А.С. Пушкин
Этими замечательными словами великого русского поэта [5] автору хотелось бы открыть краткий обзор литературы, вышедшей за истекший период и непосредственно касающейся нагайки. Краткий, потому, что обширного при нынешней скудности материалов на указанную тему просто не получится. Однако кое-что все-таки есть. Из наиболее достойных работ посвященных нагайке, а самое главное, написанной в неразрывной, кинетической взаимосвязи с казачеством, прежде всего, необходимо отметить работу С. Каширского «Казачья донская нагайка» [12]. В ней автор приводит уникальные сведения, касающиеся истории нагайки, связанных с ней народных обычаев и посвященного ей казачьего фольклора. Особый интерес для нашего исследования представляет наглядное иллюстрирование С. Каширским детальной конструкции нагайки со всеми присущими ей историческими названиями. Тем самым нам предоставлена уникальная возможность воспользоваться очень простой для восприятия и меткой по своей сути, а самое главное, исторически верной терминологией. Без всякого сомнения, С. Каширский для нас является духовным единомышленником, и его работу нужно рассматривать как идущую параллельно нашему исследованию. А главное — имеющую общую с нами цель. Разница заключается только во взгляде на сам предмет исследования, так как для нас это, прежде всего, национальное оружие с присущими ему специфическими боевыми качествами, а для С. Каширского — историческое высокохудожественное произведение. При этом абсолютно очевидно, что оба представленных подхода не просто взаимодополняют друг друга, но и являются объективно необходимыми. Кроме того; на сегодняшний день мы имеем великолепно изданный журнал «Казаки России» [11]. В нем наряду с историческими и прочими злободневными проблемами казачества мы находим три, очень ценных упоминания о нагайке. Там помещена гравюра времен Отечественной войны 1812 года. На ней как символ победы русского оружия над вторгнувшимися иноземными полчищами изображен донской казак, преследующий французского улана (возможно драгуна). На руке у улепетывающего улана на темляке болтается сабля, а в поднятой руке казака гордо зажата нагайка. И очень характерная надпись: «Чем победил он врага — нагайкою». Мы далеки от того, чтобы, опираясь на данный исторический материал, утверждать, что, дескать, в сабельном бою казачья нагайка оказалась сильнее французской сабли. Отнюдь нет, это не более чем аллегория, но аллегория, имеющая под собой древнюю_ историческую основу. В историческом экскурсе приводится древнескифская легенда, в изложении Геродота. Мы не будем приводить ее здесь в полном объеме, для нас очень важное окончание: «Скифы дабы показать... свое превосходство... решили выйти на бой только с плетьми Что они и сделали, одержав полную победу». С учетом вышесказанного становится ясным, что победоносный образ именно казака, повергающего врага в бегство только одной лишь нагайкой, имеет для всего русского народа генетические корни, уходящие вглубь веков. Но вернемся к журналу. В воспоминаниях адмирала Шишкова, являвшегося современником Платова, мы находим упоминание нагайке как об охотничьем оружии. Он детально описывает, как казаки из Платовского окружения на конях подняли куропаток, долго их гоняли, а потом перебили нагайками. В заключение приводятся слова, сказанные в адрес Великого Атамана: «От твоих казаков не только французы уходить, но и птицы улетать не могут». По-моему весьма крылатая фраза. И, наконец, в нем помещена очень дельная статья амурского казака Л.В. Истомина с кратким названием «Нагайка». В ней с глубоким знанием предмета и архивных материалов им приводятся способы ношения нагаек, существовавшие на протяжении веков. В частности, там приведен очень интересный исторический документ — Приказ Государя Императора Александра Ш от 24 августа 1885 года в отношении нагайки. «...Нагайка общего казачьего образца должна составлять принадлежность каждого казака от генерала до простого казака и не должна быть за голенищем сапога». А носить ее, в соответствии с уставом строевой казачьей службы от 1899 г., оказывается нам, донским казакам, (то есть степным) — было определено на плечевой перевязи. Как говорится, век живи, век учись... В журнале «Кэмпо» № 1 за 1997 г. [14] приведена обширная статья В. Коваля под очень интересным названием — «Всесильная плеть». В ней автор рассматривает плеть (кнут, бич, камчу, нагайку и почему-то батог) как «своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах — оружие» различных азиатских народов. При этом высказывается мысль о том, что «именно плеть сыграла важную роль в формировании восточного доспеха». С данным утверждением мы в принципе согласны, хотя в следующей главе рассматриваем проблему с точностью «до наоборот». Прослеживая эволюцию нагайки в связи с изменением восточного доспеха (см. главу 2). Но в любом случае можно констатировать, что взаимосвязь эволюций плети идоспеха явно существует, раз уж она отмечена и другими, совершенно независимыми от нас, исследователями. Спорность же вопроса заключается только в том, что именно первично, а что — вторично. Но это уже не суть важно. Далее в статье приводятся очень интересные сведения о том, что древние греки привлекали скифов в качестве полицейских для поддержания порядка на своих собраниях. При этом единственным оружием скифов был кнут. То есть налицо полная аналогия с нашими казачьими кругами, где у нынешних потомков скифов нагайка есаульца стала являться символом поддержания правопорядка. Вторую часть своей работы В. Коваль посвящает использованию плети. При этом он неожиданно делает ряд прямо таки сенсационных утверждений. Так оказывается «что плеть не нунтяку …Восьмерки и переходы из руки в руку как это делали Брюс Ли и Дэн Иносато, здесь не проходят, обладает маленьким весом и слишком эластична для того, чтобы, вращаясь, держать противников на расстоянии. Техника действий плетью разработана более трех тысяч лет назад, здесь нечего изобретать. Во-первых, это резкие хлесткие удары большой амплитуды по глазам, горлу, плечам, ногам противника». Мы категорически не согласны со всеми высказанными утверждениями, кроме единственного, что — это действительно не нунтяку (нунчаку). Более того, мы в данной работе именно это и доказываем. А вот со всем прочим — по порядку. Насчет «восьмерок и переходов» — здесь для нас все однозначно, без них никакое владение ударным оружием просто-напросто невозможно. Мало того, нелишне напомнить В. Ковалю одно из правил рукопашного боя с оружием против невооруженного, но равнозначного или превосходящего по уровню противника. Никогда нельзя делать один и тот же элемент (восьмерку, круг, перехват и т.п.) более трех раз. Так как на первый раз противник его автоматически, на уровне подсознания — идентифицирует, на второй — «вписывается», а на третий — «входит», как правило, с дальнейшим обезоруживанием, при этом Мастер (с большой буквы) «войдет» уже и на второй раз. Насчет неспособности, вращаясь, держать противника на расстоянии вследствие малого веса плети просто. Вот волков убивать одним ударом можно. А вращать и держать на расстоянии — оказывается нельзя. Дальнейшие комментарии, мы думаем, излишни. С утверждением о том, что «техника действий плетью разработана более трех тысяч лет назад», мы в принципе согласны, а вот, что «здесь нечего изобретать», позволим себе категорически не согласится. Если бы так рассуждали, например, предки французов, то ныне всем известный сават просто бы не состоялся. А оставалась бы экзотическая древне-кельтская забава, смысл которой заключается в пинании ногой, обутой в деревянный башмак, ноги противника. Но, к счастью, французы сочли нужным проявить изобретательность. Кстати, если бы не изобретательность жителей Окинавы, то и нунчаку бы остались тем, чем они изначально являлись, — сельскохозяйственным орудием для обмолота риса. И вообще, история знает немало примеров, когда какое-либо достаточно примитивное народное орудие именно за счет изобретательности самого народа возводилось в ранг высокого боевого искусства. Ну и, наконец, рассмотрим предлагаемую В. Колем «технику». Это насчет «резких хлестких ударов большой амплитуды по глазам, горлу, плечам, рукам, ногам противника». Да, действительно, удары по перечисленным местам весьма чувствительны, и их исполнение непременно приведет к победе. Но после соответствующего попадания... А если противником, например, является казак обученный «качать маятник» как раз против нагайки? Что тогда? В общем, несмотря на очевидную полезность, статья В. Коваля несет и ряд, мягка говоря, спорных моментов. И это вполне закономерно, так как ее пафос должен полностью соответствовать общей атмосфере того издания, где она вышла, а иначе и быть не может. Она просто обязана отвечать той откровенно русофобской позиции, которую занимает издаваемый А. Тарасом журнал «Кэмпо». И это ни для кого не секрет. Сам же А. Тарас коснулся нагайки в своей работе «Боевая машина» [23]. Мы далеки от того, критиковать само очень добротное издание воженную в нем весьма жизнестойкую и крайне жесткую систему. Это, прежде всего, не наш уровень. А вот, что касается непосредственно нашего предмета исследования, промолчать нам уже никак нельзя. Приведем цитату: «Лучше всего... сделать... настоящую нагайку (курсив наш — В.Е:). Ее сплестииз трех кожаных шнуров (либо из нейлоновых), пропуская в середине тонкую стальную проволоку, а ударную часть усиливают гайкой. С противоположной стороны должна быть петля для руки». То есть, сначала можно понять и так, что, по мнению А. Тараса, рукояти вроде бы и не надо, достаточно только петли для руки. Но дальше все же указывается, что «более простой вариант можно соорудить из полуметрового куска веревки и палочки 20—25 cm длиной (по всей видимости, рукоятки). На конце бечевки рекомендуется завязать три-четыре узла один за другим либо привязать увесистую гайку (или использовать вместо веревки электрический провод с вилкой на конце)». _ В довершение говорится, как следует действовать «получившейся нагайкой (ни больше, ни меньше), при этом поясняется, что же все-таки под этим названием А. Тарас подразумевает, оказывается, — это: «кнут, на конце гайка...» Вот так-то, господа казаки, а мы-то думали... а оказывается все вон как просто. Взял гайку, привязал, и готова настоящая нагайка. А если вдруг уве- систой гайки под рукой не окажется — тоже не беда. Выдернул из розетки шнур с вилкой на конце, — и вся недолга. Подытоживая, скажем так. Мы, казаки, не являемся большими специалистами в области белорусских (может быть, правильнее сказать бялорускiх) или литвинских (не путать с литовскими) боевых искусств. Мы далее не знаем, какой характерный вид оружия им присущ. Мы в этом попросту некомпетентны. Но мы лее об этом и не пишем, дабы не задеть национальное достоинство братского славянского народа. Призываем всех, а особенно автора «ГАЙКИ-НАГАЙКИ», последовать нашему примеру. Вообще, «нагаечной» литературы не исторического плана, а в разрезе боевых искусств, не так уж и много. К вышерассмотренным стоит добавить разве что работу А.П. Бородовского «Плети и возможности их использования в системе вооружения племен скифского времени» [4] и часть работы К.В. Асмолова «История холодного оружия» [1]. И в совершенно неожиданном аспекте нагайка рассматривается А.Н. Медведевым в статье «О метании камня плетью, самодельной пращей, ремнем» [18]. Больше ничего, увы, встречать не доводилось. Даже в книге вышеупомянутого А.Н. Медведева под интригующим названием «Казаки и рукопашный бой» [17] про нагайку — ни слова. То есть, налицо факт незаслуженного забвения целого пласта отечественной системы единоборств, что мы и попытались, по мере возможности, восполнить. Но если даже сейчас, в постсоветское время, наблюдается факт незаслуженного забвения, то что же говорить о советском? Хотя справедливости ради необходимо отметить, что применение гибкого оружия в виде боевых плетей иногда находило свое отражение в... кинематографе. Так, лет этак двадцать пять назад, на экранах кинотеатров прошел фильм «Конец императора тайги». Он, как водится, воспевал революцию и повествовал о том, как дедушка одного из наших нынешних политических деятелей самой демократической ориентации, с истинно большевистским рвением устанавливал советскую власть где-то в Сибири, кажется, в Хакасии. Я, будучи в то время юношей, смотрел этот фильм несколько раз и отнюдь не из-за пламенной любви к пафосу революции. Причина была следующая. Там, среди прочих отрицательных персонажей, был один белый офицер, который, как у них, у белых офицеров, водится, осуществлял карательные операции против трудового народа и творил прочие гнусности. При этом он почему-то пользовался не традиционной пташкой, а железной плеткой непонятной (для моего кругозора тех лет) конструкции. Ею он коварно перерубал молодые березки с сидящими на них невинными бабочками, крушил балки перекрытий крыш и т.п. В общем, вел себя так, как и положено заправскому злодею. Но вот КАК он это делал, на мой взгляд двадцатипятилетней давности, — просто замечательно, чем и произвел на меня неизгладимое впечатление. Рискну предположить, что именно тогда, впервые, осознание того, что русский человек, оказывается, может мастерски владеть каким-то непонятным оружием, пробудило во мне подспудный интерес к тому явлению, которое мы сейчас называем нашим национальным боевым искусством. Спасибо за это создателям фильма. В завершение главы позвольте вернуться к замечательным словам А.С. Пушкина, взятым нами в качестве эпиграфа. Это простое четверостишие очень выпукло отражает как результаты поездки поэта на Кавказ, так и его национальные устремления. Так, мало кто знает, что, будучи проездом в Таганроге, А.С. Пушкин на Кругу вступил в казачью общину. Говоря современным языком, — приписался «в казаки». На первый взгляд абсолютно непонятно, что могло подтолкнуть знаменитого потомка «Арапа Петра Великого» на данное действие? Что это, эпатаж столичной экзальтированной натуры, или за этим скрывается нечто большее? Мы склоняемся ко второму варианту. Оказывается, предок Пушкина был «есаулом в большом полку в Белгороде» [5], и соответственно в жилах Пушкина наряду с дворянской, африканской текла и казачья кровь, на зов которой он и откликнулся. А отсюда и вытекает, почему же все-таки «в память битвы и шатров я домой привез нагайку». Заметьте, не, допустим, кирасирский палаш или уланскую саблю, а именно донскую казачью нагайку. Да потому что, смеем предположить, именно с ней великий русский поэт, прежде всего, ассоциировал казачью доблесть и победоносную славу русского оружия.
|