Неореализм
Неореализм Ключевой вклад Уолтца в политологию состоит в создании неореализма (или структурного реализма) — теории международных отношений (International Relations /IR/), которая устанавливает, что действия государств могут часто объясняться давлением, оказанным на них международным соперничеством, которое ограничивает и сужает их выбор. Неореализм, таким образом, стремится объяснять повторящиеся образцы государственного поведения, например, почему отношения между Спартой и Афинами напоминают важные отношения между США и СССР. Уолтц утверждает, что мир существует в состоянии перманентной международной анархии. Уолтц отличает анархию международного общественного мнения от внутренней. Во внутренней сфере основные «действующие лица» могут обратиться (да и вынужденны обращаться) к «верховному судье» - государству или правительству, однако в международной сфере отсутствует подобный легитимный источник верховной власти. Анархия международной политики — отсутствие центрального двигателя — означает, что государства должны действовать так, чтобы гарантировать свою безопасность прежде всего. Это — фундаментальный факт политической жизни, перед которым стоят демократические государства и диктатуры, кроме редких случаев, когда они не могут рассчитывать на добрую волю других и таким образом они должны всегда быть готовы постоять за себя. Как большинство неореалистов Уолтц признаёт, что глобализация ставит новые проблемы перед государствами, но он не полагает, что государства заменимы, потому что никакой другой (негосударственный) орган не может равняться по способностям государству. Уолтц предположил, что глобализация — причуда 1990-х и что государство может расширить свои функции в ответ на глобальные изменения. Неореализм был ответом Уолтца на то, что он рассматривал как недостатки классического реализма. Хотя иногда используются одинаковые термины, неореализм и реализм имеют много фундаментальных различий. Главное различие между этими двумя теориями — то, что классический реализм помещает человеческую натуру, или убеждение доминировать, в центр его объяснения войны, в то время как неореализм не делает ставку на человеческую натуру и утверждает вместо этого, что давления анархии формируют результаты независимо от человеческой натуры или внутренних режимов. Теория Уолтца, как он ясно даёт понять в «Теории Международной Политики», не является теорией внешней политики и не пытается предсказать или объяснить определённые акты государственной власти, такие как крах Советского Союза. Теория объясняет только общие принципы поведения, которые управляют отношениями между государствами в анархической международной системе, а не определёнными действиями. Эти повторяющиеся принципы поведения включают балансирование власти (теория была пересмотрена Штефаном Уолтом, заменив понятие «равновесия сил» на «баланс угрозы»), которые включаются в индивидуально подоптимальные гонки вооружений и проявляют сдержанность соразмерно относительной власти. В Теории Международной Политики (1979:6) Уолтц предполагает, что от хорошей теории социологии надо ожидать не предсказание, а объяснение, так как социологи не могут проводить управляемые эксперименты, которые предоставляют естественным наукам такую большую способность прогнозирования.
|