Позитивизм, постпозитивизм
Позитивизм (от лат posutious - положительный, субъективный) - идеалистическое направление, представители которого все настоящее (\"позитивное\") знание считают результатом конкретных наук, отрицают философию как науку со специфической для нее теоретической и мировоззренческой проблематикой Позитивизм возник в 30-е годы XIX в как реакция на спекулятивную философию и крайние формы мистицизма Он провозгласил рациональными лишь те науки, которые опираются на непосредственный опыт человека Основатель ком позитивизма был французский философ, ученик Сен-Симона Огюст Конт (1798-1857) Его шеститомная труд \"Курс позитивной философии\" появляется в 1830-1842 гв 1830-1842 рр. Движущей силой общественного развития является прогресс знания О Конт считает, что в истории сменилось три стадии развития мысли Первая - теологическая когда первоначалом бытия провозглашались боги, демоны Вторая - метафизическая, когда философы обращались к \"сутнос-тей\" - абстракций типа \"материя\" или \"дух\" Третья - позитивная, на которой, отбросив выдумки ки теологии и метафизики, мыслители переходят к исследованию мира конкретно-научными способами, задачей философии становится констатация наиболее общих законов, которые открывают положительные наук які відкривають позитивні науки. Конт предложил классификацию наук по принципу движения от простого к
сложного Первая основная наука в его классификации - математика, наука о простейших объекты, затем идут астрономия, физика, химия, биология и, наконец, социология Конт был основателем социологии - науки, которая изучает общественную жизнь с разных сторон, сочетая теоретические и эмпирические методы исследованияня. Конт допускал существование философии только в виде общих выводов из естественных и общественных наук и, претендуя на преодоление материализма и идеализма, отстаивал феноменализм феноменализма - учения, по которым возможно познание лишь феноменов, а не сущности вещей Итак, позитивизм отрицал возможность познания объективного мира (агностицизм), сводил цель науки лишь к описанию и впорядкува Ання фактов, истолковываются как комплекс ощущений и убеждений субъекта, и отвергал традиционные мировоззренческие проблемы философииї. Идеи Конта оказались созвучными с идеями английских философов Дж Стюарта Милля (1806-1873) и Герберта Спенсера (1820-1903) Взгляды этих философов составили начальный фундамент философии, получившей н название \"первого позитивизмаивізму". Во второй половине XIX в начался этап \"второго позитивизма\", или эмпириокритицизма, создателями которого стали Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896) Второй позитивизм возник в период кризиса при иродознавства, связанной с новыми открытиями в физике (был открыт электрон) Философия была сведена к теории познания Руководящей тезисом эмпириокритицизма стало утверждение, чтовердження, що познания - это увязывание между собой ощущений и представлений, которое не достигает никакой \"реальности\", кроме своих чувств Для этого периода характерно стремление истолковать материю как \"ощущений\", \"наблюдение факт товquot;спостереження фактів". В работах \"Критика чистого опыта\" (1907-1908), \"Человеческое понятие о мире\", \"Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей степени силы\" швейцарский философ-идеалист Авенариус в понятии \"д опыт \"пытается растворить противоположность материи и духа, физического и психического, истолковывая их лишь как содержание внешнего и внутреннего опыта Учение Авенариуса о\" принципиальной координации \"(\" бе из субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта \") отрицает объективную реальность, существующая вне и независимо от сознания объективной истины он противопоставляет биологическую ценность познания п ринципом наименьшей затраты силологічну цінність пізнання за принципом найменшої витрати сили. В духе субъективного идеализма австрийский философ Мах в трудах \"Анализ ощущений и отношение физического к психическому\", \"Познание и заблуждение\" утверждает, что пространство, время, движение, сила субъективные за свои им происхождению, а мир является \"комплексом ощущений\", соответственно задача науки - описание этих \"ощущений\" Идеи Маха и Авенариуса подверг острой критике Е Ленин в работе \"Материализм и эмпириокритицизмін у праці "Матеріалізм і емпіріокритицизм". Третий этап позитивизма, или неопозитивизм возник почти одновременно в Австрии, Англии, Польши в начале XX в в связи с успехами новой формы логической науки, математической логики, применявшейся в исследованиях основ математики Неопозитивизм представляет собой разветвленную философское течение Он включает различные логико-философские школы, подходы, позиции Неопозитивизм представляют такие выдающиеся философы и школы XX в, как М Шлик (1882-1936), основатель \"Венского кружка\", его последователи РКарнап, О Ней-рат, Г Рейхенбах, представители Львовско-Варшавской школы А Тарский, Я Лукасевы, логик, математик, философ БРассел, осн новник философии лингвистического анализа Л Витгенштейн, течение \"общей семантики\" (Агальної семантики" (А. Кожибсь-кий, С Чейз, С Хайякава) Неопозитивизм возник как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала века Особенно острыми были проблемы: ро оли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природа и функции математизации и формализации знания Так, Г Фреге, Б Рассел и другие нам агалися осуществить обоснования математики с помощью логического анализа, т.е. сведения ее исходных понятий к логическим срокеінів. Английский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970) выдвинул в своей книге \"Наше познание внешнего мира\" мнение, что все философские проблемы, если их проанализировать и очистить, оказываются проблемами логическими Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1899-1951) в \"Логико-философско-м трактате\" сделал из этого вывод, что философия не доктрина, не совокупность теоретических положений, а деятельность, заключающаясяяльність, що полягає в логическом анализе языка науки Результат ее - \"не некоторое количество\" философских предложений, а \"выяснения предложений\" Все ети-ко-эстетические и религиозные положения, а также традиционные предложения \"метафизики\" австрийский мыслитель ог голошуе бессмысленными, потому что они не могут быть правильно выявлены в языке, а потому не относятся к \"миру фактического\" Последний ограничен \"мистическим\" - тем, что не выражено и есть интуитивное созерцание \"мира \"в целом с\" точки зрения вечности \"Философия, по Витген-штейн, не стремится к истине, она не есть теория, а суть аналитическая деятельность с прояснения языка, устранения неточностей в обозначениях, порождающие во \"метафизические\" предложения, усунення неточностей у позначеннях, які породжують "метафізичні" речення. Неопозитивизм основывает свой анализ науки на трех основных тезисах Во-первых, он четко разграничивает аналитические (логико-математической) и синтетические (фактические, эмпирические) высказывания Первые являются элементами формальной структуры теории и не имеют познавательного содержания Вторые составляют эмпирический базис теории во-вторых е, неопозитивизм основывается на редукционизм, т.е. утверждении о возведении всех содержательных высказываний теории к непосредственному опыту или высказываний о нем Втретьих, наше познание относится не до объективного мира, а к \"содержания сознания\": ощущений (наблюдений) и в фиксации их в языковых форма мовних формах. Неудивительно, что центральное место в неопозитивизме Венского кружка, ставший в 20-е годы ведущей неопозитивистского школой, заняло учение о \"верификацию\" (проверку) Принцип верификации сыграл в неопозитивистскому анализе тройную роль: его можно использовать для чувствительной проверки эмпирических высказываний, определение эмпирического значение терминов и высказываний и, наконец,, нарешті, \"демаркационного принципа \", что позволяет отделить эмпирические предложения от неэмпирических и прежде всего метафизических С этой точки зрения, если предложение не может быть верифицировано, то есть доведено до конечного числа актов опыта или высказываний о таких актах, и к тому же не является тавтологией, т.е. логико-ма-тематическим высказываются влюванням, то оно составлено с нарушением правил синтаксиса и потому бессмысленное Так, утверждение 2 х 2 = 4, на улице -4 ° принадлежат к эмпирическим, так как их легко проверитьи. Американский философ и логик Рудольф Карнап (18911970) отрицает мировоззренческий характер философии и выдвигает тезис, что логика науки есть анализ чисто синтаксических связей между предложениями понятиями и теориями Он отказывается от научного обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки Строя \"унифицированную язык науки\", он приходит вы исновку о недостаточности чисто синтаксического подхода и необходимость учитывать иаховувати і семантику есть отношение между языком и сферой предметов, описываемых На основе своей семантической теории Карнап строит индуктивную логику как вероятностную логику, развивает формализованную теорию индуктивных выводов, разрабатывает теорию семантической информации В работе \"Философские основы физики Введение в философию науки\" Рудольф Карнап писал, что он называет метафизическими все те предложения, которые претендуют на то, чтобы представлять знание о чем-то, что находится вы ище или вне всякого опыта, о реальной сущности вещей, абсолют Таким, например, является утверждение Фалеса, что первоначалом вещей является вода, Геракл-я - огонь, идея любого философа-монисто - в с ветви есть один першопочатопершопочаток. Эти предложения нельзя проверить Итак, неопозитивизм относит к \"метафизики\" и тем самым исключает из сферы от научного знания все философские проблемы, потому что они научно не осмыслены и их решение не может быть, в отличие от научного, признано истинным или ложным, они лишены смысла Как только неопозитивисты попытались фактически применить \"верификацию\" к конкретным философских утверждений, вия вилась практическая невозможность свести общие утверждения до единичных Кроме того, обще-позитивистская установка на толкование лишь \"непосредственно данное\" как единственно подлинной реальности поставила ба рьер в познании прошлого и будущего Так, немецкий философ и логико. Так, німецький філософ і логік Ханс Рейхенбах (1891-1953) заявил, что история философии не содержит в себе ничего, кроме ошибок Согласно Рейхенбаха, хотя объекты внешнего мира и познаются посредством чувственных впечатлений, но они не сводятся к ним Основным доказательством существования внешнего мира он считал наличие объектив в них причинных закономерностей, познание которых - цель науки В теории познания Рейхенбах отрицал идеалл совершенного доказательства и считал, что обоснование любого знания лучше всего достигается на пути к вероятностной логики Неопозитивисты, потерпев крах в попытках найти критерии оценки высказываний путем чувственной верификации, продолжили поиск в других направлениях Так появился \"семантический позитивизм\" представлен Альфредом Тарским, Стюартом Чей-зом, С Хайякавою Польский логик и математик Альфред Тарский (19021983) - один из главных представителей Львовско-Варшавской школы - внес значительный вклад в разработку методов решения проблемы решения, теорию моделей, теорию определенности понятий, развитие алге ебричних методов изучения вычисления предметов, в теорию логик с формулами бесконечной длины, многозначительную логику и другие разделы математической логики и принципов математики Этому посвящены его основн и труда \"Введение в логику и методологию дедуктивных наук\", \"Истина и доказательство\" В сочинении \"Понятие истины в формализованных языках\" Тарский дал определение классического понятия истины для большой группы формализма ванных мовеликої групи формалізованих мов. Представители \"семантики\" считают, что люди часто не понимают друг друга через неопределенность смысла употребляемых слов Слова, по мнению С Чейза, не имеют никакого значения, они лишь символы, подобно X или В Столкновение идей имеет своим источником только терминологическую несогласованность Мысль о \"конвенциональный\" (договорной) характер исходных принципов математики, выдвинута французским математиком Анри Пуанкаре, распространяется семантики на любое теоретическое знание Смысл высказывания, согласно \"конвенц-ионал листською \"теорией, определяется не его объективным содержанием, а местом данного высказывания Вопрос о реальности, правдивость или ошибочность высказывания является вопросом сугубо внутренним относительно некоторой системы темы, \"языкового каркаса\" Быть реальным - значит быть элементом системыбути елементом системи. Реальность отождествляется с теми или иными формами ее отражения (с \"языковым каркасом\") Четвертая историческая форма позитивизма - постпозитивизм Постпозитивизм - это общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену тем, которые были благосклонны к методологии логического позитивизма или нео опозитивизму Постпо-зитивизм не представляет собой особый философское направление, течение или школу Постпозитивизм - это этап в развитии философии наук, этап в осмыслении философских проблем, возникающих в связи 'связи с развитием научного знанияня. Формирование постпозитивизма, его появление связано с изданием в 1959 г английского, методологической работы Карла Поппе-ра \"Логика научного открытия\", а также в 1963 г. книги Томаса Куна \"структура ура научных революций \"Постпозитивизм - это фаль-сификационизм це фаль-сифікаціонізм К Поппера концепция научных революций Т Куна, методология научно-исследовательских программ Лакато са концепция неявного знания Полани а также концепции Тул-мина, Агасси, Селларса и многих других философов С конца 50 - начала 60-х годов неопозитивизм развивается в двух направлениях: \"лингвистического позитивизма\" основанного австрийским философом Людвигом Витгенштейном, и \"позитивизма\", который опирается на труды английского философа Карла Поппера (1902-1994) Л Витгенштейн призвал искать не объекты, которые соответствуют словам, а функции \"слов в человеческой деятельности\" К Поппер сначала предложил заменить \"верификацию\", направленную на установление пр равдивости утверждений путем их непосредственного сравнения с фактами, принципом \"фальсификации\", то есть поиском является утверждение", тобто пошуком є твердження. К Поппер отказывается от истины как цели познания, говоря, что ее нельзя достичь, вводит понятие \"правдоподобие\" Факты реального мира могут лишь опровергнуть и никогда не могут подтвердить содержание теоретических построений Поп-пер отделяет знания от субъекта, придает ему самостоятельного статуса, подобно статуса идет ей у Платона Свою теорию К Поппер назвалав \"критическим реализмом\" В противоположность намерен логических эмпириков сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации, Поппер в работе \"Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релят тивизму \"выдвинул в качестве основной задачи философии проблему демаркации - отделения научного знания от ненаучногонаукового. Методом демаркации за Поп-пером, фальсификация - принципиальное опровержение (фальсификованисть) любого научного утверждения В работе \"Логика и рост научного знания\" мыслитель пытается доказать, что рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений, в результате чего водовороте ишуються научные проблемы Выдвинутая Поппером метафизическая теория \"трех миров\" утверждает существование физического иснування фізичного і ментального миров, а также мира объективного знания не сводимые друг к другу Реализация программы построения теории роста научного знания натолкнулась на серьезные трудности, связанные с абсолютизацией Поппером принципа фальсификации, отказом от признания объективной истинно ости научного знания, конвенционализм в трактовке исходных принципов знания и отрывом объективного знания от познающего субъекта Доказана также внутренняя противоречивость предложенного им критерия в цинка вероятности научных теориий. С критикой К Поппера выступил английский историк Имре Лакатос (1922-1974) попперов концепция, по его мнению, противоречит реальному функционированию науки в обществе, поэтому он выдвигает \"методологию исследовательских программ\" согласно которой развитие научного знания происходит через серию теорий, последовательно сменяющих друг друга и имеют единые базисные положения Методология Лакатоса рассматривает рост \"зрелой\" (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий Эта непрерывность обусловлена??нормативными правилами исследовательских программ, приписывают ь, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследованияослідження (\"положительная эвристика\") а каких путей следует избегать (\"негативная эвристика\") Другие структурные элементы исследовательских программ - \"твердое ядро\" (в него входят фундаментальные предположения программы которые нельзя условно опровергнуть) и \"защитный пояс\", состоящий из вспомогательных гипотез (он обеспечивает сохранение \"твердого ядра\" от опровержений и может быть модифицирован, частично или полностью зам минений при сталкивания с контрпримерами) В развитии исследовательской программы, как считает историк науки, можно выделить две основные стадии -дві основні стадії - прогрессивную и вырожденные На прогрессивной стадии \"положительная эвристика\" активно стимулирует выдвижение гипотез, распространяющих эмпирический и теоретический смысл Однако дальнейшее развитие исследовательской программы резко замедляется, ее \"поз положительная эвристика \"теряет эвристическую прочность, в результате чего растет количество гипотез, касающихся лишь частным случаемлише окремого випадку. Конечно, методология Лакатоса не может претендовать на универсальность: как продуктивный способ историко-научного исследования она только может быть применена на определенном этапе развития науки Американский философ Пауль Фоерабенд (родился в 1924 г.), пытаясь улучшить теорию \"критического рационализма\", выдвигает принцип \"теоретического плюрализма\", или пролиферации (размножение) теорий, является существенной чертой развития научного знания Он утверждает, что ученые должны пытаться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями Создание таких альтернатив в них теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки Принцип пролиферации призван обосновать, за Фоерабендом, плюрализм в методологии научного познанияння. Историк и философ науки отрицает существование теоретически нейтральной эмпирической языка, считая, что все научные термины \"теоретически нагружены\" Значение научных терминов детерминируется той теории, к в которую они входят, а потому в условиях перехода термина от одной теории к другой его значение полностью меняется, каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов Отсюда Фоерабенд приходит ь к тезису о несопоставимость альтернативных теорий, конкурирующих и сменяют друг друга, их нельзя сравнивать как в отношении к общему эмпирического базиса, так и с точки зрения общих логико-мето логического стандартов и норм, поскольку каждая теория устанавливает свои собственные нормвласні норми. Фоерабенд предлагает свой путь гуманизации науки, так называемый \"методологический анархизм\" Но критикуя эмпиризм, он отрицает какую-либо регулирующее влияние эмпирического материала на отбор теории не существует т такой идеи, пусть древнейшей, найаб-сурднишои, которая не была бы способна совершенствовать наше знание Позиция П Фоерабенда мало чем отличается от \"принципа терпимости\" Р Карнапрпимості" Р. Карнапа. Каждый ученый может разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на неточности, критику и противоречия Деятельность ученого не подлежит никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки, за Фоерабен ндом, иррациональный: новые теории побеждают не вследствие большей рациональной обоснованности, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников Поскольку наука иррациональна, то она ничем не в идризняеться от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии Поэтому Фоерабенд требует освободить общество от \"диктата науки\", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии й равные права в общественной жизни Конечно, такая концепция, опирающаяся на агностицизм и прагматизм, противоречит реальной научной практике и истории наук історії науки. Таким образом, постпозитивизма как определенному этапу в эволюции философии науки присущи такие черты: - постпозитивисты отходят от ориентации на символическую логику и обращаются к истории науки, их все больше интересует соответствие умственных моделей реальном научному знанию и его истории; - если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного знания, то постпозитивизм главной проблемой философии науки делает понимание развития научного знания; - постпозитивизм смягчает дихотомию эмпирического - теоретического исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования; - постпозитивисты отказываются провести четкую линию между ненаучные и философией Они признают осмысленность философских положений и неусуненисть их с научного знания Фоерабенд, например, вообще отказывается видеть любую разницу между наукой, мифом и философией; - представители постпозитивизма главным объектом своего внимания сделали развитие знания а для этого они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и изменений научных теорий и идей; - постпозитивизм поставил под сомнение тезис логических позитивистов о несомненный прогресс науки и потребовал доказательств прогрессивного развития научного знания; - все представители концепции постпозитивизма так или иначе отталкиваются в своих рассуждениях, в постановке и решении методологических проблем от позитивистской методологии Таковы некоторые особенности философских построений постпо-зитивизму В середине 70-х годов усилиями Фоерабенда оказалось, что создание общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки, - дело безнадежное Представители логического позитивизма были уверены ни в том, что философия науки сама является наукой, а следовательно, должна существовать одна общепризнанная методологическая концепция Постпозитивизм породил много таких концепций, но \"правильной\", адекватной считал ли еще одну Однако оказалось, что для философии науки характерен плюрализм и не может быть в ней общепризнанных концепций и решений Так закончился этап постпозитивизма, оставив такие методологические проб леммы: фальсификации, правдоподобия научных теорий, рациональности, понимание, социологии знания Эти проблемы прижимают все большее внимание, однако их обсуждение уже выходит за пределы постпозитивизм постпозитивізму.
|