Студопедия — Право и социальная нормативность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Право и социальная нормативность






Философы и юристы уже много веков размышляют о причинах таких бедствий, как посягательства на жизнь, здоровье, семью, имущество близких и дальних соседей по человеческому общежитию. И о сути самого страшного и разрушительного из таких посягательств – войны.

Признавая, что в большинстве случаев в основе таких посягательств лежат гипертрофированные человеческие эгоизмы, большинство авторов этих размышлений видят корень зла в «повреждении нравов». И пишут о необходимости поддержки правильных нравов и исправления поврежденных нравов – у каждого человека и у общества в целом.

О необходимости «исправления нравов» говорили и Платон, и Аристотель, и православный святитель Феофан Затворник, и крупнейший католический богослов и философ Фома Аквинский, и британский социолог и экономист Адам Смит, и великий русский ученый Михаил Ломоносов. О связи правосознания с индивидуальной моралью и общественной нравственностью говорили и писали ведущие мировые и российские правоведы.

Сегодняшние социологи, анализируя состояние современных обществ, все чаще с тревогой обращают внимание на то, что когда-то называли «поврежденностью нравов». И нередко видят истоки этой поврежденности в культивируемом в современном обществе воинственном достижительном активизме, сопряженном с не менее воинственным эгоизмом.

Эпоха Модерна возвела этот активизм и этот эгоизм на пьедестал, постоянно доказывая, что только они обеспечивают главный для представителя модернизированного общества приз – жизненный Успех. И эта же эпоха создала изощренную и продуманную системы правовых ограничителей, не позволяющих индивидуальным и коллективным активизмам и эгоизмам пустить общество вразнос.

Совокупность этих процессов, как представляется, провоцирует нарастающий отрыв индивидуальной морали и общественной нравственности от системы законодательных установлений. Легальное и законное «разрешено все, что не запрещено» постепенно сползает к криминальному «не пойман – не вор» (не убийца, не насильник, не растлитель малолетних, не коррупционер и т.д.). А активизм и эгоизм стремления к успеху заменяют силу права – «правом» силы. То есть правовую свободу«свободой» от права. Иными словами – стремлением применить соразмерную возможностям дубинку для «убеждения» тех, кто слабее.

Но это и есть то повреждение нравов, о котором с негодованием говорили наши великие предшественники.

И ведь это «повреждение нравов» не останавливается на уровне индивидов или малых групп. Правительства состоят из людей со всеми их достоинствами, недостатками и нравами. И, как мне представляется, мы нередко наблюдаем, как криминальные принципы типа «не пойман – не вор» и «кто сильнее, тот и прав» почти открыто переносятся в сферу международных отношений. И стыдливо декорируются словами вроде «политического реализма».

Для меня же очевидно, что преобладание в мировом сообществе подобной нравственной позиции, если оно не дай бог произойдет, способно обессмыслить любые, самые близкие к идеалу, международные правоустановления.

Однако это еще не все.

Современная эпоха с ее новыми технологиями дала человечеству и многим его представителям (в том числе далеко не самым лучшим представителям) ранее немыслимые возможности. Это не только ядерное или иное оружие массового поражения. Это еще и огромные опасные производственные комплексы, и способность нанести природе невосполнимый экологический ущерб, и возможности манипуляций с генетическим кодом, последствия которых трудно предсказать, и многое другое, опасность чего мы еще не вполне осознали.

Ученые разных специальностей – от философов до физиков – уже давно с тревогой обсуждают проблему несоразмерности индивидуальных человеческих знаний – и невероятной сложности той техники и технологий, которые создали высшие достижения современной цивилизации. При этом нередко используется метафора об угрозе, которую может создать человечеству неандерталец, севший за пульт управления пусками ядерных ракет.

Но ведь у этой проблемы есть и еще одно измерение. Связанное с вопросом о том, не окажется ли еще большей угрозой человечеству оказавшийся за ракетным пультом хорошо образованный и знающий дело «нравственный неандерталец»?

То, о чем я сейчас говорю, как мне представляется, ставит перед нами очень сложную и комплексную правовую проблему, корни и параметры которой выходят далеко за рамки собственно права. И у меня есть опасения, что эту проблему невозможно разрешить, если в современных обществах Модерна сохранятся нынешние тенденции неконтролируемого наращивания личностного эгоизма, достижительного активизма и морально-ценностного плюрализма. Просто потому, что такой комплекс свойств человеческой или государственной личности принципиально невозможно соединить ни с какими разумными и устойчивыми правовыми рамками.

В связи с этим еще раз напомню, что всегда в человеческой истории правовые нормы по факту только юридически оформляли основные ценностные и нравственные установки общества, для которого предназначалось законодательство. Других типов создания устойчивых, работоспособных и эффективных правовых систем человечество просто не знает.

И потому я убежден, что наше будущее имеет благополучные перспективы лишь в том случае, если человечество сумеет осуществить органическое и полноценное соединение личной морали, общественной нравственности и правовых норм.

А для этого неизбежно придется заниматься – в их неразрывном единстве – и проблемами «исправления нравов», и проблемами создания правовых систем, вовремя и адекватно отражающих запросы современности.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия