Передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами. Мой
знатный человек, конечно, счастлив. Богач мой тоже. По моему расчету, Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а Тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет Нужного. Софья. Как это справедливо! Как наружность нас ослепляет! Мне самой Случалось видеть множество раз, как завидуют тому, кто у двора ищет и Значит... Стародум. А того не знают, что у двора всякий что-нибудь да значит и Чего-нибудь да ищет. Того не знают, что у двора все придворные и у Всех притворные. Нет! Тут завидовать нечему. Без знатных дел знатное Состояние ничто. Софья. Конечно, дядюшка! И такой знатный никого счастливым не делает, Кроме себя одного. Стародум. Как! А разве тот счастлив, кто счастлив один? Знай, что, как Бы он знатен ни был, душа его прямого удовольствия не вкушает. Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, Чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его Занялась бы одним чувством, одною болезнию: рано или поздно Сверзиться. Скажи ж, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а Есть чего бояться? Софья. Вижу, какая разница казаться счастливым и быть действительно. Да мне это непонятно, дядюшка, как можно человеку все помнить одного себя? Неужели не рассуждают, что один обязан другому? Где ж ум, Которым так величаются? Стародум. Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, Худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный Человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко Понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества Ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели Недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все Иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен Быть совершенно честный человек. Софья. Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, Которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство Честного человека, и его должность. Стародум. Должность! А! мой друг! Как это слово у всех на языке и как Мало его понимают! Всечасное употребление этого слова так нас с ним Ознакомило, что, выговоря его, человек ничего уже не мыслит, ничего не Чувствует. Если б люди понимали его важность, никто не мог бы Вымолвить его без душевного почтения. Подумай, что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим. Если б так должность исполняли, как об ней твердят, Всякое состояние людей осталось бы при своем любочестии и было бы Совершенно счастливо. Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, Которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б Таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их Предками. Дворянин, не достойный быть дворянином, - подлее его ничего На свете не знаю. Софья. Возможно ль так себя унизить? Стародум. Друг мой! Что сказал я о дворянине, распространим теперь Вообще на человека. У каждого свои должности. Посмотрим, как они исполняются, каковы, например, большею частию мужья нынешнего света, Не забудем, каковы и жены. О, мой сердечный друг! Теперь мне все твое внимание потребно. Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, Где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене Доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, Чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей Жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска Порочного поведения. Оба стали друг другу в несносную тягость. Оба ни Во что уже ставят доброе имя, потому что у обоих оно потеряно. Можно
|