Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 5.3. Искусство западноевропейского средневековья




Основные понятия и термины по теме: мировоззрение, символизм, клерикализм, моралите, мистерия, фарс, ваганты, готика, романский (стиль).

План изучения темы:

1. Исторические особенности и основные этапы формирования культуры Европы. Господствующие стили в архитектуре.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Влияние культурных и мировоззренческих особенностей на развитие и содержание искусства. Ведущая роль архитектуры. Преемственность в развитии античной и средневековой архитектуры.

Исторические особенности и основные этапы формирования византийской культуры и искусства. Специфические черты и роль античного наследия.

Средневековье - эпоха кровавых битв, изуверства инквизиторов, невежества и время создания героических сказаний, народных фарсов и сказок, рыцарского эпоса и поэзии трубадуров, величественных соборов, театральных представлений и турниров.

«Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи и, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой и был я глубоко унижен» (церковный писатель Иероним). Начало новой страницы истории.

Деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую (античность, Средневековье и Новое время). Появление термина средние века (ХV веке в среде итальянских гуманистов),

Продолжительность эпохи Средневековья - более тысячи лет: V–начало XVII веков. Новые народы, новые государства, современные европейские языки; большинство современных государств, наций и национальностей, первые парламенты и конституции, Изобретение часов и ножниц, книгопечатания, огнестрельного оружия, выдающиеся географические открытия.

Основа средневекового миропредставления - особая система ценностей, созданная христианством. Теологичность мировоззрения Средних веков, определение религией ценностной шкалы.

Центр внимания религии и искусства - не возвышенный и совершенный мир духовно прекрасных образов, а несовершенство грешного человека. Человек - арена борьбы добра и зла, души и тела, путь к достижению идеала как мучительный и драматический процесс.

Исключительное место изобразительного искусства и архитектуры в европейской средневековой культуре («проповеди в камне»).

Ансамблевость искусства Средних веков - неразрывное единство архитектуры, живописи, скульптуры, приоритетность архитектуры.

Идея греховности человека и преобладание сцен страшного суда над всеми прочими сюжетами.

Воздействие религиозного мировоззрения на искусство. Служение искусства религиозному культу. Жанры литературы - жития святых; типичный образец архитектуры – собор; самый распространенный жанр живописи – икона; образцы скульптуры - персонажи Священного Писания.

Главные тип архитектуры - замки-крепости, монастыри (романский стиль). Основной вид украшения суровых интерьеров замка - настенные ковры (шпалеры).

Появление искусства готики. Главный элемент готики – городской кафедральный собор. Роль собора в жизни средневекового города. Облик готического собора, основные характеристики (высота, устремленность вверх, огромные проемы, заполненные витражами или ажурной резьбой). Родина готики - Франция.

Скульптура - основной вид украшения готического собора (до десяти тысяч скульптур). Главным местом их средоточия являются порталы. Скульптуры занимают и галереи, капители колонн, взбираются на кровли, карнизы, винтовые лестницы, возникают в нишах, на всевозможных башенках, водостоках, кронштейнах.

Расположение скульптур и рельефов подчинялось правилам, установленным церковью, канонам религиозного миропонимания. Однако, создавая конкретные библейские и евангельские персонажи, мастера раскрывали в них новое, более глубокое и сложное представление человека о себе и о своем месте в мире, отражали интерес к явлениям реальной жизни.

Помимо религиозных сюжетов в изобразительное убранство готических соборов включались многочисленные сцены народной жизни, ремесленных и сельских работ, изображения жонглеров, музыкантов, плясунов; нередко встречались фривольные мотивы и даже сатиры на монахов и церковников. Как и в романском искусстве присутствовали изображения сказочных и языческих чудовищ, зверей, растений.

В готический период (особенно с ХV века) получает развитие гражданская архитектура. Укрепленный замок превращается во дворец. Город обносится каменными стенами с башнями и воротами, возводятся огромные мосты. Строятся здания общественного назначения, прежде всего ратуши, а также помещения для купеческих гильдий, дома богатых горожан.

Религиозное и светское искусство. Источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.

Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Выполнить схематический экстерьер архитектурных построек в романском и готическом стилях;

2. Выполнить презентацию «Замки и соборы Западной Европы».

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта,

- защита презентации.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назовите два истока средневековой культуры.

2. В чем особенности средневековых представлений о человеке?

3. Каковы основные принципы христианства?

4. Каковы главные черты средневекового искусства?

5. Каковы основные черты романского и готического стилей?

6. Какова важнейшая черта византизма?

7. Как называлось народное движение в Византии?

8. Почему средневековую живопись называли Библией для неграмотных?

9. Назовите самые известные архитектурные постройки средневековья в готическом и романском стилях.

Тема 5.4. Музыка, литература и театр Средних веков

Основные понятия и термины по теме:клерикализм, фарс, моралите, мистерия, гистрионы, трубадуры.

План изучения темы:

1. Содержание музыки, литературы и театральных представлений в средние века. Виды и жанры.

2. Народное и церковное искусство. Рыцарская культура.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Религиозный характер средневековой литературы. Произведения, построенные на библейский сюжет, жития святых.

Светская литература - не отражение действительности, а воплощение идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основные жанры - эпос, лирика, роман. Поэмы о военных подвигах и делах феодалов. «Песнь о Нибелунгах» (немецкая героическая поэма), «Песнь о Роланде» (Франция), «Роман о Лисе» (Испания).

Основа музыкального искусства - литургическое песнопение. Канонизированная музыка (григорианский хорал), хоровые религиозные песнопения на латинском языке, предназначенные для служб церковного календаря.

Идеология рыцарства в изысканной лирике трубадуров, труверов, менестрелей. Рыцарская литература, воспевающая дух войны, служение Отечеству и поклонение Прекрасной Даме.

Разделение культуры на сословной основе. Официальная, церковная культура духовенства и дворянства и культура народная (народные традиции, неприятие христианского аскетизма, опора на земную жизнь). Сущность народной культуры в карнавалах.

Почитание божественного, типизация, противопоставление добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам – особенности искусства средневековья.

Возрождение философии (в диспутах и схоластических спорах с доказательствами из текстов Аристотеля и богословских трактатов отцов церкви Блаженного Августина и Фомы Аквинского).

Рыцарские романы о мужественном короле Артуре, о галантном рыцаре Ланселоте, о несчастных возлюбленных Тристане и Изольде. Готические соборы, устремленные вверх ажурными стрельчатыми башнями, украшенные цветными окнами-витражами. Во время служб поражала музыка усовершенствованного органа, позаимствованного в Византии.

Обучение семи свободным искусствам в появившихся университетах – грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии. На первых курсах изучались только три науки, их называли тривиальными – от латинского слова три. Это было время расцвета студенческой поэзии, время создания всемирного гимна студентов – Гаудеамус.

Средние века – очень важный период в истории мировой культуры. Осознание человеком сложности и многообразия мира, и потому искусство сумело охватить больший, чем в античности, круг идей и образов. Оно смогло раскрыть внутренний мир человека, впервые показать, что духовная красота и сила могут сочетаться с телесным несовершенством. Нравственные начала стали основной оценкой человеческой личности. Изображению стали доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла.

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например как тёмные века или безвременье. Она несла в себе прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

Влияние культурных и мировоззренческих особенностей на развитие и содержание музыки, литературы и театральных представлений в средние века.

Религиозное и светское искусство. Народная музыка европейского средневековья. Карнавал и мистерия – синтетические формы театрального действа. Героический эпос, рыцарская куртуазная лирика, народная проза (пример-проповедь) - источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Посмотреть видеофильм «Выдающиеся памятники литературы и музыки средневековья» и написать по нему краткий конспект.

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Кто является автором строк:

«Во французской стороне,

На чужой планете.

Предстоит учиться мне

В университете…»?

2. Опишите литературный средневековый жанр «Жития святых».

3.Лесть, Доброта, Притворство, Благородство, Зависть и др. – это персонажи средневекового представления. Как оно называлось?

4. Какие элементы составляли суть идеологии рыцарства?

5. Опишите черты куртуазной лирики.

6. Опишите традиционный сюжет мистерии?

Выполнить тестовые задания:

1.Нравоучительная западноевропейская аллегорическая драма 15-16 вв.:

а. моралите;

б. миракль;

в. мистерия.

2. Образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы:

а. сатана;

б. дьявол;

в. Мефистофель.

3. Поэзия вагантов - это

а. религиозная поэзия;

б. рыцарская поэзия;

в. поэзия странствующих школяров.

4. Странствующий певец, музыкант, актёр, акробат в средневековой Германии – это:

а. шпильман;

б. гистрион;

в. жонглёр.

5. В европейской средневековой мифологии обитательницы рек, ручьёв и озёр назывались:

а. сирена;

б. ундина;

в. наяда.

6. Профессиональный музыкант, поэт или рассказчик, состоящий на службе у феодала:

а. миннезингер;

б. менестрель;

в. жонглёр.

7. «Вечный жид» - это герой средневековых сказаний:

а. Агасфер;

б. Антихрист;

в. Агасфер.

8. Важнейшая черта византизма:

а. господство аристократии;

б. сотрудничество государства и церкви;

в. сотрудничество мусульманской и православной церкви.

9. Народное движение в Византии:

а. реформация;

б. реконкиста;

в. иконоборчество.

10. Литературный жанр средневековой Европы в поэзии сентиментализма и романтизма:

а. баллада;

б. сонет;

в. поэма.

11. Короткая повесть в стихах во французской средневековой литературе:

а. афоризм;

б. фаблио;

в. сентенция.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1285. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия