Форма: Игра – состязание
Тема: «Коктем сайысы» Цель: расширить знания детей в области традиций, обычаев, языка казахского народа; воспитывать интерес и уважение к культуре народов Казахстана; создать праздничное настроение через использование нестандартных игровых ситуаций;
способствовать сплочению разновозрастных групп детей через взаимодействие в молодежных объединениях «Оркен» и «Жас оркен». Оборудование: юрта (макет); табло с цифрами, буквами, заданиями игрового и творческого характера; название игры «Коктем сайысы»; плакаты «Оркен встречает друзей», «Оркен достарын карсы алады»; записи и тексты песен «Здравствуйте вам…», «Дорогою добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина.
Табло игры. Вид 1.
Вид 2.
Ход игры.
На сцену выходят ведущие разных возрастов в национальных костюмах. 1 ведущий: 2 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!
Зал исполняет песню «Здравствуйте вам …»
1 ведущий: Весна, весна стучится в двери. Шумит капель, ломает лед. И все, сидящие здесь, верят, Приходит праздник – Новый год!
2 ведущий: И первую свою весну встречает «Оркен». «Росток» пошел и ввысь, и вширь. Тем, кто про нас еще не знает, Клянемся – будет богатырь.
3 ведущий: Постойте, вспомните про нас! И нам весна по нраву. Хоть «Жас оркен» и младше вас, Гордимся званием по праву.
Все ведущие хором: Весна, «Оркен» и «Жас оркен», Встречают год со дня рожденья! И пусть подарком в этот день Им будет - радость вдохновенья!
1 ведущий: Начинаем нашу весеннюю игру – состязание «Коктем сайысы», в которой принимают участие члены детских и молодежных организаций «Оркен» и «Жас оркен» и учащиеся базовой школы № 9.
2 ведущий: В нашей игре принимают участие семь команд. Каждая из них выбрала себе сегодня характерное весеннее название: «Батыры», «Шанырак», «Шыракшылар», «Жулдызшылар» и другие. (Идет перекличка команд).
1 ведущий: Как вы уже слышали наша игра – состязание называется «Коктем сайысы». А на стене юрты расположено табло, которое и будет нашим путеводителем по этой игре. Сейчас на табло вы видите только числа, открывать которые в произвольном порядке будут играющие команды. Под числами вы можете обнаружить карточки трех цветов: красные, желтые и зеленые. 2 ведущий: Если вы открыли карточку желтого цвета, то на ней вы увидите букву; если желтого или зеленого, то определенное слово. Из букв, расположенных на красном фоне, должно сложиться слово – символ сегодняшней игры.
1 ведущий: Слова на желтом фоне – указание праздничного концертного номера, который прозвучит для гостей и участников игры.
2 ведущий: А вот если вы откроете карточку зеленого цвета, то прочтете на ней задание, которое команда должна через несколько секунд выполнить. Какое задание «спряталось» за числом – предстоит угадывать по ходу игры.
1 ведущий: «А в чем же здесь состязаться»? – спросите вы.
2 ведущий: Сегодня вам предстоит состязание в удаче, ловкости, сообразительности, находчивости и везении.
1 ведущий: В нашем состязании не будет победителей и проигравших. Награды вы будете получать сразу: или в виде концертного номера или … маленьких сюрпризов, за выполнение заданий на табло зеленого цвета.
2 ведущий: За красные табло в ходе игры вы не получаете ничего, но та команда, которая откроет последнюю букву слова – символа получит главный приз игры.
1 ведущий: Итак, игра начинается. Первое число открывает команда «…». Вы назвали - число «…». Под этим числом расположена …
(далее идет импровизация ведущих по ходу игры, исходя из выпавших заданий) Перечень творческих заданий:
«Блюдо» - выносится заранее подготовленное блюдо казахской кухни и вниманию зрителей предлагается краткая защита этого блюда (название, стихотворение или песня, прозаическое описание и т. д.)
«Орнамент» - на листах ватмана заранее оформляются красочные казахские орнаменты на весенние мотивы; в ходе игры идет защита выбора фигур орнамента и его тематики.
«Игра» - команда, открывшая это табло, приглашает по одному участнику из других команд и проигрывает с ними заранее подготовленную казахскую национальную игру.
«Пословицы» - играющая команда предлагает остальным участникам игры закончить названные половинки пословиц: · Еда человеку… силу дает. · Гостя словами… не накормишь. · Родная земля… золотая колыбель. · Богатство джигита… труд. · Путника дорога… кормит. · Друзей много… шире дорога. · Кісі қандай болса,... асы сондай. · Таспен атқанды, аспен... ат. · Қонақ аз отырып, көп... сынайды. · Еңбек қылсаң,... емерсің. · Есептескен дос... болмас.
«Традиции» - команда, открывшая это табло, предлагает участникам игры инсценированный показ заранее подготовленной казахской традиции.
(смотри книгу Сеита Кенжеахметулы «Казахские народные традиции и обряды»)
«Весенние вопросы » - команда, открывшая это задание, должна ответить на вопросы ведущего, следующего содержания: 1.Из какого языка пришло к нам слово «Наурыз»? (из персидского) 2. Что означает слово «Наурыз»? (новый день) 3. Как по-другому назывался Наурыз? (Великий день) 4. Как готовится «наурыз –коже»? (для приготовления «наурыз-коже» берут пшено, зерно, рис или другие крупы из семейства зерновых. Их число должно равняться семи.В это же число входят и молочные блюда.) 5. Почему блюдо «наурыз-коже» состоит из семи компонентов? («семь» у казахов счастливое число). 6.Что такое «нарызша»? (так называется снег, который выпал в этот праздничный день). 7.Кто такой «Кыдыр ата»? (пророк – даритель всевозможных благ, изобилия, богатства, счастья; мифологический образ). 8. что означает слово «эз»? (в связи с Наурызом часто упоминается слово «эз келдi». «Эз» - это циклон, перемена в погоде, когда веет теплый ветер и все вокруг оживает). 9. Какие игры проводятся на празднике Наурыз? («Круг», «Игра с косточками», «Перевертыш», «Алтыбакан» («Качели»), «Байга», «Пеший кокпар» и другие). 10. Под знаком какого животного пройдет этот год? (2003 год – год Овцы или Козы).
|