенный читатель может нам возразить, да это, дескать, оборона, соответственно крепость, а значит, и все правила крепостной войны, то есть артиллерия, подкопы и т.п. В общем, фортификацияи прочая экзерциция, а казачье боевое искусство здесь вроде бы и ни при: чем, так как индивидуального мастерства, здесь вроде бы и не видно… Спорить не будем, ссылаясь, например, на знамени витые казачьи ночные вылазки, а просто приведем. один мало кому известный пример. В тот же год азовского сидения (1641), донской казак Гаврило Григорьев был в походе на Каспии, то есть, говоря языком летописи: «Ходил воровать на море под кизыл-башские городы», иными словами, шарпальничал в Персии. Там его и постигла неудача, струг был разбит бурей, и он вместе с товарищами был захвачен в плен и продан в рабство [19]
Подобное если где и встречалось, то в основном в кинобоевиках про непобедимых ниндзя, которые на протяжении десятилетий учились этому где-то в горных монастырях или в своих тайных клановых школах. А вот вышеупомянутый казак Гаврило Григорьев из Манычского городка в буддийском монастыре наверняка не учился, да и вряд ли он располагал на это лишним десятилетием. Он просто был православным воином, И казачье боевое искусство было неотъемлемой частью его жизни, а следовательно, иначе поступить в борьбе за свою казачью ВОЛЮ он просто не мог (кому непонятно, см. эпиграф). Не правда ли, убедительное историческое доказательство, действенности казачьего боевого искусства. Ведь действительно убедительно, но вот только в историческом отношении, отсюда возникает вопрос, а как же современность? Где доказательства того, что казачье боевое искусство не анахронизм и оно еще достаточно актуально и сегодня? Доказательством этому служит данная книга, и поэтому одна из главны Рассмотрим его истоки. Прежде всего, ограничим временные рамки «современности». Естественно, это конец второго и начало третьего тысячелетия, когда под напором времени ушли в прошлое не только славные боевые струги, а к великому сожалению, и кони. Да что там кони, бурные события прошедшего века, как всем известно, поставил под сомнение и само существование казачество. По счастью, жизнь доказала справедливость народной присказки, о том что «казачьему роду нет переводу». Действительно, казаки на нашей Донской земле не Перевелись, а может, правильнее было бы сказать, что перевести их так и не сумели. Чересчур уж крепок и могуч оказался казачий корень, корчевали его, корчевали, да так и не выкорчевали... Корень сохранился, и казачество возродилось. Мы не будем вдаваться во все перипетии Великого Возрождения, отметим только то, что для нас наиболееважно. А это, без сомнения, тот факт, что казаки нашего времени сумели сохранить основную боевую Так что теперь мы имеем все основания утверждать, что современное казачье боевое искусство состоялось. Мы формулируем его следующим образом. Это уникальный комплекс боевых систем, вытекающих из основной казачьей исторической: традиции, адекватно отвечающих современному уровню боевых искусств и имеющих абсолютную совместимость друг с другом. Частично мы рассмотрим их в нашей книге. Упомянув основную историческую традицию (а она в равной степени присуща любому народу и любому виду национального боевого искусства), подумаем, посредством чего же она, прежде всего, передается? Что может являться осязаемым (не летописным, не устным), а именно материальным хранителем информации о национальном боевом искусстве? Где она, та самая пресловутая основная боевая историческая традиция? Ответ чрезвычайно прост. Да, прежде всего в... национальном оружии. Именно там, она — эта информация — и хранятся. Ее просто нужно уметь правильно извлекать. Теперь правомочен вопрос: а какое именно оружие можно считать национальным для казачества? Углубленный анализ всего существующего славянского, русского и казачьего вооружения показал, что наряду с прочими, таковым с полным основанием может считаться казачья нагайка. Это послужило для нас достаточно убедительным основанием для того, чтобы создать учебный курс для желающих подробно ознакомиться и овладеть нагайкой. Все необходимое для этого содержится в нашей книге, начиная от исторических сведений, необходимых научных выкладок до методических разработок по нагаечному бою. Прочитав эти строки, уважаемый читатель, крепко подумай, нужно ли тебе все это? Если нужно, то возьми в руку любое доступное тебе национальное оружие (нагайку, саблю, меч, кинжал и т.п.) и закрой глаза. Если в твоих ушах послышался шум битвы, звон клинков, твоя грудь наполнилась вольным степным ветром и ты почувствовал, как оружие в твоей руке оживает, становясь частью тебя, то это означает, что в тебе просыпается воинский дух, заложенный поколениями твоих предков. Значит ты готов к восприятию национально-ориентированных боевых искусств. Тогда эта книга — твоя, и она тебе поможет. А мы, в свою очередь, гарантируем, что, строго следуя нашим указаниям, ты, уважаемый читатель, сумеешь изготовить достойную нагайку и достигнешь вполне приличного уровня в ее владении. И тогда вдруг произойдет чудо. Нагайка станет как бы частью тебя, как бы органическим продолжением твоей руки, неожиданно превратившись из безобидной экзотической плеточки в грозное оружие. Имы не сомневаемся, что в нужный момент, оно поможет тебе защитить свои честь и достоинство.
|